Текущее время: 28 мар 2024, 19:13


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ритуалы в чжоуском Китае
СообщениеДобавлено: 29 апр 2019, 14:27 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101831 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Ритуалы в чжоуском Китае

Религия царства Чжоу

Агрессивность государства Шан-Инь, нуждавшегося из-за пышных регулярных жертвоприношений в постоянном притоке военной добычи и пленных, не могла не вызывать сопротивления соседних племен. Одним из таких племен на западных рубежах шанского (иньского) государства было племя Чжоу. Около 1027 г. до н.э. чжоусцы нанесли поражение иньцам, последний иньский правитель погиб, столица пала. Чжоусцы переняли культурные достижения иньцев, письменность, технику литья бронзы. И в последующее столетие раздвинули границы своих владений на юге, севере и западе. В государстве Чжоу сложился иерархический строй. Самые знатные титулы – гун и хоу – носили ближайшие родственники правителя, который именовался Сыном Неба (Тянь-цзы). Гуны и хоу жаловали своим близким родственникам титулы даифу. Низший слой чжоуской аристократии составляли ши – «служилые люди», – потомки знатных людей по боковой линии. Ниже находились простолюдины – земледельцы, из которых набиралось пешее войско. Имелись и рабы.

Династия Чжоу заимствовала у шанцев идею о божестве – первопредке, причем объявила Шанди именно своим предком. В одной из песен «Шицзин» говорится, что мать чжоуского родоначальника Хоуцзи (Князь – просо) зачала после того, как наступила на след Шанди. Однако с течением времени значение культа Шанди начало ослабевать. Наряду с Шанди выступает Небо. Они мирно и параллельно сосуществовали, дублируя друг друга, и только спустя несколько веков Небо окончательно заменило Шанди. На смену культу Шанди пришли два различных культа: культ Неба (Тянь) и культ предков вообще. Последнее не значит, что стал обожествляться каждый покойник. Но в домах правителей и чжоуских аристократов в честь умерших предков на алтарях выставлялись таблички с именами покойных. Чжоуский ван имел право на семь табличек, удельный князь на пять, знатный аристократ на три таблички. Указанным на них предкам приносились жертвы, причем чжоусцы отказались от человеческих жертвоприношений. Количество выставляемых предков определяло его положение в обществе и должность.

Культ Неба представлял совершенно иное явление, чем культ Шанди. В отличие от предка – покровителя Шанди, Небо (Тянь) выступало как абстрактная от родственного отношения высшая сила, но опять же не мистическая, а совершенно рационального характера, Небо ограничивалось морально-этическими функциями. Оно устанавливает законы, нормы социального поведения. Карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Хорошая погода или засуха, наводнения, затмения, кометы и т.п. – все это свидетельства одобрения или гнева Неба. То, что китайская страна стала называться «Поднебесная», а Чжоуский правитель не потомком Шанди, а «сыном Неба», не содержало мистического элемента, это были просто аллегории.

Культ Шанди имел родоплеменную природу. В многоликой же, разноплеменной империи нужен был культ абстрактный, пригодный для всех, им и стал культ Неба. Только император имел право и обязанность отправлять все обряды этого культа, так как обряды эти имели первостепенное государственное значение. Культ Неба не сопровождался ни мистическими переживаниями, ни человеческими жертвами. Имел место только осознанный сыновний долг правителя, понимавшего необходимость отчитаться перед Отцом Небесным и воздать ему, хранителю мирового порядка, необходимые почести. Культ Неба в Чжоу обусловил и название империи – «Поднебесная» –, появившееся в это время.

Чжоуские правители, именовавшиеся Сынами Неба (Тянь-цзы), несли ответственность за народ и за равновесие космических сил. Большую часть времени владыка посвящал совершению ритуалов, чтобы вызвать дожди и обеспечить урожай. Он играл важную роль в поддержании космического равновесия. Несовершение должного ритуала в установленное время могло повлечь за собой несчастье, так же и неудачные законы и жестокость чиновников. Поэтому особые лица должны были за всем следить и докладывать правителю о любых чрезвычайных происшествиях в государстве: землетрясениях, появлениях комет, эпидемиях, народных волнениях – каждое такое событие расценивалось как свидетельство нарушения космического равновесия, вызванного нарушениями должного правителем.

Теория небесного мандата

Основатели династии Чжоу объявили, что Тянь поручило им управлять вместо Шан, так как последние шанские правители не заботились о людях, а они-то и были настоящими «людьми Неба». Эта теория получила название «небесного мандата» (Тянь-минь): правитель получал власть из рук неба, но лишь до той поры, пока он сохранял сострадание и справедливость. Чжоуские правители имели религиозный титул «Сын Неба» (Тянь-цзы). Они были представителями Неба на земле и полагали себя, получившими небесный мандат. Но теория эта имела обратную сторону – давала повод к свержению императора. Поэтому раннечжоуский феодальный строй с императорским правлением просуществовал около 300 лет. А в 771 г. до н.э. Чжоуский правитель был убит и вспыхнули междоусобные войны между уделами, которые продолжались несколько сот лет, пока в 256 г. до н.э. царство Цинь не завоевало удел верховного правителя, положив конец эпохе Чжоу. К 221 г. до н.э. оно покорило все оставшиеся уделы и образовало новую империю Цинь. Английское название Китая China происходит от слова «Цинь».

В раннечжоуском обществе мантика уступила ведущее место иной форме отправления культов. Этой формой в основном оказались ритуалы жертвоприношений Небу, а также предкам правителей. Гадания в начале Чжоу продолжали занимать важное место в политической и общественной жизни, но по мере разрастания государства, усложнения структуры разноплеменной империи на передний план выходили в качестве политического инструмента унифицированные методы управления и организации, развился бюрократический корпус управления, многочисленный слой чиновников, которым заодно были вменены и функции жрецов. Немногочисленные жрецы-гадатели постепенно теряли свой высокий статус, тогда как жрецы-чиновники, ведавшие прочими ритуалами, поднимались выше, заняв важное звено в системе государственного аппарата. Эти «жрецы-чиновники», не имея храмов великих персонифицированных богов, не были похожи на жрецов в собственном смысле этого слова. Они выполняли ритуальные функции (например, календарно-астрологические подсчёты, забота о сохранности ритуальной утвари, подготовка к жертвоприношению и т.д.) как должностные административные обязанности. Они отнюдь не считали себя «священниками», они осознавали себя чиновниками, когда во главе с правителями отправляли культ Неба или аристократических предков, т.е. предков правителей империи, отдельных царств и уделов чжоуского Китая, принося им жертвы.

Обряд принесения жертвы в чжоуском Китае, вытеснив из «официальной» религии мантические обряды, стал центральным, превратился в доминирующую форму отправления религиозного культа. Чиновники – жрецы заботились о подготовке жертвоприношения (подборе животных и ритуальных предметов для жертвоприношения, о создании условий поста, омовения и т.д.). Причём количество видов жертвоприношений в честь предков и духов резко возросло (в чжоуских книгах их несколько десятков). Жертвенными животными были лошади и быки определённой масти и возраста. В ритуалах рангом ниже – бараны, свиньи, собаки и куры. Действенным жертвоприношением считалось зерно, особенно просо. Из проса выделывали вино, приносимое богам, предкам, духам.

В Чжоу, в отличие от Инь, выработался жёсткий порядок в использовании жертвоприношений. Так, жертвы в честь предков правителя съедались потомками, раздавались родственникам, приближённым и чиновникам строго по рангу. Если при раздаче кого-либо обходили, это было знаком неблагорасположения. Так было с философом Конфуцием, который в связи с этим подал в отставку.

Жертвы духам земли и воды в чжоуском Китае закапывали или топили, соответственно.

С начала Чжоу ритуальное принесение людей в жертву стало осуждаться и почти полностью прекратилось. Однако некоторые правители царств и в Чжоу прибегали к человеческим жертвоприношениям. Так, в царстве Цинь в 621 году до н.э. вместе с умершим правителем Му-гуном было захоронено 177 человек, в том числе три видных сановника (об этом рассказано в одной из песен «Шицзин»). Раскопки чжоуских захоронений подтверждают отказ от человеческих сопогребений, хотя подчас это ставится под сомнение. Однако практиковалось человеческое жертвоприношение в форме политической казни. В 641 году до н.э. в царстве Сун был принесён в жертву земле правитель царства Цзэн. В 532 и 531 годах до н.э. в царстве Чу были совершены в качестве человеческих жертвоприношений казни осуждённых в честь земли и духа горы Ган. В «Шицзи» рассказывается, что на рубеже IV –III веках до н.э. в одном из уездов царства Вэй ежегодно приносили в жертву духу Хуанхэ, Хэ-бо, красивую девушку, предназначенную ему в невесты. Разодетую жертву на разукрашенном деревянном ложе пускали по реке, и через несколько сот метров девушка тонула – жертва принята. Но все эти примеры мало соответствуют подлинному размаху жертвоприношений с использованием политических противников. Приведём несколько масштабных примеров. Так, «когда во второй год Дасян династии Чжоу Вэй Цзюн потерпел поражение при Сянчжоу, несколько десятков тысяч его сторонников были заживо закопаны в землю в парке Ююй, и с тех пор по ночам в том месте слышали воющие голоса их гуй». В восьмом году Дае (612 год до н.э.) Ян Юань-гань поднял мятеж против императора, министр Фань Цзы-гай закопал заживо за воротами Чанся несколько десятков тысяч людей его клана и его союзников. Если так поступали со своими соплеменниками, то, что же с внешними противниками? Не нужно думать, что древнекитайская практика массового уничтожения противника, морально узаконенного религиозной необходимостью поклонения языческим духам, канула вместе с Шан и Чжоу. Русский писатель Гарин Н. (псевд. Михайловский, 1852 – 1906), находясь в Корее, писал с ужасом, что китайцы в недавнее время закапывали живыми в землю целые корейские деревни.

https://vidya613.wordpress.com


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB