Текущее время: 29 мар 2024, 09:37


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ритуалы
СообщениеДобавлено: 01 июн 2018, 14:22 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Ритуалы

«Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!»
— Пс. 100:2

Церемонии культа нашли полное отражение в материалах судов над ведьмами во всех частях Европы. Они включали ритуалы допуска, священные танцы, пиршества и оргиастические ритуалы — помимо прочих обрядов, которые с нашей современной точки зрения носят чисто религиозный характер (поклонение богу, жертвоприношения, молитвы и тому подобное).

Ритуалы допуска

Во всех организованных религиях есть своего рода ритуал приобщения к культу, посредством которого кандидат становится членом общины. Часто существуют две разных его формы: одна для принятия младенца и другая — когда в период отрочества кандидат получает полноправное членство. Для взрослого новообращенного эти две церемонии комбинируются и делаются необходимые поправки. В этом отношении ведовская религия, то есть, культ Рогатого Бога, мало чем отличается от всех прочих.

Принятие ребенка лучше всего документировано во Франции1. Мать брала свое дитя на один из больших сезонных шабашей, преклоняла колени перед воплощенным богом и говорила так: «О, Великий Господь, которому я поклоняюсь, я принесла тебе нового служителя, который будет рабом твоим вечно». По знаку божества она на коленях подползала поближе и клала дитя в божественные руки. Такая церемония, одновременно простая и трогательная, должна была производить на матерей огромное впечатление: они своими собственными глазами видели, что бог принимает их ребенка к себе. Кое-где дитя еще при этом крестили водой, а в Орлеане использовали и миро.

Все инквизиторы и авторы прочих источников упоминают, что «ведьмы» чрезвычайно серьезно относились к ритуалу принятия их детей богом и к дальнейшему воспитанию их в лоне языческой религии. Такие умонастроения послужили бы основанием для похвал, будь родители той же веры, что судьи и протоколисты, но поскольку веры они были совершенно иной, их действия расценивались как крайне порочные. Французские инквизиторы приходили в совершеннейший ужас от того, сколько детей посвящалось нехристианскому богу: «Ведьмы привыкли крестить своих детей скорее на шабаше, чем в церкви, и отдают их чаще дьяволу, чем Богу».В 1578 году Жанна Эрвийе из Верберье, что близ Компьена, показала, что с самого детства мать посвятила ее дьяволу3. Боге в 1598 году сообщает, что некий Пьер Виллермоз, десяти лет от роду, был взят отцом на шабаш; туда же отправились еще трое совсем юных детей по воле бабушки со стороны матери4. В приюте для бедных девиц, основанном мадам Буриньон в Лилле, одна из девочек в 1661 году сообщила указанной мадам, что «ее мать взяла ее с собою, когда она была совсем маленькая, и даже отнесла ее на руках к ведьмам на шабаш». Другая девочка, еще младше возрастом, постоянно бывала на шабашах с тех пор, как была совсем крошкой. Мадам Буриньон, сама весьма набожная христианка, была чрезвычайно шокирована невежеством относительно христианской религии, выказываемым вверенными ее попечению юными особами, и даже записала, что они «по большей части ничего не знают о факте собственного спасения и живут подобно животным»5.

Если в ходе расследования выяснялось, что обвиняемая была вот таким образом посвящена в самом детстве, это считалось неопровержимым доказательством ее происхождения из ведовской семьи. Данный факт сам по себе служил столь явным свидетельством ведовских наклонностей, что мало кто — если вообще хоть кто-то — мог избегнуть наказания после того, как это обстоятельство выходило на свет. Реджинальд Скот выражается на этот счет весьма определенно; цитируя Бодена, он пишет: «У ведьмы необходимо выпытать, были ли также ведьмами ее родители или нет, потому как ведьмы имеют свойство размножаться».

В другом месте он цитирует Корнелия Агриппу: «В Брабанте некую женщину обвинили в ведовстве, и одним из доказательств против нее было то, что мать ее в свое время сожгли как ведьму»2. Мать Жанны Эрвийе тоже сожгли за ведовство задолго до того, как в нем же обвинили саму Жанну3. Одной из серьезных улик против Элизабет Кларк из Эссекса (1645 год) было то, что ее мать и кое-кто из родственников «поплатились жизнью за колдовство и убийство»4. Мать и тетка Александра Сассемса из Мелфорда (Саффолк, 1645 год) были повешены, а бабка — сожжена за ведьмовство. «Так и другие из них допрошены и повешены»5. Ведовской крови нигде не приходилось надеяться на милосердие властей.

Когда ребенок уже был достаточно взрослым, чтобы понимать, что делает (возраст этот варьировался от девяти до тринадцати лет), он совершал публичное исповедание веры6. Это происходило не обязательно на одном из великих шабашей, но непременно при свидетелях. Кандидат простирался на земле ниц у ног Божества, которое вопрошало:

— По своей ли воле ты пришел сюда?

После утвердительного ответа кандидата, бог говорил:

— Делай же, как я желаю и как я делаю.

Далее кандидат, все еще стоя на коленях, провозглашал свою веру:

— Ты еси бог мой, а я — твой раб.

Далее следовало поклонение богу, который ставил неофиту особую отметину1 на той или иной части тела, чтобы другие могли признать в нем полноправного члена общины. Отметина эта представляла собой шрам или татуировку. Параллели подобным церемониям встречаются и в наши дни у самых разных народов, и физический знак играет в них чрезвычайно важную роль. Мадам Буриньон пишет: «Когда дитя, посвященное родителями дьяволу, входило в возраст рассудка, дьявол требовал его душу себе и принуждал его отвергнуть Бога и отказаться от крещения и всего, связанного с верой, и обещать поклонение и почести дьяволу в подобии брачного обряда, только вместо кольца дьявол ставил им метку железным шилом на какой-нибудь части тела»1 2. Боден3 замечает: «Отцы и матери отдают и посвящают своих детей дьяволу, некоторых — новорожденными, а некоторых еще до рождения. Дьявол не заключает договора с посвященными ему детьми, пока они не достигнут отрочества». Элизабет Фрэнсис, привлеченная к суду в Хелмсфорде в 1556 году, изучила «искусство колдовства» — то есть свою религию — когда ей минуло двенадцать лет, под руководством бабушки4. Элизабет Демдайк, самая прославленная из Ланкаширских ведьм, «воспитывала собственных детей, наставляла внуков и принимала всяческое участие и старания, чтобы сделать их них ведьм»5. Будь Элизабет Демдайк христианкой, она бы стала предметом восхищения и примером того, какой верующей и благочестивой надлежит быть женщине. Аннабил Стюарт было четырнадцать, когда она по примеру своей матери принесла обеты дьяволу6. В связи с этим можно отметить, что Жанне д’Арк исполнилось двенадцать, когда она начала принимать активное участие в делах своей религии, а религиозное образование она получила по большей части от крестной, которая зналась с фейри.

Ритуалы допуска для взрослого новообращенного были более впечатляющими, чем для подростков, и так уже с младенчества принадлежащих к религии. Рассказы о них более полны, так как записи велись в тот период, когда культ Рогатого Бога уже клонился к закату и вынужден был поддерживать численность общины при помощи прозелитизма. Как и при любом приобщении к новой вере, неофит должен был отвергнуть старую, и формуле отказа надлежало быть максимально недвусмысленной. «Я отвергаю и отрицаю Бога, благословенную Деву, святых, крещение, отца, мать, родственников, небо и землю и все остальное в мире», — вот лишь одна из них1. Все они содержали «решительный отказ от Иисуса Христа и его веры». Далее следовало крещение, исповедание новой веры и принесение обетов верности1 2: «Я. всецело предаюсь в руки твои и власти твоей и не признаю никакого иного бога, потому что ты еси бог мой». В Шотландии был весьма в ходу такой вариант клятвы верности: кандидат клал одну руку на макушку, а другую под подошву и обещал все, что находится между руками, службе господина3. Торжественная клятва преданности богу, воплощенному в реальном человеке, была, вероятно, особенно эффектной. У шведских ведьм бытовал специальный обряд, видимо, призванный производить впечатление на невежественные умы. Им давали мешочек с несколькими снятыми с часов стружками и привязанным к ним камнем; они должны были бросить его в воду с такими словами: «Как эти стружки никогда не вернутся к часам, с которых их сняли, так и душа моя никогда не вернется на небеса»4. Такой отказ от предыдущей религии в 1584 году описывает Реджинальд Скот, который одним из первых возвысил голос против преследований язычников христианами: «Как наши ведьмы, по слухам, отвергают Христа и предают поруганию таинства его, так и иные отвергают Магомета и его законы»5.

После отказа от прежней религии кандидат переходил, собственно, к церемонии принятия, которая состояла из крещения и нанесения знака. Крещение в глазах членов культа было менее важным и часто вовсе опускалось. Впрочем, этот ритуал был в ходу еще до введения христианства и потому является несомненным свидетельством древности религии Рогатого Бога. Крещение для взрослых, как это явствует из Нового Завета, осуществлялось путем погружения кандидата в реку. Ведовское крещение методологически варьировалось от опускания головы в воду до простого окропления; полное погружение ни разу не упоминается. Ритуал, судя по всему, был общим для всей Западной и Центральной Европы. Сэр Джордж Маккензи по этому поводу цитирует Дельрио: «Дьявол же крестит их заново, отирая с чела их старое крещение»1. Во Франции отмечается только крещение детей. Примечательно, что в английских источниках никогда не упоминается крещение детей или взрослых, хотя в Новой Англии данные об этом есть. Крещение взрослых встречалось в Шотландии и Швеции.

Самый ранний источник происходит из Бута и датируется 1669 годом, когда факт крещения подтвердили сразу несколько ведьм. Маргарет Наклевин «он спросил, как ее звать, и она ответила Маргарет, имя, которое бог мне дал; и он сказал ей, Я крещу тебя Джонет». Изабель Накниколл призналась, что «он крестил ее и дал ей новое имя, и назвал ее Катериной». Джонет Накниколл «призналась с раскаянием», что «повстречала крупного краснолицего мужчину, о котором знала, что он злой дух, и он дал ей новое имя и сказал, я крещу тебя Мэри». Джонет Морисон «имела свидание с дьяволом, и он спросил, как ей имя, и она ответила, Джонет Морисон, имя, которое дал мне Бог, и сказал он, не верь больше в Христа, а верь в меня. Я крещаю тебя именем Маргарет»1 2. В Швеции обращенные давали обет верности по случаю крещения: «Он принудил их ко крещению священниками, какие были у него там, и к подтверждению крещения обетами ужасными и проклятиями»3. «Обеты и проклятия» упоминаются также у Боге, хотя и в более умеренном виде: «Он заставил их отказаться от места своего в раю» (то есть на христианских небесах) «и заставил обещать, что они будут почитать его своим владыкой и всегда останутся верны ему. И прежде всего, заставляет он их весьма торжественно поклясться, что они никогда не станут обвинять один другого и не разгласят ничего, промеж них сказанного»1. В Новой Англии, согласно источникам, крещение практиковалось регулярно. Мэри Осгуд заявляла, что «ее крестил дьявол, который погрузил лицо ее в воду и заставил отречься от предыдущего крещения и сказал, что она должна принадлежать ему, душой и телом, на веки вечные»2. Гуди Лэйси видала шестерых новоокрещенных: «Он погрузил головы их в воду и сказал, что теперь они принадлежат ему»3.

За крещением часто следовал поцелуй. Неофит целовал Великого Магистра в ту часть тела, которую он указывал. Это был знак абсолютного подчинения, каким в Средние века служило целование туфли папы римского или руки монарха. Авторы источников, впрочем, не обращали никакого внимания на христианские параллели и сделали из поцелуя жупел как из самой унизительной части ритуала.

Знак или отметина на теле новообращенного тоже поражала воображение хронистов, а потому эта церемония получила более детальное освещение. «Тайна колдовства», написанная в 1617 году, сообщает, что «дьявол ставит им свою печать. Это обычно какая-нибудь четкая отметина на какой-нибудь тайной части тела, которая будет болеть и никак не исцелится до следующей встречи его с ними, а с тех пор и навсегда станет нечувствительной»4. Автор «Законов против ведьм и заклинаний», опубликованных «с разрешения» в 1645 году, утверждает, что «дьявол оставляет знак у них на теле, иногда как синяк или красное пятно как от укуса блохи». Сэр Джордж Маккензи, великий шотландский законник, рассуждая о юридической стороне темы, писал: «Дьявольская отметина была важной уликой для нас, но не обладала per se5 доказательностью, если только они не признавались сами, что получили эту отметину со своего собственного согласия; quo casu1 это служило эквивалентом договору. Отметина делалась им, предположительно, посредством щипка за какую-нибудь часть тела, и она синяя»2.

Согласно источникам, отметину ставили посредством укола или пореза до крови, после чего далее оператор проводил рукой над раной; это было больно, и боль длилась несколько дней или даже дольше. Когда рана исцелялась, оставшаяся красная или синяя отметина была неизгладима. Так очевидным образом описывается некая разновидность татуировки, представляющая собой, вероятно, последний остаток древнего бриттского и пикстского обычая татуировать все тело синим пигментом — обычая, который у ведьм не ограничивался берегами Британии, но распространялся и на континент, в особенности на Францию.

На теле ведьмы не было специального места, отведенного исключительно под эту отметину, хотя Боге упоминает, что обычно это было левое плечо3. Де Ланкр утверждает, что «в его части страны метили левую сторону тела и левое плечо; кожу ранили до появления крови, и боль от этого могла длиться до трех месяцев». Он также отмечает ощущение проникающего в плоть жара4. Жанна д’Абади рассказала де Ланкру, что когда дьявол ставил ей отметину на правое плечо, было так больно, что она закричала и почувствовала сильный жар, как если бы ее обожгло огнем3. В других странах столь эффектных описаний этого ритуала не сохранилось. Бельгийская ведьма Элизабет Вламинке, привлеченная к суду в 1595 году, просто сообщила, что ей поставили знак под левой мышкой6. Две ведьмы, судимые в Абердине в 1597 году, подтвердили наличие у себя дьявольских отметин7; Андро Мэн признался, что «Христоснадень укусил его за третий палец правой руки и поставил тем знак, которые еще теперь нужно показать», а Кристиан Митчелл — что «дьявол ущипнул его за тыл правой руки в знак того, что он теперь один из его служителей». Сильвин де ла Плен, молодая замужняя женщина двадцати трех лет от роду, в 1616 в Бреси призналась, что ей поставили отметины на макушку и на правое бедро1.

Ведьма из Ярмута, которую судили в 1644 году, увидела как-то у своей двери высокого темноволосого человека: «Он велел показать ему руку и затем, вынув что-то вроде перочинного ножа, слегка ее поцарапал, так что показалась кровь, и отметина осталась по сию пору»2. Эссекская ведьма Ребекка Джонс сообщила магистратам, что на порог к ней явился пригожий молодой человек, «и сейчас она думает, что это был дьявол; он спросил допрашиваемую, как она поживает, и пожелал увидеть левое ее запястье, которое она ему и показала; и он тогда взял булавку из рукава самой допрашиваемой и дважды уколол ей запястье, и показалась капля крови, которую он стер кончиком пальца, и затем удалился»3. Форфарские ведьмы (1661 год) получили метки на плечах. Джонет Ховат показала, что «дьявол ущипнул ее за одно из плеч, так что некоторое время потом она ощущала сильную боль», а когда пришел в следующий раз, «погладил ее по плечу (которое ранее ущипнул) рукой, и после этого боль у нее унялась». Другую ведьму из того же ковена ущипнули точно так же; четыре недели спустя «дьявол погладил ее по плечу, и после этого болеть у нее там, где дьявол ее ущипнул, перестало»4. Мэри Ламонт из Иннеркипа в 1662 году утверждала, что «дьявол ущипнул ее за правый бок, и там некоторое время сильно болело, но потом он там погладил рукой и все исцелил; это, по ее признанию, и была его метка»5. В Буте в 1662 году Маргарет Наквильям, бывшая, судя по всему, одной из главных ведьм этой местности, получила сразу три отметины: одну возле левой берцовой кости, другую между плеч и третью на бедре — все это были синие пятна6. Маргарет Наклевин из того же ковена утверждала, что дьявол явился к ней и «взял ее за средний палец правой руки и почти отрезал его, и на том удалился. Палец ее был так жестоко поранен, что в течение месяца после того дня едва ли можно было сравнить эту боль с какой другой; и еще за правую ногу взял ее, и она тоже сильно болела, и тоже от руки дьявола».

Трое винкантонских ведьм, как выяснилось на суде в 1664 году, также имели особые отметины: «Он уколол четвертый палец на руке Элизабет Стайл между средним и верхним суставом (где остался знак Испытания)». У Эллис Дьюк «он уколол четвертый палец ее правой руки между средним и верхним суставом (где отметину можно видеть и по сию пору)». У Кристианы Грин «Человек в Черном уколол четвертый палец ее правой руки между средним и верхним суставом, где знак остается до сих пор»1. Аннабил Стюарт из Пейсли, которой ко времени суда в 1678 году минуло всего четырнадцать лет, показала, что «дьявол взял ее за руку и ущипнул выше запястья, так что полчаса там болело»2. В Борроустоуннессе в 1679 году Маргарет Прингл сообщила судьям, что дьявол взял ее за правую руку «и ужасно ее поранил; но как только он заново ее коснулся, она немедленно стала целой»3. Маленький Томас Линдси из Ренфрюшира по вступлении в ковен получил «щипок за шею, который продолжал болеть десять дней», а Джон Рид, погибший впоследствии в тюрьме смертью предателя — «укус или щипок за чресла, который болел потом две недели»4. Изабель Адамс из Риттенвима в 1704 году показала на допросе, что «дьявол поставил на плоть ее свою отметину, что оказалось весьма болезненно»5. В 1705 году две нордхэмптонские ведьмы, Элинор Шоу и Мэри Филипс, которые, подобно всем остальным участникам ковена, остались верны своему богу до самой смерти, получили уколы в кончик пальца6.

Пакт или договор представлял собой, по всей вероятности, обычай более позднего проихождения, возникший, когда религия уже клонилась к упадку. Во всех религиях бог обещал обращенному вечную жизнь и вечное счастье в обмен на верность и службу. Обещание помощи в мирской жизни, скрепленное письменным контрактом, представляет собой одну из форм пропаганды, какие пускаются в ход, только когда у религии совсем плохо с неофитами. Письменный договор был важнейшей частью церемонии обращения с точки зрения пытавших ведьм властей, так как он придавал всему ритуалу перехода законченность и окончательность. Время от времени — и особенно во Франции — один из таких договоров попадал в руки инквизиции, но точные формулировки, увы, в источниках никогда не приводятся: инквизиторы предпочитали нагнать страху на читателей, ограничившись замечанием, что пакт этот «так ужасен, что даже просто смотреть на него — и то страшно»1. В Англии и Шотландии нет данных о том, чтобы подобного рода документ хоть раз фигурировал в материалах дела в качестве улики против подозреваемого. Создается впечатление, что дьявол благоразумно хранил бумаги в каком-нибудь безопасном месте и, возможно, уничтожал в случае опасности.

Контракты никогда не подписывались без свободного на то соизволения обеих договаривающихся сторон, как ясно доказывают материалы многочисленных процессов. Дьявол всегда спрашивал кандидата, точно ли он желает стать его служителем, и контракт не скреплялся подписями, если ответ не был со всей определенностью утвердительным. Если писать ведьма не умела, она ставила на документе крестик или кружок, или же дьявол самолично водил ее рукой и так писал ее имя. Обычно подразумевалось, что подпись ставится кровью, которую специально для этой цели пускали из той или иной части тела ведьмы. Однако, думается мне, это просто путаница между подписью и отметиной, которую обычно делали так, чтобы пошла кровь. В более поздней форме ритуала кровь фигурирует в качестве самой удобной жидкости для письма в условиях редкости и дороговизны чернил в сельской местности. Весьма также возможно, что пущенная таким образом кровь рассматривалась как жертва новому богу. Первоначально контракт писали и подписывали на отдельном листе пергамента или бумаги. В поздних процессах имеются сведения о том, что подпись ставили в книге, но ее, возможно, путали с дьявольской книгой, в которой писали на шабашах. В Америке о книге постоянно упоминали священники и пасторы, протоколировавшие суды. Форбс в своих «Установлениях закона Шотландии» пишет: «Договор заключается между ведьмой и дьяволом в той или иной зримой форме.

Посредством него первая отвергает Господа и крещение его, обязуется служить дьяволу и творить всякие злые деяния, какие подвернется случай, и предоставляет свои душу и тело в его распоряжение после смерти. Дьявол со своей стороны договаривается с этими прозелитами о том, в какой форме отныне станет им являться и услугах, которые они могут от него ожидать по сотворении определенных чар или церемониальных ритуалов». Клер Гессен, бельгийская ведьма, судимая в 1603 году, заключила с дьяволом такой договор: «Он был написан на бумаге лично Сатаной кровью, которую он взял из укола, сделанного ею специально для этой цели булавкой в большом пальце левой руки, и подписан заключенной собственной ее кровью»1. Полвека спустя, в 1657 году бельгийский же колдун по имени Матье Стоп подписал с дьяволом договор кровью, взятой из правой ноги, а отмечен был под правой мышкой.

Различные способы заключать договоры с дьяволом были в моде во Франции, Бельгии и Уэльсе вплоть до недавнего времени. В Бельгии потенциальный кандидат ночью приходил на перекресток, взяв с собой черную курицу. Ему являлся дьявол в обличье человека и принимался торговать птицу и, в конце концов, покупал ее, дав продавцу все, что ему было угодно. Договор этот заключался сроком на семь лет1 2 3. В округе Антр-Самбр-э-Мёз ритуал несколько отличался: «Придешь в лес и увидишь идущего к тебе человека. Это и есть вождь. Он спросит, вступишь ли ты в его общество. Если откажешься, он скажет, чтобы ты возвращался, откуда пришел. Если согласишься, срок договора будет на семь лет, и будешь ты получать по plaquette' в день»4. Уэльский метод построен на получении силы Хозяина. В северном Пемброкшире старый колдун так рассказывает об обретении магической силы. Пойдя в первый раз к причастию, он притворился, что проглотил хлебец, а на самом деле «спрятал его в карман. Когда он вышел со службы, у ворот его ждала собака, которой он отдал хлеб, продав тем самым душу свою дьяволу. С тех пор он получил силу околдовывать людей»1.

Договор между дьяволом и ведьмой обычно заключали до конца жизни последней, но встречаются также и контракты на то или иное количество лет. Источники и традиция согласны в том, что обычно лет было семь, хотя есть данные о том, что девять тоже пользовались популярностью. По окончании срока ведьма могла отказаться возобновлять договор. Продолжительность срока предполагает, что он был связан с циклом Великого Жертвоприношения, где Божественной Жертвой был сам бог. Если данная теория верна, это означает, что заместительницей бога становилась ведьма, и объясняет, почему во многих случаях дьявол обещал ей богатства и власть до окончания временного промежутка. Во всех источниках, где речь идет о заместителе Божественной Жертвы, потешному владыке дают власть на определенный период времени, после чего, собственно, приносят в жертву. Именно таков, я считаю, тайный смысл многочисленных сюжетов о людях, запродавших свою душу в обмен на богатство в течение какого-то времени, и убитых дьяволом по окончании срока действия договора.

Как того и следует ожидать в сообществе организованном и верующем, свадьба считалась религиозной церемонией: брак торжественно заключался на шабаше самим богом. Это были обычные повседневные брачные союзы деревенских жителей, что само по себе показывает, до какой степени культ проницал собою всю религиозную организацию и жизнь селян. Голь рассказывает, что дьявол «часто женит их, пока не разлучатся они, либо на себе, либо на их фамильяре, либо друг на друге; и все это по Книге общей молитвы». Де Ланкр выражается очень определенно: «На шабашах дьявол заключает браки между мужчинами-ведьмами и женщинами. Соединяя их руки, он громко говорит им: “Esta еs buena parati, Esta parati lo toma”» В Лотарингии Аньес Теобальда заявила, что присутствовала на свадьбе, где Каталина и Энгель фон Худлинген взяли в супруги своих Вельзевулов. В Швеции «у дьявола были сыновья и дочери, которых он между собою женил». Помимо постоянных союзов существовали еще временные браки, и церемонии для них были не менее торжественны; Голь в своей ремарке очевидным образом путает две этих разновидности. Такие ведьмовские свадьбы случались, естественно, повсеместно, но в лотарингских источниках описываются полнее и подробнее, чем где бы то ни было. Иногда один, иногда оба вступающих в брак уже были на тот момент женаты на ком-то еще, но это никоим образом не считалось препятствием; свадьба лишь давала дополнительный повод попировать и повеселиться.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB