Клуб практиков • Просмотр темы - Локи - трикстер: посредник,культурный герой, злодей и жертва
Текущее время: 15 сен 2019, 20:30


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Локи - трикстер: посредник,культурный герой, злодей и жертва
Новое сообщениеДобавлено: 15 май 2013, 20:14 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 27370
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 35
Cпасибо сказано: 6606
Спасибо получено:
70818 раз в 19546 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 16465

Добавить очки репутации
Локи - трикстер:
посредник, культурный герой, злодей и жертва

Локи - бог из асов, имеющий все черты трикстера и соответственное поведение и отношения с другими богами. Его характер переменчив и причудлив, он хитер и склонен строить, порой бессмысленные, козни. Ему не поклонялись как другим богам, но его яркое присутствие несомненно в мифологическом мире древних скандинавов.


"Имя его Локи или Лофт. Он сын великана Фарбаути, а мать его зовут Лаувейя или Надь. Братья его - Бюлейст и Хельблинди. Локи пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки. Асы не раз попадали из-за него в беду, но часто он же выручал их своею изворотливостью. Жену его зовут Сигюн, а сына их - Нари или Нарви… Были у Локи и еще дети. Ангрбодой звали одну великаншу из Страны Великанов. От нее родилось у Локи трое детей. Первый сын - Фенрир Волк, другой - Ёрмунганд, он же Мировой Змей, а дочь - Хель." (Младшая эдда.)


Фарбаути лишь единожды упоминается в источниках, как отец Локи, в то время как имя "Лаувейя" встречается в кеннингах Старшей Эдды. Иногда имя Фарбаути связывают с "ветром", а следовательно лихорадкой и возможностью подцепить болезнь. Значение же имени Лаувейи относят к женскому знахарству, что и самим комментаторам имен кажется неточным. Бюлейст означает "хромой", а Хельблинди - "совершенно слепой". Безусловно это может указывать на демоническую природу семьи Локи. С другой стороны эти же имена считаются прозвищами Одина. А в "Перебранке Локи" упоминается о кровном побратимстве Локи и Одина.


Локи изменяет облик как Один из асов и Фрейя из ванов. Будучи кобылой, он порождает коня Слейпнира. Также он дал рождение великанше Хюндле, съев сожженное сердце мертвой женщины.
У Локи существует как бы "хорошая жена" - Сигюн, которая преданно защищает своего мужа даже после его наказания. И "плохая жена" - Ангрбода, породившая чудовищ. Такая двойственность "второй половины" Локи еще раз подчеркивает его собственную двойственную природу.


Чудовищные порождения Локи имеют прямое отношение к Концу Мира. Фенрир и Ёрмунганд убивают в схватке самых главных богов - асов - Тора и Одина и умирают сами. Из царства его дочери Хель (на самом деле неизвестно, была ли она его дочерью: богиня Хель была известна германцам еще задолго до их переселения в Скандинавию и "возникновения" Локи) выходит войско мертвых, которое будет сражаться с эйнхериями из Вальгаллы.
В позднем скандинавском фольклоре Локи (по аналогии со словом lokke - паук) является создателем пауков.


Нарушитель Границ


Локи легко меняет обличье путешествуя от Асгарда до Утгарда и обратно. Общается и договаривается как с асами, ванами, так и с великанами. Он вызывает конфликты, но их же и улаживает. Локи - постоянный зачинщик распрей, оказывающийся меж двух огней. Для того, чтобы уладить скандалы или даже спасать свою жизнь от одной из сторон Локи превращается в сокола, кобылицу, лосося. Он даже меняет пол, что в скандинавском обществе было синонимом пассивного мужеложства, а в шаманизме считается одним из самых больших возможных достижений шамана - мужчины. Локи, судя по списку соблазненных им богинь, которых он поочередно называет в "Перебранке Локи" был самым главным соблазнителем чужих жен среди богов. Таким образом он нарушал не только "государственные границы" Асгарда и Утгарда, не только подрывал устои морали, превращаясь в животных женского пола и рожая в таком виде детей, но и покушался на брачное право в среде самих богов. Самым интересным его адюльтером, конечно, является соблазнение Сив, жены Тора.


Посредник и провайдер (даритель)


Практически во всех историях Локи оказывается не только нарушителем спокойствия, но и дарителем, приносящим нечто новое и существенное в жизнь богов. Например, Локи отрезает волосы у Сив, жены Тора. Возможно после того, как та изменила мужу с Локи же. (Неверным женам у скандинавов иногда отрезали волосы.) Тор возвращается и угрожает убить Локи, если тот не вернет волосы Сив. Тогда Локи договаривается с карликами - цверагами, что они выкуют для Сив новые волосы. После того, как работа сделана, он бьется об заклад с цвергами, что они не выкуют для асов лучших сокровищ, чем эти золотые волосы. Тогда карлики выковывают сокровища: копье Одина, молот Тора, золотого кабанчика для Фрейра и корабль Скидбладнир, помещающийся в кармане как платок, для него же. После этого Локи забирает все сокровища и убегает от карликов - мастеров с помощью соколиного оперенья Фрейи или же на башмаках-скороходах. Эти предметы становятся важнейшими атрибутами силы асов.


Локи и сам порождает нечто ценное, тем способом, которым не может породить ни один мужчина. То есть в прямом смысле рожает коня Слейпнира, который становится незаменимым для Одина в его путешествиях по разным мирам и даже в царство мертвых - Хель.


Локи способствует появлению среди богов новой богини - Скади, великанши по происхождению. Локи рассмешил Скади и она не стала мстить за своего отца, а осталась среди богов, будучи женой Ньёрда и мачехой Фрейра.
У Снорри Стурлусона сеть изобретает именно Локи. А в "Поэтической Эдде" сеть для Локи дает богиня Ран, когда он хотел поймать Андвари. Но в том и в другом случае сеть богам, и соответственно, людям, приносит именно Локи. Здесь есть связь и с паучьей сетью.


Таким образом, Локи как бы способствует циркуляции ценностей между богами и великанами. Однако основными сокровищами великаны успевают завладеть только на время и лишь попользоваться. Боги все равно отбирают их обратно. У других, более искусных или мудрых существ, асы, в лице или посредством Локи, сокровища отбирают или выманивают.


Характерно то, что основные сокровища богов изготавливаются другими существами не только в скандинавской, но и в греческой мифологии. Бог - кузнец есть и у германцев, и у греков, но он выковывает хитрые устройства лишь для внутренних и собственных нужд, не производя "продукты стратегического значения".


Спутник Одина и Тора


Локи частенько являлся спутником Одина или Тора в их путешествиях. И в соответствии со своим характером Локи то "подставляет" своих спутников, то спасает их.
Когда Локи поймал великан Гейррёд и заставил привести Тора без молота, перчаток и пояса силы, Локи это выполнил. Тора тогда спасла великанша, давшая ему свой посох, перчатки и пояс. Во время путешествия Тора и Локи по Утгарду то сын крестьянина ломает кость козлу Тора, то Локи (тогда непонятно, почему отдуваются дети, при любом раскладе становящиеся слугами Тора).
Локи также сопровождает Тора в его путешествиях и встречах с великаном Скрюмиром (он же Утгарда - Локи), а в другой раз помогает отнять молот у великана Трюма.


Иногда полагают, что Локи участвовал в создании прообразов человека на том основании, что Локи и Лодур это, вероятно, одно и то же лицо. Потому что, когда Один путешествует с двумя спутниками в доставшихся нам мифах, то делает это либо с Хёниром и Локи, либо с Хёниром и Лодуром. Лодур более нигде не встречается, а Снорри Стурлусон как бога его и не упоминает. Но говорить об этом определенно нельзя.


Крайний среди богов ("Козел отпущения")


"К асам причисляют и еще одного, которого многие называют зачинщиком распрей между асами, сеятелем лжи и позорищем богов и людей".

Так говорится в "Младшей Эдде". Зная сюжеты скандинавской мифологии, можно прямо сказать, что это утверждение сильно преувеличено. Зачинщиками куда более значительных распрей были Один (похититель Меда Поэзии, начавший войну между асами и ванами), Фрейя (провокатор войны между асами и ванами), а также Тор (убивавший великанов и карликов вне зависимости от наличия их провинности), и даже все боги в целом, время от времени нарушающие свои клятвы. Потому можно говорить, что Локи был скорее "крайним" среди богов, своего рода "козлом отпущения".


Довольно показательна в этом случае история постройки Асгарда.

"Асы держали совет и сговорились с мастером на том, что он получит все, что просит, если сумеет построить стены в одну зиму…Когда они поставили эти условия, он стал просить у них позволенья взять себе в помощь коня Свадильфари. И по совету Локи ему позволили это".

То есть держали совет и говорили, и соглашались все. Но когда выяснилось, что решение было не вполне разумным, то во всем обвинили Локи и под страхом смерти заставили его срочно исправлять положение:

"Сели тогда боги на свои престолы и держали совет и спрашивали друг друга, кто посоветовал выдать Фрейю замуж в страну великанов и обезобразить небо, сняв с него солнце и звезды и отдав их великанам. И все сошлись на том, что такой совет дал не иначе, как Локи, сын Лаувейи, виновник всяческих бед. И сказали, что поделом ему будет лютая смерть, если он не найдет способа, как помешать мастеру выполнить условие сделки, и они насели на Локи".


Можно предполагать, что боги изначально не собирались отдавать Фрейю, солнце и звезды, считая, что за одну зиму великан не построит стены Асгарда. Или же, что еще более вероятно, ведь стены Асгарду были нужны для защиты от тех великанов, в конце концов под любым предлогом избежать выполнения соглашения. Что и было исполнено.


Вот другой пример несправедливого отношения к Локи: после того как Локи отрезал волосы у Сив, но вернул ей золотые волосы от цвергов, Тор его все равно ловит и хочет отрезать голову. Локи соглашается при условии, что при этом не будут касаться щек. Тогда Тор отпускает Локи. (Хотя почему невозможно отрезать голову не касаясь щек - неизвестно. Можно ведь держать за волосы.)
Даже в истории со смертью Бальдра мы почти нигде не видим прямого утверждения, что именно Локи был той женщиной, что выведала секрет смерти Бальдра у Фригг, или что именно он подал прут омелы слепому Хёду, или что именно он был великаншей Тёкк, отказавшейся оплакивать Бальдра. Все это предполагается уже постфактум. Когда Локи сам во время "Перебранки Локи" берет на себя вину за все.


Разрушитель Мира


Единственный миф, где Локи явно и непосредственно злобен - миф о смерти Бальдра. (Подробнее об этом см. главу "Смерть Бальдра") Но и там его вина завуалирована, до тех пор, пока на пиру у морского великана Эгира в "Перебранке Локи" он не открывается, чтобы пострадать. Там он выпячивает себя как злодея и утвержает, что другие ничуть его не лучше. Локи поносит всех богов, обвиняя их в трусости и женоподобии (богов мужеска пола), а богинь - в распутстве и супружеских изменах.


Когда боги ловят Локи и связывают его, то оказывается непонятным, задерживают ли они этим самым гибель мира, или же наоборот, предопределяют ее. Локи остается связанным до последних дней существования этого мира.
В "Прорицании вёльвы" сам Локи ведет корабль мертвецов на войну с асами и эйнхериями. (У Снорри Стурлусона его ведет великан Хрюм.) А его порождения убивают богов.


Трикстер - Тень


Карл-Густав Юнг в своей статье К.-Г. Юнг. Психология образа трикстера (К.-Г. Юнг. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: 1996. С 338-356) говорит, что этому архетипу свойственна "любовь к коварным розыгрышам и злым выходкам, способность изменять облик, его двойственная природа - наполовину животная, наполовину божественная, подверженность всякого рода мучениям…" (с. 338) Это как раз является самыми яркими наиболее чертами то ли аса и побратима Одина, то ли чудовищного демона, прикидывающегося другом - Локи.


"Трикстер - это коллективный образ тени, совокупность всех низших черт характера в людях". (с. 354)

В большинстве историй Локи попадает в беду (один, впутывая в это других богов или сразу вместе с другими асами), но и сам спасает положение. В большинстве случаев, остальные асы пассивны и лишь наблюдают за происходящим. Общая схема этих сюжетов - неразумное или импульсивное поведение Локи или другого бога, всеобщее непонимание произошедшего, затем осложнение ситуации и спасение положения, осуществляемое Локи. Именно Локи умеет использовать хитрость, коварство и обман на пользу асам.


Современные язычники считают, что Локи нужно чтить на ритуалах наравне с другими богами, потому что оскорбленный Локи действует так, как описывает "Перебранка Локи" - ругается, портит со всеми отношения и, конечно, портит праздник. А ведь именно так может действовать Тень - нечто вытесненное в подсознание, как неправильное, аморальное, неверное. То, что вытесняется - становится сильнее и в результате подрывает общий порядок сознания (или миропорядок в глобальном смысле) в целом. Так случилось и с Локи и тем миром, частью которого он был.


"Он тоже часто играет с людьми злые шутки, чтобы потом, в свою очередь, стать жертвой тех, кому навредил." (с 339)

Обычно наказание Локи воспринимается как закономерный ответ асов на все те злодейства, которые учинил Локи. Однако, оказывается, что это характерная особенность всех существ - трикстеров по всему миру. Как уже указывалось ранее, неясно, что станет с богами, после заточения Локи - кто будет их выручать из разных критических и сомнительных ситуаций? На кого они будут сваливать вину? Так, боги пошли на изменение своего мира, зная, что именно это изменение послужит причиной Гибели Мира. Есть в этом какой-то фаталистичный взгляд скандинавов "века саг": неизменность трагической судьбы и последнее геройство.


Copyrights © Галина Бедненко


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

VFL.RU - ваш фотохостинг

Последние темы


Покормить магического зверя

Мы в соц.сетях

Банеры

Яндекс.Метрика
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB