Текущее время: 28 мар 2024, 14:40


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Бурятский шаманизм
СообщениеДобавлено: 25 мар 2013, 21:43 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 24 мар 2013, 17:01
Сообщений: 368
Cпасибо сказано: 208
Спасибо получено:
54 раз в 38 сообщениях
Магическое направление:: руны,энергетические практики
Очков репутации: 12

Добавить
Бурятский шаманизм

Пси магия. Бурятский шаманизм

Бурятский шаманизм
Ни с каким другим уголком на Байкале не связано столько удивительных легенд и преданий, как с Ольхонским районом. Большей своей частью район этот крепко прижался к берегу Малого моря – мелководного, хорошо прогревающегося пролива длиной в 42 морские мили.

Попроси удачи у джинна

С левой стороны лазурного пролива – материк, с правой – самый большой байкальский остров Ольхон, протянувшийся на семьдесят один километр. Ольхон в целом – это не только живописнейшие, завораживающие своей красотой пейзажи, но и средоточие загадок и тайн, обитель духов и шаманов.

Шаманизм – исконное верование бурят. В основе своей он составляет поклонение духам природы, местности. Наш храм – это небо, рассказывал мне один из байкальских шаманов, все удивительное и необычное, что нас окружает. Таких мест и явлений на Байкале множество. Таинственные пещеры, остатки древних городищ и могильников, скалы, перевалы, вековые лиственницы и могучие кедры – все это становилось предметом особого почитания. Сюда приходили для совершения обрядов, мимо таких мест нельзя проезжать без подарка, который нужно оставить хозяину святых мест – эжину. Иначе не быть удаче. Конфета, сигарета, горсть монет, капелька водки или молока, кусочек материи задобрят духа местности. Здесь нельзя оставлять мусор, рубить деревья и кустарники, сквернословить и ругаться.

Лучший знаток подобных мест, древних традиций и обрядов – директор краеведческого музея Ольхонского района, потомственный шаман Валентин Хагдаев. Большей частью в шаманском одеянии, чем в обычной одежде, на подарке некогда гостившего здесь олигарха – квадроцикле – он стремительно передвигается по всему району. Забот не перечесть круглый год: там проводят родовой тайлаган (молебен), там какой-то обряд или большое семейное торжество – во всех этих и других случаях без посредника между людьми и духами не обойтись. А еще многочисленные экскурсии по шаманским местам. Каждого гостя и слушателя Валентин Хагдаев поражает великолепным знанием истории, преданий, традиций и ритуалов родного народа. Встреча с ним обещает удачу.

Шаман – гроза для выпивохи

По словам Валентина, тэнгрианство (шаманизм) – это любовь и почитание родного языка и фольклора, традиций и обычаев своего народа: «Это культ священного огня, великих предков, владык местностей, Неба, Земли, Солнца и Луны. Это почитание природы-матери, жизнь в гармонии с самим собой, с людьми вокруг, с природой». А еще несколько заповедей: не брать того, что не дадено, воздерживаться от спиртного, от убийства живых существ, не позволять половой распущенности. Не все эти заповеди выдерживаются, но сам Валентин Хагдаев в своих проповедях старается наставлять людей на путь истинный: «Раньше у нас не принято было, как сейчас говорят, «капать» водкой или вином. Для этих целей употреблялось молоко. Осуждалось и пьянство. Категорически, например, запрещалось пить людям в возрасте до сорока лет – это ведь самый детородный возраст. Сам потрясатель Вселенной Чингисхан говорил: «Если найдут человека, который совсем не пьет, то он достоин всякого моего почитания».

Одно из наиболее известных шаманских мест в Ольхонском районе – небольшая гора Ерд высотой всего в тридцать с лишним метров, больше похожая на рукотворный курган. Находится эта гора в двух километрах от Байкала, в устье речки-невелички Анга. По одной из легенд, здесь нашел вечный покой монгольский нойон, когда войска Джучи-хана перешли Байкал по льду. Впрочем, ученые опровергают версию искусственного происхождения Ерд, поскольку сложена она из громадных природных плит. Как бы там ни было, но еще несколько столетий назад возникла традиция устраивать у подножия горы грандиозные многодневные празднества, на которые прибывали представители многих бурятских, монгольских, якутских родов. В советские времена местное население перестало устраивать масштабный тайлаган и Ердынские игры, но несколько лет назад традицию восстановили.

Прибывшие паломники, взявшись за руки, должны были составить хоровод вокруг горы, да не один, а целых три. Если тройной круг не получался, то все поскорее разъезжались: год считался неудачным. В программу празднеств, как бы сейчас сказали, обязательно входили спортивные состязания, в частности борьба, стрельба из лука, поднятие тяжестей, конные скачки, конкурсы сказителей. Во время праздника хозяину священной горы подносили жертвы, в его честь проводили молебны. Во время этого ритуала на вершину горы, как рассказывал Валентин Хагдаев, могли подниматься только белые шаманы и уважаемые старейшины: «В старину сюда привозили большие камни. Они считались лестницей шаманов. Самые сильные из них сидели выше всех. Отсюда шаманы просили благополучия людям, богатства, хорошего травостоя».

Остров – обитель духов

Но, пожалуй, самым известным и, кстати, посещаемым местом является легендарный, поражающий своими неповторимыми ландшафтами – от пустынных до альпийских – остров Ольхон, который с материком связывает паромная переправа. По преданиям, этот остров избрали своим местом жительства божественные духи-тэнгрии. Это сакральный центр всех бурят-монгольских народов, древняя обитель могучих и грозных духов Байкала. Главный из них – Хутэ-Баабай, посланный на землю высшими богами. Считается, что здесь живет в образе белоголового орла его сын Шубуу-нойон, первый бурятский шаман. Отсюда и трепетное отношение местных жителей к орлам – этим гордым, великолепным птицам, которые величественно парят в бескрайнем ольхонском небе. На остров, отделенный от земли холодными водами Байкала, когда-то сбегали от преследований ламаистов, как говорится в преданиях, шаманы Северной Азии. Отсюда берет свое начало курумчинская культура. Давно уже нет этого древнего народа, но сохранились пещеры и скалы с рисунками, надписями, остатки каменных крепостей, оросительные системы, могильники.

На знаменитом острове находится и одна из девяти святынь Азии – скала Шаманка со своей таинственной пещерой, в которой, как считали когда-то, поселился Хутэ-Баабай. Никто не имел права приближаться к заповедному месту. Если же нужда заставляла, то копыта коней обматывали войлоком и кожей, чтобы не потревожить цоканьем покой хозяина острова и царя всех шаманов. Нужно было обязательно спешиваться и вести коня за уздечку. Женщинам полагалось обходить скалу за две версты. Свидетелем суеверного ужаса ольхонских бурят стал, например, известный российский исследователь В.Обручев, побывавший на Ольхоне. Доступ к пещере имел только шаман. Возле скалы, которую позднее буддисты назвали мысом Бурхан, совершались многочисленные жертвоприношения, молебны.

Сейчас уже нет того всеобщего трепетного отношения к скале Шаманка. Здесь ежедневно толкутся десятки и сотни туристов. Пешком и на машинах, они ручейками стекаются, чтобы своими глазами увидеть двухголовую скалу, ощутить ее древнюю энергетику. Каждый из них, как и положено, оставляет подарок эжину, а порой и мусор... Шаман Валентин Хагдаев таким отношением раздражен и недоволен: «Мы, шаманисты, бывая, например, в церквах, не оставляем после себя пустые бутылки, обрывки бумаги, окурки. А почему можно поступать так в нашем храме?!» Но среди местного населения священное место по-прежнему остается особым и почитаемым. Сюда устремляются шаманы из Бурятии, Алтая, других регионов. Они проводят здесь свои встречи, совершают обряды и ритуалы. Свидетелем одного из таких съездов довелось стать нынешним летом. На берегу Байкала мерно рокотали нагретые возле очага десятки бубнов. Развевались ленточки на березках. Звенели шаманские подвески, изливало с голубого неба свой жар слепящее солнце. Как будто и не стоял на дворе июль 2006 года…

Каждый народ оригинален и неповторим, и созданные им язык, традиции, обычаи несут черты самобытности, внося свой вклад в сокровищницу мировой человеческой истории и культуры, в разнообразии – красота. Так мне сказал на прощание ольхонский шаман и философ Валентин Хагдаев, с которым мы увидимся скорее всего только следующим летом...

Автор - Сергей Кез


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Бурятский шаманизм
СообщениеДобавлено: 27 мар 2023, 00:37 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Изображение
Изображение умершего шамана (шамана-предка). Буряты. Конец XIX в. (МАЭ, колл. 866-6 абв)


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Бурятский шаманизм
СообщениеДобавлено: 30 июл 2023, 23:58 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Маска – родовой онгон Борто

Маскоид (маска-подвеска), родовой онгон (дух-покровитель), изображающий лицо старца Борто.
Дерево (лиственница), мех натуральный: шкура (овца домашняя - Ovis aries), металл (железо). Высота – 33,5 см. Ширина с «ушками» – 25,5 см. Вес – 1,48 кг.
Маскоид покрыт копотью. На голове и около ушей сохранились кусочки кожи с остатками меха. По сторонам прибиты железные петли с коническими подвесками.
Буряты. Восточная Сибирь. Иркутская губерния. Балаганский уезд. Конец XIX - начало XX вв.
Собиратель М.Н. Хангалов. Российский Этнографический музей. Санкт-Петербург. ----. Культура народов Сибири и Дальнего Востока. Коллекционный номер: РЭМ 1635-29/1.

В ритуальных обрядах шаманов северных народов ------ и Сибири маски и деревянная скульптура не имели первостепенного значения, например, как это было у африканских колдунов и североамериканских шаманов. Маски и деревянные идолы, скорее, дополняли магический багаж, главными в котором были шаманский костюм и бубен со всевозможными магическими амулетами.
Деревянные скульптуры несли охранительную функцию, а немногочисленные маски создавались из останков умерших предков и тотемных животных. Однако, их магическая функция для шаманов не вызывала сомнения. К маскам обращались за советом, использовали при камлании и врачевании.

У народов Сибири маска олицетворяла духа-помощника шамана или его предка, также воспринимавшегося как дух-помощник (“портрет” умершего отца, при жизни бывшего шаманом), и, согласно традиционным религиозным представлениям, обеспечивала действующего шамана силой его предка. Поскольку маска считалась местопребыванием души или духа умершего шамана, ее “кормили” - смазывали пищей. Маски составляли часть ритуального облачения. Когда-то шаманы надевали их на лицо при лечении больных, предсказании будущего, при камлании с целью обеспечения удачной охоты. Затем стали привязывать к поясу ритуального костюма перед тем, как отправиться на камлание с целью лечения больного. Эвенкийский шаман во время камлания в чуме вешал маску перед собой. После смерти шамана его маски захоранивали вместе с ним. Металлические личины прикрепляли также на головы деревянных антропоморфных изображений духов.

По одним легендам Борто был великим шаманом, по другим – воином рода Хангин, переселившегося в XVII веке из Маньчжурии. У бурят он получил почтительный эпитет Борто убгэн – старец Борто. Маска хранилась в юрте и почиталась как дух предка-покровителя бурят.

Изображение

Изображение

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Бурятский шаманизм
СообщениеДобавлено: 31 июл 2023, 00:10 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19268 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
Онгон Борто

«Онгон», дух-хранитель, в виде старца Борто.
Дерево (лиственница), мех натуральный: шкура (овца домашняя - Ovis aries), металл (железо), волокна животного происхождения: конский волос. Высота – 33,0 см., ширина – 20,5 см.
Буряты. Восточная Сибирь. Иркутская губерния. Балаганский уезд. Конец XIX века.
Собиратель М.Н. Хангалов. Российский Этнографический музей. Санкт-Петербург. ----. Культура народов Сибири и Дальнего Востока. Коллекционный номер: РЭМ 1635-31.

«Онгон» (дух-хранитель) представляет собой антропоморфное изображение старца Борто, который, по одним легендам, был великим шаманом, по другим – воином, предводителем рода Хангин. В Предбайкалье почитание онгона Борто имело широкое распространение. Он получил почтительный эпитет Борто убгэн – старец Борто. Онгон хранился в юрте и почитался как дух предка-покровителя бурят.

В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы. Весь окружающий мир представлялся населенным духами, которые принимали участие в жизни людей, в промысле. У нганасан и юкагиров сохранились древние верования о матерях природы – солнца, земли, травы, оленей. Большинство народов Сибири верили в духов-хозяев природы, населявших средний мир вселенной – горы, леса, реки, моря, огонь.

В неолитическом искусстве Сибири уже известны образы антропоморфных фигур шаманов и их духов-помощников, связанных с духами природы, а также изображения ритуалов плодородия и проводов души в мир предков, путешествий в верхний мир с лечебной целью.

Подобные изображения у народов, исповедовавших шаманизм, олицетворяли предков, считались духами-помощниками шамана. Точное назначение этой скульптуры до сих пор остается для нас загадкой.

Изображение


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB