Текущее время: 28 мар 2024, 18:51


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: НАДИ
СообщениеДобавлено: 02 июл 2018, 14:23 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101831 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
НАДИ

Слово нади происходит от санскритского корня над, означающего «движение». В древнейшем индуистском писании «Ригведа» слово нади употребляется в значе-нии «поток». Вопреки распространенному толкова-нию, нади — это не только нервы, но все виды каналов. Любой канал, по которому что-то течет, есть нади. Есть два типа нади:

1. Тонкие, невидимые, нематериальные каналы, именуемые йога-нади. Тонкие нади, в свою оче-редь, делятся на два вида: каналы манаса, или ума (мановахи-нади), и каналы читты, чувствующего «я» (читтавахи-нади).

2. Грубые каналы тонкой энергии, имеющие вид свя-зок, сосудов и трубок. В эту категорию нади входят нервы, мышцы, кровеносные и лимфатические со-суды, а также акупунктурные меридианы.

Праническая энергия движется по нади обоих ти-пов — как по тонким, так и по грубым. Нади, перенося-щие праническую энергию, называются пранавахи-на-ди. Грубые пранавахи-нади взаимодействуют с нервами центральной, автономной, симпатической и парасим-патической нервных систем. До некоторой степени эти нервы, а также двигательные органы и органы чувств, работу которых они обеспечивают, подвержены влия-нию йога-нади, связанных с чакрами, — таких как ида и питала. Таким образом, чакры связаны с каналами обоих типов (с тонкими и с грубыми). Кундалини же ис-пользует только самые тонкие нади внутри сушмны. Когда кундалини пробуждается и впитывает в себя пра-ну, другие нади перестают функционировать, а работа чакр временно приостанавливается до тех пор, пока кундалини снова не уснет.

В учении аюрведы сказано о 72 000 различных нади. В «Йога-шикха-упанишаде» говорится, что с сердечным центром (анахата-чакра) соединена 101 нади. А далее сказано: «В левой стороне тела находится ида-нади, в правой — пингала-нади, а между ними — главная нади, сушумна. В сушумне скрыта брахма-нади, по природе своей чистая, как высшее сознание (брахман). Брах-ма-нади — полый канал, который соединяется с брах-марандхрой, полостью между полушариями мозга, размещенной внутри высшей чакры сахасрары, тыся-челепесткового лотоса. Тот, кто знает это, знает Веду».

Практикующие, способные овладеть нади, дости-гают высшего состояния сознания и обретают силы, называемые сиддхами («совершенствами»), наделя-ющие их полной властью над элементами и гунами. В тантричеком трактате «Шива-самхита» выделяется 14 основных нади. Три из них — ида, питала и сушум-на — считаются наиболее важными для людей, прак-тикующих Йогу и Тантру. Их отождествляют с тремя главными реками Индии: иду — с Гангой, пингалу —с Ямуной, сушумну — с Сарасвати. Все они исходят из одной и той же области — канды, оплетенного нервами волокнистого материала у основания муладхара-чакры. Соединение этих трех святых потоков называется «ж-та-тривени (юкта — объединенный, тривени — три потока). Оно имеет вид лука, нацеленного вниз, или треугольника, в центре которого покоится свитая кольцами кундалини. Левая сторона треугольника — ида-нади, правая — пингала-нади, а вершина — сушум-на-нади. От муладхара-чакры нади тянутся вверх (ида и пингала при этом пересекаются в каждой чакре), пока не сойдутся в аджне, точке между бровями, где образу-ют мягкий узел. Ида и пингала заканчиваются в левой и правой ноздрях соответственно, а сушумна следует дальше вверх, к сахасрара-чакре в макушке головы. Место встречи трех потоков в аджня-чакре называется мукта-тривени. Йог, прошедший через вишуддха-чакру в горле к аджня-чакре, выходит за пределы мира пяти элементов и становится свободным (мукта) от нево-ли скованного временем сознания. Вот почему ветре-ча трех нади называется мукта-тривени. В писаниях сказано: «Это единение именуют тривени, и тот, кто омылся в тривени, обретает великую заслугу».

Поговорим теперь о четырнадцати основных нади, описанных в «Шива-самхите».

1. Сушумна

Сушумна проходит по центральной оси тела и яв-ляется единственной нади, расположенной внутри ме-ру-данды (позвоночного столба). Описание сушумны, что содержится в тантрических текстах, противоречит данным строгих анатомических исследований, соглас-но которым спинномозговой канал содержит только цереброспинальную жидкость и не имеет нервных во-локон, и с точки зрения неврологии невозможно, что-бы спинной мозг оканчивался отверстием в макушке головы для притока и оттока праны. Таким образом,дать точную характеристику анатомического строения чакр достаточно трудно.

Изображение

Согласно «Шива-самхите», «Йога-шикха-упани-шаде» и многим другим тантрическим писаниям, су-шумна начинается в муладхара-чакре, пронизывает талу (полость у основания черепа) и завершается в макушке головы — в сахасраре. Прежде чем пересечь аджню (чакру, расположенную на уровне бровей), эта пади разделяется на две ветви: переднюю и заднюю. Передняя ветвь пролегает через аджню, а затем входит в брахмарандхру, называемую также бхрамара-гупхой (гупха —пещера, бхрамара — шмель) или андха-купой (1андха — слепой, купа — колодец), — обитель высшего сознания. Задняя ветвь проходит по затылочной части черепа, затем тоже впадает в брахмарандхру.

Изображение

Как говорится в «Налита-сахасранаме», тантриче-ском тексте, посвященном Божественной Матери, су-шумна — это на самом деле комплекс из трех главных тончайших йога-нади.

• Внешний ее канал — собственно сушумна, огненно-красная, пребывающая вне времени.

• Внутри сушумны проходит лучезарная ваджра- или ваджрини-нади, имеющая природу Солнца и яда.

• Внутри ваджра-нади находится бледная читра- или читрини-нади, имеющая природу Луны и нектара.

• Этот внутренний канал заключает в себе пустоту, так называемую брахма-нади, которая соединяется с брахмарандхрой.

И сушумна, и пустота по природе инертны (относят-ся к тамасу), тогда как ваджрини по своей сущности активна (относится к раджасу), а читрини есть чистое озарение (саттво). Читрини излучает энергию жиз-ни, она являет собой в высшей степени тонкий, чи-стый разум и открывается людям через практику Йоги. С этой нади связаны сны, галлюцинации и видения, она автоматически активируется у живописцев, поэтов и визионеров. (Санскритское слово читра означает «ри-сунок» или «картина».) Конечная точка читрини-нади называется брахма-дварой, то есть «дверью брахмана», сквозь которую кундалини проходит на пути восхож-дения к своей окончательной обители — сома-чакре, расположенной внутри сахасрары.

Изображение

Сушумна обычно спит, когда прана усиленно цир-кулирует по другим нади, и активируется, когда дви-жение в них ограничено. Колебательная сила праны отвечает за дыхание, с ней связаны те вдохи, которые выполняются только одной ноздрей, левой или правой, в результате чего активируется либо ида, либо пингала, а через них и другие нади. Сушумна-нади пробуждается лишь тогда, когда вдох производится сразу через обе ноздри, а это происходит в среднем около десяти раз в час, при смене одной ноздри на другую. Сушумна активируется путем йогической практики пранаямы (сознательный контроль над дыханием), при этом она вызывает временную задержку вдоха и выдоха. Другие нади в этом случае прекращают свою работу, и кунда-лини возбуждается для восхождения по брахма-нади, каналу внутри сушумны. Когда духовная энергия кунда-лини поднимается по сушумне, гармонизируется энер-гия иды и пингалы, которыми опоясаны чакры.

Изображение

Сушумна — единственная нади, пребывающая вне времени. Йог, утвердившийся в медитации на аджня-чакру (точку между бровей) и поднявший духовную энергию кундалини в область брахмарандхры, познаёт прошлое, настоящее и будущее и становится трикала-дарши, или «видящим три времени». Такой йог выходит за пределы времени (кала), и смерть больше не может прикоснуться к нему («смерть» — второе значение сан-скритского слова кала). Когда в результате пранаям дыхание приостанавливается, функции физического тела замирают и прекращается процесс старения.

Помимо кратких включений сушумны, происходя-щих ежечасно при каждой смене носового цикла, эта нади автоматически задействуется на рассвете и на за-кате. При этом она успокаивающе влияет на систему организма, что делает медитацию более легкой. Это одна из главных причин, по которым медитации на рассвете и на закате включены в религиозные прак-тики многих традиций. Кроме того, непосредственно перед смертью все человеческие существа дышат ды-ханием сушумны, то есть обеими ноздрями. Считается, что смерть — за исключением смерти от несчастного случая — невозможна, когда доминирует только ида или только питала. Иными словами, смерть не на-ступает, если человек дышит преимущественно левой или правой ноздрей.

Акупунктурные меридианы в целом можно отожде-ствить с нади, несущими праническую энергию. Аку-пунктурный меридиан, называемый «Управляющим сосудом»‘, в определенном смысле соответствует су-шумне. Поток энергии в этом меридиане поднимается от вершины копчика вверх по позвоночнику и дости-гает макушки головы, затем опускается вдоль линии меридиана к точке, расположенной чуть ниже пупка.

2. Ида

Ида-нади окрашена в белый цвет. Она начинается и заканчивается по левую сторону от сушумны, а по-тому ее считают частью левого канала“ системы нади. По иде движутся потоки лунной энергии. Йоги рассма-тривают ее как носитель пранической энергии (пра-навахини) и утверждают, что она является одной из важнейших мыслительных (мановахи) нади. Согласно «Грандхарва-тантре», ида-нади имеет форму Луны, поэтому консервирует энергию в теле и восстанавли-вает спокойствие ума. Ида по своей природе является женским каналом и служит хранилищем животворной материнской энергии. Поскольку она питает и очищает тело и ум, в тантрических текстах ее называют Гангой. В описаниях Высшего «Я» как космической личности ида предстает в качестве левого глаза. Как и сушумна, ида-нади берет начало в канде, области ниже муладха-ра-чакры, но у мужчин она соединяется также с левым яичком. Завершается этот канал в левой ноздре. В сва-pa-йоге ида соответствует левому дыханию, то есть ды-ханию, при котором вдохи и выдохи осуществляются через левую ноздрю. В учении тантры левая сторона тела характеризуется как магнетическая, женская, ви-зуальная и эмоциональная по своей сущности. Все йо-гические дыхательные техники пранаямы начинаются со вдоха через левую ноздрю, активирующего ида-на-ди, — за исключением лишь сурья-бхедана-пранаямы (дыхания для увеличения солнечной силы). Медити-ровать рекомендуется во время активности сушумны. Если сушумна не активна, практиковать медитацию следует в период действия иды, иначе говоря, когда дыхание осуществляется через левую ноздрю. В «Ши-ва-свародайе» и «Джняна-свародайе» рекомендуется заниматься всеми важными видами деятельности, особенно теми, что придают жизни стабильность, при активной ида-нади.

В системе свара-йоги практикующие соблюдают обычай удерживать левую ноздрю открытой на про-тяжении всего дня, чтобы саттвическая лунная энергия уравновешивала раджасическую солнечную, получа-емую в светлое время суток. Уравновесив в себе эти силы, человек делается более раскованным, а его ум — более быстрым. Ида-нади отвечает за восстановление энергии в головном мозге. Этот канал проходит слева от позвоночного столба (меру-данда) и поэтому прежде ошибочно отождествлялся с цепью нервных ганглиев, соединенных друг с другом нервными волокнами, — так называемой симпатической нервной системой. Между ними действительно есть тесное сходство, по-скольку симпатическая система регулирует дыхание и воздействует на него, а процесс дыхания связан с ноздрями. Тем не менее ида не является ни нервом, ни симпатической системой; она — мыслительный канал, мановахи-нади. По этой причине установить точное местонахождение иды при помощи современ-ных технических средств до сих пор не представляется возможным, однако ее проявление как пранавахи-нади можно отчетливо ощутить, занимаясь наукой дыхания (свара-садхани) и пранаямой.

В фольклорных представлениях народов всего мира, а особенно Индии, луна связана с душой. В «Пуруша-сукте» сказано: «Луна родилась из манаса Вират-Пу-руши (Высшего «Я»)». Во время двухнедельного цикла прибывания Луны (от новолуния до полнолуния) в те-чение девяти дней ида преобладает на восходе и на закате.

3. Пингала

Пингала-нади — часть правого канала״, носитель по-токов солнечной энергии. Как и солнце, пингала имеет мужскую природу. Она служит хранилищем энергии, которая, согласно «Вишвасара-тантре», затрачивается при занятии мужскими видами деятельности, требу-ющими физической силы и ловкости. Эта нади делает тело более подвижным и работоспособным, и именно она наделяет человека жизнеспособностью и мужской силой. В отличие от умиротворяющей, способствую-щей умственному сосредоточению саттвической лун-ной энергии иды, раджасическая солнечная энергия пингалы вызывает рассеянность ума, а следовательно,не пригодна для медитации. Как и ида, пингала очи-щает, но очищает подобно пламени. Концентрация на солнце в ходе выполнения йогического упражнения сурья-намаскар, практикуемого на восходе, помогает превратить необузданную мужскую энергию пингалы в созидательную силу. Ида отождествляется с Гангой, а пингала — с Ямуной.

Иногда пингалу представляют в качестве правого глаза. В свара-йоге эта нади соответствует правому ды-ханию, то есть дыханию, при котором вдохи и выдохи осуществляются через правую ноздрю. В Тантре пра-вая сторона тела характеризуется как электрическая, мужская, вербальная и рациональная по своей сущно-сти. Все йогические дыхательные техники пранаямы начинаются со вдоха через левую ноздрю, активирую-щего ида-нади, за исключением сурья-бхедана-праная-мы (дыхание для увеличения солнечной силы) — при ее выполнении дыхание осуществляется через правую ноздрю, что приводит к возбуждению пингала-нади. Данная пранаяма практикуется с целью развития лов-кости и выносливости и повышения уровня солнечной энергии. Свара-йога признает, что пингала-нади дела-ет мужчину «истинным мужчиной», а ида превращает женщину в «истинную женщину». Желательно, чтобы правая ноздря доминировала во время физической активности, кратковременной тяжелой работы, дис-куссий, споров и, конечно, поединков.

В «Пуруша-сукте» говорится: «Из глаз вышло солн-це». Это означает, что солнце было рождено из глаз Вират-Пуруши. Глаза — носители энергии солнца и способности различать. Глаза и солнце связаны с ин-теллектом и рациональным умом. Ночь — время фан-тазии, и господство рационального ума (преобладание правой ноздри) по ночам не позволяет человеку впу-стую растратить энергию на мечты. Великие мысли-тели посвящали ночь размышлению. Считается, что «ночь — для мирских людей, день — для йогов». Йогическая практика удержания правой ноздри открытой в ночное время, когда солнечная энергия ослабевает, позволяет сохранять равновесие здорового организ-ма. Поддержание активности саттвической ида-нади днем и раджасической пингала-нади ночью повышает общую жизнестойкость и увеличивает продолжитель-ность жизни.

Пингала, как и ида, — канал мыслительный (.мано-вахи) и пранический (пранавахи). Она более активна во время двухнедельного цикла убывания Луны (от полнолуния до новолуния) и действует в течение де-вяти дней на восходе и на закате. Сознательный кон-троль над идой и пингалой обретается путем практики свара-йоги или дисциплины пранаямы. Пингала-нади несет энергию вниз из центра окисления в мозгу, где материя (кислород и глюкоза) претворяется в живо-творящую энергию (прана).

4. Гандхари

Гандхари-нади тянется от точки ниже уголка левого глаза до большого пальца левой ноги. Этот канал рас-положен по левую сторону от ида-нади и поддержива-ет ее работу. С его помощью психическая энергия из нижней части тела переносится в аджня-чакру. Ганд-хари-нади активируется практикой баддха-падмаса-ны, особой разновидности позы лотоса, при которой практикующий сидит в позе лотоса со скрещенными за спиной руками и из этого положения захватывает правой рукой большой палец левой ноги, а левой ру-кой — большой палец правой.

5. Хастаджихва

Хастаджихва-нади тянется от точки ниже уголка правого глаза до большого пальца левой ноги. Вместе с гандхари дополняет иду; в совокупности эти три нади образуют левый канал. Согласно описанию, данному в «Шива-свародайе», конечной точкой хастаджихвы является правый глаз, однако в «Джабала-упанишаде» ут-верждается, что эта нади заканчивается в левом глазу.

6. Яшасвини

Яшасвини-нади тянется от большого пальца правой ноги до левого уха и дополняет пингалу.

7. Пуша

Пуша-нади тянется от большого пальца левой ноги к правому уху и в совокупности с яшасвини и пингалой образует правый канал.

8. Аламбуша

Аламбуша-нади начинается в анусе и заканчивается во рту.

9. Куху

Куху-нади начинается в горле и заканчивается в ге-ниталиях. Этот канал помогает читрини-нади перено-сить бинду (семя, эссенцию смененной жидкости); их совместная работа вызывает эякуляцию. Те, кто прак-тикует особое упражнение ваджраули, могут научиться управлять этой нади и поднимать семенную жидкость из второй чакры в сома-чакру, расположенную внутри сахасрары. Данная техника предназначена для мужчин. На начальном этапе практики ученик втягивает через лингам (мужской половой орган) воду. Затем в воду до-бавляется молоко, и пропорция постепенно увеличи-вается. Как только практикующий научится втягивать чистое молоко, он может переходить на новую ступень, на которой ему предстоит выполнять это действие уже с маслом (оно плотнее молока). Следующий этап за-ключается в приобретении умения вбирать в себя чи-стую ртуть. В ходе этого процесса ученик развивает свою потенциальную способность работать с праной, и к тому времени, когда он научится втягивать лингамом ртуть, он сможет делать то же самое уже с собственной семенной жидкостью, а также с влагалищной жидко-стью партнерши. Практика завершается переходом в состояние самадхи (осуществленной недвойствен-ности) через соединение противоположностей (двух жидкостей) внутри физического тела.

Упражнения такого рода следует выполнять ис-ключительно под руководством опытного учителя!

10. Шанкхини

Шанкхини начинается в горле, пролегает между са-расвати и гандхари-нади по левую сторону от сушумны и заканчивается в анусе. Активируется путем очисти-тельных практик васти (клизмы) и ганеша-крийи (про-мывания заднего прохода). Обе эти техники имеют большую медицинскую ценность; обучаться им еле-дует у инструктора, владеющего ими в совершенстве.

11. Сараевоти

Наряду с идой, пингалой и сушумной сарасвати-нади берет начало в канде*муладхара-чакры и заканчивается в языке. В Индии часто говорят, что Сарасвати, богиня речи, знания и изящных искусств, живет на языке и раз в день проявляет себя в каждом человеке, и тог-да, что бы человек ни сказал, все будет правдой. Сара-свати-нади активируется соблюдением дисциплины и выполнением техник очищения, и все произнесенное в период ее активности со временем сбывается. Корень языка находится в горле, и поэтому иногда считает-ся, что богиня Сарасвати обитает в горле, а именно в голосовых связках, физическом органе речи. Сара-свати-нади окрашена в камфорно-белый цвет и имеет лунную природу; она проходит параллельно сушумне и дополняет этот канал.

12. Поясвини

Паясвини-нади проходит между каналами пуша и сарасвати. Ее завершающей точкой является правое ухо. В древней иконографии божества, мудрецы и во-площения Божественного «Я» (аватары) изображаются носящими в ушах большие серьги. Эти украшения вы-полняют особую функцию. Определенная часть мочки уха соединена с черепными нервами, и вдетая в нее серьга из чистого металла позволяет системе организ-ма получать из окружающей среды статическое элек-тричество. Таким образом, прокалывая уши и вставляя в них серьги, йоги активируют паясвини-нади. И по сей день тантристы, называемые канпхата-йогами (при-надлежащие к йогическому течению натхов), носят крупные серьги-кольца.

13. Варуни

Варуни-нади расположена между каналами яшасви-ни и куху. Она относится к категории пранавахи-нади и способствует очищению нижней части туловища от токсинов. Как и шанкхини-нади, этот канал завершает-ся в анусе и активируется практикой васти (клизмы) и ганеша-крийи (промывания заднего прохода). При не-правильной работе варуни-нади может произойти воз-мущение апаны (ветра, или воздуха, пребывающего в нижней части туловища), что приводит к усилению та-маса (инертности). Варуни-нади заполняет собой всю нижнюю часть туловища и помогает апане оставаться свободной от токсинов. Апана- и варуни-нади поддер-живают процесс выделения.

14. Вишводара

Вишводара-нади проходит между каналами куху и хастаджихва и расположена в области пупка. Эта нади связана с перевариванием всех видов пищи. Возбуж-дается вишводара йогическими упражнениями наули-крийя и уддияна-бандха (они подробно описаны далее
в этой главе), выполнение которых предполагает со-кращение ректальных и брюшных мышц. Этот канал имеет отношение к работе надпочечников и поджелу-дочной железы, вместе с варуни-нади усиливает снаб-жение тела праной и облегчает ее течение — особенно той праны, что поднимается по сушумне.

В текстах, посвященных йоге, упоминается множе-ство других, второстепенных пади — в частности, ра-ка-нади, вызывающая жажду, чихание и образование слизи в ноздрях; шура-нади, которая оканчивается между бровей; виламбини-нади, исходящая из канды и ветвящаяся наискось вверх и вниз. Однако четырнад-цать каналов, описанных выше, являются основными. Из них наибольшее значение имеют первые десять, поскольку они соотносятся с тем, что принято назы-вать «десятью вратами», через которые прана покидает тело. Согласно индуистской традиции, тело представ-ляет собой зймок с десятью вратами. Сквозь одни из них в момент смерти выходит жизненная сила. В «Ши-ва-свародайе» первые десять нади связываются с этими десятью вратами следующим образом:

1. Сушумна связана с брахмарандхрой, десятыми вра-тами («родничком» на голове).

2. Ида — девятые врата (левая ноздря).

3. Пингала — восьмые врата (правая ноздря).

4. Гандхари — седьмые врата (левый глаз).

5. Хастаджихва — шестые врата (правый глаз).

6. Яшасвини — пятые врата (левое ухо).

7. Пуша — четвертые врата (правое ухо).

8. Аламбуша — третьи врата (рот).

9. Куху — вторые врата (гениталии).

10. Шанкхини — первые врата (анус).

Животные выходят из тела, как правило, через пер-вые и вторые врата: в момент смерти у них происходит мочеиспускание и дефекация. Большинство людей по-кидают свою плоть через одни из семи врат — от третьих по девятые, — умирая с раскрытым ртом, носовым кровотечением, открытыми глазами, выступающими из ушей каплями крови. Одни лишь йоги уходят через десятые врата (брахмарандхра), врата освобождения (мокша). Эти врата остаются открытыми после рож-дения и представляют собой «родничок» на голове младенца. Через шесть месяцев это мягкое место на-чинает твердеть — брахмарандхра закрывается, и снова открыть ее можно только посредством особых йогиче-ских практик. Тот, кто выходит через брахмарандхра, больше не возвращается, освободившись из круговорота жизни и смерти.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB