Текущее время: 29 мар 2024, 05:04


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: И-инь
СообщениеДобавлено: 09 авг 2013, 13:49 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
И-инь

伊尹, в древнекитайской мифологии легендарный мудрец, живший будто бы в конце дин. Ся. Согласно древним преданиям, И Инь был черен, у него не росли ни брови, ни усы, ни борода. Он родился в маленькой стране Юсинь. Однажды ночью матери И-иня явилось во сне божество и сказало, что когда по реке приплывет деревянная ступка, женщина должна уйти из селения и не оборачиваться. Женщина так и сделала. Часть соседей последовала за ней. Пройдя 10 ли, женщина обернулась и увидела, что позади нее все залито водой. В то же мгновение женщина превратилась в тутовое дерево, в дупле к-рого нашли младенца и дали фамилию И по названию реки Ишуй («инь» – букв. «править», «управлять»). В легенде о чудесном рождении И-иня отразились в трансформированном виде архаические представления, связанные с мифом о потопе, по логике к-рого мать И-иня должна была, видимо, спастись в ступке, плывущей по реке. Однако сюжетная схема древнего мифа здесь разрушена. И-инь воспитывался на кухне и научился хорошо готовить, но прославился одновременно и своей мудростью, умением рассуждать об искусстве управления страной, к-рое он преподносил то легендарному жестокому Цзе, царю дин. Ся, то добродетельному царю Чэн Тану — основателю дин. Шан.

Источники:
Мэн-цзы и чжу («Мэн-цзы» с переводом [на совр. кит. яз.] и коммент.). Т. 1. Пекин, 1960; Лисевич И.С. Устное народное творчество и литературная проза в Древнем Китае // Литература Древнего Китая. М., 1969, с. 45–46.

Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 162–163.

Автор: Рифтин Б.Л.

И-инь (И [19]– управитель, инь [8] – название управляющей должности) в «Сунь-цзы» (XIII, 13) и «Мо-цзы» (гл. 9) именуется И Чжи 挚 (Чжи – имя), в «Ши цзи» (цз. 3) дополнительно почетным именем А/Э-хэн 阿衡 (Опора равновесия), в «Шу цзине» («Канон писаний», гл 36/44) и «Чжу шу цзи нянь» («Летопись бамбуковых письмен»/«Бамбуковые анналы» [3.5]) – Бао-хэн 保衡 (Хранитель равновесия), а в надписях на гадательных костях называется И-инем, И-мо и И-ши 示. Шан-иньская эпиграфика, в к-рой самая ранняя запись о нем датируется правлением У-дина (по традиц. хронологии, 1324 – 1266 до н.э.), подтверждает его историчность. Там он представлен связанным с Чэн Таном (Да-и) почитаемым сановником и, возможно, соправителем, к-рому приносятся жертвы (Чэнь Мэн-цзя, 1956), что совпадает со свидетельством «Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люя», XV, 1). Соответственно в «Шу цзине» его именем названа гл. 13 «И сюнь» («Поучения/описания И»), его авторству приписаны следующая глава в трех частях или три главы 14/14, 14/15, 14/16 «Тай-цзя» и он же выступает главным героем еще одной идущей следом гл. 15/17 «Сянь ю и дэ» («Вместе иметь одну благодать»).

В более поздних письменных памятниках образ И-иня перестает быть однозначным. В большинстве чжоуских и ханьских текстов он выступает как владеющий Путем-дао мудрый советник идеального государя, утверждающий, что «для владения Поднебесной нужно прежде овладеть самим собой», и создающий правильную государственную музыку («Люй-ши чунь цю», III, 3, V, 5). Согласно «Шу цзину» (гл. 36/44 «Цзюнь Ши» - «Государь Ши»), «Чэн Тан получил повеление неба, и тогда появился некто И-инь, сделавший его добродетель подобной небу» (пер. С.Кучеры).

Эта агиография развита в «Мэн-цзы» (V А, 7, V Б, 1, VI Б, 6), где И Инь представлен совершенномудрым (шэн [1]), исповедовавшим Путь-дао Яо и Шуня и несшим «бремя ответственности» (жэнь [5] 任) за Поднебесную как при порядке (чжи [6]), так и при смуте (луань), при любом государе и любом народе, а потому пять раз прихо-дившим к образцовому Чэн Тану и столько же к его конкуренту и анти-поду безобразному Цзе. Он спокойно пахал у себя в Ю-шэнь/синь (терр. рода Владеющих Копытнем в совр. пров. Шэньси, Шаньдун и Хэнань), поэтому в «Хуайнань-цзы» (гл. 11) отмечен в качестве специалиста по земледелию. Чэн Тан трижды приглашал И-иня к себе, после чего он согласился и стал его наставлять. Напротив, в «Мо-цзы» (гл. 9) и «Люй-ши чунь цю» (XIV, 2) рассказано, что он стал слугой у дочери правителя рода Ю-шэнь/синь, к-рый славился красавицами («Ши цзи» - «Исторические записки», цз. 4) и из к-рого происходила мать миф. императора Юя («У Юэ чунь цю» - «Вёсны и осени [царств] У и Юэ», цз. 6). Девушка вышла замуж за Чэн Тана, в доме к-рого И-инь сделался поваром. А начав говорить с хозяином о вкусе пищи, дошел до поучений о путях правителя и был назначен министром. Обе эти версии изложены Сыма Цянем в цз. 3 «Ши цзи» с добавлением и усложнением деталей, в частности, число приглашений ко двору увеличено до пяти.

Столь же неоднозначна история с посылкой Чэн Таном И-иня к Цзе, последнему порочному государю Ся. Сыма Цянем она описана нейтрально и без объяснений. В конфуцианской традиции, зафиксированной в комментарии Кун Ин-да (574 – 648) к «Шу цзину», И-инь явлен мудрым сановником, посланным в помощь заблудшему правителю. Напротив, в близком к даосизму энциклопедическом (эклектическом – цза-цзя) трактате «Люй-ши чунь цю» (XV, 1) и каноне школы военной философии бин-цзя «Сунь-цзы» (XIII, 13), данные к-рых совпадают с историч. традицией, отраженной в «Го юй» («Государственные речи», разд. «Цзинь юй» - «Речи [царства] Цзинь», ч. 1) и «Чжу шу цзи нянь», И-инь представлен разведчиком, посланным в стан врага на три года с использованием военных хитростей: Чэн Тан, демонстрируя показную враждебность, при расставании пускает в него стрелу. Находясь при дворе Цзе, И-инь соблазнил его любимицу Мэй/Мо-си 妹/末喜 и воспользовался полученными от нее сведениями для свержения Ся. В другом энциклопедическом трактате «Гуань-цзы» (гл. 80) он – экономический стратег, использовавший страсть Цзе к музыке и женщинам и разоривший его посредством неравноценного обмена женских украшений из ткани на зерно. Благостный образ И-иня завершает сообщение «Мэн-цзы» (V А, 6, VII А, 31) и «Ши цзи» (цз. 3) о том, что после смерти Чэн Тана И-инь сослал на три года его нерадивого внука Тай-цзя (по традиц. хронологии правил в 1753 – 1721), отвергнувшего заветы деда, в Тун(-гун) на его могилу (Кун Ань-го) или в летний дворец (Чжэн Сюань), после чего тот полностью исправился, возвратился в столицу Бо (по Чэнь Мэн-цзя, расположенную к юго-западу от Гушуцзи в пров. Хэнань), был провозглашен им Родоначальником Таем (Тай-цзун) и восславлен в трех главах «Поучений/описаний Тай-цзя» («Тай-цзя сюнь»), которые отождествляются с тремя главами «Тай-цзя» «Шу цзина». Однако другие источники («Го юй», «Чжу шу цзи нянь») рисуют обратную картину: И-инь во время семилетней ссылки Тай-цзя узурпировал престол, но Тай-цзя скрытно вернулся и убил его.

Источники:
Иванов А.[И.] Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы. Перевод. СПб., 1912, указ.; Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 74; Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ.; Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973, указ.; Конрад Н.И. Избр. труды. Синология. М., 1977, указ.; Го юй (Речи царств) / Пер. В.С.Таскина. М., 1987, указ.; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Люйши чунь цю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, указ.; Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь) / Пер. Ю.Л.Кроля. Т. I, II. М., 2001, указ.; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. М., 2001, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.; Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / Пер. А.И.Кобзева, А.Е.Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С.Попова. М., 2004, указ.; Бамбуковые анналы: древний текст / Пер. М.Ю.Ульянова. М., 2005, указ.; Legge J. The Chinese Classics. Hong Kong, 1960. Vol. III, pt I. р. 191 – 209. Рt II, p. 474 – 486.

Литература:
Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. СПб., 1994, указ.; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999, указ.; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.

Автор: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 467-468.

Авторы: Кобзев А.И., Рифтин Б.Л.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB