Текущее время: 28 мар 2024, 19:37


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Священная гора Ирт-таг
СообщениеДобавлено: 04 июн 2019, 09:51 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101832 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
В.А. Бурнаков
СВЯЩЕННАЯ ГОРА ИРТ-ТАҒ- САМОХВАЛ В МИФОРИТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ХАКАСОВ (КОНЕЦ XIX - XX ВЕК)

Территория Хакасии, расположенная в долине Среднего Енисея, окружена высокими горными хребтами Кузнецкого Алатау, Западных и Восточных Саян и Солгонского кряжа. По материалам В.Я. Бутанаева, вся эта горная система обозначается хакасами общим названием «Ӱлгенніг сын» -‘Божественный (Великий) хребет’. Данное наименование - одно из ярких свидетельств феномена обожествления и почитания хакасами гор. Горный ландшафт этого региона способствовал формированию и широкому распространению среди коренных жителей культа гор. Согласно одному из мифов, хакасы произошли от духов гор (таз ээлері, таг кізілері). В традиционном мышлении народа горные духи до сих пор воспринимаются как обоготворяемые предки. В их честь совершаются жертвоприношения. Стоит отметить, что практически в каждом хакасском населенном пункте есть поклонная гора. Одной из них является Ирт-таг, представляющий собой изолированный горный массив, более известный по русскому названию Самохвал. Находится он у устья одноименной реки в окрестностях г. Абакана.

Священная гора Ирт-таг на протяжении столетий привлекает к себе внимание исследователей как интереснейший исторический объект. Кроме того, ее особую живописность в конце XIX в. подчеркивал и Н. Попов: «Самохвал представляет красивую высокую гору, над главною сопкою которой зимою постоянно клубится густой пар; на всем своем протяжении, на обоих склонах, покрыта превосходною травою, на которой зимою и летом пасутся стада и табуны, и совершенно безлесна, за исключением только одной небольшой возвышенной ложбины, поросшей смешанными и по преимуществу, сосновым лесом». Красота и колоритность горы способствовала тому, что о ней слагали поэмы.

Ирт-таг представляет большой научный интерес для этнографов. Это важнейший культовый объект местных хакасов. На горе регулярно проводились общественные моления - тайыз. Об этом, например, свидетельствует донесение священника Усть-Абаканской Николаевской церкви В. Самойлова в Енисейский епархиальный комитет от 1894 г.: «Общее жертвоприношение происходило в прошлом году на горе Самохвал, находящейся на другой стороне Абакана, напротив самого села». В настоящее время это сакральное пространство хакасской интеллигенцией воспринимается как место почитания памяти предков. В начале 2000-х гг. Чон чобі (Совет старейшин хакасского народа) на вершине горы установил памятный камень в честь воинов Хакасии, погибших в Великой Отечественной войне.

Народная этимология связывает топоним Ирт-таз с легендой о богатыре Ир-Тохчыне. Согласно повествованию, после утомительной охоты на чудовищного волка этот фольклорный герой поднялся на вершину и, подложив под голову седло, уснул беспробудным сном. Полагали, что от его дыхания поднимается пар над горой.

Русское название горы «Самохвал» упоминается в другой легенде. Согласно ей, некий молодой самоуверенный мужчина безмерно хвалился своей удалью. Однажды он заявил, что сумеет спуститься верхом на коне по крутому склону этой горы. Однако осуществить задуманное ему не удалось: всадник вместе с конем погиб. В назидание остальным эту гору стали называть «Самохвалом». По сведениям Н. Попова (по всей видимости, полученным от местного русского населения) наименование «Самохвал» произошло от имени некоего русского разбойника Самохвала, скрывавшегося от людей в пещерах этой большой горы.

Ирт-таз примечательна тем, что хакасы осуществляли на ней ритуальную практику, обусловленную двумя разнотипными культами - Неба (Хан-Тигір) и Горы (таз). Эти культы имели внешнее сходство по обрядовому сценарию и конечной цели. Ритуалы проводились для обеспечения благополучия и стабильности жизни людей, плодородия, успехов в хозяйственной и иной деятельности и т.д. В качестве жертвенных животных всегда выступали бараны. Важнейшим элементом обрядности было посвящение божествам животного - ызых ’а (коня) у священной березы (пай хазын) с троекратным
*Имеются и иные версии происхождения хакасского названия Ирт-таз. Н. Попов полагал, что оно произошло от стяженной формы слова «иртен» - ‘утро’. Филолог РД. Сунчугашев высказал мнение, что слово Ирт-таз происходит от «ирит - ‘миновать, проходить’ + таг ‘гора’» . Согласно еще одной точки зрения, данный ороним возник от слова ирт, обозначающего кустарник ильм, т.е. вяз, произрастающий на данной горе, поэтому ее именуют «гора, поросшая вязью».

Вместе с тем, эти обряды имели ряд принципиальных отличий, определявшихся объектом поклонения. В первом случае почиталось Небо (Хан-Тигір) как абстрактное межродовое (межплеменное) божество. Во втором варианте жертвоприношение (таг тайыг) предназначалось конкретной священной горе, олицетворяющей тотемное божество. Другим важнейшим отличительным признаком этих культов являлись обрядовые лица, осуществляющие жертвоприношение. Почитание Неба проводилось, как правило, алгысчыл ’ами - уважаемыми в народе мужчинами (не шаманами), хорошо эрудированными в вопросах духовной культуры и ритуальной практики. Основным религиозным атрибутом алгысчыл ’а выступал сабыт - ритуальный жезл, представляющий собой березовую ветвь с разноцветными лентами (чалама). Участники обряда могли использоватьӱлдӱрбе - сакральную головную повязку с прикрепленными перьями орла и чалама, а также чил-паг -ритуальную веревку, подвязываемую к священной березе (пай хазын). Присутствие шаманов на «небесных жертвоприношениях» не приветствовалось.

Жертвоприношение же священной горе совершалось исключительно шаманом (хам) в полном обрядовом облачении - костюме (хамдых тон) и шапке (хамдых пӧрік), с обязательным использованием бубна (тӱӱр) и жезла (орба).

Периодичность проведения обрядов тигір и таг тайыг на горе Ирт-таг разнилась. Известный археолог и этнограф А.В. Адрианов, непосредственно наблюдавший обряд жертвоприношения Небу (тигір тайыг) на Самохвале, сообщал о ежегодном отправлении этого ритуала: «Почти каждый год, весною или летом, на ближайшей к улусу горе, на высшей ее точке устраивается общественное моление - таиг, в честь неба, сопровождающееся всенародной молитвой о ниспослании благополучия на стада и табуны, о благополучной жизни и счастии всего народа».

Сведения же о периодичности проведения обряда жертвоприношения духу горы (таг тайыг) на Самохвале неоднозначны. По материалам Н. Попова, он совершался раз в три года. Согласно же данным Д.А. Клеменца, лично присутствовавшего на ритуальном действе, его проводили ежегодно. При этом на обряд собиралось до несколько сотен верующих.

Факт систематического проведения в прошлом на горе Ирт-таг обрядов двух различных типов для хакасской культуры нетипичное явление. В культуре хакасов для каждого типа моления имелись особые места, что нашло отражение в топонимике. Между тем, на особо почитаемых горах в разное время все же могли проводиться оба обряда. Так, по материалам Д.Е. Лаппо, в отличие от таг тайыг, места проведения «небесных жертвоприношений» не всегда были прикреплены к одной горе. Исследователь сообщал: «Я записал все места, где ныне совершается или совершалось ранее Тигр-Таих: совершается оно и на горах мифических, составляющих предмет поклонения “Камлярского Толка”, совершается и на горах, ничем не замечательных. Знаю случай, где чередуются моления: в один год на одной горе, ближайшей к улусам, расположенным на одной стороне Камышты, а в другой год - на другой, ближайшей к улусам другого берега Камышты».

Таким образом, на протяжении веков гора Ирт-таг (Самохвал) была востребована как особое сакральное пространство, имевшее высокий обрядовый рейтинг. Местное население использовало ее как святилище, связанное с культами неба, горы и предков. Особое отношение к этой горе сохраняется и в наши дни.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Sfiris
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB