Текущее время: 29 мар 2024, 17:58


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Культ гор у хакасов.
СообщениеДобавлено: 29 июл 2018, 00:43 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44088
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101845 раз в 28406 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73944

Добавить
Культ гор у хакасов.

Почитание гор весьма древнее и распространенное явление. Оно вошло
во многие религиозно-мифологические системы мира. Большое развитие
культ гор получил у хакасов. Образ хозяина горы - Таг ээз или горного
человека - Тар кiзi является лейтмотивом всей хакасской мифологии. В
мифах нашли отражение религиозные представления и суеверия, а также
положительные, подлинные знания об окружающем мире. Фольклор
называет хакасов «народом, родившемся от горы» [Бутанаев В.Я., 1996, С.
15]. И в настоящее время, среди хакасов широко бытуют представления о
родстве с горными духами, об их активном воздействии на жизнь и судьбы
людей.

К началу XIX века у хакасов культ гор носил родовой характер
[Катанов Н.Ф., 1897, С. 31]. Это проявлялось в том, что каждый сеок
поклонялся своей родовой горе. При совершении обряда жертвоприношения
присутствие женщины на родовой горе считалось недопустимым [Катанов
Н.Ф., 1897, С. 31-33]. Женщины никогда не называли священную родовую
гору по имени, чаще называли свекром [Потапов Л.П., 1946, С. 151-154;
Потапов Л.П., 1947, С. 115], что подчеркивало родовую принадлежность
священных гор.

Объектом поклонения каждого сеока являлась своя родовая гора,
например, сеок «читт! пуур» поклонялся горе Хоорабас, находящейся в
верховьях р. Ниня, родовой горой сеока «сарыглар» выступает скала Хан-
Чалбарт, расположенная у современного г. Абазы, она имела второе название
«Сарыг таг», Сеок «1чеге» почитал гору Сахчах, что находится в долине р.
Аскиз. Сеок «пилт1р» поклоняется горе Хооргыс тасхыл, расположенное в
устье р. Матура. Родовой горой сеока «хахпына» считалось г. Ызых таг в
долине р. Арбаты. Сеок «сайьш» почитал гору Талбырт, находящуюся в
долине р. Таштьш, второй почитаемой горой была Хооргыс Тасхыл. Сеок
«сибчан» поклонялся горе Падьш Таг. Сеок «хобый» поклонялся 2-м горам -
Коль тайге и Хоргыс Тасхылу [Бутанаев В.Я., 1994, С. 11-22]. Сеок «таг
харга» почитал гору Падын Таг [Потапов Л.П., 1947, С. 115-116].

Интересен факт, указывающий на возможные реликты
тотемистического воззрения, так, например, у хакасов имеется сеок,
носящий название «хызыл хая», который переводится как «красная скала».
«Хызыл хая» находится в истоках р. Томи. Предком сеока «хызыл хая»
считается мальчик, выросший в пещере этой горы [Бутанаев В.Я., 1994, С.
17-18].

Помимо почитания гор, многие хакасские роды поклонялись каменным
изваяниям, так, например сеок «хыррыз» помимо родовой горы почитал
каменное изваяние «Иней тас», «считавшейся покровительницей сеока
хыргыз». Члены его ежегодно совершали ей жертвоприношения. Как гласили
легенды, каменное изваяние «Иней тас» или «Хыргыз Иней» представляло
окаменевшую прародительницу кыргызов Хыр Хыс - «седую деву»
[Бутанаев, 1994, С. 18].

Ярким показателем того, что культ гор являлся родовым, говорит тот
факт, что хакасские шаманы «получали» свой бубен от священной родовой
горы. Нередко шаманы, у которых покровителем бьша одна родовая гора
«конфликтовали» с шаманами, у которых покровителем была другая
священная гора [Потапов Л.П., 1991, С. 67-77]. Во многом это бьшо
результатом отражения социальной действительности, особенно касающейся
хакасов, проживающих в таежной зоне, где у каждого сеока были свои
охотничьи угодья. Другим маркером родовой принадлежности священных
гор является то, что хакасы посвящали священным горам ызыхов -
священных коней, что отразилось в названиях таких гор - Ызых Таг.
Наиболее яркой и архаической особенностью были представления, связанные
с мастью ызыха. Сохранилась еще память о том, что каждый сеок «ставил»
ызыхов только своей «родовой масти». Род «Пурут» посвящал духам
соловых (сарыг) коней, род «Ара» - рыжих (чигрен), род «Хасха» - бурых
(курен), род «Хыргыз» - сивых (нос). У сагайцев род «Хобый» ставил
ызыхов бурой масти, но отдельные большие семьи (толь) этого рода -
вороных, а род «Харга» - бурых, отдельные же семьи его - вороных и
соловых [Потапов Л.П., 1977, С. 170]. Целью посвящения коней было
обеспечение благополучия в хозяйстве, а так же предупреждения или
исцеления болезней. Нередко горные духи представлялись в виде
покровителей всех посвященных коней одной и той же масти; например,
были такие духи, как «Покровитель голубых коней», «Покровитель рыжих
коней - царь Кенан», «Покровитель соловых коней - царь Салыр»,
«Покровитель вороных коней - царь Тума», «Покровитель гнедых коней -
царь Кормас» [Катанов Н.Ф., 1893, С. 93-95]. Во главе всех духов -
покровителей ызыхов отдельных мастей стоял Ызых-хан, его
покровительство распространялось на посвященных коней - ызыхов всех
мастей. К нему обращались с такими словами;

Кнут у тебя из ракитника сделан!
Ты отдыхаешь, едва переправит
Конь твой тебя через бурную реку!
Ты, о Береза с листвой золотистой!
Ты, покровитель священных коней!
[Катанов Н.Ф., 1996, С. 79].

Ызыху вплетали в гриву, хвост ленты синего, красного и белого цветов,
обкуривали и обмывали молоком. После обряда посвящения, ызыха
отпускали в табун. Подобно священной горе, по отношению к ызыху
существовал ряд запретов. Ызыхов нельзя было использовать в хозяйстве,
ездить на них, за исключением хозяев. К ызыхам нельзя было прикасаться,
особенно женщинам, исключение составляли женщины, родившие 9 сыновей
[Бутанаев В.Я., 1986, С. 206]. У хакасов ызыхи ставились на различный срок,
одни на всю жизнь, другие же только до назначенного момента. [Зеленин Д.
К., 1936, С. 304]. Таким образом, видно, что ызыхи являлись атрибутами
родового культа гор.

Гора в архаических представлениях нередко являлась алломорфом
дерева, несла ту же семантическую нагрузку - оси мира и т.д. [Мифы
народов мира, 1997, С. 311]. У хакасов почитание деревьев, так же носило
родовой характер, так, например, лиственница (тыт) почиталась сеоками таг
харга, суг харга, хобый, читт! пуур, хызыл хая, хый, пильт1р, том таяс, ах
хасха, сохха, ызыр, хубан, пуга, ыгы, аргын. Береза (хазын) почиталась
сеоками - тилег, сагай, суг харга, хобый, хызыл хая, пильт1р, суг пильт1р,
сайын, шор, ичега, туран, пурут, хыргыз, хыры хыргыз, улуг ажыг, кич1г
ажыг, хан. Сосна (харагай) почиталась - таг харга, суг харга, хобый, хызыл
хая, хый, том, шор, туран, ах хасха, хара хасха, пурут, хамнар, чода. Тополь
(тирек) почитался - хый, хара пильт1р, сибиче, туран, пурут, чода, чонмай,
хан. Тальник (сот) почитался - таг харга, суг харга, хобый, сарыг, ах хасха,
талчан хасха, пурут, халнах. Светлый тальник (хуба тал) почитался сеоком
хобый. Черный тальник (хара тал) - пильт1р, табан. Осина (ос) - хый, ах
хасха, талчан хасха, халмах. Пихта (пуйган) - хобый, хара пильт1р. Кедр
(хузух агас) - пуга [Усманова М.С., 1980, С. 101-102]. «Наследование дерева»
детьми происходило по мужской линии [Усманова М.С., 1980, С. 103]. Что
еще раз говорит о родовой принадлежности культа дерева.

Социальное устройство и сам родовой культ гор прослеживается на
том факте, что хакасы уходили в горную тайгу на охоту артелями (аррыс)
Бутанаев В.Я., 1996, С. 27], которые, как правило, состояли из близких
родственников, соплеменников. Сама охота проходила на родовых
охотничьих территориях, со строгим соблюдением традиционных родовых
норм и правил. Нахождение охотников в тайге и сам процесс охоты были
сакрализованы, связаны с духом тайги, горы. «Коллектив стремился при
посредстве ритуалов к преодолению границы между своим и иным миром, к
установлению регулярного, ритуального контакта с животным царством, от
которого зависело его благополучие» [Петрухин В.Я., 1986, С. 6]. По
народным представлениям, звери являлись собственностью горных духов.
Поэтому успех в добыче должен был зависеть от доброго отношения горных
духов-хозяев к охотникам. И чтобы расположить к себе горных духов,
охотники соблюдали определенные нормы и обряды.

Сагайцы приехав в тайгу, выбрав место для стоянки, совершали обряд
сеек-сеек, который состоял в разбрызгивании абыртхы или айрана
(национальные кисломолочные напитки) по четырем сторонам света, что
означало «кормление» духов. После этого, обращались к духам со словами:
«Яс Kindiöic, чарадыиар мында чуртирга». - "Мы приехали, позвольте нам
здесь жить». Только после этого охотники приступали к постройке шалаша.
Старший из них, а им бьш опытный охотник, называемый «одаг пазы»,
варил мясной суп. Сваренное мясо вытаскивал в деревянное корытце или
берестяную миску. Затем дымящееся паром мясо поднимал над головой,
поворачивался по ходу солнца, приговаривая: «Орердец суран кшд1б1с,
пайанарга аянмаиАр'". - "К вам пришли с просьбой, не жалейте свое
богатство. «Этот обряд у сагайцев назывался ''Пус тутханъГ [Потачаков К.
М., 1958, С. 95].

В обряде "Пус тутханы" хорошо просматривается традиционный образ
мысли хакасов. Прежде чем что-то получить, необходимо сначала отдать.
Этот принцип являлся важнейшим принципом хакасского общества. Этот
принцип использовали как внутри родового коллектива, так и в отношении к
духам и божествам.

Как уже было сказано, таежные звери считались скотом горных хозяев,
и что бы добиться успеха в промысле, сначала необходимо было завоевать к
себе расположение таг ээз1, для этого на охоту специально брали музыканта
- сказочника. По ночам специально рассказывали сказки, играя на чатхане
или хомысе (хакасские струнные инструменты). Нередко музыкантами-
сказочниками являлись шаманы. Перед тем как рассказывать сказку,
охотники прямо обращались к хозяину: «Ты (хозяин), послушай, да больше
нам зверя давай, а мы тебе больше сказок будем рассказывать» [Трояков
H.A., 1969, С. 24]. «Чтобы сделать любое явление мира умопостигаемым, его
надо было, прежде всего, уподобить человеку. В принципе
антропоморфироваться мог любой объект, так как традиционному
мировоззрению импонировала идея глубинного тождества, понимаемого
закономерно, как родство» [Традиционное мировоззрение, 1989, С. 8]. Это
непосредственно относится к духу горы. К таг эзз1 обращались со
следующими словами:

Ездищь ты на черно-буром скакуне.
Из черной выдры у тебя камча,
А шапка из лисицы черноспинной.
[КатановН.Ф., 1893,С.29].

Как уже было сказано, местопребыванием горного духа считались
горы, он же был их хозяином. В хакасских мифах он изображался в виде
черного человека с собачьей головой, вооруженный луком и палкою.
Считалось, что он ходит, опираясь на березовую палку, а за ним следует
шесть его собак. Горного духа иногда представляли себе в образе женщины,
носившейся в виде вихря. К ней обращались с такими словами:
О ты, женщина, ходящая в армяке.
Имеющая на голове колпак!
О ты, женщина, ходящая без тела.
Одетая в армяк!
[Иванов С. В., 1955, С. 215-216].

Нередко горный дух в виде вихря причинял вред людям. И для того
чтобы отвести беду, людям рекомендовалось трижды плюнуть в него.
Согласно хакасскому фольклору, у хозяина горы имелись семь сыновей,
которые были караульщиками гор и телохранителями 14 «желтых дев» -
дочерей хозяина горы. Они связаны с охотой. У них есть лук, палки - посохи,
ветви или деревца [Катанов Н.Ф., 1893, С. 29]. По представлениям хакасов
«жертвою горному духу служит пар, исходящий из морей и лесов. Горы
этого духа покрыты таволожником и ягодами. Ездит он на бурых конях,
гривы и хвосты которых обхватывают всю землю. Кнут его черная выдра,
подхвостник его лошади - серая выдра. Украшается он сам черным сукном,
лежит на отвесной скале, одевается черным бархатом, носит шапку из
черного камчатского бобра и отдыхает в тени березы, имеющей золотые
листья» [Катанов Н.Ф., 1893, С. 91-92].

В тайге т ээз! приходят к охотникам в образе людей, чаще девушек,
В большинстве хакасских мифах вознаграждение охотника объясняется тем,
что хозяева якобы благодарят его за полученное удовольствие от
прослушивания сказок. В некоторых мифах удача на охоте объясняется
иначе - охотники отвлекают сказками хозяина от его дел, в результате чего
звери разбегаются, и охотники могут легко убить или поймать их. По всей
видимости, женский образ хозяина горы является реминисценцией идеи
плодородия в лице богини Матери-Земли.

Дух горы - таг ээз1 считался одним из сильнейших духов Среднего
мира. Обращаясь к нему с призывом о помощи, люди знали, что таг ээз1, как
и другие духи, не исполнит просьбы бесплатно, что за оказанную помощь он
должен получить вознаграждение в виде жертвы. Такого рода отношения с
духами, как указывалось выше, вытекали из представлений, будто все
сверхъестественные существа были человекоподобные не только по
внешнему облику, но и по образу жизни, по потребностям. Им было
свойственно все людское, в том числе желание получить хорошую пищу,
услышать добрые слова и т.п.

Сама идея горы в традиционных представлениях несла
полисемантичную нагрузку. «Горы, выраставшие из земных недр и
простиравшиеся высоко в небо, являлись зримым символом единства мира,
олицетворением жизненной силы и гармонии. Более того, самая высокая
вершина выступала как путь, дорога, по которой осуществлялась связь людей
с небом, она стала символом связи мира людей с миром тенгриев -
небожителей» [Кара-Сал А., 2001, С. 98]. Как уже указывалось, именно на
горах совершались общественные жертвоприношения. Самым
распространенным являлся таг тайых - жертвоприношения хозяину родовой
горы, которые проходили регулярно с 1 по 19 июля [Катанов Н.Ф., 1897, С.
31-34]. Моления устраивали на вершине почитаемой родовой горы,
обязательно у священной березы (пай хазын). К обряду не допускались ни
женщины, ни самки домашних животных. Приносимые в жертву барашки
были, как правило, белой масти, но с черной головой или с черными щеками.
Число жертвенных животных зависело от возможностей и желаний хозяев
данного сеока.

С точки зрения традиционного мировидения, именно коллективное
обрядовое действо было наиболее эффективным средством установления
контакта с иным миром [Традиционное мировоззрение, 1989, С. 32].
Коллективные моления с жертвоприношением сплачивали всех его членов,
способствовали консолидации на уровне рода.

Все культовые действия, связанные с почитанием родовой горы в
основном сосредоточились в руках шамана. Хотя простейшие обряды
поклонения духам гор, будь то сеек-сеек, или подвязывания ритуальной
ленты - чалама, мог совершать любой человек. Но сложные моления
священным горам и их хозяевам, с кровавыми жертвоприношениями, с
определенной программой действий могли производить только шаманы

Бурнаков Венарий


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB