Текущее время: 28 мар 2024, 19:57


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Синтоистское святилище
СообщениеДобавлено: 16 апр 2019, 09:51 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101832 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Крыс Л.В

СИНТОИСТСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ

Идея неразрывной связи между природой, божеством и человеком - центральная для синто. Вступая друг с другом в определенные взаимоотношения, эти три элемента рождают самобытную синтоистскую картину мира. Еще до обретения статуса национальной религии уходящий корнями в анимизм и пантеизм синто бытовал как форма мировосприятия, сфокусированная на ощущении человеком своей непосредственной близости ко всему, что его окружает, своей зависимости от сил природы. Укорененность в сознании подобных взглядов естественным образом привела к формулированию концепции синтоизма как почитания всех божеств неба и земли, олицетворяемых теми или иными природными явлениями и феноменами, как поклонения духам природы.

Итак, человек в синто вступает в разного рода взаимодействия с природой, духовную сущность которой выражают /сами; и эти взаимодействия свидетельствуют в пользу отсутствия непроницаемых границ между божествами и людьми. Явленные глазу природные или рукотворные формы играют роль медиатора, дающего возможность соприкоснуться с незримым миром божественного, а гармоничные, построенные в согласии с представлениями об искренности и чистоте отношения с природой становятся залогом верного следования Пути богов.

В отличие от многих других религиозных систем, синто огромное значение придает физической пустоте, одухотворенному природному пространству, населенному божественными сущностями. В то же время познание Пути богов, его скрытого от глаза сокровенного содержания осуществляется через соприкосновение с видимыми вещами и посредством совершения правильных с точки зрения ритуальной чистоты и нечистоты действий. Поэтому парадоксально важная роль отводится в синтоистском культе его внешней стороне, форме ритуала и поведения, форме овеществления и визуализации кам^ мире людей, форме сакральных культовых предметов (исследователь А. Берндт назвал это явление «нерелигиозной религиозностью»,однако бессодержательность и формализм синто, безусловно, иллюзорны).

На авансцену здесь выходят синтоистские святилища дзиндзя вокруг которых концентрируется духовная жизнь определенного общества людей. Являясь одной из форм Храма - оплота религии места очищения, молитвы, словом, пространства реализации духовных потребностей, — а также способом визуального выражения определенных представлений о мире, синтоистское святилище оказывается теснейшим образом связанным с повседневной жизнью находящейся под его «опекой» локальной общины.

Связь эта многопланова и пронизывает всевозможные уровне бытования как индивида, являющегося членом сообщества, так и всего сообщества в целом. Данные уровни касаются, во-первых, сферы личной душевной гармонии, и, во-вторых, имеют отношение к чувству удовлетворенности человека от причастности к жизни коллектива и к национальной истории, т.е. к осознанию своей национальной [ идентичности. И, наконец, еще одна важнейшая функция святилища [ связана с тем, что человек в синто не противопоставляет себя природе, но действует и воспринимает мир как органичная ее часть, одна из! многих наряду с другими природными объектами и явлениями. Находясь в теснейшем контакте с окружением, ощущая свою зависимость от многих феноменов природы и скрывающихся за ними божественных сущностей и в то же время почти родственную связь с ними, человек нуждается в непосредственном общении с духами природы, в двухстороннем диалоге с ними.

И если первоначально эта цель достигалась минимальными и довольно простыми средствами (речь идет об устройстве сакральных зон ивасака путем ограждения небольших площадок соломенной веревкой или священных рощ химороги, о поклонении горам, крупных деревьям и камням, называемым ивакура, около которых устраивались небольшие временные алтари, и др.), то постепенно роль обеспечения встречи и общения людей и божеств перешла к стационарным святилищам.

Переоценить значение дзиндзя довольно сложно: они предоставляют возможность акта коммуникации, столь необходимого для продолжения активной жизни местного сообщества, для его нормального функционирования. Прилегающая к святилищу территория обладает особыми качествами и является сакральным местом (не случайно святилища часто именуют удзигами-сама, подчеркивая тем самым особую тесную связь между святилищем и его прихожанами). В древних мифах и местных преданиях часто рассказывается, как ками само выбирало место возведения посвященного себе святилища.

В определенные дни года божество спускается к людям, открываясь человеческим молитвам, славословиям, проявлениям уважения и радости.

Такой случай предоставляется в период проведения мацури - религиозного празднества, кульминацией которого и является долгожданный момент общения с божеством, находящимся в это время среди людей, момент рождения неповторимого чувства причастности к общему празднику. Мацури устраиваются, как правило, в знак благодарности божествам (за богатый урожай, ниспосланную милость) -это т.н. кансясай (букв, «праздник-благодарение»), либо с целью обращения к ним за защитой, помощью, покровительством (например, перед началом нового сельскохозяйственного года) - подобные празднества относят к ёсюкусай (т.е. «празднествам в преддверии чего-либо»).

Важным в этой связи становится и понятие духовного очищения, связанное с цикличностью жизненного уклада и с фундаментальной для синтоистского мировосприятия категорией чистоты. Близкое присутствие ками, иногда в около телесном пространстве человека (например, во время церемонии несения паланкинов микоси), сопряжено в народном понимании с выплеском накопившейся негативной энергии и всего, загрязняющего дух, с долгожданным внутренним очищением. Сокровенный смысл ритуального шествия микоси, проводимого в ряде святилищ, коренится как раз в этом представлении Суть церемонии сводится к расширению границ распространения благодатной энергии божества, обычно совпадающих с границами относящейся к святилищу территории, а в день кульминации празд. нества охватывающих все районы вдоль маршрута следования ритуальной процессии. Таким образом, живительная энергия ками, заключающая в себе мощный потенциал и необходимая человеку, как глоток воздуха, дающего силы жить дальше, изливается на всю прилегающую к святилищу местность, и каждый воспринимает часть ее.

Многочисленные святилища Японии различаются по значению (дзиндзя общенационального и локального масштаба), по статусу почитаемых в них божеств (так, ряд культов не распространяется дальше пределов небольшого города или деревни, другие же божества почитаются в святилищах по всей стране) и «специализации» ками. Однако основные функции дзиндзя, сущность отправляемых в них культов и устраиваемых мероприятий совпадают.

Святилище играет организующую роль при проведении религиозных фестивалей и ритуалов. Реализация таких задач сопрягается с соблюдением ряда условностей, установленного традицией порядка действий, т.е. с повышенным вниманием к формальной стороне почитания, о важности которой говорилось выше. Действительно, в синтоистской обрядности правильное, уважительное обращение к божеству и корректное отправление культа ставятся во главу угла, так как в прямой зависимости от них благополучие всего локального общества. Посредством определенной последовательности действий, верно проведенного ритуала человек способен умилостивить божество (хорошей встречей, службой, чтением молитв, а также угощением, ритуальными плясками, театрализованными или музыкальными представлениями и др.) и достичь цели своего обращения к нему Устраиваемые при святилищах празднества и церемонии призваны выполнять двойную роль - в ходе ритуальных действий люди отдают все силы, чтобы ублажить, порадовать, развеселить местных ками. И если это удается, они, в свою очередь, тоже испытывают искреннюю радость.

Благодаря строгому соблюдению всех формальностей, святилище, удзигами-сама, сохраняет статус пространства исключительной ритуальной чистоты и служит стимулом духовного очищения дляуд-зико4, находящихся под его покровительством.

Помимо чисто синтоистских по своей природе и отправляемым культам святилищ, существуют также дзиидзя, объединяющие синтоистскую и буддийскую традиции почитания. Они являются, прежде всего, очагами именно синто, несмотря на то, что с рождением синкретической веры, расцветшей в X - XII вв.5, функцию порождающей системы внутри нее принял на себя буддизм. Синтоизм же продолжал заимствовать богов иных религий и вводить их в свой пантеон как высших существ, обладающих значительной силой и потому достойных поклонения. Продуктом подобной интеграции стали многочисленные святилища, возводимые начиная с эпохи Хэйан. Они объединили на своей территории две различных традиции культовой архитектуры и стали центрами высокой культурной активности, средоточием духовной жизни большого числа людей. Генетически связанные с ранними формами дзиндзя, святилища нового типа были наделены более многочисленными и сложными функциями. Одним из ярких примеров подобных изменений является святилище Ицукусима, расположенное на побережье Внутреннего моря Сэто (остров Мияд-зима, префектура Хиросима), на котором хотелось бы остановиться подробнее.

Основанное, по легендарным сведениям, при императрице Суйко (592-628), святилище набрало силу во второй половине XII в., во времена влиятельного военачальника Тайра-но Киёмори (1118-1181), расширившего и достроившего его до нынешних размеров. Период роста и расцвета святилища совпал с пограничьем двух столь разных эпох, Хэйан и Камакура, переломным во многих отношениях временем.

В обстоятельствах смены политического и социального курса, а также переориентации ряда культурных и эстетических установок практически заново рождающемуся синтоистскому святилищу была отведена роль важного объединяющего центра, значимого как с точки зрения влиятельного военного клана, глава которого инициировал возрождение местного культа, так и позиций простых людей, живущих на окрестных землях.

Древнему святилищу эпохи мифологической императрицы Квё. мори придан статус родового. При этом в качестве почитаемых в дзиндзя божеств (го-сайдзин) были выбраны три женских божества, три сестры - Итикисимахимэ-но микото (главная покровительница дзиндзя), Тагорихимэ-но микото и Такицухимэ-но микото. Они от. носятся к небесным божествам и происходят из страны богов Така магахара. Считается, что эти ками обеспечивают безопасность в море и приносят удачу во всех морских делах, будь то судоходство, торговля или рыбный промысел. Кроме того, Итикисимахимэ-но микотоу пользующуюся наибольшей любовью прихожан и, по поверью, являющуюся самой красивой из трех сестер, называют также Бэнтэн- сама и почитают как божество, приносящее счастье и удачу во всех делах. Таким образом, святилище открыло свои двери большому количеству потенциальных удзико, обещая принять всех паломников, ■ каждый из которых обретет здесь свою частичку божественной благодати.

Святилищу Ицукусима суждено было стать духовным центром обще японского масштаба, что в особенности верно в отношении времени его строительства и последующих полутораста лет. Недаром еще в средние века оно получило условный статус пайку по отношению к дзиндзя близлежащих провинций, которые стали именоваться гэку (по аналогии с внутренним и внешним святилищами Исэ).

В пору своего возвышения Тайра-но Киёмори начал строить ( планы по расширению коммерческих связей с Китаем и развитию для этих целей Хиросимы и других портов Внутреннего моря. Именно ; поэтому в качестве богини-покровительницы Ицукусима-дзиндзя была выбрана Итикисимахимэ-но микото, считающаяся еще и хранительницей морских путей, связывающих Японию с тремя государствами Кореи - Сираги, Кудара и Кома. Нуждающийся в высоком покровительстве своих торговых и военных предприятий, Киёмори не мог не признать важность подобных функций богини.

Более того, как уже упоминалось, Тайра представляли собой достаточно сплоченный и влиятельный военный род. Возведение святилища, обладающего сложной структурой и внушительными размерами, стало, с одной стороны, демонстрацией крупным военным родом своих недюжинных возможностей, констатацией его силы и амбиций, а с другой - показало его пиетет по отношению к синтоистским божествам и исконным японским верованиям.

Тайра-но Киёмори осознанно остановил свой выбор на древнем синтоистском святилище как основе для возведения новой культовой постройки. В этом шаге военного правителя видится сознание адепта синтоистской веры, отдавшего ей предпочтение перед религией иноземного происхождения. И в этом смысле клановое святилище Ицу-кусима предстает родовым общинным храмом, открытым для каждого члена фамилии и одновременно символизирующим единение большой общины верующих, подчеркивающим политическую и экономическую автономию клана, которому благоволят ками, и посвященным персонифицированным силам природы.

Как общинный культ, основанный на поклонении обожествляемым силам и явлениям природы, коллективное почитание в Ицуку-сима-дзиндзя берет свое начало в давних религиозных представлениях. Так, гора Мисэн, возвышающаяся посреди острова Миядзима, как и весь остров в целом, издревле привлекали множество паломников, так как считались священным вместилищем ками. Одно время доступ в эти места, изначально сопряженный с изолированным островным положением объектов почитания, был дополнительно ограничен для простых смертных. Первое выстроенное здесь небольшое святилище воспринималось не как часть материка или постройка, находящаяся на земле, но как своеобразная граница, как нечто, стоящее на стыке горы и моря. Одно из объяснений выбора места строительства святилища сводится к тому, что храм возвели «на море» из-за боязни строить его на земле острова, уже служащего территорией обитания божества. Таким образом, возрожденный здесь Киёмори культ, уже насчитывающий ко второй половине XII в. несколько столетий, уходит своими корнями в ранние формы синтоистских верований, носящих коллективный характер, а потому становится столь близким и понятным простому человеку.

Может, именно это стало залогом настоящей популярности в на. роде этого святилища, символизирующего собой традиционное для синто единение индивидуального и общинного, регионального и общенационального, родство человека и ками и одновременно человека и природы...

Еще одним мощным объединяющим в духовном плане фактором стало то, что святилище взяло на себя также роль преемника и транслятора буддийской традиции, что повысило его авторитет как центра религиозной и культурной активности большого региона, сохраняющего и передающего сокровенное знание, и привлекло еще большее число верующих.

Приход буддизма на остров Миядзима связывают с именем монаха Кукая (Кобо Дайси, 774-835), основоположника буддийской школы Сингон. Отношения синтоизма и буддизма, к тому времени уже вступивших во взаимодействие друг с другом, нашли у него своеобразную трактовку. Кукай не противопоставил две религии и не уподобил их друг другу, но попытался объединить эти учения в универсальную систему. Следствием этого стало появление теории рёву-синто (букв, «двухсторонний синто»9), признающей Лматэрасу одной из манифестаций будды Махавайрочана (яп. Дайнити), главного объекта поклонения секты Сингон. Зримым воплощением двух главных качеств Махавайрочаны (мудрости и просветленного сочувствия) Кукай называл нерасторжимые в своем единстве внутренний и внешний святилища Исэ, символизирующие собой тайную и явную реальности. Одновременно под ними мыслились синтоистское мировосприятие и буддийская модель мира, что, таким образом, примиряло эти две формы понимания.

От этого учения отталкивается возникшая во второй половине IX в. теория хондзи-суйдзяку (букв, «след основного места пребывания»), в соответствии с которой синтоистские божества являются воплощением божеств буддийского пантеона (т.е. будды и ками стали рассматриваться как неразделимые сущности). В святилище Ицукусима подобные идеи были претворены в религиозную практику: главное божество-покровитель Ицукусима-дзиндзя, Итикисимахимэ-но ми-кото, почиталось одновременно и как манифестация бодхисатгвы Авалокитешвара (яп. Каннон).

Такая религиозная ситуация привела к усложнению функций и структуры святилища. Последняя выходит за рамки устоявшихся канонов строительства - разветвленная и многосоставная, она не имеет четких аналогий в синтоистской архитектуре своего времени. Здесь, безусловно, соблюдены некоторые характерные приемы и принципы создания синтоистских культовых ансамблей. Так, ворота тории, по традиции, обозначают границу между мирской и сакральной зонами и вводят верующего в зону пребывания божества. Ядром комплекса, его топографическим и семантическим центром является главное святилище хонся, включающее главный зал хондэн (место хранения синтай 10 божества), зал для подношений хэйдэн, помещение для поклонений хайдэн и зал ритуального очищения харайдоно. С востока к главному примыкает второе по значению святилище маро-до-дзииндзя, относящееся к т.н. сэсся и имеющее аналогичный набор помещений.

Эти постройки, своим обликом напоминающие об исконных формах синтоистской архитектуры — структурах амбарного типа, сердце Ицукусима-дзиндзя, пространство сгущенного присутствия божественного, главное место сосредоточения духовной активности человека, сцена проведения синтоистских церемоний и фестивалей мацури.

Но помимо этого ансамбль включает множество строений различного назначения, непосредственно связанных с буддийским культом и отражающих реалии буддийской культуры. Прямые истоки подобного синтеза следует искать, видимо, в архитектуре дзингу - появившихся на рубеже 9-10 вв. синтоистских комплексов, имеющих в своем составе небольшой храм или молельню со статуей будды или бодхисаттвы. Продолжением этой тенденции стали строительство в Ицукусима павильона для утренних буддийских служб асадзая, характерных для буддийских храмов ворот фумэймон, сцены нобутай и помещения норакуя для театра Но (XV в.) и возведение пятиярусной пагоды (XV в.) и сокровищницы (XVI в.).

Со временем синтоистский и буддийский культы начали расши. рять свои границы и выходить за пределы территории комплекса. К святилищам, построенным на Миядзиме в древние времена и почитающим божество-покровителя острова или персонажей, связанных с легендой о строительстве святилища Ицукусима, стали добавляться новые (Киёмори-дзиндзя и др.).

На склоне холма, за святилищем Ицукусима, одновременно с ним был возведен Дайсёин - один из главных в Западной Японии храмов школы Сингон, бэттодзи (один из типов дзингудзип) по отношению к Ицукусима-дзиндзя. В начале XIII в. поблизости был построен еще один храм этой школы - Дайгандзи. Кроме того, по соседству со святилищем расположены храм Комэйин (секта Дзёдо) и дзэнский храм Дзонкодзи.

Следствием сосредоточения на острове такого количества сакральных культовых объектов стала динамичная духовная жизнь местной общины. Пространственное и образное решение древних культовых комплексов Японии, нацеленное на создание визуального образа божества, во все времена было тесно связано не только с религиозной, но и с социальной практикой и политической ситуацией своего времени, а также с обыденной жизнью каждого члена локального сообщества. Будучи центром поселения, воплощением символической идеи, пространство, населенное ками, становилось для местных жителей одновременно центром наибольшей концентрации общественных действий. Святилище Ицукусима, выполнявшее с момента его перестройки Тайра-но Киёмори роль сцены многочисленных мероприятий культового и светского характера, ярко иллюстрирует это явление.

В силу того, что постройки в Ицукусиме изначально связаны с синтоистским поклонением, главной формой выражения общинной солидарности и духовного единения, дающей осознание религиозной и национальной идентичности, стали устраиваемые здесь религиозные фестивали мацури.

К истокам синтоистской обрядности восходит отауэ-мацури («праздник высадки рисовых побегов»), относящийся к празднествам типа ёсюкусай. Представляющий собой обращение к ками с просьбой о добром урожае, этот обряд имитирует основные стадии культивации риса и сопровождается плясками кагура, песнопениями, состязанием борцов сумо, т.е. всем, что может доставить божествам удовольствие.

Одним из главных фестивалей, посвященных божеству острова и святилища Ицукусима, является церемония осима-мэгури. Участие в этом ритуальном обходе острова на судах паломники предваряют постом кэссэй и ритуальным омовением с целью очищения от скверны. Кульминация церемонии - обряд отогуи-сики. Во время остановки у берега рядом с небольшим святилищем, сопровождаемой исполнением музыки, к людям (видимо, памятуя о мифической птице, за которой, по легенде, следовало божество, выбирая место строительства дворца для себя) прилетает священный ворон гогарасу и принимает подносимое ему угощение. За время этой сакральной трапезы присутствующие освобождаются от всего стесняющего и загрязненного, при этом благодатная энергия ками распространяется также на родных и близких участвующих в обряде верующих.

Важным событием, глубоко синтоистским по духу и сплачивающим вокруг себя многих членов общины, является традиционный праздник урожая таномо-сан. Его отмечают в знак благодарности божеству полей и уважения к труду земледельцев. Главный обряд празднества (выпускание местными жителями корабликов с куклами, изображающими членов семьи, которые потом ловят местные крестьяне) символизирует тесную связь членов сообщества, их духовное родство и общую признательность благоволящим силам природы.

Ряд популярных празднеств Ицукусимы относится к буддийской обрядовой традиции. Таковы эннэнсай («праздник долгих лет жизни») - изначально вид представления, разыгрываемый духовенством и детьми при храмах после буддийских проповедей, а также тинка-сай (букв, «праздник умиротворения огня»), церемония-обращение к ками с просьбой защиты от пожаров; начинается она в храме Дайсёин встречей и угощением божества острова и продолжается шествием монахов с зажженными ветвями сосны к Ицукусима-дзиндзя, где совершается чтение сутр.

Наконец, нельзя не упомянуть о расцвете в святилище Ицукусима исполнительского и музыкального искусства. Благодаря Тайра-но Киёмори здесь появились бугаку - музыкальные представления с элементами танца и театрализованной игры, а также фестиваль кан-гэнсаи, представляющий собой объезд острова по морю под аккомпанемент духовой и струнной музыки с целью умилостивить синтоистские божества (синтай божества святилища помешается при этом на один из кораблей, что по своей смысловой нагрузке приближает праздник к шествию паланкинов микоси, в процессе которого благодатная энергия ками разливается на все окрестности). Кроме того широко известны устраиваемые в святилище постановки театра Но до сих пор, как и в XVI в., во времена своего появления на Миядзиме собирающие немало истинных ценителей этого искусства. Все это создало святилищу славу центра высокой духовной культуры, светской и религиозной, и стимулировало рост его популярности и значения.

Ицукусима-дзиндзя является яркой иллюстрацией того, насколько существенную роль может играть синтоистское святилище в жизни своих удзто. Этот пример объединения в рамках одного культового центра множества функций, открывающих простор для духовного роста личности, нельзя безоговорочно проецировать на большинство рядовых святилищ локального масштаба. И все же непреходящее значение феномена синтоистского святилища остается неоспоримым. Посвященные культу природы, почитанию предков, выдающихся исторических деятелей, дзиндзя помогают пережить столь необходимое и естественное для японца чувство причастности к миру живого вокруг него, к группе людей, живущих по соседству, к своей истории и корням, к своей нации.

В японском гиде по святилищам одного из токийских районов, составленном для детей, объясняется, что расположенное рядом с домом святилище, удзигами-сама, оберегает всех своих удзто, всех жителей района, а взамен ожидает от них уважительного отношениях себе и природе в целом. Текст заканчивается просьбой к родителям бережно хранить традицию и рассказывать своим детям о том, что значат в их жизни ками и святилища дзиндзя. Так связывающая людей нить не прерывается, рядом с духовной колыбелью общины не перестает гореть огонь жизни и света...


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB