Текущее время: 18 июн 2018, 07:42


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Сага о крещении Исландии- Kristni saga
Новое сообщениеДобавлено: 18 янв 2018, 04:42 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 22203
Откуда: из загадочной страны:)
Cпасибо сказано: 5411
Спасибо получено:
58598 раз в 16200 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 6865

Добавить очки репутации
Сага о крещении Исландии
Kristni saga
Глава 1

Начинается сага о крещении. Христианство пришло в Исландию так: жил один человек по имени Торвальд, сын Кодрана, племянник Атли Сильного; а братья Кодран и Атли, в свою очередь, были сыновьями Эйлива Орла, сына Барда из Аля, сына Кетиля Лисы, сына старого Скиди. Кодран жил на хуторе Гиль-а (Река в ущелье) в долине Ватнсдаль (Озёрной) и был почтенным человеком. Его сын Торвальд странствовал по свету и одно время ходил в военные походы, но всю долю в добыче тратил на выкуп пленников, не оставляя ничего себе. От этого он снискал себе всеобщий почёт и любовь. Торвальд много путешествовал по южным краям. В Саксонии он встретился с епископом по имени Фридрик, принял от него крещение в правую веру и некоторое время сопровождал его в поездках. Торвальд попросил епископа съездить с ним в Исландию и окрестить его отца, мать и других родичей, которые захотели бы последовать его примеру. Епископ согласился на это.

Епископ Фридрик и Торвальд прибыли в Исландию на сто седьмое лето с её заселения. Тогда законоговорителем был Торкель Месяц1, а самые могущественные хёвдинги в стране были: на севере — Эйольв сын Вальгерда и Глум Убийца2, в долине Гуддалир — Арнорр Бабий нос, Торвард сын Бёдвара Мудрого и Старри с братьями3, а в долине Ватнсдаль — Торкель Хват. А на западе были Ари сын Мара, Асгейр сын Кнётта, Эйольв Серый, Гест Мудрый, Олав Паи, Стюр Убийца. Снорри Годи тогда было восемнадцать зим от роду, и жил он близ горы Хельгафелль4. Также среди могущественных хёвдингов был Торстейн сын Эгиля. А на юге5 — Иллуги Рыжий и Торкель Месяц, а также Тородд Годи, Гицур Белый, Асгрим сын Эллида-Грима, Хьяльти сын Скегга, Вальгард с Капища, Рунольв сын Ульва и сыновья Эрнольва из Лесов. А на востоке — сыновья Торда годи Фрейра, Халль со Склона, Хельги сын Асбьёрна, Бьярни Убийца и Гейтир6.

Говорят, что Торвальд с епископом ездили по северной четверти Исландии, и Торвальд рассказывал тамошним жителям о вере, так как епископ не понимал по-скандинавски. Я Торвальд рьяно проповедовал слово Божие, однако большинство почти не вняло их словам. Веру от него восприняли Энунд Христианин, сын Торгиля из долины Рейкьядаль (долины Дымов), сына Греньяда7 и Хленни Старый, сын Орма Карман-на-спине8, а также Торвард сын Бёдвара Мудрого с хутора Ас (Гребень) в Хьяльтадале, а Эйольв сын Вальгерда принял неполное крещение9.
Глава 2
О Торвальде и епископе

В первую зиму епископ и Торвальд жили у Кодрана в Гиль-а с тринадцатью человеками. Торвальд упрашивал отца креститься, но тот принимал это предложение неохотно. Близ Гиль-а стоял камень, у которого родичи приносили жертвы и считали, что в нём живёт их дух-покровитель10. Кодран утверждал, что не крестится до тех пор, пока не выяснит, кто сильнее: епископ или дух из камня. После этого епископ отправился к тому камню и пел над ним, пока камень не раскололся на куски. Тогда Кодран понял, что дух из камня потерпел поражение. И он позволил окрестить себя и всех своих домочадцев, кроме своего сына Орма11: тот не хотел принимать новой веры. Он переехал на юг в Боргарфьорд (Городищенский фьорд) и купил землю на Кваннэйри (Дягильной косе). Орм взял в жёны Торвёру дочь Эцура12 и Беру дочь Эгиля Скаллагримссона. У них родилась дочь Ингвильд, которая вышла замуж за Хермунда сына Иллуги13. Потом Орм женился на Гейрлауг, дочери Стейнмода из долины Дьюпидаль (Глубокой долины)14. Их дочь звали Бера, и она вышла за Скули сына Торстейна15.

Епископ и Торвальд посторили себе жилище на хуторе Лэкьямот (Слияние ручьёв) в долине Видидаль и жили там четыре зимы. Они ездили по всей Исландии и проповедовали веру. Однажды осенью епископ и Торвальд гостили в Ватнсдале на хуторе Гильа у Олава16. Туда пришёл Торкель Хват и ещё множество народа. Среди них было двое берсерков, которых обоих звали Хаук. Они обижали людей, голосили и ходили сквозь огонь. Люди попросили епископа найти на них управу. После этого епископ освятил огонь, сквозь который они собрались пройти, и они сильно обожглись. И люди схватили их и убили, а потом отнесли на гору к ущелью. Потому это ущелье с тех пор так и называется — Хаукагиль (Ущелье Хауков). После этого Торкель Хват принял неполное крещение, и многие после этого случая крестились.

Торвальд с епископом отправились проповедовать на Западные фьорды. Они прибыли в Квамм, когда Торарин Конский Лоб проводил тинг; сам он в ту пору уезжал на тинг, а дома оставались его жена Фридгерд и его сын Скегги17. Торвальд рассказывал людям о вере, а Фридгерд в это время молилась языческим богам в капище; она слышала каждое их слово, а мальчишка Скегги смеялся над ними. Тогда Торвальд сказал такую вису:

С проповедью пришёл я —
Парень не внял поученьям.
Жреческое отродье
Ржать надо мной удумало.

А в капище бездумно
У алтаря старуха
Над скальдом зубоскалила…
Господь покарай коварную!

Насколько известно, ни одного человека на Западных Фьордах они не убедили креститься, зато в Северной четверти многие прекратили приносить жертвы языческим богам и разбили свои идолы, а иные отказались платить подати в капища.
Глава 3
О Торварде

Торвард сын Бёдвара Мудрого велел построить на своём хуторе в Асе церковь18. Местным жителям — язычникам это пришлось очень не по нраву.

Одного человека звали Клауви, сын Торвальда сына Рэва с Холма. Он был хёвдингом. Поступок Торварда ему очень не понравился, и он встретился с Арнгейром19, братом Торварда, и спросил его, что лучше: сжечь церковь или убить священника, которого назначил туда епископ.

Арнгейр отвечал: «Никому из моих приятелей я не позволил бы и пальцем тронуть священника; ведь даже за более мелкие деяния мой брат способен жестоко отомстить. А поджечь церковь — это хорошая мысль; но я этим заниматься не буду».

Немного позже Клауви отправился ночью к церкви и хотел поджечь её. С ним было ещё девять человек; а когда они вошли на церковный двор, им почудилось, будто из всех окон церкви рвётся пламя. Так они и уехали, потому что решили, что церковь загорелась. А когда он проведал, что церковь не сгорела, он отправился туда на следующую ночь с Арнгейром и вновь собрался поджечь её. Они вломились в церковь, и он поджёг сушняк. Огонь плохо разгорался. Тогда он лёг на пол и стал раздувать пламя через порог. И тут над его головой пролетела стрела и вонзилась в пол, а вторая прошла ему между рубахой и боком. Он выбежал, крича, что не собирается дожидаться третьей. Тогда Арнгейр отправился домой.

Эта церковь была воздвигнута за 16 зим до полного принятия христианства в Исландии; она стояла и тогда, когда епископом в Холаре был Ботольв, и ещё не была одета дёрном20.
Глава 4
О Торвальде

Епископ Фридрик и Торвальд поехали на тинг, и епископ просил Торвальда проповедовать там веру со Скалы Закона, чтобы он мог быть рядом, пока Торвальд говорит. Тогда Хедин со Свальбарда, что в Эйафьорде (Островном фьорде), знатный человек, сказал ему в ответ много злых слов. Хедин был сыном Торбьёрна сына Скаги. Он был женат на Рагнхейд, падчерице и племяннице Эйольва сына Вальгерд. Люди попросили одного скальда сочинить нид на Торвальда и епископа. И была сложена такая виса:

Девятерых
Епископ родил,
Всем им отцом
Торвальд был.

За этот нид Торвальд убил в поединке двоих. Епископ спросил его, отчего он так поступил.

— «За то, что они сказали, будто мы с тобой родили детей».

Епископ отвечал: «Они нас оболгали; но ты лишь усугубил дурную славу о нас; ведь это можно было понять и так, что я был духовным отцом твоих детей».

А когда Торвальд с епископом собрались ехать на тинг в Хегранесе (Цаплин мыс), язычники встретили их и побили камнями, так что они не смогли ехать дальше. После этого их объявили виновными по языческим законам.

В то лето после альтинга хёвдинги созвали дружины, собрали две сотни человек и поехали к епископу, чтобы сжечь его и его людей в доме. Перед тем, как въехать на хутор у Слияния ручьёв, они дали коням отдохнуть. Но едва они собрались снова сесть верхом, как над ними закружили птицы. Кони испугались их и сбросили всадников; при падении иные поломали руки, иные — ноги, а иные порезались о своё же оружие. У иных кони убежали. После этого все отправились восвояси.

Об этом набеге епископ и его приближённые узнали лишь потом. Тогда они уже три зимы прожили в Слиянии ручьёв. После того они прожили там ещё одну зиму. Потом они уехали из Исландии. Подплыв к Норвегии, они пристали в одной гавани. В той же гавани пристал Хедин из Исландии и уже успел отправиться в лес за дровами. Едва Торвальд обнаружил это, он пошёл туда в сопровождении раба и поручил ему убить его. Узнав об этом, епископ сказал, что теперь их пути должны разойтись, потому что Торвальд показал себя мстительным человеком.

Потом епископ уехал на юг, в Саксонию; там он и умер — и он считается настоящим святым. А Торвальд до поры стал ездить в торговые поездки.
Глава 5
О Тангбранде

Во времена конунга Харальда сына Горма архиепископ Альбертус из Бремена21 приехал в Орхус в Ютландии и основал там епископскую кафедру22. Одного его клирика звали Тангбранд, он был сыном бременского графа Вильбальдуса. Когда Тангбранд повзрослел, Хугбертус — епископ Кантараборга пригласил своего брата Альбертуса к себе. На пиру Хугбертус одарил Альбертуса и всех его спутников дарами.

Тогда епископ сказал Тангбранду: «У тебя повадка рыцаря, поэтому я дарю тебе щит, на котором начертан крест с образом Господнем; это означает твою учёность».

Немногим позднее Тангбранд встретился в Вендланде с Олавом Трюггвасоном. Олав спросил: «Кого это, распятого на кресте, почитаете вы, христиане?»

Тангбранд отвечает: «Господа нашего, Иисуса Христа».

Конунг спрашивает: «А за какую вину его распяли?»

Тогда Тангбранд доходчиво рассказал конунгу о страданиях Господа нашего и о знаке креста. Конунг попросил его продать ему этот щит, и Тангбранд отдал ему его, а конунг взамен отдал ему стоимость щита серебром и сказал: «Если тебе потребуется поддержка, приходи ко мне, и я отплачу тебе за щит».

Немногим позже конунг Олав принял крещение на островах Силли23 в Ирландии.

Тангбранд купил за то серебро одну красивую ирландскую рабыню. Но когда он привёз её домой, то человек, которого оставил у них в заложниках юный император Оттон24, захотел отобрать её у него, а он не захотел её отпускать. Тот заложник был могучим воином и вызвал Тангбранда на «баталию», и Тангбранд победил и убил его. Поэтому Тангбранду стало нельзя находиться в Дании, и он уехал к конунгу Олаву Трюггвасону. Тот хорошо принял его, Тангбранд был рукоположен в сан и некоторое время был придворным священником.
Глава 6
О Стевнире

Конунг Олав отправился из Ирландии на восток в Новгород, а оттуда в Норвегию, как написано в саге о нём, и проповедовал христианскую веру всему народу. Он повелел воздвигнуть первую церковь на острове под названием Мостр. Там он велел Тангбранду служить мессы и наделил его имуществом и землями. Но он был очень расточителен, и его богатства вскоре закончились. Тогда он раздобыл военный корабль, пошёл походом на язычников, много грабил, а добычу отдавал своим людям.

Конунг Олав прибыл в Норвегию в начале месяца гоа25. С ним было много исландцев. Одного из них звали Стевнир. Он был сыном Торгиля Эйливссона, сына Хельги Бадьи с мыса Кьяларнес. Конунг Олав послал Стевнира в Исландию в первое лето после своего возвращения в Норвегию, чтобы тот проповедовал там слово Божие. Но в Исландии его приняли плохо, а наихудший приём он встретил у своей родни; потому что тогда все жители нашей страны были язычниками. Он доблестно ездил и на север, и на юг и проповедовал истинную веру, но его учение мало кого привлекало. А когда он заметил, что его старания не приносят плодов, он принялся громить капища и рушить идолы. Тогда язычники собрались против него — и он вынужден был убираться на Кьяларнес к своей родне.

Его корабль стоял в устре реки Гува (ПарнАя река). К зиме вода стала прибывать и начались бури.

Корабль выбросило на сушу и слегка поломало; весной Стевнир велел починить его.

Тем летом на альтинге приняли закон, по которому родичи христиан могли обвинять их в святотатстве. Тем летом был обвинен Стевнир: его обвиняля родня, считавшая, что христианство — позор для их семьи. Сыновья Освивра Мудрого, Торольв и Аксель, Вандрад и Торрад, обвинили его, а Оспарк остался безучастным.

А Стевнир сказал: «От такого обвинения мне не сделается вреда. Но вас за него через несколько зим постигнет большое несчастье».

Летом Стевнир уехал в Норвегию, и конунг Олав хорошо принял его.
Глава 7
О Тангбранде

Когда конунг Олав расспросил о бесчинствах Тангбранда, он вызвал его к себе, обвинил его и сказал, что не желает иметь у себя на службе грабителя. Тангбранд попросил конунга послать его в поездку с каким-нибудь трудным поручением.

Конунг ответил: «Я помирюсь с тобой, если ты съездишь в Исландию и крестишь эту страну».

Тангбранд ответил: «Я рискну».

Тем летом Тангбранд отправился в Исландию. Он пристал в Альфтафьорде — северном26 в бухте Сельваг к северу от мыса Мельракканес. Но едва местные жители узнали, что Тангбранд и его люди — христиане, они отказались разговаривать с ними и не захотели показывать им вход в гавань.

Тогда на Хуторе А (Речка) жил Халль со Склона. Он отправился в долину Фльотсдаль. А когда он вернулся домой, к нему приехал Тангбранд и сказал, что конунг Олав направил его к Халлю, если он заедет на Восточные фьорды, и попросил его указать им путь в гавань и предоставить другое, в чём они будут нуждаться. Халль отвёз их в Альфтафьорд — южный27, в бухту Лейруваг, и поставил их корабль в том месте, которое сейчас называется Тангбрандсхров (Тангбрандов сарай). А груз с корабля Халль перевёз к себе во двор и поставил там шатёр для Тангбранда и его людей. Там Тангбранд стал проводить мессы. Накануне Михайлова дня28 Тангбранд и его люди оставили все работы в середине дня.

Тогда Халль был в их шатре. Он спросил: «Отчего вы прекратили все работы?»

Тангбранд говорит: «Потому что завтра праздник архангела Михаила».

Халль спросил: «А какой он?»

Тангбранд отвечает: «Он поставлен встречать души христиан». Затем Тангбранд рассказал много о величии ангелов Господних.

Халль сказал: «Наверное, тот, кому служат эти ангелы, могуществен».

Тангбранд отвечает: «Господь да даст вам это понять!»

Под вечер Халль сказал своим домочадцам: «Завтра Тангбранд и его люди будут чествовать своего бога. Я хочу, чтоб вы на это взглянули. Завтра не работайте, и мы пойдём посмотрим, чем станут заниматься христиане».

Наутро Тангбранд служил мессу в своём шатре. Халль с домочадцами пришли посмотреть, чем он занимается, и услышали колокольный звон, и ощутили аромат кадильниц и увидели людей, облачённых в пышные ткани и пурпур. Халль спросил домочадцев, понравилось ли им празднество христиан, — и они ответили, что да. В предпасхальную субботу Халль и его домочадцы все крестились в местной реке. Её с тех пор назвали Река Омовения (Тватт-а).
Глава 8
О Тангбранде

Летом Тангбранд поехал с Халлем на альтинг. Когда они въехали в Скогракверви (Лесной край)29, язычники подкупили человека по имени Хедин Колдун30 сделать так, чтоб Тангбранд провалился под землю. В день, когда они выезжали из Киркьюбэра от Сурта сына Асбьёрна сына Кетиля Недоумка31 (а все эти отцы и сыновья были крещёными), конь Тангбранда провалился под землю, а сам он соскочил с коня и встал на краю провала целым и невредимым.

В ту поездку Тангбранд крестил многих: и Гицура Белого, и Халля из долины Хаукадаль32, которому тогда было три зимы, и Хьяльти Скеггьясона.

Тангбранд рьяно проповедовал слово Божие на тинге, и многие жители Северной четверти и Южной четверти приняли веру. А после тинга он собрался на восток в Эйафьорд. Он крестил многих в Тангбрандовом ручье в Эксарфьорде и в Тангбрандовом пруду33 близ озера Миватн. Но он не смог продвинуться дальше реки Скьяльванди из-за господства жителей Эйафьорда. Он вернулся на Восточные фьорды и проповедовал там веру. Оттуда Тангбранд поехал на юг и на запад.
Глава 9
Смерть Бьёрна Бородача

Когда Тангбранд проповедовал веру исландцам, многие пытались сочинять на него ниды. Так поступил и Торвальд Хворый, который жил в Вике на мысу Гримснес34. Он сочинал нид о Тангбранде, а тот сказал скальду Ульву такую вису:

Один сорочки Эндиля
С просьбою шлёт такою
К Ульву, сыну Угги, —
Другом он был мне верным,
Пусть поскорее с обрыва
Сбросит того, кто богов,
Как трус презренный, порочит,
Я же второго сброшу35.

Ульв ответил на это такой висой:

Просишь немало, пловец
Пролива влаги Вальгаллы,
Но клеть моего языка
Не клюнет на эту наживку.
Меня не поймает на удочку
седок скакуна океана,
я живо заметил ловушку
в коварных твоих уговорах36.

И скальд Ветрлиди тоже сочинил о Тангбранде нид, и ещё многие другие. А когда они приехали в Фльотсхлид, и с ними был Гудлейв сын Ари из Рейкьяхолар, они узнали, что Скальд Ветрлиди со своими работниками пошёл резать дёрн. Тангбранд и его люди поехали к нему и убили его на месте37. О Гудлейве сложена такая виса:

Ветрлиди скальд на юге
Жало брани направил
Прямо в ограду духа
Улля зуба кольчуги.
Но Гудлейв, воин удалый,
Ударом поверг Ветрлиди,
Молотом смерти разбил
Наковальню земли шелома38.

Потом они поехали на запад на Гримснес, нашли Торвальда Хворого у ручья Хестлэк (Конского ручья)39 и убили его. Затем они уехали восвояси и жили у Халля вторую зиму. А весной Тангбрад начал снаряжать корабль.

Тем летом Тангбранда обвинили во всех этих убийствах. Он снялся с насиженного места и отступил в Боргарфьорд к реке Хитар-а. Теперь там недалеко от омута Скипахюль (Корабельного омута) одно место называется Тангбрандов сарай, а на одной скале там стоит камень, к которому он пришвартовывался. Когда они приехали туда, местные жители на своём сходе решили полностью запретить им торговать с ними. Тангбранд отправился на пригорок Кроссахольт (Крестовый пригорок), служил там мессу и воздвиг кресты40.

Одного человека, жившего в Лэкьярбуг (Ручейная излучина) звали Коль. У него были такие запасы еды, что он не знал, куда их девать. Тангбранд приехал к нему и предолжил купить у него эту еду, но он не захотел продавать. Они забрали у него еду и оставили ему её стоимость. Коль поехал в Хитарнес и пожаловался жившему там Бьёрну Бородачу. Тот вместе с Колем поехал к Тангбранду, и они попросили его вернуть отобранное и возместить ущерб, но Тангбранд наотрез отказался. Между ними произошла стычка на заливном лугу за Стейнхольтом. Бьёрн Бородач и ещё восемь человек погибли. Курган Бьёрна Бородача стоит на этом лугу, а остальных погребли возле луга в Ландраугсхольте, и по сей день там видны следы курганов41. От руки Тангбранда пали двое.

Когда про это проведал Гицур Белый, он призвал Тангбранда к себе, и тот жил у него третью зиму. Той зимой корабль Тангбранда унесло из реки Хитар-а, поломало и выбросило на берег к югу от ручья Кальвалэк. Стейнунн, мать Рэва Скальда, сложила об этом такую вису:

Долго тресковой тропою
Тор скакуна морского
Гнал, в волнах швыряя,
И в ярости бросил на скалы.
Больше не плыть под парусом
Полену земли тюленей,
Разбит Тангбрандов корабль
Ураганом врага Хрунгнира.

Недруг отродья Грейп,
Грозный, дракона морского
Разбил и на берег бросил, —
Не берегли его боги.
Расколот в мелкие щепы
Струг колокольного стража.
Верно, Христос позабыл
О быке обиталища рыбы42.

Весной Тангбранд поехал на запад, на Бардастранд, чтобы встретиться с Гестом Мудрым. Там один скандинавский берсерк вызвал его на поединок. Тангбранд принял вызов.

Берсерк сказал: «Ты не посмеешь со мной биться, когда узнаешь, на что я способен. Я хожу босиком по горящему огню, и я могу упасть голым телом на лезвие своего тесака и не пораниться».

Тангбранд ответил: «Пусть Господь рассудит».

Тангбранд освятил огонь и перекрестил тесак. Когда берсерк стал ходить по огню, он обжёг ноги, а когда упал на лезвие тесака, тот пронзил его, и тут ему пришёл конец. Многие добрые люди, хоть они и были язычниками, обрадовались, узнав об этом. После этого Гест и некоторые из его друзей приняли неполное крещение.

Тангбранд поехал на восток, и там его корабль починили. Он назвал его «Железная клеть». Он поплыл на юг по фьорду, лошёл до Гавани, пристал там в бухте, а оттуда вышел в открытое море. Теперь пригорок между гаванью и Бельгхольтом называется Пригорок Железной клети. Летом он отплыл в Трондхейм, чтобы встретиться с конунгом Олавом.
Глава 10

Летом на тинге много обсуждали ту веру, которую проповедовал Тангбранд, и многие сильно богохульствовали, а те, кто был крещён, поносили богов, и от этого произошли большие столкновения между людьми. Тогда Хьяльти сын Скегга произнёс со Скалы закона такой стишок:

Богов гневить не смею, —
Но дура ваша Фрейя!

Этот стишок услышал годи Рунольв сын Ульва сына годи Йёрунда и обвинил Хьяльти в богохульстве. Этим он проявил больше свою властность и упрямство, нежели справедливость, потому что он не мог проводить суд, пока сам не сел на мост через реку Эксар-а и не велел защищать оба конца моста с оружием в руках. Подытожить это дело так и не удалось, пока Торбьёрн сын Торкеля из долины Гуддаль43 не сел в суде и не подвёл итог. Хьяльти был признан виновным в богохульстве.

Тем летом Хьяльти уехал из Исландии на корабле, который построили ему дома в Тьорарсдале, и провёл этот корабль к морю по реке Ранга — западной. Пока они плыли по реке, по берегу к ним подбежал человек с копьём и щитом в руках. Хьяльти сказал ему: «У тебя вместо сердца пучок соломы!»

Тот метнул в Хьяльти копьё, но Хьяльти заслонился щитом. Его люди сбежали на берег, схватили того человека и спросили, кто он. Он ответил, что его зовут Нарви, а убить Хьяльти его послал Рунольв, чтобы дать ему таким образом искупить собственную провинность.

Хьяльти сказал: «Я знаю более хороший способ. Поезжай со мной из страны, и я сделаю так, чтоб тебя оправдали».

Хьяльти отплыл из Исландии, осенью прибыл в Трондхейм и встретил там конунга Олава. Тогда из Исландии туда также приехал Гицур Белый, его зять.
Глава 11
О Кьяртане

Конунг Олав окрестил Халогаланд и вернулся в Нидарос осенью. Тогда там было много исландцев, у которых были свои корабли. Одним кораблём правили Кьяртан сын Олава Паи и Кальв сын Асгейра, и Болли сын Торлейка. Халльдор сын Гудмунда Богатого тоже правил собственным кораблём, а также Кольбейнн сын Торда годи Фрейра, и Свертинг, сын годи Рунольва, а также Халльфрёд Оттарссон и Торарин Невьольвссон. Они все были язычники. Их корабли стояли за городом; они собирались отплыть на юг страны, но им это не удалось, пока конунг не вернулся с севера.

Однажды в погожий день люди отправились из города поплавать, и обладатели кораблей заметили, что один человек умел плавать гораздо лучше, чем другие. Болли Торкельссон сказал своему родичу Кьяртану: «Почему бы тебе не посостязаться в плавании с этим хорошим пловцом?»

Кьяртан сказал: «Я не хочу с ним состязаться».

«И куда делось всё твоё рвение?» — сказал Болли и скинул с себя одежду.

Тогда Кьяртан побежал раздеваться, а Болли велел стоять спокойно. Кьяртан вбежал в воду, схватил того человека, погрузил под воду и какое-то время держал под водой. Потом они вынырнули, и Кьяртан снова погрузил его под воду. В третий раз Кьяртан погрузил его под воду и держал там так долго, что тот начал тонуть. Потом они поплыли к берегу, и тот человек спросил Кьяртана, знает ли он, с кем состязался. Он ответил, что не знает. Тот подарил Кьяртану пурпурный плащ, чтобы всем было понятно, с кем он состязался. Кьяртан догадался, что этот человек — конунг Олав. Он поблагодарил его за хороший подарок. Язычникам очень не понравилось, что Кьяртан принимает от конунга дары.

В Михайлов день многие исландцы пошли послушать церковную службу и поглядеть на христиан. На обратном пути они обсуждали друг с другом, как им понравилось это празднество. Кроме Кьяртана, оно мало кому приглянулось. Конунг вскоре проведал об этом, послал за Кьяртаном и спросил, не хочет ли он принять христианство. Кьяртан попросил его сделать так, чтоб он не мог отказать. Конунг спросил, что он предлагает.

«Чтобы здесь мне было не меньше почёта, чем я привык получать в Исландии, чтоб мне не захотелось туда вернуться».

Конунг согласился. Кьяртан принял крещение и, пока был новообращённым, жил у конунга.

В это время священник Тангбранд приехал к конунгу из Исландии и поведал, как враждебно к нему отнеслись местные жители, и сказал, что не надеется, что христианская вера там привьётся. На это конунг так разгневался, что велел схватить многих исландцев и заковать в железо, иных пригрозил убить, иных — изувечить, а у иных отобрали имущество. Конунг сказал, что проучит их за то, что их отцы в Исландии непочительно отнеслись к его посланнику.

Хьяльти и Гицур замолвили слово за тех людей; говорят, конунг сказал, что эти люди прежде ничем не провинились, и если они согласятся креститься, их надо отпустить.

Гицур считался роднёй конунгу: его мать Олёв была дочерью Бёдвара сына херсира Кари Викинга, а мать конунга Олава Астрид была дочерью Эйрика, брата того Бёдвара.

Гицур надеялся, что христианство в Исландии привьётся, если правильно действовать: «…а Тангбранд тут поступил весьма неразумно; он убил там нескольких человек, и местным жителям было трудно снести такое от иноземца».

Конунг Олав говорит: «Никто никого не тронет, если вы с Хьяльти пообещаете, что христианство привьётся в Исландии. Но я оставлю у себя в заложниках тех исландцев, которые кажутся мне наиболее образованными, до тех пор, пока не станет ясно, как пойдёт дело». Для этого конунг отобрал Кьяртана Олавссона, Халльдора сына Гудмунда Богача, Кольбейна сына годи Фрейра, брата Флоси Погорельца, Свертинга сына годи Рунольва.

Когда упомянули Свертинга, один человек сказал: «Свертинг недостоин того, что Хьяльти про него сказал, ведь его отец несправедливо обвинил Хьяльти».

Тангбранд отвечает: «Часто оказывается, что Хьяльти лучше, чем те, кто гневается; господин, примите Хьяльти и Гицура, потому что они часто платят за зло добром».

Хьяльти и Гицур согласились выполнять поручения конунга в Исландии, после чего всех исландцев, которые там были, выпустили и крестили. Конунг Олав стал крёстным отцом Халльфрёда, потому что иначе тот не желал креститься. Тогда конунг назвал его «Трудным скальдом» и в знак наречения имени подарил ему меч.

Гицур и Хьяльти всю зиму были у конунга, и Гицур сидел за столом ближе к конунгу, чем кто-либо из местных жителей, и конунг пил за его здравие. Заложники-исландцы при конунге также содержались хорошо.
Глава 12
О Гицуре и Хьяльти

Весной Хьяльти и Гицур стали снаряжать корабль в Исландию. Многие отговаривали Хьяльти, но он не слушал.

В то лето конунг Олав отплыл из Норвегии на юг, в Вендланд. Тогда он также послал Лейва Эйрикссона в Гренландию проповедовать там веру. Тогда Лейв нашёл хорошую землю — Винланд. И ещё он нашёл в открытом море людей на обломках корабля. Оттого его назвали Лейв Удачливый.

Гицур и Хьяльти подошли к устью Дюрхольма в тот день, когда Флоси Погорелец ехал по пустоши Арнарстакксхейди44 на альтинг. Тогда он узнал от людей, которые подгребли к нему на судне, что его брат Кольбейнн взят в заложники, и узнал всё про поручение Хьяльти в Исландии, — и рассказал обо всём этом на альтинге.

В тот же день они прошли Острова Западных Людей и причалили у Хёграэйри. Там они выгрузили на берег свои пожитки и лес для постройки церкви, который повелел нарубить конунг Олав и сказал, что церковь они должны построить там, где ступят на берег. Прежде, чем воздвигнуть церковь, они поспорили, с какой стороны бухты ставить её — и решили, что с северной. А там раньше были капища и жертвенники.

Они две ночи стояли на островах, а потом отправились в глубь страны. Это было в тот день, когда все съезжались на тинг. К востоку от реки Ранга они не добыли ни сбруи, ни верховых коней, потому что там в каждом доме засели сторонники Рунольва, едущие не тинг. Так они дошли до хутора Хав (Верша), где жил Скегги Асгаутссон45. Он дал им коней для поездки на тинг. А его сын Торвальд, женатый на Кольторве, дочери Хьяльти, уехал на тинг ещё раньше. А когда они приехали в Лаугардаль, они узнали от Хьяльти, что он едет с 12 людьми, потому что его обвиняют в богохульстве.

Они с Гицуром ехали, пока не доехали до Велланкатлы близ озера Эльфусватн. Там они попросили передать на альтинг, чтоб их друзья и близкие выезжали им навстречу. Тогда они узнали, что их недруги собираются защищать от них поле тинга. Но прежде, чем они отъехали от Велланкатлы, туда приехал Хьяльти со своими людьми, и навстречу им подъехали их друзья и родичи. Потом они все большой толпой поехали на тинг и остановились у шатра Асгрима сына Эллида-Грима, племянника Гицура. Тогда язычники с оружием в руках сбежались и были намерены биться, — но были и те, кто хотел предотвратить столкновение, хотя они не были христианами.

Конунг Олав отрядил для поездки с Хьяльти и Гицуром священника, которого звали Тормод. Он проводил богослужение на следующий день на краю ущелья за шатрами жителей Западных фьордов46. Оттуда они пошли к Скале Закона. Там было семеро человек в нарядных одеждах. У них было с собой два креста, которые сейчас находятся в Скард (Перевале) — восточном47. Один из них отмечает высоту конунга Олава, а другой — высоту Хьяльти Скеггьясона48.

У Скалы закона собарлись все, кто приехал на тинг. У Хьяльти и его людей в кадильницах горели угли, так что аромат благовоний разносился как по ветру, так и против ветра. Хьяльти и Гицур хорошо и рьяно исполнили своё поручение. А люди удивлялись их уму и красноречию, а также тому, какая мощь таилась в их словах — ведь никто из их врагов не смел им возразить. Но случалось, что кто-нибудь при свидетелях заявлял, что не желает, чтоб у язычников и христиан был общий закон.

Тут прибежал человек и сказал, что в Эльфусе началось извержение и лава вот-вот потечёт на хутор годи Тородда49.

Тогда язычники заговорили: «Неудивительно, что боги разгневались на такие речи».

На это Снорри годи сказал: «А на что тогде гневались боги, когда текла та застывшая лава, на которой мы стоим сейчас?»

После этого все ушли со Скалы Закона. Тогда язычники попросили Халля со Склона, чтобы он прочёл им их законы, которым должны следовать и христиане. Халль заплатил полсотни серебра Торгейру годи, который был законоговорителем, чтобы тот прочитал законы обоих — и язычников, и христиан, а он тогда ещё не был крещён. А когда все разошлись по шатрам, Торгейр лёг на землю и укрыл голову шкурой и лежал так весь день и всю ночь, и так же долго — на следующий день.

Язычники созвали большую толпу и решили принести в жертву по два человека из каждой четверти Исландии и призывали языческих богов, чтобы они не дали христианству распространиться по всей стране.

Хьяльти и Гицур в свой черёд собрали христиан и притворились, что они, как и язычники, собираются устроить такое же большое жертвоприношение. Они говорили так: «Язычники приносят в жертву самых худших людей и сталкивают их с утёсов и скал, а мы пожертвуем самых лучших и назовём это даром Господу нашему Иисусу Христу за победу. И от этого мы заживём ещё лучше и безгрешнее, чем прежде, и мы с Гицуром принесём себя в жертву за победу от нашей четверти страны!»

От Восточной четверти вызвались Халль со Склона и Торлейв из Кроссавика, что к северу от Рейдарфьорда, брат Торарина из Сейдафьорда. Их матерью были Ингилейв50. На него Кетиль-Толстяк возвёл обвинение в исповедовании христианства по совету Хельги Шипа. Тогда разразилась такая буря, что Кетиль был рад, что пришёл к Торлейву под вечер и был там хорошо принят. На этом собрание закончилось51.

От Северной четверти вызвались Хленни Старый и Торвард сын Бёдвара Мудрого. А от Западных фьордов — Гест Оддлейвссон, а другого никого не нашлось. Гицуру и Хьяльти это не понравилось. Тогда слово взял Орм Корданссон; он тогда жил на хуторе Гильсбакки, потому что Хермунд Иллугасон был женат на его дочери Гуннхильд52. Он сказал: «Такой человек нашёлся бы, если б сейчас в Исландии был мой брат Торвальд Странник. Но если вы согласитесь, то пойду я». Они согласились и тотчас крестили его.

А на следующий день Торгейр поднялся и стал созывать всех к Скале Закона. А когда все собрались, он сказал, что ему кажется, что будет худо, «если у нас в стране не будет для всех один и тот же закон», и попросил не доводить до этого, сказал, что от этого произойдут только стычки и войны, и страна придёт в запустение. И он рассказал им про королей: одного датского, по имени Даг, другого норвежского, по имени Трюггви53. Они долго вели друг с другом войну, — пока жители обеих стран не решили сами заключить мир, в обход своих королей. И они несколько зим подряд обменивались дарами и потом всю жизнь дружили. «И мне кажется, что у нас последнее слово должно остаться не за тем, кто сильнее; пусть выскажутся обе стороны, — но закон и обычай у нас для всех один, и если мы сделаем два разных закона, нам грозит междуусобица».

Торгейр завершил свою речь, и обе стороны согласились, что надо сохранить закон в таком виде, как он сказал. Торгейр предложил, чтобы все исландцы крестились и стали верить в единого Бога. А о выносе детей на пустошь и поедании конины всё оставили как в древних законах. Тот, кто хотел, мог приносить жертвы языческим богам, но только тайком, а если находились свидетели, это уже считалось святотатством. А через несколько зим язычество было вовсе упразднено.

Все жители Северной четверти и Южной четверти были крещены в горячем водоёме Рейкьялауг в долине Лаугардаль по дороге с тинга, потому что им не хотелось лезть в холодную воду. Когда окрестили Рунольва, Хьяльти сказал: «Наверно, теперь старые боги кривят губы».

Тем же летом все, кто был на том тинге, крестились при объезде домой. Большинство жителей западной Исландии крестились в Рейкьялауг на юге Рейкьядаля. Снорри годи больше всего сделал для жителей Западных фьордов.
Глава 13

Тем летом, когда в Исландии было принято христианство, с воплощения Господа нашего Иисуса Христа прошла тысяча лет. В то лето конунг Олав пропал со своего корабля «Длинный змей» близ Свёльда 10 сентября. К тому времени он пробыл королём Норвегии пять зим. После него правление принял ярл Эйрик сын Хакона.

Торвальд Кодранссон и Стевнир Торгильссон встретились после исчезновения конунга Олава. Они вместе странствовали по миру, доехали до Иерусалима, а оттуда поехали в Миклагард, а потмо в Кэнугард, что лежит на востоке за Днепром.

Торвальд умер в Рузе близ города Паллтескья54. Там он похоронен в горе у церкви Иоанна Крестителя, и его там считают святым. Бранд Путешественник55 говорит так:

Туда я ездил,
Где Торвальда
Кодранссона
Христос упокоил.
В горе высокой,
Возле Драпна56
Близ церкви Иоанна
Теперь он лежит.

Стевнир поехал на север в Данию. Приехав туда, он сказал такую вису:

Я не скажу,
Кто виноват:
У проходимца
Нос горбом,
Он Свейна конунга
прогнал,
А Трюггвасона
Обманул.

Ярлу Сигвальду показалось, что в этой висе он узнал себя, и за это он велел убить Стевнира.

Об этом рассказал Ари Старый.
Глава 14
О Гицуре

Гицур Белый жил в Хёвди, а потом построил себе жилище в Скальхольте и переселился туда. Он положил все силы на укрепление христианства. Он послал своего сына Ислейва в Саксонию в учение в город Херфурда. А когда он приехал в Исландию, он взял в жёны Даллу дочь Торвальда, их сыновьями были Гицурр и Тейт Переменчивый57 из Хаукадаля, и Товальд.

В страну стали приезжать первые епископы из других стран и проповедовать учение. А когда исландцы узнали, какой замечтаельный священнослужитель Ислейв, они попросили его съездить в чужие края, чтобы его рукопожили в епископы, — и он так и поступил. Когда его рукоположили в епископы, ему шёл пятый десяток. Тогда папой был Лев Девятый. В следующую зиму после этого он был в Норвегии, а потом поехал в Исландию и был епископом двадцать и четыре зимы. Он обучил многих достойных людей и рукоположил их в священники, из их числа потом вышли двое епископов: Йон Эгмундссон Святой и Коль епископ из Вика.

Епископ Ислейв умер в Скальхольте 5 июля в день Господень58. К тому времени он пробыл епископом четыре и двадцать зим. Тогда прошло уже восемь десятков лет с исчезновения конунга Олава Трюггвасона. Ари Мудрый присутствовал при его погребении, когда ему было двенадцать зим от роду. Именно он поведал о многом из того, что здесь записано59.
Глава 15
Гицур принимает епископский сан

После кончины епископа Ислейва исландцы попросили его сына Гицура принять епископский сан. Он уехал из Исландии и был рукоположен в епископы две зимы спустя кончину Ислейва60 в дни Олава Тихого, короля Норвегии. Тогда в Риме сидел папа Григорий Седьмой61. В следующую зиму после рукоположения Гицур был в Дании62, а на следующее лето уехал в Исландию. Но когда он уже прожил в Исландии одну зиму, законоговорителем стал Маркус Скеггьясон63. После Скафти это был самый мудрый из законоговорителей Исландии64.

Епископ Гицур снискал такую любовь исландцев, что каждый охотно слушался его приказов и запретов, и из-за любви исландцев к Гицуру, а также благодаря рассуждениям священнослужителя Сэмунда Мудрого, лучшего в Исландии клирика, и доводам Маркуса законоговорителя и других хёвдингов, в законы вставили, что все должны сосчитать и оценить своё имущество и поклясться, что сочтено верно, будь то земли или звонкая монета, и выделить из него десятину. О том, как жители слушались этого человека, красноречиво свидетельствует то, что все земли и всё имущество на них были оценены, — и законом постановили, что так будет, пока стоит страна65.
Глава 16
О десятине

Епископ Гицур также издал закон о том, что епископская кафедра в Исландии должна быть в Скальхольте, и отдал епископской кафедре землю в том месте, а также много других богатств, как земель, так и звонкой монеты.

А когда он решил, что эти края стали настолько богатыми, насколько ему хотелось, он отрядил больше четверти своего епископства на то, чтоб сделать в Исландии не одну епископскую кафедру, а две, как его просили жители севера. Но сначала он велел пересчитать всех бондов в Исландии, и в Восточной четверти вышло полных семь сотен, в Южной — десять сотен, на Западных фьордах — девять сотен, а в Северной четверти двенадцать сотен, причём считали только тех, кто оплачивал другим поездки на тинг66.

Гицур пробыл епископом двадцать пять зим, а потом умер Маркус, и законоговорителем стал Ульвхединн Гуннарссон. (А потом законоговорителем стал Бергтор Хравнссон). И в первое лето, когда он был законоговорителем, появилось такое нововведение: на следующую зиму законы должны были записать у Хавлиди Массона со слов Бергтора и других учёных людей. И они должны были предложить вместо старых законов новые, которые казались им лучше древних положений; эти законы должны были быть сказаны перед народом следующим летом, и так и остаться, если большинство не выскажется против. Тогда было записано Положение об убийствах и многие другие законы, на следующее лето их прочли в Лёгретте, и всем они пришлись по нраву.

Когда епископ принял сан, ему шёл четвёртый десяток, а после того, как он пробыл в этой должности двадцать четыре года, сан епископа принял Йон, сын Эгмунда и Торгерд дочери Эгиля сына Халля со Склона. Йон пробыл в этой должности четыре года из того десятилетия67. Он был первым епископом в Холаре (Холмах) в долине Хьяльтадаль.
Глава 17
Кончина епископа Гицура

При епископе Гицуре в стране воцарился мир, больших стычек не было, и многие оставили привычку постоянно носить оружие. Тогда большинство почтенных людей было учёным и носило сан, и многие, даже если сами были хёвдингами, учились на священников, как, например, Халль Тейтссон из долины Хаукадаль (Ястребиной долины)и Сэмунд Мудрый, Магнус Тордарсон из Рейкьяхольта (Дымного холма), Симон Йёрундарсон из Бэ (с Хутора), Гудмунд сын Бранда из Хьярдархольта (Гуртового холма), Ари Мудрый, Ингимунд Эйнарссон из Холар, Кетиль Торстейнссон с Севера, из Мёдрувеллир, Кетиль Гудмундссон, священник Йон Торвардссон и многие другие, имена которых не записаны.

Епископ Гицур ещё при жизни рукоположил в епископы Торлака, сына Рунольва Торлейкссона68. Тогда Торлаку минуло тридцать две зимы. Епископ Гицур скончался в Скальхольте, проведя в должности епископа три десятка и шесть лет. Это произошло через тридцать ночей после рукоположения Торлака. Тогда был третий день недели, за пять дней до июньских календ69. В тот год скончались папа Паскалиус, греческий царь Кирьялакс, иерусалимский царь Балдуин, иерусалимский патриарх Арнальд и конунг Швеции Филипп70. Тогда уже минуло дважды сто двадцать лет с поры заселения Исландии (одну из этих сотен лет исландцы прожили в языческой вере, другую — в христианской). А со дня воплощения Господа нашего Иисуса Христа минуло тысяча сто восемнадцать лет.
Глава 18

В год смерти епископа Гицура в Исландии случился великий неурожай. На страстной неделе сделался такой буран, что в некоторых местоностях на севере люди не смогли выйти в церковь на службы. А в Страстную пятницу близ Эйафьёлль (Островных гор) в воздух подняло корабль — и опрокинуло вверх дном. А он был о двадцати семи скамьях. В первый день Пасхи лишь немногие пришли в церковь на службу, а некоторые погибли на улице в непогоду.

Другая буря разразилась летом после его кончины, в тот день, когда люди ехали на тинг. Тогда на Полях Тинга бурей сломало церковь, ту самую, строевой лес для которой повелел нарубить конунг Харальд Сигурдссон71. В то лето в Исландии отчалило тридцать пять кораблей, но многие из них разбились у берега, иные унесло от корабельщиков в открытое море, и лишь восьмерым судам удалось отплыть, но ни одно из них не вернулось из плавания до Михайлова дня. Народа в Исландии жило много, и в стране начался голод.

Когда преставился епископ Гицур, самыми могущественными хёвдингами в Исландии были: на севере — Хавлиди Массон, сыновья Асбьёрна Арнорссона (в Скагафьорде), Торгейр Халласон и священник Кетиль Торстейнссон. На востоке — Гицур Эйнарссон, Сигмунд Торгильссон, который скончался в тот же год в поездке в Рим. А на юге — Халль Тейтссон, Скули Эгильссон. А на западе — Стюрмир Хреёнссон, Халльдор Эгильссон, Торгильс Оддасон, Торд Гильссон и Торд Торвальдссон в Ватнсфьорде (Озёрном фьорде)72.

Зиму спустя после кончины епископа Гицура был убит Торстейнн Халльвардссон, знатный человек. А на следующую зиму тинг был многолюдным. В то полугодие умерло так много народу, что священник Сэмунд Мудрый сказал: «Наверно, погибло почти столько же людей, сколько сейчас приехало на тинг».

В то лето судилища собирали большую толпу. Тогда Торгильс Оддасон ранил Хавлиди Массона. Тогда это дело не стали разбирать. Торгильса признали виновным, и всю зиму он ждал суда. Тогда так мало носили оружие, что на всём альтинге можно было сыскать лишь один стальной шлем, и каждый исландский бонд непременно ехал на тинг.

А когда со смерти Гицура минуло три зимы, преставился Йон, епископ Холарский, за 9 дней до майских календ73. В то лето Хавлиди Массон поехал на тинг с двенадцатью сотнями людей, а Торгильс Оддасон — с семью сотнями. На тинге они помирились и решили, что Торгильс должен дать Хавлиди самому вынести решение по своему делу. Он потребовал уплатить цену шестисот шести локтей полотна золотом или серебра в слитках — или сопоставимых вещей. Оценивать их должен был сам Хавлиди или те, кого он назначит74.

В то лето епископом вместо Йона был назначен Кетиль Торстейнссон с Мёдрувеллир, и в то же лето он отплыл из Исландии.

Раньше Хавлиди Массон был женат на Турид, дочери Торда Стурлусона. Их сына звали Торд. Его женой была Сольвёр, дочь Асгрима Торхалльссона. Их сына звали Ивар75. Потом Хавлиди взял в жёны Раннвейг, дочь Тейта из Хаукадаля. Их дочь звали Сигрид, и она вышла за Торда из Ватнсфьорда. Их сыновьями были Торд76 и Палль. Другую дочь Хавлиди и Раннвейг звали Вальгерд. Она вышла за священника Ингимунда, сына Иллуги и Оддни, дочери Торкеля Геллиссона77. Их сына звали Иллуги, он утонул, когда возил раствор для каменной церкви, которую хотел воздвигнуть в Брейдабольстаде в Вестрхопе78.

Ярл Рёгнвальд Холод был убит пять ночей спустя после первого Мариина дня79, а конунг Олав Трюггвасон сражался на своём корабле «Длинный змей» на следующий день после второго Мариина дня80.


© Ольга Маркелова, перевод с древнеисландского
Перевод выполнен по исландскому изданию, Íslenzk fornrit.
http://norroen.info/src/biskup/kristni/ru2.html


_________________
Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

VFL.RU - ваш фотохостинг

Последние темы


Покормить магического зверя

Баннеры


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB