Текущее время: 28 мар 2024, 20:39


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Сунна (Соль)
СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 16:37 
 

Сунна


Прекрасная Сунна высока ростом и златовласа. Ее называли Всесветлой, Вечносияющей и Светлым Колесом. У нее порывистый, пылкий нрав; она восторженна и в чем-то наивна, как ребенок. Ее муж — огненный великан по имен Глен (Блеск), один из сыновей Сурта. Поскольку Сунна вынуждена работать без перерывов, Глен обычно сам навещает ее, восходя на солнечную колесницу. (Впрочем, некоторые утверждают, что иногда она все же берет выходной.) Глен заботится об их юной дочери и готовит ее занять место матери на случай, если с той произойдет какая-нибудь беда (например, если сбудется предсказание о гибели Сунны в день Рагнарёка).

Изо дня в день Сунна самозабвенно мчится по небу, ни на волос не отклоняясь от назначенного пути, — сама езда на колеснице доставляет ей огромное удовольствие. Колесницу Солнца влекут два золотых коня: Альсвинн (Быстрый) и Арвак (Ранний). Жар солнечного диска сжег бы их, если бы Один не подвесил на их двойной хомут защитный талисман Исарнколь, от которого постоянно исходит прохладный туман, спасающий и коней, и возницу от нестерпимого зноя.


Слава Сунне, блистательной в силе своей!
От Нее исходит тепло,
Что дарует нам жизнь и пищу.
Слава Сунне, горящей светло,
Хвала лучезарной Богине!
Без ласки Ее увяли бы наши посевы,
Без нежных касаний Ее
Стал бы мир наш унылым и серым.
Слава Ее дарам,
Что прекраснее янтаря,
Драгоценнее злата!
Славься Сунна, защитница жизни!
Шествуй в небе вовек,
Негасимым огнем объята!

(Софи Оберландер)

Представить солнце в образе богини непросто: в большинстве пантеонов дневное светило предстает как бог. Но эта модель не универсальна для всех культур. И, в частности, в Северной традиции олицетворением целительной и животворной силы солнца выступает богиня Сунна (именуемая также «Суль», «Соль» и даже «Сигиль» — последнее имя в переводе означает победу в битве и в любом достойном начинании). Для тех, кто обитал в холодном и зачастую суровом климате Северной Европы до появления современных удобств, сила солнца означала выживание в самом буквальном смысле слова. Неурожай мог фактически погубить всю общину: несмотря на стереотипное представление о викингах как о грабителях и захватчиках, население Скандинавии в основном состояло из земледельцев, всецело зависевших от капризов Матери-Природы и от милостей Сунны.

Мы пытаемся вспомнить и восстановить духовные традиции наших предков; и, по идее, мы должны уделять особое внимание солнечному божеству, игравшему в их жизни столь важную роль. Но, как ни странно, среди современных последователей Северной традиции Сунна редко удостаивается ежедневного поклонения. Возможно, все дело в том, что до нас не дошло никаких интересных мифов об этой богине, которые могли бы подкрепить ее культ. Или, может быть, как то письмо из знаменитой новеллы Эдгара По, она «спрятана на виду» — то есть настолько привычна и очевидна, что внимание на ней попросту не задерживается. Да и в источниках сохранился лишь один-единственный намек на поклонение ей — во 2-м мерсебургском заклинании, лечебном заговоре из древневерхненемецкой рукописи X века, восхваляющей Одина как бога-врачевателя. И даже это случайное упоминание многие ученые (Рудольф Зимек и другие) интерпретируют лишь как поэтический образ — метафору целительной силы солнца [2].

Под именем «Суль» или «Соль» солнечной богине повезло больше. Она упоминается как одна из асинь в нескольких эддических песнях и в «Видении Гюльви» из «Младшей Эдды». Здесь сообщается, что жил когда-то на земле человек по имени Мундильфари и у него родилось двое детей — таких красивых, что он дерзнул назвать их именами небесных светил: дочь — Солнцем (Суль), а сына — Месяцем (Мани). Боги покарали его за гордыню, отняв у него детей и приставив их возницами к тем самым светилам, в честь которых они были названы. С тех пор Суль и Мани вечно правят колесницами Солнца и Луны и поддерживают равномерный ход и исчисление времен. Там же сказано, что некие два великана так возненавидели порядок, навязанный миру богами, что превратились в двух голодных волков, вечно преследующих колесницы светил. Когда настанет Рагнарёк, день гибели утвержденного богами миропорядка, эти волки настигнут и проглотят солнце и луну, и весь мир погрузится во мрак [3].

Гибель солнца и луны — одна из самых страшных катастроф, которые должны потрясти мироздание накануне или во время Рагнарёка. Таким образом, возможное исчезновение Сунны несет в себе важнейший эсхатологический смысл. Сунна — одна из столпов упорядоченного, целостного, здорового и нормально функционирующего мироздания и общества. В германских языках слова со значениями «целостный», «здоровый» и «священный» этимологически тесно связаны друг с другом. Таким образом, солнце еще и придает миру святость и превращает его в inangarð — святилище здоровой общины. Учитывая, что самих богов нередко называют «Reginn», то есть «силы порядка», и что порядок и организованная структура — определяющие характеристики целостного и священного (halig), богиня Солнца и впрямь должна занимать в пантеоне очень важное место!

Чтобы по-настоящему понять, насколько значимым было солнце для древних скандинавов, следует обратиться даже не к эпохе викингов (на которую в действительности пришелся закат религии предков, павшей под натиском христианства), а к еще более отдаленному прошлому — к бронзовому веку. Как отмечает Зимек, солнце встречается на многих наскальных рисунках [4], а на одном из древнейших культовых изображений оно представлено не в образе божества, а как сфера, которую тянет за собой лошадь [5]. Древнеримский историк Тацит также отмечает, что германские племена поклонялись солнцу и упоминает образ солнца, влекомого конями [6]. Многие известные изображения солнечной колесницы — древнее 600 года до н.э.

Кроме того, Брэнстон проводит интересную параллель между древними изображениями солнечного диска и защитными функциями щита [7]. Не исключено, что древним германцам солнце представлялось своего рода щитом, оберегающим мир в вечной битве с силами хаоса, беспорядка и всего того, что называлось «un-halig», то есть нечестивого и нездорового. Таким образом, Суль можно призывать на помощь как богиню-защитницу, оберегающую от болезней и от всякого зла. Она — могущественное олицетворение не только плодородия и жизни, но и безопасности, защищенности и силы.

Вплоть до наших дней солярное колесо остается чрезвычайно мощным религиозным символом — не только среди скандинавов, но и повсеместно. В различных формах оно встречается в религиозном искусстве американских индейцев, японцев и даже тибетцев. Можно предположить, что одна из его разновидностей, свастика, стала бы в наши дни самым популярным религиозным символом среди язычников, если бы Адольф Гитлер не извратил ее и не употребил во зло. Но поскольку это все же случилось, язычники в большинстве своем не торопятся вернуть свастику в обиход и по очевидным причинам стараются ее не использовать. Даже несмотря на то, что подлинное происхождение и смысл этого символа общеизвестны, его искаженное значение закрепилось в коллективном бессознательном настолько прочно, что, быть может, очистить и возродить его не удастся уже никогда [8].

Тем не менее, солярное колесо стало могущественным символом божественной силы солнца за тысячи лет до того, как на него наложил руку баварский выскочка-психопат. Оно олицетворяло целебную энергию, изобилие, плодородие земли (в особенности — полей и садов) и плодовитость людей и животных. Другие боги не дают ежедневных осязаемых, физических свидетельств своего влияния на человеческую жизнь, но путь солнца по небу нагляден, и дары его богини очевидны. Многие языческие праздники приурочены к поворотным моментам в годичном цикле солнца и связаны со сменой сезонов, которой управляет солнечная богиня. Для германцев и скандинавов, проводивших зиму в вынужденном затворничестве, возвращение весны и лета несло долгожданное облегчение от скуки и скудости зимних месяцев.

Мы с вами уже не настолько зависим от смены времен года, как наши предки, но полностью игнорировать солнечные циклы все же опасно. В большинстве своем мы ведем торопливую, суетливую жизнь, а развитие современных технологий, которое, казалось бы, должно обеспечивать удобство, на деле только заставляет нас набирать темп. И, тем не менее, путь Сунны в небесах по-прежнему во многом определяет наши суточные ритмы: мы просыпаемся утром, работаем в течение дня и отходим ко сну, когда богиня солнца скрывается за горизонтом на западе. Без ее животворного света и тепла Земля превратилась бы в бесплодную и безжизненную ледяную глыбу. Современные технологии позволяют нам на некоторое время забывать о ней, но в конечном счете именно она дарует нам пищу. Как утверждают ученые, некоторые люди даже зависят от нее более непосредственно — при недостатке солнечного света они впадают в депрессию, испытывают физическое недомогание и эмоциональные расстройства. И многих из тех, кто не уделяет должного внимания солнечным ритмам, в конце концов тоже настигают болезни и стрессы.

Сунна задает естественный темп жизни. Она определяет распорядок дня. Как защитница и целительница она учит нас сохранять здоровье и хорошее самочувствие даже в самой гуще хлопотливой деловой жизни. Установить связь с этой незаслуженно забытой богиней очень просто: отрывайтесь от своих дел несколько раз в день — на рассвете, в час, когда Сунна достигает зенита, на закате и в полночь, — чтобы вознести ей благодарность за ее дары и омыться в осознании ее Присутствия. Она может указать вам путь к здоровому равновесию между работой и отдыхом, а это, в свою очередь, поспособствует укреплению духовной осознанности среди оглушающей суеты нашего повседневного будничного существования. В конце концов, именно в этом и заключается один из главных ее уроков: Сунна учит нас взращивать чувство святости мира — как внешнего, так и внутреннего. Она помогает понять, что жизнь наполняется святостью, когда мы начинаем распределять свое время мудро, осознанно и эффективно.

Тянутся темные тени ночные,
Дремлет земля, убаюкана мглою.
Спят беспробудно луга и поляны,
Нивы умолкли, леса опустели.

Призраки бродят во тьме средь курганов,
Кости деревьев блестят под луною,
Хрипло кричат над добычею совы:
Час привидений — зловещее время.

Но в тишине, поначалу чуть слышно,
Что там за шорох с востока несется?
Громче, и звонче, и с каждым мгновеньем
Ближе, все ближе, и вот уже — грохот

Мощных копыт! То Арвак быстроногий,
Сунны скакун, провозвестник рассвета,
Мчит колесницу всесветлой богини
Миру и Хеймдалля детям на радость!

Резвы колеса ее, но резвее
Призраки ночи бегут перед нею,
Прячутся тени от жгучего блеска:
Вспыхнула в небе улыбка богини!

Так, пробуждая всю землю от дремы,
Сунна восходит во славе; и Альсвинн
Пену роняет росой на поляны;
И открываются очи и двери

Перед богиней, огнем облеченной,
Каждое сердце ее прославляет,
Всех согревают лучи золотые,
Смех ее теплый звенит в поднебесье.

(Михаэла Маха)

(с) Рейвен Кальдера, "Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции. 11. Великие и малые светила: небесные этины"
Перевод: Анна Блейз


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Сунна (Соль)
СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 16:42 
 

Поклонение Сунне


Сунна, или Суль, — скандинавская богиня солнца. Ее называли Всесветлой, Вечносияющей и Светлым Колесом. Каждый день она проезжает по небу в своей колеснице, а следом за нею мчится волк Скёль, который не дает ей отклониться от назначенного пути, но сама Сунна относится к этой погоне, скорее, как к веселой игре. Ее солнечную колесницу влекут два золотых коня: Альсвинн, или Альсвид (Быстрый) и Арвак (Ранний). Жар солнечного диска сжег бы их, если бы Один не подвесил на их двойной хомут защитный талисман Исарнколь, от которого постоянно исходит прохладный туман, спасающий и коней, и возницу от нестерпимого зноя.


Дары Сунны: энергия. Умение распоряжаться временем. Энтузиазм. Мотивация.
Символы: любые предметы в форме солнца или с изображением солнца; образы солнечного колеса; подсолнечники; колесницы, запряженные лошадьми; живые и растущие зеленые растения.
Цвета: все оттенки золотого, оранжевого, красного и зеленого.
Руны: Дагаз, Совело.
Камни, которые у меня с Ней ассоциируются: солнечный камень, оранжевый кварц, цитрин, янтарь.
Пища и напитки: гольдшлегер (коричный ликер), сидр, мед, яблочный сок.
Другие подношения: подсолнечники, любые растения, фрукты (в особенности яблоки и цитрусовые), золото; любая работа, которая идет на пользу земле или окружающей среде; осознанная работа по укреплению своего здоровья.
Чего делать нельзя: выказывать вопиющее неуважение к земле, воздуху и окружающей среде в целом.


Утренняя молитва Сунне

Слава восходу Солнца,
Великой богине слава, дарующей всё благое!
В сиянии ярком ты шествуешь в небе днем
И возвращаешься вспять под покровом ночи.
О могучая Сунна, веди меня за Собой,
Научи меня чувствовать срок и время всему:
Время работать, время играть, время молиться, —
И не дай мне утратить себя, покорившись набату
Всех несделанных дел, торопящих — скорей, скорей!
Помоги мне идти в Твоем ритме,
Ибо ты мудра и знаешь, что нужно делать,
И сияющий лик Твой льет благодать на всех.



Четыре поклонения

(В основу этих поклонений, предназначенных для последователей Северной традиции, без зазрения совести положен ритуал из «Ежегодного руководства» Израэля Регарди.)

Рефрен (предваряющий каждую из четырех строф поклонений):
Слава тебе, о Дом Мундильфари,
Слава смене сезонов, слава течению дней.
Слава рассвету, и слава закату,
И ходу времен между ними:
Славьтесь во веки веков!

На восходе солнца:
Слава Тебе, о Сунна,
Слава Тебе, кто мчится по своду небес
В колеснице пресветлой Твоей
В час восхожденья солнца!
Да славятся Арвак и Альсвид,
Блистающе-белые оба, Ранний и Быстрый,
Твои легконогие кони, о Могучая Суль,
Возница, что крепкой рукою держит поводья!
Слава Тебе из обителей ночи, слава Тебе, богиня!

В полдень:
Слава Тебе, о Сунна в Твоем торжестве,
Слава Тебе в Твоей красоте и величье,
О Ты, кто вершит свой назначенный путь в небесах
В час полдневного зноя!
Слава Тебе, о богиня! Ты стоишь горделиво,
Направляя свою колесницу,
Ходом дня управляя рукою сильной и верной.
Слава Тебе из обителей утра, слава Тебе, богиня!

На закате:
Слава Тебе, о Сунна, в закатный час Твой,
Слава Тебе, о Ты несущая радость,
О Ты, кто по небу летит в колеснице света
В час угасанья дня!
Не ослабнет рука Твоя, вожжи держащая твердо,
И никто не сравнится с Тобою в силе Твоей.
Слава Тебе из обителей дня, слава Тебе, богиня!

В полночь:
Слава Тебе, о Мани, прекрасный ликом,
Восходящий на небо в пресветлой своей колеснице
В час полночного солнца!
Слава Тебе, о Услада Небес, и проворным Твоим жеребцам,
Влекущим Тебя по шелкóвым просторам ночи!
Ты в сиянье и блеске ведешь колесницу свою,
Озаряя владения Нотт.
Слава Тебе из обителей вечера, слава Тебе, о бог, чудесный и дивный!


С сайта "Северное Небо"


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Сунна (Соль)
СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 16:43 
 

Моя родная земля, или Вампир на солнышке

(Рейвен Кальдера)

Солнце всегда вызывало у меня неоднозначные чувства. С самого детства я был созданием тьмы. Когда есть такая возможность, я бодрствую почти до рассвета, а потом сплю далеко за полдень; и на протяжении многих лет это изрядно досаждало моим партнерам. Когда мы переехали из города на ферму, мне пришлось вставать раньше, чтобы делать работу по хозяйству. Встречать рассвет я так и не научился, но, тем не менее, впервые за много лет стал изо дня в день проводить утренние часы на ногах, и мне понравилось наблюдать, как солнце медленно ползет по небу над моим огородом, постепенно разгоняя тени. Именно тогда, в те первые годы сельской жизни, я осознал, что солнце — это не просто фонарь в небесах, который зажигается и гаснет в более или менее определенное время суток.

Кроме того, я понял, насколько по-разному ведет себя солнце в разные времена года. Разумеется, мне было известно, что неоязыческая церковь, к которой я принадлежал, отмечает восемь праздников годового солнечного круга. Ясное дело, я это знал, — а кто не знает? Неоязычников этому с пеленок учат. Но только теперь, погрузившись в сельскую жизнь, я начал по-настоящему понимать смысл этого солнечного круговорота. До меня дошло, что солнце нужно не только для того, чтобы загорать на пляже. От него самым прямым и непосредственным образом зависит наше пропитание.

Так, например, я узнал, что яйца стали символом Остары, праздника весеннего равноденствия, далеко не случайно. Это только в инкубаторах цыплята вылупляются с равномерной частотой круглый год, но в естественных условиях этот процесс тесно связан с солнечным циклом. Чем короче световой день, тем менее охотно несутся куры, так что к Йолю яйца становятся и вовсе редким деликатесом (какая досада! Я собирался напечь на Йоль столько всего вкусного!). Когда же дни снова начинают удлиняться, куры берутся за ум, и в период от Остары до Бельтайна яйценоскость достигает пика. Таким образом, куриное яйцо (которое в древности иногда называли «солнцем-в-скорлупке») — это самый настоящий вестник весны.

Я смотрел, как солнце пробуждает почки на деревьях и бережно разворачивает листву, и я понял, почему Бельтайн — это праздник Зеленого Человека. Я смотрел, как поспевают фрукты, я понял, почему красный сок ягоды — это кровь Солнечного Царя, которого в странах Средиземноморья приносили в жертву на летнее солнцестояние. Я смотрел, как наливаются зерном колосья, и я осознал, почему у народов Севера золотой бог умирает позже, на Ламмас, когда наступают самые солнечные дни в году и золото бога отражается в золоте зерен. Я собирал урожай, и я понял, что происходит, когда нарушается равновесие между солнцем и дождем. Я увидел, как в холодное и темное время Йоля солнечный день сокращается всего до нескольких часов, и я понял, почему в это время так важно разводить костры и собираться вокруг огня. Я увидел Оймелк, праздник середины зимы, таким, как он есть, — праздником светлого, белого холода, когда солнечные лучи играют на снегу, хотя земля еще не согрелась; и я понял, что это — тоже часть солнечного цикла.

Я смотрел, как тянется вверх моя рассада, и я глубоко, по-настоящему осознал, как тесно связаны с Сунной все растения, все Зеленые Духи. У Зеленых Духов есть только три божества, и это — Земля, Дождь и Солнце, какие бы имена ни давали им люди. И самую огромную, самую глубокую радость из этих троих всем растениям, даже тенелюбивым, приносит Солнце. Каждое семечко всеми силами стремится пробиться из-под земли и принять благословение Сунны. От Сунны растения получают половину своей пищи; всю светлую часть года они питаются ее лучами, а когда она отдаляется от них на зиму,

засыпают под снегом, а то и вовсе погибают. Я устроил у себя в саду солнечные клумбы — грядки с желтыми и оранжевыми однолетними цветами, которые живут всего один солнечный сезон: подсолнечниками, календулой, космеями, ромашками, георгинами и гелиотропами, сине-лиловыми, как небо в час заката.

Кроме того, я наблюдал за моими друзьями, страдавшими сезонным аффективным расстройством, которое еще называют зимней депрессией. Сам я как вампир никогда не испытывал ничего подобного. Но я видел, как другие люди все глубже и глубже погружаются в уныние по мере того, как дни становятся короче, — и расцветают вновь, как только возвращается солнце. Как-то я предположил, что им стоило бы выходить поутру на пляж или в сад и лежать под солнцем, но мне сказали, что в наши дни это уже небезопасно. Мы со своими промышленными технологиями уже проделали гигантские дыры в атмосфере Земли. В некоторых районах Австралии атмосфера уже почти не дает защиты от губительных ультрафиолетовых лучей, и смертность от рака кожи в последние годы резко возросла. Иначе говоря, поклоняться солнцу стало смертельно опасно. Само слово «солнцепоклонники» в устах дикторов новостных передач превратилось в синоним любителей позагорать на пляже, и употребляется исключительно с самодовольной иронией.

Пламя пылало рыжим, алым жаровни рдели,
Золотом солнечный свет лился на наши кудри,
Ожоги у нас на пальцах значили только одно:
Что мы не возносим Огню
Почести, как подобает…

А ныне мы сами срываем щит, укрывающий Землю,
Мы сами открылись Огню, что нас породил когда-то.
Неужто мы впрямь считали, что Солнце нас пожалеет?
Но сила Огня беспощадна:
Она убивает за глупость.
— Корби Петуленгро, «Все, что горит»

Здесь и вправду есть о чем задуматься. Мы уже нанесли нашей атмосфере, нашему единственному щиту, укрывающему Землю от Солнца в его свирепой ипостаси, такой огромный ущерб, что вскоре общество в целом станет относиться к дарам Солнца с известной настороженностью. Перемены уже происходят. О солнечном свете уже говорят не как об источнике тепла и радости, а как о чем-то опасном для здоровья и требующем защиты. Родители уже не скажут ребенку: «Иди погуляй на солнышке!». Нет, они скажут: «Только не снимай панамку и не забудь намазаться солнцезащитным кремом, да смотри не обгори!» Чтобы кожа покрылась красивым загаром, сейчас идут уже не на пляжи, а в солярии, а мои друзья, страдающие зимней депрессией, сидят под яркими лампами вместо того, чтобы выйти прогуляться под солнцем в дневные часы.

Одна моя подруга, священная блудница, служащая Богине Любви, однажды написала глубоко прочувствованный текст о том, как разительно изменилось всеобщее отношение к сексу и, в особенности, к обмену телесными жидкостями, когда в связи с распространением смертельных болезней, передающихся половым путем, возникла насущная потребность в предохранении. В древности к телесным жидкостям относились как к священным, и обмен ими почитали за благо. А в наши дни при мысли о подобном

обмене первое, что приходит людям на ум — это Смерть. По этому поводу моя подруга пишет в книге «Языческая полиамория»:

Мы с моим основным партнером обмениваемся телесными жидкостями исключительно друг с другом, а это значит, что в храмовой работе такой обмен для меня невозможен. Заниматься священным сексом, надежно отгородившись от телесных жидкостей другого человека, невероятно трудно! Но у меня нет выбора. Некоторое время я ходила на курсы по безопасному сексу и там получила ответы на многие обычные возражения, которые люди выдвигают по поводу механического предохранения, но один вопрос так и остался без ответа: чтобы не допустить ошибки при предохранении, нужно все время мысленно связывать телесные жидкости с болезнью и смертью. А я так не могу. Телесные жидкости священны, и принимать их в себя — значит, выказывать полное приятие партнера и физических свидетельств его сексуального возбуждения. Относиться к такому обмену не как к чему-то грязному и неприятному, а как к желанному и прекрасному — значит, утверждать святость тела и физических реалий сексуальной жизни <…> И вот как я разрешила эту проблему в ритуальном контексте: во время священного секса я обмакиваю палец в мед и даю облизать его партнеру, а потом прошу сделать для меня то же самое. Я объясняю ему, что в наше время не предохраняться нельзя, — это было бы безрассудством и неуважением по отношению к нашим телам; но этот обмен медом служит символом священного обмена естественными телесными жидкостями, выделяющимися при сексе. Обмен половыми жидкостями создает связь между партнерами, подобную кровным узам. Я всегда стараюсь подчеркнуть, что этот обмен приходится проводить на символическом уровне вовсе не потому, что половые жидкости сами по себе грязны или отвратительны. И я делаю все, что могу, чтобы заглушить все эти ассоциации со смертью. Но я родилась в такую эпоху, когда от секса действительно можно умереть. Если я перестану предохраняться, то каждый мой половой акт уподобится русской рулетке. Я буду постоянно думать: а что, если это меня убьет? Не заразилась ли я уже? А вдруг я уже умираю, только еще не знаю об этом сама? И, спрашивается, как можно заниматься сексом и не понимать, что мы все время ходим по лезвию ножа?

Так вот, озоновые дыры сделали с солнечным светом то же самое, что СПИД — с сексуальностью. (Может быть, это простое совпадение, но что меня особенно поразило в приведенной цитате, так это упоминание о меде — золотом и сладком: мед издавна ассоциировался не только с любовью, но и с солнцем.) Тем из нас, кто хочет развивать отношения с Солнцем, не имеет смысла это отрицать. Более того, если мы откажемся признавать (пусть хотя бы про себя) все то, что мы натворили, и к каким последствиям это уже привело, мы будем попросту лицемерить всякий раз, как попытаемся воздать Солнцу хвалу и почести. Но как же примириться с этой опасностью, с темной стороной всего этого животворного света?

Лично я начинаю с того факта, что Сунна — огненная великанша. Большинство реконструкторов Северной традиции относятся к йотунским божествам в целом довольно настороженно, если не сказать с опаской, но для Мани и Сунны и для их вестников Дага и Нотт почему-то всегда делают послабление… Возможно, потому, что эти четверо божеств — постоянно у нас над головой, так что демонизировать их было бы трудновато. Нет, я вовсе не хочу сказать, что их следовало бы демонизировать за компанию с остальными: я вообще против демонизации божеств, которых я чту. В нашей картине мира не проводится границы между ангелами и демонами, между добром и злом. У любой сущности, божественной или не очень, есть своя темная сторона. Просто в случае с относительно «светлыми» божествами эта темная сторона дает о себе знать лишь тогда, когда мы изрядно где-нибудь напортачим.

То, что мы натворили с атмосферой Земли, — это оскорбление для Сунны и для всех солнечных божеств. А если принять во внимание, что йотунские боги — защитники Природы (в отличие от асов и ванов — защитников Цивилизации в двух ее различных формах), то станет понятно, почему Сунна проявляет свой гнев именно так. Смотреть этой могущественной богине прямо в лицо, без завесы, — святотатство, за которое она незамедлительно карает. В Природе есть такие силы, от которых Человеку лучше держаться на расстоянии, и одна из них — прямые солнечные лучи. И поскольку эта огненная великанша не только хранит солнечный свет, но и защищает Землю от его избытка, то преступление, которое мы совершили против нее, почти непростительно.

Почти — но не совсем. Вы хотите умилостивить Сунну? Помогите какой-нибудь из организаций, старающихся восстановить озоновый слой тем или иным способом — от разведения водорослей до борьбы с химическими выбросами. При выборе автомобиля остановите свой выбор на экологически чистой модели — или даже купите такую модель тому, у кого на нее никогда не хватит денег. По возможности пользуйтесь солнечными батареями. (Кстати говоря, солнечная энергия — самая экологически чистая из всех альтернативных источников электроэнергии. Давайте объявив Сунну покровительницей солнечных электростанций!)

По характеру Сунна — типичная огненная великанша: порывистая, непокорная и неугомонная. Ее нетрудно рассмешить, но столь же легко и разгневать… хотя она быстро сменяет гнев на милость и снова заливается добродушным смехом, если кто-то искренне пытается ее смягчить. В довершение всего, она, как и все солнечные божества, довольно тщеславна. Это часть их природы. Сунне очень нравится, когда ее восхваляют и делают что-нибудь в ее честь. А для чего иначе она так старается показать себя во всей красе? И сейчас настали такие времена, когда просить ее о милости следует усерднее, чем когда-либо… и стараться вернуть на место тот покров, который мы с нее срываем, пока она не сразила своим гневом слишком многих.


Нельзя сказать, что история моего знакомства с Сунной увенчалась безоблачным счастьем. Я страдаю волчанкой — тяжелым аутоиммунным заболеванием, симптомы которого усугубляются от солнечного света. Никто не знает, почему так происходит, но факт остается фактом. Когда мы переехали на ферму, я как раз начал принимать новое лекарство, благодаря которому болезнь на несколько лет перешла в фазу ремиссии и я получил возможность наслаждаться сиянием Сунны. Но, как ни печально, болезнь оказалась сильнее лекарства и, в конце концов, переборола его. В результате солнечный свет стал действовать на меня еще хуже, чем до ремиссии. И я опять ушел под защиту ночи и тени, опять стал ходить под зонтиком или в широкополой шляпе. Полагаю, так оно и будет до конца моих дней. Я так и останусь детищем тьмы — таящимся в тенях вампиром.

При такой болезни нетрудно было бы возненавидеть Солнце. Я могу выдержать на солнце от силы полчаса, в редких случаях — час, если только нет больше никаких осложняющих факторов. Достаточно одной лишней минуты — и я слягу пластом на несколько часов. Поэтому возненавидеть всю эту красоту, которой мне дали насладиться

на краткий срок, чтобы затем отнять навсегда, было бы и впрямь очень легко. И все-таки я не поддался гневу и скорби.

Я верю, что мы можем волшебным образом изменить наш мир — понемногу, по чуть-чуть. Для этого нужно только жить осознано и посвящать эту осознанность желаемым переменам, не забывая о великом принципе: что наверху, то и внизу. Что в микрокосме, то и в макрокосме. Вот я выпалываю этот сорняк — и в то же время извлекаю из собственной души еще одну частичку страха и ненависти. Вот я выпалываю еще один сорняк — и в то же время извлекаю очередную частичку страха и ненависти из всей совокупной души человечества. Одно не сложнее другого… и сохранять любовь к Сунне, даже прячась от ее лучей под огромными полями моей китайской соломенной шляпы, — это один из возможных способов сохранять любовь к ней во всем человечестве.

Эта земля — моя родная земля, пусть даже мои предки жили в других местах. Каждую ночь я сплю под крышей дома, стоящего на этой земле. Куда бы я ни пошел, эта земля будет у меня под ногами, и я не забываю о том, что лишь благодаря Солнцу она не бесплодна, а полна жизни. Как сказали мне когда-то Зеленые Духи, в конечном счете все сводится к земле, дождю и солнцу. Я всегда буду любить Сунну, несмотря на то, что ради своей безопасности — хотя не по своей и не по ее вине — вынужден от нее скрываться… и уж если даже я могу ее любить, то вы — и подавно. Это легче, чем вам кажется. Просто посмотрите в окно… и делайте то, что дóлжно.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Сунна (Соль)
СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 16:44 
 

Ритуал Сунны для праздника Йоля
(Рейвен Кальдера)


Это неоязыческий ритуал, переработанный для последователей Северной традиции. Он предназначен для одного из праздников Колеса Года — праздника Йоля, на который солнце достигает нижней точки своего годового цикла.

Мы изготовили Солнечное Колесо: купили металлический обруч диаметром в ярд и прикрепили к нему деревянные палочки так, чтобы получилось колесо с восемью спицами. Неприглядный металлический обод мы обмотали разноцветной шерстью. К концам спиц, ближайшим к ободу, мы тоже прикрепили шерстяные нитки и связали их в узел; когда колесо потом подвесили к потолку, расстояние от этого узла до центра колеса составило около четырех футов. В центре мы укрепили плоский подсвечник. Восемь священных подвесок на ободе колеса появились после того, как мы в первый раз провели ритуал, легший в основу того, который здесь представлен. В дальнейшем мы стали просто привязывать на колесо (опять-таки, цветной шерстью) ветки вечнозеленых растений и снимать их после праздников.

В центре колеса — дальше всего от нитей, на которых оно подвешивается, — мы всегда зажигаем невысокую, но толстую красную свечу, а иногда размещаем свечи и на ободе. В дни, когда колесо увито свежей зеленью, мы делаем вот что: разрезаем апельсины пополам и вынимаем мякоть (которая потом идет в йольский пунш), а пустые половинки кожуры втыкаем между ветками на ободе колеса и ставим в них вотивные свечки. Свежая зелень и влажная кожура не загорятся (если аккуратно расположить свечки и не оставлять их без присмотра), но будьте очень осторожны с шерстяными нитями: если они займутся от свечи, то вся конструкция рухнет и может устроить пожар.

Для ритуала потребуется по меньшей мере девять человек, так что он хорошо подходит праздника в закрытом помещении с достаточно большим количеством участников. У нас каждый участник облачался в цвета, соответствующие его роли. Солнечный символ для ритуала мы подобрали на свалке. Очевидно, это был чей-то незаконченный арт-проект: круглое основание с большой позолоченной металлической спиралью, увенчанной подсвечником. С таким же успехом можно взять деревянный диск, укрепить на нем игрушечную лошадку с повозкой и все покрыть позолотой.



(Восемь человек собираются вокруг солнечного колеса, украшенного зелеными ветками и подвешенного к потолку. Девятый участник — служитель Сунны — облачен в цвета яркого пламени и держит в руках солнечный символ. Служитель Сунны зажигает свечу в центре солнечного колеса и произносит:)

Да славится Солнце в извечном движенье:
И в ряби рассветной, и в злате зари,
В сиянии силы, что Дни нам дарит!
Да славятся круговорот и теченье!
Добро пожаловать к нашему очагу, под кров нашего племени.

Сегодня — самый темный день в году, самая долгая ночь, когда солнце скрывается во мраке и умирает. В древние времена в день зимнего солнцестояния разводили большие костры и жгли факелы, чтобы помочь солнцу вернуться к жизни.

Давайте же представим себе, что было тогда, в те древние и темные времена. Вернемся в мыслях на шесть тысяч лет назад, в одну из тех давних холодных зим. Представьте себе, что на вас — одежда из грубой шерсти и шкур, и говорите вы на каком-

то другом, незнакомом языке; правда, некоторые слова в нем узнаваемы, но только потому, что они пережили века и сохранились в современной речи. Ваше племя живет в этом холодном месте испокон веков: предания еще хранят память о таянии великих льдов, об окончании ледникового периода. Эти события древнейшей истории — часть ваших мифов о сотворении мира.

Теперь представьте себе, что вы стоит на лесной поляне в предрассветный час. В воздухе остро пахнет сосной. Вам очень, очень холодно, и вы уже потеряли счет таким же холодным и темным дням, когда света не хватает для работы и остается только жаться поближе к очагу. Но сегодня вы все же собрались здесь и напряженно смотрите на стоящий посреди поляны одинокий каменный или, быть может, деревянный столб: он докажет, что сегодня солнце действительно возродилось, а вместе с ним вскоре оживет и земля.

Представьте себе, как солнце поднимается из-за горизонта и первые лучи его падают на верхушку столба. Люди, столпившиеся вокруг, изумленно ахают и перешептываются. Солнце и впрямь вернулось, а, значит, начался новый год. Теперь дни будут понемногу становиться длиннее, а затем и теплее; и, в конце концов, наступит весна. Вы ликуете. Вы хлопаете в ладоши. Вы плачете от счастья. Вы бьете в барабаны и громко кричите. И этот день вы называете «Йухула», что на вашем языке означает попросту «зимнее солнцестояние».

Однажды в ваши края приходят чужаки. Пришельцев очень много, и они везут с собой груженые повозки. Они селятся рядом с вами, заключают браки с вашими соплеменниками и учат вас всяким полезным вещам — как сделать колесо, как запрячь в повозку лошадь и так далее. А вы взамен даете им слова, означающие «жена» и «ребенок», и обучаете их мистериям своей Йухулы, которая для их (и ваших) потомков превратится в уже привычный нам Йоль. Вы будете учить их таинствам Надежды и Возрождения, огня и света, воскрешающих год. И они, подобно вам, будут стоять на промерзшей поляне и учиться славить возрождение солнца; и точно так же будут поступать их дети и дети их детей. Так же сейчас поступаем и мы с вами.

А теперь возьмите огонь, возьмите частицу пламени от солнечного колеса и держите ее бережно, у самого сердца, ибо огонь — это великая драгоценность. Огонь — это тепло, и свет, и пища. Будьте осторожны. Смотрите, чтобы ваш огонь ничего не поджег, но и не дайте ему угаснуть. Пусть каждый зажжет по свече и держит ее у сердца.

(Все по очереди подходят к солнечному колесу с маленькими свечками и зажигают их от центральной свечи колеса. Затем служитель Сунны зажигает свечу, укрепленную на солнечном символе. Затем вперед выходит первый из глашатаев, облаченный в белое с золотом. Служитель Сунны становится у него за спиной и поднимает солнечный символ над головой глашатая.)

Первый глашатай:
Слава спящей Солнечной Деве, что пробуждается вновь!
Слава первым ее шагам, робким, как у младенца.
Она чувствует: все изменилось, колесо повернулось,
И дорога теперь ведет не на дно, а вверх!
Сегодня, в самый короткий день годового круга,
По небу скачет Один, предводитель Дикой Охоты,
Костры на земле горят, голоса возносятся в песнях,
И Сунна моргает спросонья голубыми, как небо, глазами,
И благословляет всех в морозное утро Йоля.
(Первый глашатай привязывает к концу одной из спиц колеса игрушечную сосновую шишку, связанную из соломы. На его прежнее место выходит второй глашатай, облаченный в красное с золотом.)

Второй глашатай:
Слава Солнцу над снежной равниной!
Слава ясному свету, залившему мерзлую землю:
Нынче родятся ягнята, и рекою течет молоко из овечьих сосцов.
Фрау Холле взбивает нынче свои перины,
И кружится метель, словно белые перья и пух.
В этот праздник мы славим дис, праматерей наших,
Что по-прежнему с нами и нас берегут, наставляя советом.
И озаряет Сунна хмурое небо
И благословляет всех в морозное утро Оймелка.
(Второй глашатай привязывает к концу одной из спиц игрушечную снежинку. На его прежнее место выходит третий глашатай, облаченный в синее с золотом.)

Третий глашатай:
Слава Солнцу в весеннюю пору!
Это утро годичного круга, это свежий глубокий вдох,
Это время ветра и ливня, свирепых гроз,
Время ясных, влажных рассветов. Славься, Остара,
Ты, что в танце идешь по зеленым полям; славься, Фрейя,
Ты, что пляшешь в траве, пробуждая цветы ото сна!
Славься, Тор, приносящий дожди очищенья!
И озаряет Сунна равновесное небо
И благословляет всех в это влажное утро Остары.
(Третий глашатай привязывает к концу одной из спиц разноцветное яйцо. На его прежнее место выходит четвертый глашатай, облаченный в зеленое с золотом.)

Четвертый глашатай:
Слава Солнцу в пору Цветенья!
Зеленеет листва на деревьях, луга пестреют цветами,
Вздымается столп до небес!
Это значит, что Один-Странник, во тьму сошедший,
Провисевший три ночи в объятьях великого Древа,
Наконец обрел свои руны и в мир вернулся, и мы ликуем!
Вальбурга идет через лес, и Охота ее не настигнет.
И озаряет Сунна небо в листве зеленой
И благословляет всех в это светлое утро Вальбурги.
(Четвертый глашатай привязывает к концу одной из спиц связку цветных лент. На его прежнее место выходит пятый глашатай, облаченный в желтое с золотом.)

Пятый глашатай:
Слава Солнцу в день совершенства!
День сей — великая радость, но и великая скорбь:
Над нами — золото солнца, плоды земли изобильны,
Но оросила землю кровь убитого Бальдра.
Это первое горе года, нежданная первая смерть, —
Оттого в нашем танце радость неразрывно слилась с печалью.
И первый златой король уходит Дорогой Хель,
И Сунна царит в небесах, голубых, как слёзы,
И благословляет всех в это яркое утро Литы.
(Пятый глашатай привязывает к концу одной из спиц крошечное золотое солнышко. На его прежнее место выходит шестой глашатай, облаченный в янтарное с золотом.)

Шестой глашатай:
Слава Солнцу над спелой нивой!
Второй золотой король, божественный Фрейр,
Добровольно идет навстречу своей судьбе.
Серп взлетает, и падает колос. Начинается жатва:
Будем досыта есть; соберем урожай благодатного солнца.
Слава Фрейру и жертве его, принесенной охотно — не вдруг,
Но со знанием долга; открытой и нежной, как Смерть.
И озаряет Сунна летнее небо,
И благословляет всех в золотое утро Ламмаса.
(Шестой глашатай привязывает к концу одной из спиц крошечный снопик пшеницы. На его прежнее место выходит седьмой глашатай, облаченный в оранжевое с золотом.)

Седьмой глашатай:
Слава Солнцу осенней страды!
Мы трудились в поте лица на груди плодородной Йорд
И собрали весь урожай — сколько мы заслужили
Или сколько для нас припасла удача этого года.
Слава серпу и корзине, слава медовым сотам,
Слава зерну и пиву, слава молочным рекам,
Слава жертвенной плоти, умершей во имя жизни!
И озаряет Сунна осеннее небо,
И благословляет всех в прохладное утро Пира.
(Седьмой глашатай привязывает к концу одной из спиц соломенный рожок. На его прежнее место выходит восьмой глашатай, облаченный в черное с золотом.)

Восьмой глашатай:
Слава Солнцу у Врат Зимы!
Ковром устилают листья дорогу гаснущей Сунны,
Курганы Предков зовут нас, вздымаясь из мглы осенней
Столпами густого мрака меж черных, нагих деревьев.
Тьма на мир наступает, но мы не ведаем страха:
Мы знаем, что свет вернется, как нас научила Сунна
В вечном своем движенье, в круговороте года.
И озаряет Сунна туманное небо,
И благословляет всех в это утро Предзимней Ночи.
(Седьмой глашатай привязывает к концу одной из спиц крошечный череп. На его прежнее место выходит служитель Сунны.)

Служитель Сунны:
Слава всем нашим Предкам, которые дали нам жизнь,
И следили за кругом Сунны, и славили солнце.
Слава тебе, о Сунна! Благослови нас всех ясным взором твоим,
И даруй нам свет утешенья:
Ибо всё на свете уходит,
Но всё возвращается вновь
В наши сердца, что вечно не знают покоя.

Все хором:
Слава тебе, Сунна!
(По кругу передают рог меда. Участники ритуала говорят о проблемах, которые когда-то очень их беспокоили, но с которыми они теперь примирились, и рассказывают, как именно они научились уживаться с этими проблемами изо дня в день. В этом Сунна не знает себе равных. Она поддерживает тех, кто хочет научиться справляться на ежедневной основе с какими-то трудностями, избавиться от которых невозможно; она помогает понять, что беды и неприятности, какие бы они ни были, все же не должны затмевать наше сияние. Свечи не следует гасить до тех пор, пока все участники ритуала не покинут помещение, — если только не возникнет угроза пожара.)


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Сунна (Соль)
СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 16:45 
 

Работа с Сунной
(Галина Красскова)


У меня богатый опыт работы с Мани, но Сунна всегда казалась мне более далекой и отчужденной. Возможно, подробности человеческой жизни и вправду заботят (или интересуют) Ее не настолько, как Ее брата; а, может быть, все дело в том, что я — закоренелая «сова» и потому найти общий язык с Мани мне гораздо легче. Но в тех случаях, когда я все же обращалась к Ней, Ее присутствие ощущалось как поток яркой, огненной, мощной и плотной энергии… во всем, что Она делает, чувствуется весомая, уверенная мощь, хорошо управляемая сила.

Сунну иногда называют «Суль», что, собственно, и значит «солнце». Солнце — физическое воплощение Ее силы. В жизни наших предков Она играла исключительно важную роль: в аграрном обществе, особенно до начала эпохи индустриализации, человек полностью зависит от Ее милостей, потому что без солнца не будет и урожая. Кроме того, как отмечает в «Книге йотунов» моя коллега Софи Оберландер, само присутствие Сунны на небе заключает в себе важнейший эсхатологический смысл: один из признаков надвигающего Рагнарёка — гибель Сунны в пасти Скёля, волка, который неутомимо преследует ее колесницу. Более того, сила Сунны — одна из опор упорядоченного, здорового и целостного общества. Сестра этой солнечной богини, Синтгунт, ассоциируется с врачеванием (в мерсебургском заклинании она упомянута как целительница), но и сама Сунна тоже обладает целительной силой. Как олицетворенное солнце Она дарует здоровье и силу жизни. Поскольку солнце — источник жара и огня, энергия Сунны, подобно огненной стихии как таковой, несет очищение и освящение. Как Синтгунт выводит из тела болезни, так ее солнечная сестра изгоняет метафизическую тьму и тлен. Она «придает миру святость и превращает его в inangarð — святилище здоровой общины».

Зимы в Скандинавии были и остаются долгими, тягостными и трудными. И когда дни, наконец, начинали удлиняться, наши предки наверняка возносили Сунне хвалы: ведь ее возвращение означало, что год повернул с зимы на лето. Софи Оберландер пишет:

Многие языческие праздники приурочены к поворотным моментам в годичном цикле солнца и связаны со сменой сезонов, которой управляет солнечная богиня <…>

Мы с вами уже не настолько зависим от смены времен года, как наши предки, но полностью игнорировать солнечные циклы все же опасно. В большинстве своем мы ведем торопливую, суетливую жизнь, а развитие современных технологий, которое, казалось бы, должно обеспечивать удобство, на деле только заставляет нас набирать темп. И, тем не менее, путь Сунны в небесах по-прежнему во многом определяет наши суточные ритмы: мы просыпаемся утром, работаем в течение дня и отходим ко сну, когда богиня солнца скрывается за горизонтом на западе. Без ее животворного света и тепла Земля превратилась бы в бесплодную и безжизненную ледяную глыбу. Современные технологии позволяют нам на некоторое время забывать о ней, но в конечном счете именно она дарует нам пищу. Как утверждают ученые, некоторые люди даже зависят от нее более непосредственно — при недостатке солнечного света они

впадают в депрессию, испытывают физическое недомогание и эмоциональные расстройства. И многих из тех, кто не уделяет должного внимания солнечным ритмам, в конце концов тоже настигают болезни и стрессы.

Сунна задает естественный темп жизни. Она определяет распорядок дня. Как защитница и целительница она учит нас сохранять здоровье и хорошее самочувствие даже в самой гуще хлопотливой деловой жизни. <…> Она может указать вам путь к здоровому равновесию между работой и отдыхом, а это, в свою очередь, поспособствует укреплению духовной осознанности среди оглушающей суеты нашего повседневного будничного существования. В конце концов, именно в этом и заключается один из главных ее уроков: Сунна учит нас взращивать чувство святости мира — как внешнего, так и внутреннего. Она помогает понять, что жизнь наполняется святостью, когда мы начинаем распределять свое время мудро, осознанно и эффективно.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Сунна (Соль)
СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 16:46 
 

Восход Сунны
(Михаэла Маха)


Тянутся темные тени ночные,

Дремлет земля, убаюкана мглою.
Спят беспробудно луга и поляны,
Нивы умолкли, леса опустели.

Призраки бродят во тьме средь курганов,
Кости деревьев блестят под луною,
Хрипло кричат над добычею совы:
Час привидений — зловещее время.

Но в тишине, поначалу чуть слышно,
Что там за шорох с востока несется?
Громче, и звонче, и с каждым мгновеньем
Ближе, все ближе, и вот уже — грохот

Мощных копыт! То Арвак быстроногий,
Сунны скакун, провозвестник рассвета,
Мчит колесницу всесветлой богини
Миру и Хеймдалля детям на радость!

Резвы колеса ее, но резвее
Призраки ночи бегут перед нею,
Прячутся тени от жгучего блеска:
Вспыхнула в небе улыбка богини!

Так, пробуждая всю землю от дремы,
Сунна восходит во славе; и Альсвинн
Пену роняет росой на поляны;
И открываются очи и двери

Перед богиней, огнем облеченной,
Каждое сердце ее прославляет,
Всех согревают лучи золотые,
Смех ее теплый звенит в поднебесье.


© 2005 Михаэла Маха, Odin’s Gift.


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Сунна (Соль)
СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 16:47 
 

Гимн Суль
(Гудрун из Мимирсбрунна)


Слава тебе: ты открываешь глаза мне
Пальцами тонких лучей
И смеешься, когда я в ответ недовольно ворчу:
Ведь нас впереди ожидает новый сияющий день.

Слава тебе: ты манишь меня из-за окна,
Ты сопутствуешь мне в ежедневных трудах,
И твой круг — циферблат, на который я взгляды бросаю
В ожиданье полудня, когда, наконец,
Я всей кожей смогу ощутить твою жаркую страсть.

Слава тебе: ты мечешь палитру цветов
На вечернее небо, чтоб мы на земле насладились
Искусством твоим; и пускай тебе не до нюансов —
Не в них твоя прелесть:
Мы и так восхищенно взираем на каждый твой новый шедевр.

Слава тебе: ты меня омываешь волною
Прощального света, скрываясь из виду
За гребнем земли на закате,
Чтоб там, в темноте, заточить ноготки поострей
И утром опять разлепить мои сонные веки.


Вернуться к началу
  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB