Клуб практиков • Просмотр темы - Курганы и могильники
Текущее время: 20 сен 2019, 16:17


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Курганы и могильники
Новое сообщениеДобавлено: 27 фев 2019, 20:26 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 27399
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 35
Cпасибо сказано: 6618
Спасибо получено:
70984 раз в 19601 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 16486

Добавить очки репутации
Курганы и могильники

В.А.Бурнаков


В культуре хакасов основополагающим является мифо-ритуальный комплекс, связанный с окружающим пространством. Значительное место в нем занимают представления о повсеместно встречающихся в Хакасии древнейших захоронениях -курганах и могильниках, относящимся к разным историческим эпохам. Местные жители обозначают эти археологические памятники такими наименованиями, как: кӱрген, толадай, обаа, кӧзее.

В 1840-х годах известный финский ученый М.А. Кастрен в поисках прародины финно-угров посетил и Хакасию. Проводя свои исследования среди койбалов** и, выявляя их автохтонность, он отмечал: «Что же касается наконец до койбалов, о которых так много спорили, то они считают себя, вместе с облеченной в мифический мрак Чудью древнейшими обитателями этой страны». Наряду с этим, исследователь обратил внимание и на тот факт, присущий религиозной жизни хакасов, что они «поклонялись в старину также высоким скалам, святость которых обозначалась намалеванными или высеченными фигурами, и могильным курганам, и <...> каменным истуканам».

В традиционном сознании народа с курганами, относящимся к тагарской археологической культуре связывалось представление о мифическом народе ах харах - ‘белоглазые’, более известном в литературе по русскому названию «чуди белоглазой» (вариант. хак. - чӱт /чот чоны).Один из вариантов данного мифа был обнаружен нами в архиве Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера). Текст был записан у хакасов в 1930-х гг. известным тюркологом Н.П. Дыренковой. Согласно повествованию на земле в каменных домах (тас иб) жил народ чот (чот чоны). Среди них был шаман с девятью бубнами (тогыс тӱӱрлыг хам). Однажды эти люди спросили кама о том, «вырастет ли на их земле береза, будет ли стоять на их земле Белый царь (Ах хан)»? Шаман стал камлать и предрек: «Белый царь встал, белая береза выросла!». Это означало, что они потеряют свою независимость и подпадут под власть Белого царя. Народ чот тогда сказал: «Паза піске кӱн чогыл» - ‘Больше нам солнца / жизни не будет’. Гордые и свободолюбивые люди, не желая подчиняться власти Белого царя, заживо погребли себя в своих же каменных жилищах. «Оставшиеся» на их месте камни с тех пор называют «чот кӱрген» -‘курган / жилище народа чот’ или «чот чоныц чуртан чирі» - ‘земля / место, где жил народ чот’ .

В мышлении хакасов до сих пор весьма устойчивым остается представление о курганах как жилищах и даже поселениях их далеких предшественников. Подобные ассоциации обнаруживаются в типических народных выражениях, например:

«толадайлар - иргі тустагы чурттар» - ‘курганы - древнейшие жилища (остатки древних жилищ)’; «кӧзӧлер, толадайлар кизек аалар чіли турча» - ‘курганы, камни, древние могилы рассыпались точно небольшие села’ .

Представление о камне как первом универсальном строительном материале часто встречается в хакасском фольклоре. До сих пор бытуют архаичные мифы о том, что якобы в незапамятные времена камень обладал иными свойствами. Он был мягким, а дерево же наоборот - твердым, из-за чего древние люди строили свои жилища исключительно из камня. Впоследствии они погибли в результате стихийного бедствия. Как повествуется, однажды поднялся ураганный ветер и погреб их заживо, завалив вместе с каменными жилищами. После этих событий, объясняется в мифе, дерево и камень приобрели характерные для них качества .В подобных мифологических повествованиях «древние люди» не всегда идентифицируются с «чудью белоглазой». Более того имеется вариант мифа, согласно которому эти исторические объекты принадлежали народу чода. При этом курганы осознаются не только в качестве его жилища, но и напрямую связываются с погребальной обрядностью и могильными сооружениями. Приведем его: «В давние времена жил народ, у которого вся нога состояла из чода - голени. Эти люди были высокими и сильными. Когда они хоронили членов своего рода, то сооружали курганы, ставили вокруг них кӧзее - менгиры. Курганы являлись их домами, там же находилась их хуйах - жизненная сила (защита). [Считается, что] когда переносишь кӧзее в другое место, то вместе с ним переходят и [их] духи» . Упомянутый в мифе этноним чода, созвучен названию хакасского и тувинского сӧӧКа (рода) чода. Не исключая того, что данный вариант мифа, вероятно, является более поздней трансформацией повествования о народе ах харах / чӱт (чот), все же стоит отметить тенденцию мифологического сознания хакасов воспринимать эти культовые сооружения в качестве объектов, имеющих определенное отношение к их предкам. Эта мысль широко представлена в фольклоре, согласно которому предки хакасов сооружали зимнее жилище под соответствующим названием -кӱрген. Оно возводилось из дерна и камня, дверь в нем пробивалась низко, как бы уходила под землю.О данном типе жилища имеются упоминания в героической эпике хакасов, например:

«Аралап килген ікі алып, ‘Ехали два богатыря.

Ах пайзаң ибнің алнында Перед белыми дворцами

Своих коней не осадили,

Сзади к двум дворцам Подъехали два богатыря.

Смотрят: [там, где раньше]

Ни одного кургена не было,

Огромный курген стоит,

Сверху из отверстия кургена Дым поднимается.

Объехали [вокруг] два богатыря,

С коней сошли, [к кургену] приблизились, Смотрят благородные мужи:

Дверь под землю ведет,

Чтобы можно было войти,

Ступеньки вырублены [в земле]’

‘Ах-Чибен-Арыг подошла,

[Видит:] из земли три бревна выступают -[Здесь] белое жилище.

Когда подошла, чтоб войти в жилище,

Дверь виднелась из-под земли’

Стоит отметить, что по традиционным хакасским представлениям обитатели Нижнего мира, в том числе и души умерших людей - предков, жили в многоугольных каменных жилищах .Признавая полисемантизм образа камня в мировоззрении хакасов, все же нельзя исключать и того, что эти мифологические образы могли быть связаны и с воззрениями об архаических типах жилищ - курген" ах. Отождествление образов могильника и жилища находит подтверждение и в археологических исследованиях. Так, известно, что предки хакасов, сооружая курганы, самой его структурой и внутренней планировкой воспроизводили образ жилища.Данный факт нашел отражение и в героической эпике хакасов. Так, в богатырском сказании «Сарыг Чанывар» представлен сюжет, согласно которому по воле Чалгыс Чайаан’а - ‘Верховного божества’ тело богатыря Алтын-хана с сакральной целью погребается в кургане, который своим видом воссоздает образ жилища:

«Волею Единственного Бога Должен схоронить я Алтын-хана,

Чтобы наш род с лица земли не стерся,

Чтобы кость росла-ветвилась наша.

Взяли мы со всадником каменья,

Обложили тело Алтын-хана -Будто стены дома получились;

Каменными плитами покрыли Золотое тело Алтын-хана -Будто дом из камня получился»

В устном народном творчестве хакасов, кроме того, древнейшие каменные могильные сооружения нередко идентифицируются,как захоронения их непосредственных предков. Данная мысль обнаруживается в легенде «Великий стрелок». Согласно сюжету главный герой отправляется на состязание богатырей. По пути он проезжает местность, покрытую курганами, которые им осознаются, как погребения его пращуров: «Долго ли коротко ли ехал, наконец, достиг земли Большого хана. Выехал на высокую гору и оттуда увидел всю его землю. Под этими курганами лежат кости его предков, подумал Сирота из Сирот, может и ему придется навсегда остаться в этой земле» . Мысль о кургане - обители предков представлена и в эпических сказаниях. Так, богатырка по имени Хызыл тӱлгӱ (‘Красная лисица’) со своим супругом Алтын-Хусом в одноименном произведении находят свое последнее упокоение на кургане.

Очевидно, не случайно образ кургана используется и в «Легенде о призвании певца». В ней приводится сюжет, когда «Таг ээзі» - ‘Дух-хозяин горы’, осмысляемый хакасами в качестве одного из предков, за провинность посылает сказителю Аголу смерть, которая настигает его именно у кургана: «Валом повалил народ со всех сторон к кургану. Расселись вокруг камня. И стал Агол, напрягая последние силы, петь песни о родной земле, о жизни и мужестве, о призвании певца и его тяжёлой доле. Пел он, печально сострадая горю людскому. Пел до тех пор, пока не отлетело его последнее дыхание». Мотив смерти человека у кургана в несколько завуалированном виде представлена и в фольклорном произведении «Арап и змея». Согласно сюжету, змея обманным путем приглашает человека к кургану, где и делает попытку умертвить его. В фольклоре хакасов курганные камни нередко представляют собой вместилища душ богатырей. Так, например, в сказании «Три сестры многострадальные» в одном из таких камней находилась душа богатыря Ай Маныса, с разрушением которого погибает и сам герой. В легенде «Похта Кіріс» в курганных камнях обаа была воплощена сила могучих богатырей .

Впервые традиционные суждения хакасов о курганах, как захоронениях их далеких предков были зафиксированы еще в XVIII в.известным исследователем, путешественником-натуралистом И.Г. Гмелиным, сообщавшим о том, что «татары (хакасы. - В.Б.) испытывают чувство священного благоговения по отношению к умершим, а в особенности - к своим прародителям. Хотя им и известно, что в разграбленных могилах их предков найдено множество сокровищ, все же не было слышно, чтобы у кого-то из них возникло желание обогатиться таким образом. И это несмотря на то, что у них для этого имеются наилучшие возможности, ибо они живут рядом с этими погребениями <...> Когда их склоняют к какой-нибудь религии, они указывают на могилы своих предков и говорят: грабежи этих могил доказали всем, какие знатные и богатые люди были их предки, и как временами у них все шло как нельзя лучше. Все это было при той вере, которая от этих предков передалась по наследству к ним». О широкой распространенности среди хакасов подобных взглядов на эти археологические памятники сообщал и другой маститый ученый того времени - И. Г. Георги: «В стране качинцев попадаются разные признаки горных работ и плавильных заводов древних людей, также множество старинных, отчасти богатых, могил, или курганов <...> Могилы присвояют качинцы своим предкам и столько имеют к ним почтения, что для отыскания сокровищ ни единой не разрывают. Но русские люди инако о том думали, и потому ныне редко где попадается богатая неразрытая могила».

Уровень исторических знаний XVIII в. о Сибири и ее обитателях не позволял еще точно идентифицировать эти археологические памятники. Вместе с тем, важен зафиксированный исследователями сам факт включенности этих историко-культурных объектов в мифологическую систему хакасов, в том числе в культ предков.

На территории Хакасии помимо курганов тагарской эпохи, представлены могильники, называемые «чаа тас» - ‘букв. камень войны’. Они относятся к археологической культуре VI-IX вв. н.э. Свое название получили из-за большого количества вертикальных каменных плит, врытых вокруг курганов. По древним хакасским легендам, они олицетворяли врезавшиеся в землю скальные обломки, которые кыргызские богатыри бросали в неприятеля.

В этнографической литературе на дифференциацию многочисленных курганов и связанных с ними исторических преданий у хакасов, одним из первых обратил внимание Н.Ф. Катанов, писавший, что «курганы некоторые принадлежали киргизам, а некоторые принадлежали чудскому народу. Впоследствии, когда пришел неприятель и прогнал киргизский народ. 1-2 человека (из этого народа), скрывшись на скалах, остались в горах, а часть осталась на степи. Теперь кость Киргиз живет и между качинцами и сагайцами». Необходимо подчеркнуть, что порой в народе не всегда четко идентифицировались отличающиеся друг от друга по культуре, структуре, хронологическим и прочим параметрам данные историко-культурные объекты*. В глазах обывателей некоторое внешнее сходство этих могильников, главным образом -выступающие на поверхности земли камни различной величины, вероятно, вносили путаницу в идентификацию древних захоронений. В мифологическом сознании это порой способствовало синкретизму восприятия данных памятников. Так, о неоднозначности суждений хакасов о курганах и сопутствующих им исторических преданиях в XIX в., во время своей экспедиции, сообщал М.А. Кастрен: «В степях я записал много часто, впрочем,противоречащих преданий о древней чуди. По одному весьма распространенному между татарами преданию, этот мифический народ, называемый многими стариками аккараком (белоглазым), был первым обитателем этой страны, но оставил ее задолго еще до прибытия киргизов; и все древнейшие, повсюду рассеянные по степям могильные курганы - его произведения. Но этому преданию противоречат многие другие <...> Ясно, что первое предание смешивает чудь с киргизами и приписывает древнейшие курганы собственно сим последним. И действительно, есть много такого, что говорит в пользу их киргизского происхождения» .

Стоит констатировать, что и в настоящее время среди большинства современных хакасов эти памятники не всегда четко различаются. При этом в общественном сознании образ кургана в целом же ассоциируется с захоронением их далеких пращуров.Отождествление этих могильных сооружений с захоронениями предков, по всей видимости, проявляется в том, что в прошлом хакасы нередко устраивали свои кладбища среди этих древнейших могильников. Данную традицию у хакасов отмечал М.А. Кастрен. Он подчеркивал, что «есть обычай хоронить мертвых в старых курганах, если нет поблизости возвышенностей. Это напоминало предание, существующее в Томской губернии, о том, что чудские надгробные холмы от того так необыкновенно высоки, что мертвых хоронили одного над другим». Расположение погребального пространства хакасов среди древних курганов наблюдал и П.Е. Островских, сообщавший о том, что «кладбища имеют оригинальный вид: в большинстве еле забросанные могилки с высунувшимися из-под земли колодинами или ящиками, кусками бересты, а в старых могилах даже с обнаруживающейся из-под гнилушек одежды покойника, ютятся среди громадных древних курганов, могучих, долговечных».По материалам В.Я. Бутанаева, хакасы хоронили умерших грудных детей на деревьях, в гротах гор и в насыпях древних курганов.

Таким образом, в религиозно-мифологическом сознании хакасов древнейшие могильники и кладбища воспринимались в качестве пространства, имеющего определенное отношение к духам предков. При этом большинство из них наделялось признаками сакральной чистоты - арыг чир. В этой связи, до сих пор в народе распространены убеждения в том, что людей на кладбищах оберегает мистическая сила их предков. У хакасов вполне типичным является выражение «сыырат - арыг, ээн тура -айналыг» - ‘кладбище - чистое [место], а заброшенный дом - с чертями’ [Бутанаев, 1999, с. 130]. Среди верующих бытуют традиционные суждения о том, что «лучше заночевать на могилках, чем в пустующем жилище» .

М.А. Кастрен в ходе своих исследований выявил у хакасов бытование устойчивых суеверных взглядов на курганы. Согласно им, любое вторжение и изменение изначальной
целостности этих могильных сооружений в традиционном восприятии народа расценивалось как нарушение покоя их далеких предков. Верили, что подобные действия вызывали гнев духов, что в свою очередь, могло обернуться крупными бедствиями. Например, были убеждены в том, что археологические исследования древнейших могильников, проведенные П.С. Палласом в Хакасии в 1770-е гг. принесли им большие несчастья. По мнению хакасов, случившаяся у них эпизоотия вызвана «Палласом не чародейством, а раскапыванием древних могильных курганов». Верующие полагали, что проклятье со стороны духов неизбежно настигает тех, кто непосредственно занимается грабежом этих исторических памятников. Считалось, что за подобное святотатство они могли лишиться зрения или заболеть тяжелыми болезнями. Так, по рассказам местных жителей, у пресловутого бугровщика Селенги, который на протяжении более трех десятков лет успел разграбить множество могильников, под старость отсохла рука.

В мифологическом мышлении хакасов выявляется твердая уверенность в том, что погребенные в курганах предки были прославленными воинами. Нередко образ предков ассоциируется и с горными духами. Весьма показательны в этом отношении былички, согласно которым, отдельным людям эти сверхъестественные существа показываются в виде древних воинов в доспехах. При этом встречи с ними, якобы, происходят и около курганов, через которые часто проходят «дороги духов» .Фольклорно-мифологический образ воителя-предка, захороненного в кургане, на протяжении веков широко транслировался среди хакасов. Так, минусинский окружной начальник Н.А. Костров, описывая культуру и быт местного населения, привел весьма показательный пример из их обыденной жизни, точно передающий их ментальные и поведенческие стереотипы. Автор писал о том, что «возвращаясь из гостей, конечно подгуляв, кизилец (хакас. - В.Б.) встречает один из тех курганов, которыми во множестве усеяны их владения. Увидя его, он начинает петь о том, какой великий богатырь похоронен в нем и какие подвиги этот богатырь совершил в жизни. Далее по пути ему встречается лес или река; он начинает воспевать и их».В приведенном материале четко выявляется традиционный уровень восприятия хакасами курганов. Они осознаются не только как монументальные захоронения легендарных витязей, но еще рассматриваются как естественный и неотъемлемый элемент их природного и культурного ландшафта. Курганы, наряду с их родной землей, горами, растительностью, водными источниками и др. одухотворяются и закономерно воспринимаются в качестве почитаемых и восхваляемых объектов.

Таким образом, представленный материал позволяет сделать вывод о том, что в культуре хакасов образ кургана занимал видное место. Об этом свидетельствует обширный фонд фольклорного материала, посвященный теме древних захоронений. В мифологическом сознании хакасов отмечается устойчивая ассоциация курганов с образами их легендарных предков. Священные камни и курганы способствовали сакрализации пространства.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

VFL.RU - ваш фотохостинг

Последние темы


Покормить магического зверя

Мы в соц.сетях

Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB