Текущее время: 28 мар 2024, 12:40


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Паук: авангард западноафриканской культуры
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2019, 00:33 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101827 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Паук: авангард западноафриканской культуры
Махум Куреши

Изображение

Традиционно рассказывание историй было важной частью западноафриканской культуры. Сказки граничат с мифами. Устная литература выполняет функцию не только развлечения, но и формирования и сохранения культуры. В этой статье будут рассмотрены истории в «Приключениях паука - народные сказки Западной Африки». Эта устная литература, хранящаяся в письменной форме, служит способом отстаивания морали и ценностей Западной Африки, таких как трудолюбие и общность. Кроме того, эти истории помогают представить западноафриканскую культуру молодым поколениям и посторонним. По сути, обманщики действуют как избранные, которые могут общаться с животными, людьми и духовными мирами одновременно; одновременно нарушая и усиливая различия. Согласно Финнегану, «паук, самый известный в Африке трикстер, существует в Гане, Кот-д'Ивуаре, Сьерра-Леоне, среди хауса, луо, занде и нг'банди». Существуют разные версии рассказов, рассказанные различными племенами. Хотя эти истории первоначально передавались из поколения в поколение посредством устного рассказывания историй, теперь они записаны и даже переведены. В центре внимания коллекция ,она была пересказана Джойс К. Архурст. Несмотря на то, что Паука обычно зовут Ананси, эта коллекция не называет его. Истории построены так, как если бы они были рассказаны всеведущим рассказчиком. Традиционно это будет рассказчик, и письменные рассказы сохраняют этот разговорный тон. Паук выступает в роли центрального персонажа, окруженного некоторыми побочными персонажами животных, которые появляются в более чем одной истории, например, Заяц и Черепаха. Он настроен против более крупных животных, таких как мистер Леопард, и людей, таких как рыбак. Жена Паука - Асо, у них есть сыновья, старший из которых - Кума, а младший - Кваку. Обстановка этой истории изображает западноафриканский фон в такую ​​погоду, как «сезон дождей» (Arkhurst, 12), флору и фауну, например, «плоды хлебного дерева» (Arkhurst, 8) и «Шелковое хлопковое дерево» (Arkhurst, 53) и такие продукты питания, как «ямс и кукуруза с помидорами, бананы, лимоны и апельсины» (Arkhurst, 40) и «маниока, курица с соусом со вкусом арахиса» (Arkhurst, 6). Истории систематически рассказывают нам, как паук оказывается таким, каким мы его знаем сейчас. Видимо, он не всегда был таким, но раньше был толстым, с волосами и жил в доме из банановых листьев.

В первой истории, мы узнаем как Паук получил Тонкую Талию, мы видим, как Паук в конечном итоге имеет тонкую талию из-за своей жадности. Во втором рассказе «Почему Паук живет в потолках» мы видим, как остроумие Паука помогло ему увернуться от мистера Леопарда. В книге «Как паук получил лысину» мы снова видим жажду паука к еде, на этот раз он теряет волосы. В книге «Как паук помог рыбаку» мы видим, что паук эгоистичен и ленив, но в конечном итоге его обманывает рыбак. Это единственная история, в которой паук перехитрил. В книге «Почему пауки живут в темных углах» мы снова слышим о жадности паука, и на этот раз он обманывает свою семью. Наконец, в книге «Как мир обрел мудрость» нам сказано, что здравый смысл является обычным делом, поскольку Паук разбил глиняный горшок, который он держал его при себе. Тем не менее, поскольку рассказы о Пауках, как правило, «не следуют никакому последовательному порядку» (Utley, африканский раздел Storytelling, пункт 4), неясно, какой из этих инцидентов произошел первым. По словам Нгуги, устная литература многому учит, поскольку она содержит «некоторые очень сильные образы, очень сильные персонажи, очень интересные ситуации» (ва Тионго и Рао, 165). Паук - один из таких персонажей и ситуации, в которых он оказывается интересны. Он изображен как обманщик в рассказах, «противоречие» - «одна из самых основных черт характера» (van Duin, 38) в его характере. Его используют, чтобы «помочь людям понять природу человека и его поведение» и «изобразить человеческую силу и слабости». (Атли, раздел «Сказки мошенников животных»).

Изображение

Часто он антропоморфизирован, что облегчает общение с людьми, особенно с детьми. Он описан как «часто капризный и всегда жадный» (Архурст, 21). Он умный, но ленивый, и это часто доставляет ему неприятности, а его плохое поведение наказывает его. И все же его искупительное качество в том, что, несмотря на его эгоизм, его сердце находится в нужном месте и «в глубине своего маленького сердца он хотел быть хорошим» (Архурст, 21). Через него передаются важные уроки, благодаря которым истории становятся источником ценностей, которые западные африканцы отстаивали и хотели передать своим детям. Ему «приписывают человеческие чувства и желания», чтобы развить «этические идеи из их поведения» (Utley, раздел Animal Trickster Tales, para. 4). Паук - это средство, с помощью которого молодым людям внушаются представления о добре и зле, что свидетельствует о том, что западные африканцы не являются некультурными варварами, как хотелось бы верить колонизаторам. Они не являются, как описано Киплингом, «полу-дьяволом и полу-ребенком» (Kipling, 8). Более того, «Пауки», несомненно, отражают веру в силу слова для разрешения конфликтов »(Marshall, 34), отражая природу народа ашанти. Животные, такие как «Паук», играют важную роль в рассказывании историй в Западной Африке, поскольку «африканские люди живут в непосредственной близости от диких животных, которые делят свою землю».

Традиционно «Паук», или Ананси это «Умный лесной паук» часто его называют «ведущим персонажем» (van Duin, 34). «Ананси» означает «паук» на языке тви из народа ашанти. Днем имени Ананси было «Кваку Ананси», что означает «рожденный в среду» (Маршалл, 31). Это происходит «из устной традиции ашантии Ганы». Они являются подгруппой «аканов, которые составляют группу этнических групп, живущих в основном в центральной и южной Гане». Его лучше всего описать как «бесстыдного интригана, который беззастенчиво нарушает табу ради быстрой еды, хитрый негодяй, дерзкий, эгоистичный, похотливый, неблагодарный и аморальный », который« не знает раскаяния »(van Duin, 34).

И все же он «мастер в искусстве жизни», который «знает, как сохранить самообладание и избавиться от затруднений» (van Duin, 34). В конце концов, он «анархистский аутсайдер, которому больше всего нравится дурачить могущественных животных мира (van Duin, 34)». Африканские пословицы Нгуги говорят, что «они запоминаются из-за структуры слова, ритмы, которые заставляют их прилипать к голове »(wa Thiong'o и Rao, 165). Истории обычно заканчиваются там, где они начинаются, повторяя, таким образом, последствия действий Паука. У них есть «восстанавливающая сущность», празднующая «циклический, а не линейный подход к жизни». Есть повторение «слов, фраз и строф», создающих истории более запоминающимся. Как видно из историй о Пауках, африканское повествование «обеспечивает развлечения, удовлетворяет любопытство африканского народа и дает важные уроки о повседневной жизни». (Утли, раздел «Введение», пункт 3). Истории вознаграждают за усердную работу и наказывают лень. Они поддерживают общность, и хотя Паук умен, он эгоистичен, и поэтому он в конечном итоге терпит неудачу в своих уловках. В Африке даже рассказывание историй является общим и включает «людей, сидящих вместе, слушающих и участвующих в рассказах о прошлых поступках, убеждениях, запретах и ​​мифах». Ашанти особенно любили «ораторское искусство и наслаждение игрой слов и долгими дискуссиями» (Marshall, 37). Стиль повествования зависит от фамильярности, которая заставляет слушателей «активно участвовать, изучая важные аспекты своей культуры» (Утли, раздел «Введение», пункт 3). Он объединяет племя и действует как невидимая нить, которая связывает поколения и различные племена друг с другом. Более того, значение зависит «от людей, которые их создают [рассказы], и от разных лингвистических и социокультурных материалов, доступных авторам и их аудитории» (Dakubu, 35). Ван Дуин пытается нарисовать картину:

«Он [рассказчик] рассказывает с изюминкой, модулирует, поет, шутит, задает вопросы, составляет загадки, использует игру слов и обращается к некоторым из нас [аудитории] время от времени. Мы, слушатели, комментируем, аплодируем, смеемся, тыкаем своих соседей, прерываемся, самопроизвольно врываясь в песню, приводим историю в действие или взываем, что мы знаем еще более фантастическую историю, которую мы затем рассказываем как интермеццо ». (36- 37)

Эффект - это интерактивная, коммунальная обстановка. Паук традиционно рассматривается как «удивительная фигура, коммутирующая между человеческим, животным и сверхъестественным миром». Это означает, что он является взаимозаменяемым символом, который может действовать как на земле, так и на духовном уровне. Согласно Пелтону, «наиболее отличительной чертой западноафриканского трикстера (является) его связь с гаданием». Хотя он порождает сострадание, его роль заключается в том, чтобы показать, что в человеческом мире невозможно выжить,опираясь на один интеллект. Чего ему не хватает, так это общинного подхода. Поскольку Паук пытается перехитрить даже свою семью, ему приходится жить физически и метафорически в темных углах, вдали от общества кого-либо. В последнем рассказе сборника читатель может увидеть, что происходит, когда Паук эгоистично пытается сохранить всю мудрость при себе. Он злится, когда узнает, что его сын тоже мудр. Он бросает «горшок [мудрости] на землю» (Архурст, 57), и он разбивается. Следовательно, мудрость распространяется, и теперь «у каждого есть некоторая мудрость». В конце концов, личный повествовательный тон восклицает, что мудрость была «много для тебя и много для меня».Основная тема подчеркивает, что в Западной Африке важное значение уделяется обмену знаниями. Как отмечает Ван Дуин, «тот факт, что фигуры-обманщики появляются независимо в фольклорах стольких разных культур, может указывать на их архетипичность, исходящую из коллективного подсознания человеческой души, как утверждает Юнг». Это говорит о том, что эта сказка о Мудрости, рассеянной Пауком, также связана с европейской философией знания. Более того, ее поддерживает вера в истории, а не их правдоподобие. Согласно правилам рассказывания историй Ашанти, «перед началом и в конце каждой истории должен быть публичный отказ от ответственности, чтобы показать, что рассказы не были строго правдивыми».

Мир Паука регулярный, повседневный мир банановых домов и рисовых ферм. И все же существует противопоставление реальности и вымысла; зрители историй знают, что животные не могут говорить. Они могут даже иметь научные знания о том, как, например, в первой истории, что паук не может похудеть только потому, что он был привязан к талии, а натяжение его сыновей сделало «веревки сжатыми крепче и крепче» ( Архурст, 10). Тем не менее, слушатели предпочитают верить в истории, так как они более чем сказочные и граничат с мифом. По словам Баска:

«Мифы - это прозаические рассказы, которые в обществе, в котором им рассказывают, считаются правдивыми рассказами о том, что произошло в далеком прошлом. Их принимают с верой, их учат, им нужно верить, и их можно назвать авторитетом в ответ на невежество, сомнение или неверие. Мифы являются воплощением догмы; они обычно священны, и они часто связаны с богословием и ритуалом ».

Хотя «существует мало доказательств в поддержку теории, что ему [Ананси] поклонялись как богу по своему праву», поскольку «нет примеров святынь, построенных в его честь, подношений ему или молитв, направленных на него». Он по-прежнему почитается как «посредник».

Его значение заключается в том, что «он существовал на полпути между землей и небом и имел силу реструктурировать мир божественного и человеческого». Читатель может увидеть это в последней истории, где « Ньяме, Бог Небес, дал всю мудрость в мире Пауку »(Архурст, 50). Несмотря на усилия паука сохранить эту мудрость для себя, в конечном итоге, как обсуждалось выше, знания рассеялись по всему миру. Паук также обладает способностью перехитрить животных больше его. Это можно увидеть в рассказе «Почему паук живет в потолках», где паук убегает, будучи съеденным Леопардом. Однако ирония этой истории заключается в том, что, спасая свою собственную жизнь, Паук должен был отказаться от комфорта. Напротив, в книге «Почему пауки живут в темных углах» его дискомфорт вызван его жадностью и обманом его семьи. «Пауку было так стыдно за себя [за то, что обманул свою семью ради еды и скорбел из-за своей притворной смерти], что он побежал в самый темный угол потолка, чтобы спрятаться». (Архурст, 49). Последствия истории похожи, но причины разные. Это показывает двойственность характера Паука; он может быть главным героем в одной точке, а в другой он может быть антагонистом в своей жизни. Поэтому его можно назвать «многогранным существом для того, чтобы не только приносить в человеческую расу чудесные вещи, такие как истории и мудрость, он ...жаден и совершает неисчислимые ужасные поступки ради своей личной выгоды» (Marshall, 32).

Более того это отражение предрасположенности ашанти: «Люди, столь сосредоточенные на противостоянии и границах между порядком и беспорядком, чистым и нечистым, священным и светским, культурой и природой, должны упиваться сказками, которые изображают Ананси бесстрашно разрушающим и разделяющим эти границы ». (Маршалл, 36). Таким образом, персонаж-паук является воплощением творчества, бесстрашно путешествуя по местам, за гранью воображения людей, которые его создали. Роль других животных, таких как заяц и черепаха, заключается в обеспечении сравнения в отношении. Более того, они либо наблюдатели, либо комментаторы. Они появляются во втором и последнем рассказах в сборнике в фокусе. В первом упоминании об этих двоих в сезон дождей «Заяц не мог найти травяные луга для своего обеда» и «Черепаха не могла медленно ползти по земле, чтобы ловить насекомых». Эти двое страдают из-за обстоятельств, тогда как Паук страдает из-за отсутствия усилий - он «был слишком ленив, чтобы сажать свою ферму или расставлять свои ловушки для рыбы» (Arkhurst, 14). В последней истории Черепаха и Заяц последовательно спрашивают Паука, куда он идет со своим горшком (Архурст, 52). Здесь их можно рассматривать как катализатор решения паука спрятать горшок мудрости. Важно отметить, что они появляются в историях без человеческих характеров, и поэтому могут интерпретироваться как замена для людей-свидетелей. В других историях Паук общается с людьми с такой же эффективностью, например, с рыбаком, жителями деревни, которые спрашивают его о «фестивале потрясающей шляпы» (Arkhurst, 28-29) и смеются над ним за то, что он «Вор» (Архурст, 49). Паук «без особых усилий сливает по крайней мере две противоположные роли в своей личности» (van Duin, 38). Это можно увидеть в рассказе «Как паук получил лысину». Здесь мы видим, как паук отправляется с добрым намерением помочь своей свекрови и заканчивает тем, что жадно забирает «бобы в свою шляпу».

Поскольку функция паука состоит в том, чтобы инструктировать, нет необходимости показывать его как морально честного. Он обладает «способностью перевернуть все социальные правила» (Маршалл, 37) и «совершенно не в ладах с обычным социальным порядком и его иерархией» (Ван Дуин, 40). Этот отход от социальных норм помогает подчеркнуть последствия некоторых действий, нежелательных для сообщества рассказчика.

Кроме того, как обсуждается ниже, он помогает одновременно создавать и внедрять определенные моральные кодексы. В книге «Как паук помог рыбаку» мы видим, что если паук «помогает людям, то это часто потому, что он получит какую-то форму вознаграждения за себя» . Однако человек в этой истории - рыбак из «деревни Акима », заканчивая тем, что делает дураком паука. Он притворяется усталым, когда Паук выполняет всю работу: делает ловушки, расставляет их, собирает рыбу и доставляет рыбу на рынок. В конце истории мораль отдельно описывается как пословица: «Тот, кто сам разыгрывает трюки, может быть обманут, если он слишком жадный». Именно это и происходит в этой истории, доказывая, что в этой коллекции Единственное животное, которое может перехитрить Паука - это человек! Сказки о пауках позволили «социальному единству» для ашанти, которые приняли «в свое общество более темные силы, которые социальная система обычно пытается уничтожить». Согласно Маршаллу:

«Именно благодаря действиям, совершенно противоположным условным формам человеческого поведения и проверяющим ограничения морального кодекса Асанте [Ашанти], Ананси смог установить и укрепить иерархические социальные структуры Асанте. Ананси был ре-творческой силой, потому что, хотя структура общества Асанте была оспорена его ограниченностью (то есть находящейся на пороге восприятия), она также была одновременно возрождена и подтверждена им. Сила хаоса в конечном итоге привела к улучшению общественного порядка ».

Таким образом, мы видим, что роль Паука перешла от простого инструктора к реструктуризатору. Он не только строительный блок для морального кодекса Ашанти, но и его конструктор. Более того, эти истории являются «как философскими, так и комичными комментариями к жизни» и используются в качестве среды для переговоров и временного освобождения из контролируемой среды ». Однако в контексте Западной Африки« важность того, кто говорит, кому, в каком контексте зависит ... от важности того, что сказано. » (Дакубу, 55). Кроме того,« правильная организация слов настолько важна для правильного распределения власти, что оба они объединены на одной фигуре - «Пауке», согласно божественному распоряжению ». Паук «как настоящий хамелеон, адаптировался к… новым условиям» (van Duin, 41), включая рассказы и тексты. В заключение, западноафриканская практика рассказывания историй является актом культурного производства и сохранения, а также воспроизведения.

Как паук прогнал леопарда в лес

В ту пору, когда звери, подобно людям, мирно жили в деревнях, между ними как-то разгорелся великий спор. Паук утверждал, будто может поймать леопарда. Но ему, конечно, никто не верил, потому что леопард — самый отважный среди зверей и силен, как не многие.
Однако паук упорно стоял на своем. Он сплел корзину и пошел с ней к леопарду, что жил неподалеку.
— Послушай, леопард,— сказал он.— В деревне все надо мной смеются.
—- Почему же? — спросил леопард.
— Я сказал — ты разумнее всех зверей и сумеешь поместиться даже в этой тесной корзине. Тогда все рассмеялись и говорят, что ты для этого слишком неуклюжий и жирный.
— Ах так! — воскликнул леопард.— Ну, это мы еще увидим! Смотри, как легко я влезу в нее! — И он втиснулся в узкую корзину.
— Остается только перевязать тебя,— заметил паук.— И тогда всякий убедится, что ты целиком уместился в ней.
Он обвязал корзину вдоль и поперек, взвалил ее на спину и отнес в деревню.
— Ну, что я вам говорил? — торжествовал паук.— Вот он, ваш леопард!
На радостях паук достал пальмовое вино и пригласил всех зверей на пирушку. Когда гости изрядно захмелели, он и говорит:
— А теперь, друзья, давайте заколем леопарда! Позовите моего сына да скажите — пусть прихватит из дому нож.
Паучонок принес нож и подумал, что надо перерезать веревки. Так он и сделал. Из корзины с ревом выскочил леопард и бросился на паука. Однако тот успел вместе с сыном спрятаться в калебасе. Леопард обыскал весь двор, но так и не нашел их.
Мучимый жаждой, он заглянул в калебасу, не осталось ли там немного вина. В калебасе же было совсем не вино, а перец.
Паук увидел через горлышко глаз леопарда, набрал полный рот перца и дунул ему прямо в глаз. Леопард скорчился от боли.
— Не иначе здесь все заколдовано,— простонал он — Больше ни за что не вернусь в эту деревню.
И он убежал далеко в лес. Там он живет и по сей день.


Паук, найденный ползущим по человеку, - удача.

• «Если хочешь процветать, оставь паука живым». *

• Только паук, убитый в доме или найденный на вашем лице, может стать причиной неудачи.

• Убийство черного паука или маленького паучка особенно неудачно. *

• увиденный утром паук - признак скорби; паук, увиденный в полдень к радости; увиденный вечером паук - знак надежды.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB