Текущее время: 29 мар 2024, 01:09


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: РУНЫ И ВОДЕН В АНГЛИЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ
СообщениеДобавлено: 27 авг 2018, 12:50 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101835 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
РУНЫ И ВОДЕН В АНГЛИЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ

I

Глава «Odinic Rite» Джон Йоуэлл недавно издал важный томик «Скрытые боги: период двоеверия в Англии, годы 681-1980»6, посвященный выживанию одиниз-ма в эпоху смешанной веры (которая, в некотором смысле, продолжается и поныне). Также хороша другая книга, посвященная схожей теме: «Германские боги и герои во времена христианства» Э. Юнга7 (Мюнхен, 1939).

Воден, Один, действительно во многих формах и под многими личинами выжил во внешне христианских преданиях и произведениях средневекового искусства — даже в эпоху самых непримиримых гонений одиническая мудрость сохранялась и применялась. В настоящей заметке я коротко расскажу об одной странице таинственного английского манускрипта XIII века, обнаруженного в Льеже (индекс 396 C1 в библиотеке манускриптов Льежского университета). Страница эта содержит миниатюру: король испускает языки пламени в уста окруживших его фигур.

Изображение

Надпись на латыни прямым текстом называет изображенного короля Воденом (Voden), повествуя о порожденных им английских королях Кента,Уэссекса, Мерсии, Эссекса и Суссекса. Миф о воденическом происхождении английских королей хорошо известен и широко представлен в средневековых манускриптах. Намного более интересна корона с руноподобными знаками и сами языки пламени.

Изображения подобных корон встречаются и в других рукописях XI-XIII веков, однако на них мы видим fleur-de-lis, а на короне Водена определенно, руны. Замечу, что франкский символ лилии, возможно, имеет германское происхождение и связан с руной 31. Несомненно, англичане сохраняли традицию рун и знание об их сущности, пусть и с примесями христианских легенд. Руны и рунные футорки продолжают появляться в английских манускриптах XV века. Так, в «Sawles Warde» мы читаем: «ha witen alle Godes reades, his runes...» — «они (Избранные) знают все намерения бога (и) его тайные советы...».

Корону венчают три рунных знака Т (протогерманское Elhaz, «лось» или algiz, «защита»). Это лебединые руны валькирий (древнеанглийское w^lcyrie) — оберегающих и дарующих мудрость сущностей, сопровождающих воинов Водена, а также знак оленей, кормящихся ветвями Мирового древа. В целом, эта руна является великим символом Тропы Водена, знаком связи между мирами богов и людей.

Пламя, текущее из уст Водена в уста правителей пяти английских королевств, определенно является графическое выражением «божественного дыхания» (Симона Розали Тереза Одиль д'Арденн в статье «Забытая рукопись британской истории»8 толкует его так же) — духовных качеств и сил, которые Воден разделил со своими потомками. Здесь нужно вспомнить и миф об Аске и Эмбле в Младшей Эдде и в «Прорицании вёльвы» (строфы 17-18). Д’Арденн указывает на германское, а не христианское происхождение этого символизма, а также отмечает его сходство с легендой о Хавелоке Датчанине, которого признали наследником Биркабейна, потому что из его рта исходил пар и пламя, как будто внутри него что-то горело — «of his mouth it stod a stem/als it were a sunnebem / also liht was it therinne/so ther brenden cerges inne». Более древние брактеаты (около 450-550 годов нашей эры) также часто изображают пламя изо рта Водена.

Этот и прочие известные факты о раннем периоде двоеверия в Англии позволяют нам сделать следующие выводы:

• Подробное знание о рунах и их связи с Воденом сохранялось в Англии в «христианском средневековье» (через 500-800 лет после начала христианизации)

• Возвышенное предание о Всеотце, Водене, сохранялось в Англии в пересказах вплоть до XIII века, в языческо-христианском культурном контексте

II

Рассматриваемая страница принадлежит английскому средневековому манускрипту, так что и анализировать значение руны I нужно в контексте древнеанглийской традиции. Любой, изучивший «Old English Rune Poem» и знакомый с англосаксонскими вариантами названия этой руны, подтвердит — дело это непростое. Зафиксированные древнеанглийской традицией письменные формы этого названия включают iolx, ilx, llcs, ilix, в то время как образцом считается eolhx, а фонетическое значение руны — [ks]. Почти наверняка изначальным названием этой руны было *elhaz, древнеанглийское eolh — лось. Eolh-x может обозначать сокращение для суффикса /-s/, выражающего форму множественного числа или родительного падежа. «Old English Rune Poem» называет этот символ eolh-secg, «лосиная осока» — Carex geyeri, особая болотная трава с острыми листьями. Эта руна также иногда называется *algiz, «защита» (готское alhs, храм, священное место) и другими именами, отсылающими к германским божественным близнецам Алькам
(упомянутым в 43 главе «Германии» Тацита), к идее «лебедя» и «дев-лебедей»9 (valkyrjur). Вполне возможно, что весь обширный свод значений восходит к общему корню, выражающему архетип богини рассвета, по сторонам от которой стоят двое четвероногих.

Очевидно, что эмблематические руны на короне Водена, изображенные на странице льежского манускрипта, имеют некие более тайные значения, указывающие на связь мира богов с человечеством, на святое нерушимое состояние, рождаемое этой связью. Это либо выражение магической апотропической функции eolh-secg, либо выделение знака Т, как отсылающего к глубинам рунной традиции — к уровням более древним, чем представлены в «Old English Rune Poem». Мне кажется, с точки зрения одианизма три руны-лося (числовые формулы 3*3=9,

3*15=45=9*5) выражают вертикальный динамизм и порыв Тропы Водена, как сердцевину королевского культа этлингов.

Огненное дыхание Водена также неслучайно и играет свою роль в синкретической древнеанглийской рунной традиции. Четвертая руна в древнеанглийском ряду называется os, что значит «бог» (*ansuz, Воден), а на латыни также обозначает «рот» — «Rune Poem» использует это латинское значение в качестве названия самой руны. Триединый бог, Воданаз-Вильон-Вихаз является богом слова, придавшим человеку форму в нескольких уровнях или слоях действий, одним из которых было вдыхание «духа» (древнескандинавское ond, «дыхание») в только что созданных Аска и Эмблу. Это божественное огненное дыхание жизни определяет непреходящее вдохновение, унаследованное потомками Водена. Чтобы получить его, необходимо научиться дышать им. Мотив дыхания Воде-на восходит, по меньшей мере, к 450-550 годам нашей эры — к этому периоду относятся несколько брактеатов, на которых изображено видимое испускание дыхания. Например:

Изображение

Дыхание жизни — способ постичь таинство вертикального порыва Т.
«Runa» №1, Остара 1983 года


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB