Текущее время: 22 окт 2017, 03:08
Проводится набор на обучение: clubmagics.com/viewtopic.php?f=5&t=11637.


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Дом, который построил Бьёрн
Новое сообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 15:27 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 20 мар 2013, 16:20
Сообщений: 4018
Откуда: Север
Cпасибо сказано: 3881
Спасибо получено:
8853 раз в 3382 сообщениях
Магическое направление:: руны и многое другое
Очков репутации: 1713

Добавить очки репутации
Дом, который построил Бьёрн


Прежде чем рассказывать собственно о викингах, надо поподробнее приглядеться к тому дому, из которого они уходили, отправляясь в поход на корабле.

В популярной, а иногда даже и в научной литературе, рассказывая о какой-либо эпохе, временами начинают сравнивать между собой достижения разных народов – одни «уже» создали своё государство, приняли ту или иную религию, использовали те или иные орудия труда, а другие «ещё» нет. При этом нередко стараются всячески выпятить достижения того народа, к которому сами принадлежат, а иногда «из лучших побуждений» не стесняются даже подтасовывать научные факты.

Как будто от того, что разным народам в разное время потребовалось государство, определённая идеология и паровая машина, зависит, следует ли гордиться своими древними предками или мучиться комплексом неполноценности!

Каждый народ имеет равное право на национальную гордость, а духовную и материальную культуру создаёт такую, какая ему лучше подходит по объективным условиям жизни.

Это следует помнить, рассматривая древнескандинавское жилище. Автору этих строк приходилось читать, как дома, в которых рождались викинги, сравнивали с каменными строениями тогдашней континентальной Европы и вовсю называли «примитивными» и чуть ли не «первобытными». Справедливо ли это? А если и справедливо, – ну и что?

Каждый народ строит так, а не иначе не потому, что «не умеет», а потому, что на вековой практике убедился: именно так по условиям его жизни – лучше всего. Естественно, всё это с поправкой на исторический прогресс, вызывавший к жизни разные новшества.

Древнескандинавский род, с которым мы познакомились в предыдущих главах, обычно жил, как уже упоминалось, под одной крышей. Для того, чтобы вместить сразу несколько поколений, строение требовалось обширное. Дом делали в виде длинного бревенчатого сруба; иногда, если в нём жили разные женатые пары, сруб разгораживали внутри на клетушки. Если же дом предназначался для общих сборов большой семьи или если он принадлежал дружине воинственного вождя, внутренних помещений не отгораживали.

Первейшей заботой древнего человека было тепло. Поэтому в домах викингов совершенно отсутствовали окна. Зато бревенчатые стены сруба, для лучшей теплоизоляции, засыпали снаружи землёй и камнями. Сквозь толстые стены не мог проникнуть никакой мороз, никакой ветер. Да и врагам, когда они появлялись, подобный дом не так-то легко было зажечь (хотя, как свидетельствуют старинные хроники, иногда управлялись). Крышу выстилали берёстой, чтобы внутрь не проникал дождь; древние строители умели подбирать подходящие материалы и хорошо знали, что берёста трудно поддаётся гниению. Неотапливаемые хозяйственные постройки так и оставались под берестяными крышами, а вот крышу жилого дома покрывали поверх берёсты ещё и дёрном. Крыши были довольно пологими, и дёрн с них не съезжал. Летом на них зеленела трава, распускались цветы… Подобный способ настилать крышу был очень практичным. В Стокгольме, в Скансене – этнографическом музее под открытым небом, – можно видеть дома под земляными крышами, выстроенные почти тысячелетием позже эпохи викингов – в XIX веке.

В зимнюю пору дом викингов походил на длинный сугроб, над которым вился дымок, а летом – на огромный, вросший в землю обомшелый валун.

Земляная крыша, однако, получалась тяжёлой. Чтобы она не провалилась вовнутрь, а стены под её тяжестью не разъехались в стороны, крышу подпирали изнутри брёвнами. Для этого брали крепкие стволы с развилинами наверху и уже в эти развилины укладывали стропила. Раскапывая сегодня остатки древнескандинавских домов, археологи находят в полу углубления, расположенные в два параллельных ряда, а в углублениях – остатки сгнившего дерева. Тысячу лет назад в них стояли столбы с развилинами, поддерживавшие тёплую крышу. Этим предназначение столбов, конечно, не ограничивалось: на них вешали одежду, оружие, предметы хозяйственного обихода. К столбам крепились и лавки, тянувшиеся вдоль стен. Днём на этих лавках сидели, ночью – спали. В боковых сторонах столбов делались пазы, и на ночь в эти пазы вставляли особые доски, превращавшие лавку в уютное спальное место. Хозяева украшали эти доски резьбой, передавали их из поколения в поколение и очень ими гордились. Если кто-то осмеливался украсть или испортить такую доску, это расценивалось как серьёзное оскорбление и могло привести к ссоре, судебному разбирательству и даже кровавой вражде.

В литературе за этими досками закрепилось название «скамьевых», но, думается, это не совсем верно. Доски укрепляли не на скамьях, бывших, как известно, переносной мебелью, а на лавках, намертво приделанных к стенам.

В доме обычно бывал всего один вход. Располагали его всегда с южной, солнечной стороны. Как уже говорилось, окна в домах отсутствовали, поэтому солнечный свет и тепло могли проникнуть в дом только через дверь, и древние строители ни в коем случае этим не пренебрегали. Была и ещё одна причина ориентировать дом дверью на юг, пожалуй, даже более веская.

Дело в том, что юг с древнейших времён считался у североевропейских народов, в том числе у скандинавов и славян, «благой» стороной света. В самом деле: в нашем полушарии солнце днём проходит южной частью неба и поднимается всего выше, когда находится точно на юге. На западе оно «умирает», на севере же появляется разве только в заполярных районах в белую ночь. Вывод: юг связан с добром, со светлыми Богами, с жизнью и радостью. Север – со смертью, холодом и темнотой.

Через единственную дверь древние люди старались впустить в дом не только солнечный свет и тепло, но и божественную благодать. Археологи, изучившие остатки древних домов, пишут: в те времена подобного обычая придерживались не только скандинавы, но и другие народы, в частности, и наши предки славяне.

Рассуждая об удалённых от нас временах, вообще всегда надо учитывать, что воззрения и поступки древних людей очень часто объяснялись не только удобством и практической необходимостью, но и – зачастую даже в первую очередь – религиозно-магическими соображениями.

Так, например, упомянутое нами оружие развешивали по стенам и столбам не только и даже не столько затем, чтобы в случае чего его можно было сразу схватить, – оружию приписывалась волшебная сила, оно должно было не допустить в дом нечисть и зло, отогнать от спящих дурные сны…

Рассказывая о викингах и об их времени, мы ещё не раз и не два столкнёмся с подобным переплетением реального и волшебного миров. И почти в каждом случае выяснится, что похожие мифологические соображения бытовали, оказывается, не только у викингов, но и у славян и у других народов, причём иногда живших весьма далеко, так далеко, что ни о каком знакомстве со скандинавской мифологией не могло быть и речи. В чём же тут дело? В том, пишут учёные, что, на каком бы материке ни жил человек, он – человек. Со всеми присущими ему биологическими свойствами. Если взять китайца и шведа и обоим показать красный цвет, пульс участится у обоих. Показать им зелёное – оба успокоятся. Учёные пишут, что основные мифологические представления любого народа коренятся на самом глубоком уровне психики, буквально на стыке одушевлённого и неодушевлённого. Именно поэтому в обычаях и легендах очень удалённых друг от друга народов удаётся обнаружить множество общих черт, – что порой проливает неожиданный свет на самые на первый взгляд неразрешимые загадки.

Вот, например, очаг и его значение в жилом доме.

Древнескандинавский дом отапливался по-чёрному. Это значит, что дым не уходил наружу через дымоход, а поступал непосредственно в жилое помещение, чтобы выйти наружу через естественные щели, дверь и специальное отверстие в крыше – дымогон. Чтобы не выстудить дом, дымогон открывали и закрывали с помощью специального шеста. Древнерусские избы тоже топились по-чёрному, но у нас строили глиняные и каменные печи, пусть не имевшие дымохода, а в Скандинавии пользовались открытым очагом – обложенным камнями местом для постоянного костра на полу. Заметим, что в древнейшие времена то же самое имело место и у нас, не даром мы до сих пор говорим – «родной очаг», хотя никаких очагов давным-давно нет и в помине.


Священный очаг


Каждый из нас хотя бы краем уха слышал о том значении, которое древние люди придавали огню. В глубочайшей древности, когда первобытный род обитал в пещере или в лесу, огонь согревал, отгонял прочь ночных хищников и, вообще говоря, объединял людей, помогая им почувствовать себя родственниками. Надо ли удивляться, что с течением времени огонь костра, а потом и очаг превратились в настоящий символ дома и семьи, в нём обитающей?

Чужой человек, вошедший в дом и обогревшийся у очага, становился своим. Родственником. Его уже нельзя было не то что обидеть – его защищали, как своего. У очага считалось невозможным произнести бранное слово: это могло оскорбить священный огонь.

На Руси, например, в старину существовало даже выражение: «Сказал бы я тебе… да не могу, печь в избе!» Сваха, приходя сватать девушку, первым долгом грела руки у печи (даже летом, когда печь не топили): считалось, что таким образом она привлекает на свою сторону дух домашнего очага, становясь под его покровительство. Когда жених шёл к дому невесты, ему метали под ноги горячие угли: если огонь почему-то невзлюбил парня, считает его недостойным, он не пустит его на порог. А когда молодая жена входила в дом мужа, она обходила очаг и сжигала в нём три своих волоска…

Садясь за стол, и славяне, и скандинавы «угощали» огонь первым кусочком еды, выливали в него немного напитка. Когда викинги собирались на праздничный пир, за выпивкой было принято произносить обеты: совершить воинский подвиг, добыть некоторый предмет, выполнить трудное дело. Пиво или напиток «скир» из кислого молока наливали в кубки или рога и, прежде чем выпить, проносили их над огнём: огонь должен был очистить сосуд и напиток в нём, а значит, донести произносимый обет до слуха Богов и придать ему священную силу.

Святость семейного очага, естественно, распространялась и на пищу, которую на нём готовили.


_________________
Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
За это сообщение пользователю Scarlett. "Спасибо" сказали:
Mona
 Заголовок сообщения: Re: Дом, который построил Бьёрн
Новое сообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 15:31 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 20 мар 2013, 16:20
Сообщений: 4018
Откуда: Север
Cпасибо сказано: 3881
Спасибо получено:
8853 раз в 3382 сообщениях
Магическое направление:: руны и многое другое
Очков репутации: 1713

Добавить очки репутации
Еда и жертвенные пиры


Вкусившие пищу, приготовленную на одном очаге, опять-таки считались роднёй. Того, с кем делился едой, уже невозможно было убить: такое убийство уподобили бы убийству родственника – самому, по мнению древнего человека, страшному преступлению. (Вспомним: как ни страшна любая война, «братоубийственная война» звучит особенно страшно.) Теперь ясно, что встреча гостей «хлебом-солью» – не просто «прекрасный русский обычай», как мы привыкли считать. По своей сути это настоящий мирный договор между хозяевами и гостями. Мы вкусили от одного хлеба, теперь мы – родня, между нами уже не может быть вражды!

Говоря о еде, следует сразу упомянуть о священных жертвенных пирах. Жертвование у древних народов чаще всего представляют себе как торжественное сжигание приношений, в том числе и пищевых продуктов. Так поступали, например, древние греки, полагавшие, что дым от сожжения возносится на небо к Богам и там вновь обретает черты пиршественного угощения. Однако при этом забывают, что в жертву чаще всего приносилась не вся, скажем, туша животного, а только её часть: остальное с песнопениями и обрядами съедали сами люди. Если немного подумать, то смысл такого деяния становится очевиден. Люди приглашали Богов разделить с ними трапезу, а значит, породниться и в дальнейшем вести себя друг по отношению к другу, как положено доброй родне.

У славян и у скандинавов жертвоприношения чаще всего имели характер священных пиров, на которых рядом с людьми незримо (а если верить легендам, то порою и во плоти) присутствовали Боги. С другой стороны, любое вкушение пищи имело, хотя бы отчасти, характер жертвоприношения. И соответственно обставлялось. Сохранились ли отголоски такого обычая до наших времён? Достаточно вспомнить, как мы готовимся к приходу в дом долгожданного друга, готовим далеко не будничные блюда, выставляем на стол хмельные напитки. Эти последние, кстати, имеют особенное значение: когда-то давно они употреблялись с целью на какое-то время «освободить» человека от его телесной оболочки, вызвать транс и видения, свидетельствовавшие, по мнению древних, об общении с высшими, потусторонними силами. Вот и наш с вами праздничный обед – отголосок древней жертвенной трапезы, которой благодарили Богов, приведших в наш дом доброго гостя…

Скандинавы готовили пищу, как правило, в железных котлах, которые подвешивались над огнём с помощью крюка и цепи. Пустые котлы лежали на поперечных балках, тянувшихся от стены до стены. Обычай подвешивать котёл очень долго держался у скандинавов и родственных им народов – немцев и англичан, а также у близких соседей – финнов. Отправляясь в поход, скандинавские викинги брали с собой раскладные треножники для котлов.

По мнению некоторых учёных, вообще можно довольно чётко провести в Европе границу расселения славянских и германских народов, если посмотреть, как в данной местности готовят еду. Дело в том, что славяне с давних времён предпочитали горшки не подвешивать, а ставить на угли или возле огня. А в Северных Странах и Англии даже хлеб порою пекли с помощью котла: укладывали в горячую золу тесто, накрывали котлом и засыпали углями.


Хлеб


Самая ранняя хлебная печь найдена скандинавскими археологами в слоях, относящихся к XI веку; она имеет куполообразную форму и, по мнению учёных, использовалась сразу несколькими семьями, жившими окрест. Возле печи нашли и остатки кочерги, сделанной из… буковой древесины. Одновременно с печами, по мнению археологов, появился в Скандинавии и «настоящий» ржаной хлеб. Большей частью, однако, хлеб, вернее, маленькие лепёшки из бездрожжевого теста, пекли над углями на небольших круглых железных сковородках с длинными ручками. Чтобы не держать всё время на весу, их, вероятно, ставили на горячие камни очага. Такие сковородки очень часто находят в погребениях, относящихся к эпохе викингов, по всей Скандинавии. Были найдены учёными и хлебные лепёшки. Они, как правило, невелики, сантиметров шесть в диаметре и около полутора сантиметров толщиной.

Хлеб выпекали из ржи, ячменя и даже гороха, в тесто добавляли отруби и смолотую сосновую кору. Конечно, не грубый верхний слой – в пищу шла более нежная волокнистая часть, прилегающая к древесине. Её употребление не следует рассматривать как признак беспросветной бедности и постоянного голода. Например, финские сказания повествуют о том, как дочь знатных и состоятельных родителей «рыбой вкусною питалась и корой сосновой мягкой». Люди просто старались не пренебрегать ничем, из чего можно было бы извлечь пользу.

Зерно на муку мололи с помощью ручных мельниц. Каменные жернова, вращать которые исстари считалось тяжёлой работой, удостоились упоминания в легендах. В частности, сохранились предания о чудесных мельницах, умевших «намолоть» всё, что им ни прикажи: серебро, золото и даже «мир и удачу». Попав в руки к неумеренно жадному человеку, такие мельницы неизменно наказывают его за алчность, после чего разрушаются или исчезают в морской глубине.

Чаще всего мельницы высекали из камня местных пород: в найденных остатках хлеба учёными обнаружена пыль от каменных жерновов, стиравшихся при работе. Более тонкая мука получалась, когда использовали привозные жернова, изготовленные из вулканической лавы. Такие жернова могли себе позволить не в каждом хозяйстве. Привозили из других стран и муку, в том числе и пшеничную. Скандинавские сказания упоминают «тонкий и белый хлеб из пшеницы», который подали одному из Богов в доме богатого предводителя.

Хлеб был весьма немаловажным продуктом питания, но всё-таки не главнейшим. Видимо, в силу климатических условий в Скандинавии так и не сформировалось мощной «культуры хлеба», как, например, у нас на Руси. Автор этих строк имел возможность лично убедиться, что и тот хлеб, который употребляют современные скандинавы, не идёт с русским ни в какое сравнение. Не был он «всему головой» и в древние времена.


_________________
Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 Заголовок сообщения: Re: Дом, который построил Бьёрн
Новое сообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 15:32 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 20 мар 2013, 16:20
Сообщений: 4018
Откуда: Север
Cпасибо сказано: 3881
Спасибо получено:
8853 раз в 3382 сообщениях
Магическое направление:: руны и многое другое
Очков репутации: 1713

Добавить очки репутации
Хмельные напитки


Учёные пишут: в эпоху викингов гораздо больше зерна шло на приготовление браги и пива, чем на выпечку хлеба. А вот как старинные скандинавские сказания описывают неурожайный год: «не было ячменя даже на то, чтобы сварить пиво…»

Другую разновидность хмельного питья готовили на основе мёда, – германские языки сохранили его названия, в которых явственно слышится общий у славян и германцев корень «мёд». В древних документах упоминается и ещё один алкогольный напиток, который делали из сыворотки от сквашенного молока. Назывался этот напиток «скир».

О том, какое значение приписывалось хмельным напиткам, было уже сказано выше. Основным алкогольным напитком было пиво, приготовленное из ячменного солода, позже – с применением хмеля. По некоторым данным, в небольших количествах готовили фруктовое и ягодное вино, но учёные полагают, что применяли его исключительно при богослужениях. «Настоящее» виноградное вино было только привозным и рассматривалось как величайшая роскошь.

Праздничные пиры устраивались нечасто, но уж когда они происходили, всевозможные напитки лились буквально рекой. Во время приготовления никакой очистке они не подвергались, поэтому, как пишут специалисты, жуткое похмелье пирующим было обеспечено. Тем не менее считать викингов беспробудными пьяницами вовсе не следует.

Дистиллированные продукты, вызывающие физиологическую зависимость, являлись большой редкостью. К тому же древние люди были прекрасно осведомлены об отрицательных последствиях пьянства. Сохранились религиозные тексты, в которых устами Богов делается предостережение:

Меньше от пива
пользы бывает,
чем думают многие;
чем больше ты пьёшь,
тем меньше покорен
твой разум тебе.
Цапля забвенья
вьётся над миром,
рассудок крадёт…
…лучшее в пиве —
что хмель от него
исчезает бесследно.
В другом месте упоминается, как один конунг во хмелю свалился в необъятный котёл для варки пива и утонул в нём. Правда, часть учёных полагает, что это предание не столько предостерегает пьянчужек, сколько рассказывает, уже в переосмысленном виде, о ритуальном жертвоприношении неудачливого вождя – явлении, в эпоху викингов ставшим редкостью.

Прежде чем закончить об алкогольных напитках, хочется рассеять одно любопытное заблуждение. Иногда в литературных произведениях описывается, как «кровожадные викинги» на своих пиршествах поднимали чаши, сделанные из черепов поверженных врагов. Картина, прямо скажем, впечатляющая, только в действительности викинги ничем подобным не занимались. Всему виной… ошибка переводчика.

Когда цивилизованный мир открыл для себя древнескандинавскую культуру, сохранившиеся старинные рукописи стали переводить на различные современные языки. Знатоков древнего наречия катастрофически не хватало, поэтому широко использовались переводы с перевода: кто-то переводил оригинал, допустим, на немецкий язык, другой человек уже с немецкого – на французский и так далее.

При этом нередко забывали, что язык древних скандинавских сказаний поразительно богат поэтическими метафорами и иносказаниями. Об этом будет рассказано в другой раз, а пока лишь упомянем, что в одной из знаменитейших песен герой предвкушает, как после мужественной гибели он будет пировать в чертогах Богов и станет там вкушать мёд из «гнутых мечей лба зверя». На самом деле это выражение означает «бычий рог», но в результате «испорченного телефона» получились «вражеские черепа». Так и пошла гулять по свету ошибка, немало, к сожалению, повлиявшая на расхожее представление о викингах и их нравах.

В своих застольях викинги пользовались и деревянными чашками, но рога, видимо, были одним из древнейших и самых распространённых сосудов, из которых вкушали хмельные напитки. И это не случайно.

Вспомним: пиры с опьяняющими напитками первоначально имели религиозно-магический смысл. Чего чаще всего просили у могущественных Богов? Скандинавские сказания сохранили формулу: «урожая и мира». А древнейшим символом плодородия были именно бык и корова! Согласно скандинавским легендам, самого первого разумного жителя Вселенной «вылизала» из солёного камня корова по имени Аудумла… Поэтому древним людям казалось вполне естественным, обращаясь к Богам за плодородием, наливать жертвенный напиток именно в рог, благо форма у него подходящая.

Если позволял достаток, кончик и устье рога оковывали металлом, чаще всего серебром. Серебряную пластинку вокруг устья покрывал замысловатый узор, тоже, если присмотреться, вполне «божественного» содержания. Когда начали появляться стеклянные сосуды для питья (в эпоху викингов их привозили в Скандинавию из Германии), они нередко повторяли своей формой всё тот же рог.

Вот эти-то рога или похожие на них сосуды и проносили, как уже говорилось, над святым огнём очага, произнося на пиру обеты. Религиозные тексты недаром предостерегали против хмельного: легенды упоминают о подобных обетах, оказавшихся невыполнимыми, а то и попросту гибельными. Например, один персонаж в пьяном виде поклялся… завоевать для себя невесту любимого брата. Протрезвев, парень горько сожалел о вырвавшихся словах, но поделать ничего уже не мог: он произнёс обет перед Богами, пришлось выполнять. Кончилось дело, понятно, трагедией. Вот такой страшный смысл могла приобрести в верующей древности ситуация, о которой мы посейчас говорим: «слово не воробей, вылетит – не поймаешь…»

Об отношении к Слову будет рассказано опять-таки в другой раз, а пока лишь напомним сказанное выше: рассуждая о древних временах, никогда не следует упускать из виду религиозные соображения, определявшие жизнь и поведение людей едва ли не в большей степени, чем более понятные для нас, нынешних, практические мотивы.

Возвращаясь к рогу, упомянем, что наполненным его невозможно положить или поставить на стол, не разлив содержимого. Каждый раз, когда рог наливали, его следовало осушить. С этим обстоятельством связана одна из легенд о похождениях Тора, скандинавского Бога Грозы. Однажды ему случилось забрести в страну злых великанов, и местные силачи предложили Богу Грозы помериться силой. Одно из испытаний заключалось в том, чтобы единым духом опорожнить очень большой рог. Тор приложил все усилия, но испытания не выдержал и был сильно пристыжен: уровень жидкости внутри рога лишь чуть-чуть опустился. Только потом ему объяснили, что другой конец рога был магическим образом… соединён с Океаном, обтекающим «круг земной». Тут-то понял Бог Грозы, почему пиво с самого начала показалось ему невкусным, горько-солёным…

Более реалистические повествования не раз упоминают, как такая-то красавица подносила молодому викингу рог с пивом и он «взял и рог, и её руку», усадил девушку рядом с собой, долго беседовал, пришёл в восторг от её красоты и, пуще того, мудрых речей и, конечно, влюбился. Обычно в таких повествованиях пиво герою подносит хозяйская дочь, что, естественно, было немалой честью для гостя.

Разливали напитки из больших сосудов, допустим, бочонков, с помощью специальных черпаков. Археологи обнаружили их при раскопках: они очень красивы, сплошь покрыты узором и явно предназначены для торжественного, праздничного застолья. Варили же пиво в больших железных котлах. Как водится, предания о Богах и это обстоятельство не обошли стороной. В другой легенде о похождениях Тора рассказывается, как Бог Грозы добывал вместительный пивной котёл для пиршества, намеченного Богами. С трудом удалось подыскать нужный котёл, причём опять-таки в стране великанов; прежде чем заполучить его, Тору пришлось переделать для хозяина-великана множество дел, выдержать опасные испытания, а под конец даже принять бой.

Котёл для варки пива фигурирует и в легендах о другом скандинавском Божестве – Эгире, повелителе подводного царства. Выше уже говорилось, что он часто выступает в сказаниях как гостеприимный хозяин, устроитель пиров, на которые собираются Боги. Так вот, в промежутках между пирами Эгир… варит в своём котле морские шторма. А по некоторым данным, древние скандинавы иногда уподобляли само море гигантскому пивному котлу!


_________________
Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Последние темы


В случае возникновения технических и иных проблем ..

Техническая поддержка -
xomochka-09@aaanet.ru
.Если Вы не можете войти, не работает аккаунт или не получается попасть на форум, свяжитесь пожалуйста с технической поддержкой.
альтернативный текст
для отправки сообщения можно также просто нажать на иконку с конвертом.

Покормить магического зверя

Страшилка на ночь

Наши друзья

дддд

Флаги

free counters

Снять стресс.Погадать с котом

работает в тестовом режиме для браузеров Firefox

Баннеры


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB