Текущее время: 29 мар 2024, 05:47


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Получение песни силы
СообщениеДобавлено: 04 июл 2019, 14:00 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Получение песни силы  

Согласно широко распространенным и очень древним поверьям, во сне человека могут поджидать различные опасности, а также нежелательные встречи, которых нужно остерегаться, дабы они не оказывали влияние на явь. Особенно это касается детей. Не зря в традиционных культурах на детскую люльку подвешивают обереги в виде когтей и клыков животных и исполняют специальные песни, получившие название колыбельных (рис. 2.13). Часто в них даются ландшафтные описания мира сна и содержатся некие устрашающие элементы. Например, в славянском фольклоре в этом качестве выступает волк («серенький волчок»), хватающий «за бочок», утаскивающий «во лесок под ракитовый кусток» и не дающий спать. Считалось, что проигрывание «плохого» сюжета во сне устраняло его появление наяву, а сама колыбельная была частью культа божества Дрёмы (англ. dream, в отличие от sleep), живущего в темном пространстве Дремоты между сном и явью и вызывающего предсновиденческие образы – «в дремоте чудится, во снах видится». С Дрёмой у древних славян был связан особый обряд, выполнявшийся 10 марта (25 февраля по юлианскому календарю) и известный как «Тарас Кумашник» или «Тарас Бессонный», то есть отгоняющий лихорадку-кумаху (кумоху) и дремоту, поскольку в этот день нельзя было спать днем69, чтобы не заболеть.

Изображение
Рис. 2.13. Вильям Бугро. Колыбельная. 1875 г. В руках женщины – веретено с путеводной нитью в мир сна.

По поверьям, Кумаха – это старшая из двенадцати сестер-лихорадок, живущих в непокрытой избе в Дремучем лесу, то есть между сном и бодрствованием или в самом сновидении. Когда на человека нападала Кумаха, он чувствовал, что его тело ни с того ни с сего начало ломить и крутить, а к вечеру к этому добавлялись тянущие боли в ногах. Тогда он шел в то место, где предположительно встретился с Кумахой, кланялся на четыре стороны и сыпал вокруг ячневую крупу, говоря: «Прости, сторона, мать сыра земля! Вот тебе крупиц на кашу, вот и тебе, кумоха!». А в качестве оберега и заклинания от этого и служил обряд на Тарасов день. Суть его состояла в том, что одного выбирали самим Дрёмой, давали подушку и укладывали, будто спать, а сами пели специальные песни, стараясь подойти поближе, но не быть пойманными:

Сидит Дрёма, Сидит Дрёма,
сам дремлет.
Взгляни, Дрёма, Взгляни, Дрёма,
на народ.
Бери, Дрёма, Бери, Дрёма,
кого хошь.

Внезапно Дрёма вскакивал, ловил и целовал кого-либо из присутствующих на обряде, и тогда тот должен был занять его место. Поэтому об этом дне говорили: «Весенняя дрёма лохмата кудрями, машет руками, глаз с поволокой»71. В некоторых случаях сам Дрёма рассматривался как податель путеводных и колыбельных песен. Их слова было трудно запомнить, но в этом как раз и заключалось искусство их получения.

ПОЮЩАЯ СТЕНА (Из «Книги сна» О. Диксона)

Я оказалась на асфальтированной дорожке. Справа и прямо была пустыня, а слева возвышалась большая стена из бронзовых голов. Все наполнял низкий, гипнотизирующий звук. Я повернулась к стене, чтобы получше рассмотреть. Рты голов были раскрыты, и именно из них исходили те мрачные, пронизывающие голоса. От их пения я провалилась в глубокий сон без сновидений.

Изображение

Еще одним персонажем славянской мифологии, связанным со сновиденческими песнями, выступает кот Баюн, отсюда и колыбельный зачин «баю-баюшки-баю» (от баять – рассказывать, баюкать – усыплять). В сказках он обычно сидит на высоком железном столбе в Дремучем лесу за тридевять земель в тридесятом царстве и усыпляет путников своим волшебным пением, а после нападает и поедает, чем близок к греческим Сиренам, а также славянским райским птицам-девам Алконосту и Сирину (рис. 2.14). Чтобы обратить песни кота во благо, его нужно победить или заключить с ним соглашение, и тогда с их помощью можно лечить любые болезни. Отсюда, собственно, и идет многое из заговорного искусства славян. В русской народной сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» за Баюном отправляется Андрей-стрелок:

Пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит – идет, а где и катком катится. Коекак выдержал дремоту и очутился у высокого столба. Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову – один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным – и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьет, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: – Покинь меня, добрый человек! Что надо, все тебе сделаю. – А пойдешь со мной? – Куда хочешь пойду. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повел.  

* * *

Ищет заклинания у существ сна и прорицатель Вяйнямёйнен, герой карело-финского эпоса «Калевала». В одном из его эпизодов он строит лодку с помощью волшебных песен, но ему не хватает трех слов, чтобы закончить дело. Он не находит их ни в головах лебедей, ни в гусиных лопатках, ни в горлах оленей, ни во ртах белок, и тогда отправляется в подземное царство мертвых – Маналу. Через 21 день пути он подходит к берегам реки Туонелы, отделяющей мир живых от мира мертвых, и переправляется через нее. Хозяйка Туонелы погружает Вяйнямёйнена в глубокий сон и велит поставить вокруг железные сети, но прорицатель оборачивается черной змеей и минует преграду. Оказавшись на свободе, он встречает пастуха, который говорит ему, что тысяча волшебных песен есть в утробе великана Випунена. Путь к его жилищу лежит через острые иглы, мечи и секиры. Вяйнямёйнен надевает стальную рубашку и сапоги, за три дня преодолевает препятствия и видит спящего Випунена – хранителя священных песен.

Випунен, старик могучий, Заклинатель-песнопевец, Лежа врос в сырую землю И с заклятьями, и с пением; На плечах росла осина, На висках росла береза, С бороды свисали ивы, И ольха на подбородке, Изо лба тянулись ели, Меж зубов качались сосны72. Вяйнямёйнен срубает мечом деревья, освобождая проход, вставляет в рот Випунену железный кол и проникает внутрь. Випунен пробуждается от сна, убирает кол и заглатывает прорицателя. Проникнув в утробу великана, Вяйнямёйнен делает из рукоятки своего ножа лодку и проходит по внутренностям, но это не тревожит великана. Тогда герой решает устроить в его утробе кузницу из своей одежды и бьет по железу кулаком, доставляя великану страдания. Вяйнямёйнен говорит, что будет питаться его плотью до тех пор, пока он не даст ему тысячу заклинаний. Випунену ничего не остается, как открыть «ящик песнопений» о первом творении и происхождении вещей. После этого Вяйнямёйнен покидает чрево великана и достраивает свою лодку, получив тысячу заклятий из «тайной глуби». Мотив облачения в железные доспехи (колпаки-шлемы, рукавицы, сапоги и т. п.) при добывании магических песен весьма характерен как для славянского и финского язычества
так и для шаманов Сибири и Крайнего Севера. На их костюмах много металлических деталей (например, бронзовых зеркал), служащих оберегами от враждебно настроенных духов. Как мы уже обсуждали, большинство шаманов получает свой дар именно от духов сна, и часто – через передачу песни силы. Так, нанайский шаман Акиану из рода Онинка, живший в селе Найхин Нанайского района Хабаровского края, принял дар в 1940-х годах, находясь уже в зрелом возрасте и имея взрослых детей. Во сне к нему стали приходить духи, причинявшие страдания. От этого он не мог спать, то есть находился в состоянии дремы, а когда все же засыпал, то «пел как шаман».

Во сне или во время дремы нередко открывают свое призвание и будущие сказители (алт. кайчы, хак. хайджи), исполнители героического эпоса, получая дар от хозяина горлового пения – Кай-ээзи. При этом они проходят во сне ученичество, воспринимаемое как длящееся целые годы, или же им могут сразу сделать некоторые изменения в горле для обретения нужного голоса.

О таком сне рассказывает шорский кайчы Н. Д. Тортобаев из улуса Усть-Мрас. В 1930-е годы за ним приехал на белом коне гонец от хозяина кая (горлового пения) и приказал следовать за ним. В большом помещении, куда он попал, на стенах висели комусы73 всех известных кайчы. Сам Кай-ээзи оказался седым старцем, но крепким на вид и с большой силой в голосе. Он сказал, что гостю предстоит стать сказителем, и попросил того спеть. Тортобаев запел, но получилось плохо. Тогда Кай-ээзи вложил в его горло медные струны, после чего голос выровнялся и стал приятен на слух. Кай-ээзи научил его играть на комусе, показал несколько вариантов исполнения, а на прощание сказал:

Другие мелодии изучи сам, сказки о богатырях не сокращай. Если будешь половинить (останавливаться, не допев до конца), то мы будем укорачивать твою жизнь. Теперь хрипа не будет в твоем голосе.

ПЕСНЯ В ПЕЩЕРЕ (Из «Книги сна»)

Иду в горах, слышу, что кто-то поет. Подхожу к пещере. У нее очень узкий вход, поэтому я превращаюсь в ящерицу и заползаю внутрь. Там две женщины – одна молодая, и это она поет, а вторая пожилая. Обе они в белых одеждах, обе хакаски. Потом старая становится скелетом и на ее бедренных костях возникают натянутые струны. Появляется смычок и начинает сам играть. Звук как у игила. Потом женщины исчезают, и я живу в этой пещере сорок лет. Я старею, у меня растет борода. Потом какой-то малый зовет меня на улицу, и я выхожу на свет. Он говорит, что мне надо познакомиться с тигром, и если он меня не убьет, то все будет хорошо. Тигр меня не убил.

В ОЖИДАНИИ ВИХРЯ (Из «Книги сна») Я нахожусь в сквозной пещере: один проем с видом на долину – вход, а чуть повыше – выход. Заходит старая почтенная бабушка плотного телосложения с глубокими морщинами на смуглом лице. Садится на камень, кладет руки на колени и начинает петь. Голос сдавленный, но с выраженным двухголосием. Я стараюсь ей подпевать на горловом пении. Песня кажется знакомой, с простой тувинской мелодией. У нас получается гармонично и вдохновенно. Закончив петь, бабушка спрашивает: «А почему ты так долго не пела?» Отвечаю: «Настроения не было». Бабушка сидит и ждет, пока в пещеру залетит вихрь, – он должен спеть. Она не уйдет, пока он не споет.  

Чатхан   (Из «Книги сна»)

Дохожу до небольшой речки. На воде качается маленькая лодка. Поднимаюсь выше по каменному склону, нависающему прямо над речкой, и попадаю в пещеру. Внутри множество ответвлений и узких круглых лазов. Они выше пола, и к ним ведут вырубленные в скале ступеньки, как опоры для одного носка ноги. Пролезаю через один и попадаю в жилище, где спят люди. Второй лаз приводит к похожему помещению. Там тоже люди, но только собирающиеся спать. Они занимаются своими делами, чистят зубы и т. п. Никто не обращает на меня внимания. Еще один лаз, и я оказываюсь в просторном гроте. У дальней стены стоит на каменном возвышении чатхан изысканной резьбы. Он необычной формы, состоит как бы из двух ярусов, на верхнем натянуто семь струн, а на нижнем – пять (рис. 2.16). За ним находится старик корейской внешности и играет красивую мелодию. Слушаю. Вот он закончил, сделал шаг назад, а меня как бы притянуло к чатхану неведомой силой. Пробую играть сама, получается. Вокруг возникает шум, но я продолжаю и довожу мелодию до конца. Наступает тишина. Чувствую, что сверху на мою голову что-то опускается, вроде полупрозрачного парика из длинных спутанных волос-нитей. Воспринимаю все это как благословение, замираю, складываю ладони вместе и кланяюсь.

Изображение

Изображение

Изменение восприятия течения времени в мире духов типично для многих легенд о посвящении сказителей и шаманов. Иногда обучение только воспринимается длительным, в других же случаях действительно проходит много земных лет: «Только один дряхлый старик вспомнил, что когда-то давным-давно, когда он был еще ребенком, пропал юноша из этих мест». В одном мифе азиатских эскимосов рассказывается о девочке-сироте, которая отправилась за кореньями в дальнюю тундру и заблудилась в тумане. Пришла к дыре в земле, села возле нее и заснула. Будит ее кто-то, смотрит она – незнакомая женщина стоит, зовет за собой в землянку. Спустилась под землю вслед за ней, да так и осталась с ней жить. Проснется утром, а ее нет – за едой ушла. Только к ночи возвращалась и всегда много приносила: и китовое мясо, и оленину. Много времени так прошло, осень наступила, а девочку уже и искать перестали. Как-то женщина говорит: «Я скоро засну и долго не проснусь. Пожалуй, ты о доме тосковать будешь». Девочка попросила, чтобы она проводила ее, на что женщина ответила: «Сначала я тебя одному колдовству научу. Если научишься, никто тебя в праздничных состязаниях не победит. Только делать надо все, как я покажу». Женщина взяла бубен и стала петь, а девочка каждый звук и каждое движение запомнила. Ночью они подошли к яранге, где жили дед и бабка девочки. Женщина сказала, что дальше ей самой идти нужно. Посмотрела девочка ей вслед и видит, что это и не женщина вовсе, а бурая медведица – это у нее она петь и танцевать училась. На празднике, устроенном в честь ее возвращения, собрались шаманы, и девочка показала всем свое чудесное искусство. Так и стала она шаманкой77. Получение песни от предка или духа – самый важный из даров, поскольку воспроизводимые в точности звук и мелодия соединяют шамана во время обряда наяву с той силой, что была получена во сне, и призывают существ из времен сновидений в мир людей. Важное значение этому придается и в буддизме, чему свидетельством может служить история о Самдэне Лоду, прежнем настоятеле монастыря Дерге Гомчен в Восточном Тибете. Согласно автобиографии, у него было семь сновидений о путешествии в Шамбалу, и в одном из них он услышал мелодию, исполняемую местными жителями, и вспомнил ее, когда проснулся. Самдэн Лоду положил на эту мелодию молитву для подношений, научил монахов, и так она передавалась из уст в уста на протяжении многих лет, пока не была записана на магнитофон Кунга Хочоцангом, тибетским ламой из Сиккима78. Карельский прорицатель и сказитель Вяйнямёйнен использовал силу услышанных от Випунена заклинаний не только для постройки лодки, но и как оружие, – например, против воинов Похъёлы (саамов) в битве за обладание чудесной мельницей Сампо. От его пения под кантеле79 богатыри Похъёлы теряют свою силу, и тогда Вяйнямёйнен стреляет по ним стрелами сна, хранящимися у него в кармане в кожаном мешочке: «крепко запер им ресницы, на замок закрыл их веки».

СТАРИК, СТРЕЛЯЮЩИЙ ХООМЕЕМ (Из «Книги сна» автора, 11.06.15)

По просторам ------ едет на телеге старик со своей семьей. Он – великий мастер горлового пения хоомей. Это беженцы из Танну-Тувы, где идет война с китайцами. Действие происходит в начале XX века. Семья направляется в Санкт-Петербург. По дороге на них нападают бандиты, и старик, не имея оружия, начинает отбиваться от них силой своего искусства. Он с такой точностью имитирует любые звуки, что они фактически превращаются в объекты. Вот он издает звуки ружейных выстрелов, и они, подобно пулям, врезаются в толпу грабителей. Они падают, но никакого вреда нет. Встают, осматриваются: нет ран, нет крови, а упали. Не понимают, как так может быть, а старик-хоомейжи80 смеется, сидя на телеге. Тут из его горла вылетает стрекот пулемета – грабители снова падают. Всех уложил мастер своими «звучащими стрелами». А я смотрю на это со стороны: как в кино все разворачивается и интересно так!

Изображение

Изображение

Вот что рассказывает об использовании песен силы эскимосский шаман-заклинатель по имени Ауа, который с помощью «огненного луча» мог видеть с закрытыми глазами будущее и посещать страну мертвых (рис. 2.17): Моим первым духом-помощником был мой тезка, малый женский дух Ауа, живущий на берегу. Когда он являлся ко мне, мне казалось, что и проход в жилье, и крыша поднимались, и я становился таким зрячим, что мог видеть сквозь стены жилья, видеть и землю, и небо насквозь. Это малый дух Ауа, паря надо мною, озарял меня таким внутренним светом, пока я пел. Потом он располагался в углу прохода, невидимый другим, но всегда готовый явиться мне на помощь по моему зову. Вторым моим духом-помощником стала акула, которая однажды подплыла к моему каяку в открытом море, легла на воду рядом и шепнула мне свое имя. Я был очень изумлен, так как никогда не видал раньше акул, они здесь очень редки. Песня, которую я обыкновенно пел, когда вызывал духов, была немногословна. Вот она:

«Радость, радость, радость, радость! Я вижу малого духа берега, моего тезку. Радость, радость!»

Гренландские эскимосы (инуиты) называют особое состояние «сна с открытыми глазами» словом икэхаю. Иногда икэхаю возникает внезапно, без засыпания и даже без особых на то причин. Человек может разговаривать с кем-то, а потом неожиданно откинуться назад и выпасть из яви на какое-то время. После пробуждения он говорит, что встречался в это время с предками и разговаривал с ними. Икэхаю – это способ общения с предками и духами, а также пространство, соединенное с миром мертвых или даже сам мир мертвых. В состоянии икэхаю шаманы проходят инициацию, когда отдают свою плоть на съедение духам, а также достигают вершины практики осознанных сновидений – состояния реализации радужного тела, которое эскимосы называют кауманек.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Получение песни силы
СообщениеДобавлено: 04 июл 2019, 14:12 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
ИКЭХАЮ – ПРАКТИКА ЗАКРЫТИЯ ВНУТРЕННИХ ГЛАЗ Описание составлено в 2014 году на основе устной беседы автора с Хившу – эскимосом-инуитом, родившимся в 1956 году в поселении Сиорапалук муниципалитета Каанаак (около Туле), Гренландия (рис. 2.18). Хившу имеет в роду шаманов, занимается охотой на морского зверя, является знатоком мифов и преданий своего народа.

  * * *

  После достижения и закрепления осознанности во сне постарайтесь не придавать значения всему, что происходит вокруг, а лучше – вообще отстранитесь от текущего сюжета. Обратите внимание, что глаза тела сновидения, в котором вы находитесь, открыты. Теперь закройте их. Благодаря этому действию интенсивность сюжета многократно возрастет. Возможно, кто-то станет вас толкать в бок и кричать, что всем необходимо покинуть опасное место, будут слышаться звуки взрывающихся бомб… Не поддавайтесь и не открывайте глаза, сосредоточившись на своих ушах, где находится сила памяти и вспоминания.

Перебросьте туда все внимание и твердо скажите, что хотите встретиться с предком или духом (назовите имя) для получения песни силы. Сюжетный фон стихнет сразу или через какое-то время (длительность перехода зависит от подготовки), а вместо него появятся иное пространство и совсем другие голоса. Это может быть просто голос в ушах, но он может сопровождаться и соответствующим персонажем. Скажите: «Я пришел за песней. Дай мне песню. Я буду петь ее на другой стороне и соединяться с тобой». Повторите во сне мотив песни и слова многократно, чтобы не забыть. Возможно, после пробуждения она так и не вспомнится, поскольку состояла из совершенно непроизносимых слов, но мелодия, скорее всего, останется. Пропевайте ее наяву про себя или вслух по мере необходимости для обретения поддержки в делах, трудных жизненных ситуациях или во время проведения обряда, если таковой имеет место. Иногда это бывает даже не песня, а некий звук, с помощью которого можно делать призывание. Считается, что техника икэхаю соединяет человека с прошлым, с пространством времен сновидений.

ПРОШЛОЕ В ГЛАЗАХ (Из «Книги сна» автора, 23.03.15)

Девушка на улице предлагает мне таблетки от депрессии или чтото в этом роде, но я отказываюсь. Потом мы стоим с ней на балконе и разговариваем. Она сообщает, что у нее есть анаша, но я отвергаю и этот дар, хотя и с некоторым внутренним сомнением. Жду, что она предложит еще. Заходим в комнату. Она говорит: «Закрой глаза. Что ты видишь?» Я закрыл глаза, что далось мне очень легко, и стал смотреть как бы сквозь веки, но картинка была очень отчетливой: мы с ней стоим на балконе, где она предлагает мне анашу, как это было минут десять назад. «Теперь понял?» – спрашивает она. Да, у меня возникло ощущение, что так можно возвращаться в прошедший момент, но я не хочу в нем оставаться и открываю глаза. Та же комната, девушка рядом. Она очень дружелюбна, но что-то в ней меня настораживает.

О связи бытовых шумов и звуков, слышимых в сновидении, мы уже упоминали в первой части книги. Этому уделяли внимание очень многие исследователи феномена сна, исходя из материалистических позиций, но подавляющее большинство звуков имеет все же сугубо внутреннюю природу, связанную с ощущениями и чувствами без всякого внешнего раздражителя. Об этом, в частности, пишет известная современная исследовательница и практик осознанных сновидений Патриция Гарфилд:

Постепенно, сон за сном, я приходила к осознанию того факта, что звуки и осязательные ощущения ветра и воды в моих снах являются образами звукоощущения, которое исходит от меня самой… Я стала замечать, что те или иные события осознанных снов иногда разворачиваются на фоне быстрого дробного ритма. Я вдруг начинала слышать какие-то пульсирующие звуки или удары барабана. Иногда где-то вдалеке играла музыка, будто бы транслируемая по радио. В других осознанных снах музыка было близко, я кружилась в воздухе под ее звуки. Иногда пульсация одновременно обретает форму музыки и ритмических стихов. Вот один такой сон: Я плыву в воздухе под четкий музыкальный ритм и в такт мелодии начинаю петь:

Я хотела бы узнать,
Почему могу летать.
Я хотела бы спросить,
Зачем Богу вечно жить.
Только не будем спорить —
Я душу и так расшторю…

Дойдя до последней строки, я осознаю, что сплю… Ошеломленная силой своей эмоциональной реакции на это откровение, я не могу придумать конец стихотворения. Сон заканчивается тем, что я зависаю в воздухе и, вслушиваясь в пульсирующие ритмичные звуки, глубокими вздохами выражаю свое удовольствие и удивление82. Множество экспериментов с закрытием глаз во сне провел еще в середине XIX века маркиз Эрве де Сен-Дени, автор классической работы «Сновидения и способы ими управлять»,который просто прикрывал глаза рукой для изменения текущего образа на тот ландшафт, который хотел увидеть. Он вспоминал об этом во сне 42 раза. В 23 случаях происходило мгновенное замещение того, что есть, на желаемое; 13 раз текущий сюжет изменялся, но не соответствовал в точности тому, что загадывалось; четыре раза смена картинки была чужда задуманному и отличалась большой интенсивностью; один раз не произошло ничего; и еще один случай привел к пробуждению. Он также использовал эту практику как способ различения сна и яви: Если мы бодрствуем, то это действие вызовет темноту. В сновидении же, наоборот, мы не замедлим увидеть появление новых образов – такова природа сна, и иллюзия закрытых глаз не может продолжаться более одного мгновенья.

Изображение

Сен-Дени много внимания уделял и музыке во снах, но не совмещал практику, близкую к эскимосскому икэхаю, с ее получением. Он вспоминает случай с одним его знакомым музыкантом. Тот увидел во сне бродячую труппу, исполнявшую замечательную мелодию, которую ему удалось запомнить и записать, а через много лет встретил ее в одном из старинных музыкальных сборников. Подобных историй в истории музыки масса. Самым известным примером, пожалуй, является «Дьявольская трель», или «Дьявольская соната» («Trille du diable», «Sonate du diable») – камерное произведение Джузеппе Тартини (1692–1770), итальянского композитора и знаменитого скрипача-виртуоза (рис. 2.19, 2.20). Вот его воспоминание:

Однажды, в 1713 году, мне приснилось, что я продал душу дьяволу. Все было так, как я желал, – мой новый слуга был готов исполнить любое мое желание. Я дал ему свою скрипку, чтобы понять, умеет ли он играть. Как же я был ошеломлен, услышав такую замечательную и прекрасную сонату, исполненную с таким мастерством, которое я даже не мог себе представить!

Я чувствовал себя заколдованным, не мог дышать, и тут я проснулся. Сразу же я схватил скрипку, чтобы хотя бы частично запечатлеть мой сон. Увы, отличие между тем, что я услышал, и тем, что я записал, огромно. Тем не менее я назвал это сочинение «Дьявольской трелью».

Изображение

Аналогичное происхождение имеет поэма Сэмюэла Тейлора Кольриджа «Кубла-хан, или Видение во сне», которую он начал записывать в 1797 году после сновидения, вызванного приемом опиума, и под впечатлением от записок Марко Поло о жизни при дворе монгольского хана Хубилая (Кубла-хана) в Ханбалыке. Сновидение было прервано тем, что его разбудил слуга с сообщением о приходе некоего человека из Порлока, которого на самом деле не оказалось. Поэма так и осталась незавершенной, а в предисловии к ней Кольридж написал: С немалым удивлением и досадой я обнаружил, что хотя смутно, но помню общие очертания моего видения, все прочее, кроме восьми или десяти отдельных строк, исчезло, как круги на поверхности реки от брошенного камня, и – увы! – восстановить их было невозможно.

Песни, мелодии, стихи или заклинания, переданные во сне, рассматриваются в традиционных культурах как великий дар. Они составляют репертуар шаманов во время камлания, в других традициях используются для обрядов и нередко служат «визитной карточкой» профессиональных музыкантов и поэтов. Считается, что они открывают двери между мирами, ублажают потусторонних существ и имеют целительные свойства. Они не уходят со смертью получателя дара, а остаются в мире людей, передаваясь из уст в уста, и становятся тем, что мы называем сейчас духовным фольклором. Для практикующих осознанное сновидение кот Баюн из Дремучего леса все еще сидит на железном столбе и поет свои сказки – ночной кошмар для одних и посвящение для других.  

Скольжение по мирам сна  

Устрашающие образы и события сновидений обычно преследуют человека в детском возрасте, но встречаются и во взрослой жизни.

При недостаточной осознанности в практиках сновидения, когда человек понял, что находится во сне, но не может изменить текущую сюжетную линию, они могут стать настоящими кошмарами и даже вызвать отказ от дальнейшей духовной работы в этом направлении. Обычно это связано со страхом остаться в сновиденческом пространстве навсегда, сопровождающим так называемые мнимые пробуждения, и с частичной или полной потерей осознанности после ее обретения, но без соответствующего закрепления, – например, при отказе от техники различения сна и яви. Если в обычном сновидении кошмары, как правило, не опасны, то при неправильно реализованной практике они могут представлять реальную угрозу душевному здоровью. Говоря языком сказок, кот Баюн пожирает смельчака, отправившегося на его добычу в Дремучий лес. На определенных уровнях практика сновидений представляет собой битву с собой, со своими страхами и омрачениями, которые и выступают в виде кошмаров и демонов, вышедших из глубоких слоев сознания (рис. 2.21).

Изображение
Рис. 2.21. Иоганн Генрих Фюссли. Ночной кошмар. 1790 г

Для изменения нежелательного сновидения маркиз Эрве де Сен-Дени предлагает закрыть глаза рукой, о чем было сказано выше. Другие сновидцы рекомендуют сосредоточить свое внимание на ладони, а потом перевернуть кисть на тыльную сторону, что приведет к аналогичному результату. В обоих случаях действие связано со зрительным эффектом, который во сне отличается от физического, но имеет свои установленные параметры.

Прежде всего стоит отметить, что левый и правый глаз в сновидении видят неодинаково. Чаще всего что-то происходит с правым глазом, который иногда оказывается незрячим после наступления осознанности.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ (Из «Книги сна»)

Я испугался – не помню чего, но было страшно. Это происходило на фоне женского голоса, раздававшегося в ушах, который называл по порядку буквы английского алфавита: «Эй, би, си, ди…» Преодолеваю себя и смотрю на руки с узловатыми, как у старика, пальцами с желто-коричневыми обломанными ногтями: «Я во сне!». Не открывается правый глаз, но я не обращаю на это внимания. Беру что-то железное и для подтверждения собственной силы сминаю металл, как пластилин. Тут из люка вылезает монстр, но я прогоняю его словами: «Я тебя не боюсь!» Появляется доктор в белом халате и объясняет, что я нахожусь в здании больницы, в Америке, и сейчас 1999 год, то есть я переместился на пять лет в будущее. Вижу парня, который тоже оказывается сновидцем. Выходим на улицу и видим целую толпу панков на мотоциклах (человек сорок) с клюшками для гольфа в руках. Эти клюшки предназначались для игры вроде «русских банок»: пустая консервная банка ставится в круг и сбивается бросанием в нее клюшки. Играю вместе с ними, а потом прощаюсь со всеми, в том числе с доктором и сновидцем, и оказываюсь на кладбище. Я точно знаю, что оказался в XIX веке. У могильного столика сидят двое мужчин, одетых сообразно времени, и играют в карты. Я прогоняю их с могилы и раскидываю карты.

ГРОБ В КРЕМАТОРИИ (По записям снов Ш. Вуд, 1990-е)

Однажды ночью я легла спать и через несколько минут поняла, что вижу что-то правым глазом. Со страхом я почувствовала, что стою в углу ярко освещенной комнаты и смотрю на свое собственное лицо, искаженное ужасом. Но это было не живое лицо из плоти и крови, а серая прозрачная копия. Я попыталась отвернуться, но что-то удерживало меня. Тогда я решила взять себя в руки и успокоиться. После этого я отделилась от своего материального тела и полетела вперед по необычной комнате. Я заметила занавески, расшитые золотыми листьями, и гроб, стоящий перед ними. Гроб был сделан из отшлифованного до блеска дерева, похожего на сосну, но менее желтого цвета. Я подумала, что нахожусь в крематории. Затем все потемнело, и я вернулась в свое нормальное состояние сознания.

КОГДА БУДИТ КОШКА (Из «Книги сна» автора, 11.09.98) Быстро спускаюсь по лестнице, выйдя из квартиры, где было чтото опасное. По дороге смотрю на руки, но вижу их как через черную дымку, причем мой правый глаз как будто закрыт. Пытаюсь снять с него пелену и зацепляю некую субстанцию вроде тряпки. Срываю ее с глаз, и картинка проясняется. На полу лежит фотография обнаженной девушки. Хочу слететь с подоконника, но тут меня останавливает мысль: «А вдруг это все-таки не сон?»

Просыпаюсь от звука мяукающей кошки и смотрю на спящую Лору. Она тоже встает, и я рассказываю о своем сне. Удивляюсь: «Почему она под легким одеялом, а не под зимним, как обычно?» Снова ложусь спать, а наутро выясняется, что кошка действительно мяукала, но о сне я не говорил.

Проблемы с глазами, как правило, возникают во время снящегося кошмара или сразу после него, причем довольно часто вслед за этим спонтанно возникает один из самых интересных феноменов сна – мнимое, или ложное, пробуждение, во время которого человек находится в полной уверенности, что он на самом деле проснулся. Он может поговорить с кем-то из родственников, рассказать о своем сне, заняться привычными делами и только через какое-то время – минуты, часы или даже дни – проснуться окончательно и в полном недоумении услышать, что ничего из того, что он помнит, не происходило! Мнимое пробуждение происходит как в привычном окружении, так и в ином – например, в квартире, занимаемой прежде, или вообще в незнакомом месте, кажущемся знакомым. Как правило, при многократных пробуждениях изначальная позиция сохраняется в течение всей ночи, то есть если в первый раз пробуждение происходило в определенной квартире, то и в последующие разы с большой долей вероятности оно будет происходить там же. То же можно сказать и о сюжете сна, который продолжается после перерывов.

Спонтанные мнимые пробуждения (одно или несколько, идущие друг за другом) являются ответной реакцией организма на опасную ситуацию во сне. Судя по всему, это некий врожденный рефлекс, поскольку они начинаются еще в детском возрасте и этому никто не учит. Более того, наличие такого рефлекса говорит об изначальной возможности сохранять осознание в сновидении. Типичная ситуация из детства практически любого человека: кошмар – желание проснуться (то есть возникновение неосознанного, но все же понимания того, что это сон) – открытие глаз – пробуждение в холодном поту. Именно на этой врожденной способности основывается и одна из самых захватывающих практик осознанного сновидения – скольжение по мирам сна с помощью открытия «внутренних» глаз.

Изображение

Изображение

открыты одни, закрыты другие, и поэтому наяву мы не видим того, что происходит во сне, и наоборот. Вероятно, с этим древним знанием связана традиция изображать просветленных существ многоглазыми, воспринимающими физический и духовный мир одновременно, как это принято, например, в буддизме и индуизме, а также в некоторых ранних формах шаманизма (рис. 2.22, 2.23). Сама практика проста, но эффект от нее может существенно изменить привычное представление о мире, позволяет познать, как он становится плотным из разреженного состояния, как наше восприятие постепенно собирается, пока не становится ограниченным. Она применяется при необходимости немедленно покинуть сновиденческое пространство – как для избегания опасной ситуации (особенно при недостаточной степени осознанности, чтобы противостоять демоническим персонажам), так и для запоминания сложных сюжетов (например, мотива песни или полученного заклинания).

ОТКРЫТИЕ ВНУТРЕННИХ ГЛАЗ

Вспомните внутри текущего сюжета сна, что у вас есть еще одна пара глаз, которая сейчас закрыта, потому что вы спите. После этого вы сразу почувствуете их наличие позади глаз тела сновидения. Попытайтесь их открыть. Скорее всего, на первых порах сделать это будет нелегко по той же причине, по которой иногда трудно поднять свою руку для пересчета пальцев: без соответствующего навыка вы будете поднимать из сна физические глаза, веки которых находятся в состоянии полной релаксации и обездвижены. Покажется, что к ним привязаны гири, и, возможно, даже потребуется помогать действию руками. «Поднимите мне веки», – как просил персонаж украинского фольклора Вий. Тем не менее все получится, внутренние глаза откроются, и вы попадете в иное пространство. Возможно, вы проснетесь наяву, как после детского кошмара, если, несмотря на сопротивление, физические глаза все же откроются. Но скорее всего, это будет мнимое пробуждение, весьма похожее на реальное. Вы можете оказаться дома в своей постели или в другом месте. Если тотчас не провести технику различения сна и яви, то разобрать, где вы находитесь, будет весьма проблематично. Все вокруг будет выглядеть привычным и знакомым. Вы пойдете в ванную, возьмете щетку, чтобы почистить зубы, и тут обратите внимание, что не можете прочитать надпись на тюбике с пастой. «Так ведь это еще сон», – подумаете вы и вновь проведете технику открытия внутренних глаз.

Встаете, идете в ванную, внимательно читаете, что написано на тюбике с зубной пастой, и успокаиваетесь. Заходите на кухню и здесь обнаруживаете, что не включается свет или не работает плита. Опять открываете внутренние глаза. Уже придирчиво и беспокойно осматриваете все вокруг: надписи читаются, часы показывают правильное время, свет включается. «Ну наконец-то!» Завтракаете, собираетесь на работу, спускаетесь вниз на лифте, все еще продолжая внимательно относиться к вещам. Потом расслабляетесь, но, стоя на автобусной остановке, вдруг замечаете, что балконы вашего дома – другого цвета!

Возникает паника, ощущение, что вы никогда уже не проснетесь. Снова открываете внутренние глаза… Таких ступеней может быть три, пять или больше, с нарастающим чувством тревоги, но обычно где-то на седьмой раз все заканчивается… или вы просто перестаете замечать изменения, поскольку с каждым разом мир становится все плотнее и привычней, а известные техники тестирования реальности одна за другой перестают работать.

Открытие внутренних глаз и происходящие после этого явления описаны в одном из мифов азиатских эскимосов о младшей жене охотника. Убегая от своего мужа вместе с ребенком, она задремала от усталости. Вдруг слышит сквозь сон: вода заплескалась, песок зашуршал и голос возник: «Иди сюда и садись в нашу байдару!» Женщина села, потом снова говорят ей: «Закрой глаза!» Снова вода плещется. Потом: «Открывай глаза, выходи!» Видит женщина, что это какая-то другая земля. Оглянулась, и нет байдары – только касатки фонтаны пускают. Впереди – две землянки. На одной из них человек стоит с завязанными рукавами на кухлянке84. Развяжет узел, рукой взмахнет, и ветер с дождем поднимается – женщину прямо в воду сносит. «Это я за тобою касаток послал», – говорит человек. Стали они жить вместе. Женщина от него еще одного ребенка родила. Как-то он спрашивает: «Не соскучилась ли по дому?» Потом приподнимает каменную плиту на полу землянки, а там отверстие и через него родную землю видно. Мужчина дает ей в дорогу два мешочка из оленьих ушей с шерстью пушных зверей и диких оленей внутри, а также велит наполнить рукава шерстью домашних оленей и стружками. «Как только на землю спуститесь, закрой глаза и вытряхни сначала один свой рукав, потом другой, – говорит ей. – В ярангу войдешь, закрой глаза и сшитые уши от двух оленей тоже вытряхни». Женщина так и сделала, и превратились на земле шерсть и стружки в настоящих оленей и ценные меха.

Шаманящие во сне считают, что на самом деле мы вообще никогда не просыпаемся, а только попадаем в знакомый и закрепленный годами сюжет, и практика открытия внутренних глаз наглядно иллюстрирует, как он из разреженного становится плотным. Мы как бы попадаем в мир яви с черного хода, проходя через пласты сновидений, где он – лишь один из них. Может пройти много времени, пока мы вдруг обнаружим, гуляя по знакомой улице, что дерева или даже здания не было на этой дороге, не говоря уже о появлении незнакомых вещей в собственном доме.

ЧЕРНЫЙ КОТ (Из «Книги сна» Лоры Ди, 1998. Курс О. Диксона «Шаманские сны»)

Я увидела девушку с длинными темными волосами. Она подошла ко мне и сказала: – Сейчас ты заснешь и будешь рассказывать о том, что видишь. Я закрыла глаза и увидела ползущую мимо жестяную банку, о чем и доложила девушке. Она сказала: – Это не то, что должно быть. Попробуй заснуть еще раз. Я вновь закрыла глаза. Рядом появилось темное пятно, которое затем превратилось в черного кота. Он стал быстро приближаться, глядя мне прямо в глаза. Его движения были какими-то неестественными, резкими. Когда кот подполз совсем близко и угрожающе завис надо мной, я спросила: – Кто ты и из какого мира? Кот молчал, угрожающе сверкая глазами. Я громче повторила свой вопрос. Он ответил: – А зачем тебе? – Мне нужно твое имя, чтобы позвать тебя, когда будет нужно, – сказала я. Кот начал отползать и, уходя, подытожил: – Я сам приду, когда будет нужно.

Единственное, что осталось разобрать из связанного со зрением во сне, – это его потеря и искажение восприятия вплоть до полной спутанности сознания. В некоторых случаях темнота бывает вызвана текущим сюжетом, для чего у шаманов имеются специальные бронзовые зеркала, рассеивающие мрак и служащие отражающим щитом в борьбе со злыми духами (рис. 2.24), но чаще причиной являются особые трансформирующие пространства, воспринимаемые как безумие. Такие сны редки, специально их никто не вызывает, но они случаются, приводя сновидца в неописуемый ужас. При их возникновении обычные практики перестают работать и, как правило, нет возможности выйти из сна через открытие внутренних глаз или другим способом. Ввиду того что обычные правила не действуют, происходящее кажется реальным, что усугубляет процесс.

Изображение

Сновидец воспринимает пространство вокруг как ломанное, разбитое на кусочки, вывернутое наизнанку; таким же он ощущает и свое тело.

КРУГЛЫЙ МИР (Из «Книги сна» автора, 17.12.01)

За окном моего дома растет множество рябин с завядшими плодами, которых на самом деле нет. Заходит женщина преклонного возраста и говорит, что не прочь стать моей второй женой. Я думаю, что она для этого несколько старовата, но вслух не говорю. В этот момент с полок слетают несколько книг и падают на пол. Что-то происходит в моей голове. Я теряю ориентацию, а все вокруг начинает выглядеть округлым, как будто я смотрю на мир через множество дверных глазков. Решаю покинуть это место и пробую открыть внутренние глаза, но у меня не получается. Женщина смеется над моими усилиями и вдруг рассыпается, оставив после себя только одежду. Я приобретаю ясность мыслей и думаю, что кошмар закончился. Иду на кухню, включая везде свет, но зажегся он только в ванной. Там на меня вновь наваливается что-то, и мне кажется, что я схожу с ума. Кричу в надежде, что кто-то наяву меня услышит и разбудит. Кое-как я добираюсь до комнаты, падаю на диван лицом вниз, чтобы хоть как-то избавиться от наваждения, и просыпаюсь в холодном поту.

РЫБА-МОЛЬ (Из «Книги сна» автора, 25.11.12)

Вижу, в коридоре летает существо в виде большой полупрозрачной рыбы с серыми крыльями, как у ночной бабочки. Зову Шончалай, чтобы посмотрела, но пока она шла, рыба уменьшилась в размерах и превратилась в обычную моль. Шончалай заявила, что знает ее имя – оно записано на бумажке, – но я сказал, чтобы она не произносила его вслух. После этого с моим зрением что-то случилось. Я стал видеть совсем не то, на что смотрю, и как-то ограниченно, будто через трубу. Это пугает, но сделать ничего нельзя.

  * * *  

Вид и возможности тела сновидения всегда отражают свойства пространства, в котором оно находится. В одном случае тело ограниченно и может даже не иметь органов чувств, как, например, в медленной фазе сна, в другом – кажется всемогущим, обладающим недоступными наяву характеристиками. Подстраиваясь под окружающий мир, оно всецело подчинено его параметрам, но разум после наступления осознанности пытается сохранить привычные характеристики, чем и можно объяснить возникающий страх, подобный глубокому психоделическому переживанию. Принятие происходящего является важнейшим этапом практики сновидений, переходом на новую ступень осознанности, причем не только во сне, но и наяву. Сновидения – это великие учителя, говорящие с нами на необычном языке образов и чувств. Такая информация о нас самих может быть недоступна в привычном земном мире, тем она и ценна. Встреча во сне с духами и животными, богами и демонами, пространствами, делающими нас мудрецами и безумными, – это всегда встреча с собой, с непостижимой природой нашего бытия.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB