Текущее время: 19 окт 2019, 11:19


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Месть деревьев-тотемов за нарушение табу
Новое сообщениеДобавлено: 20 ноя 2018, 17:28 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 29412
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 35
Cпасибо сказано: 6682
Спасибо получено:
71572 раз в 19794 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 16888

Добавить очки репутации
Месть деревьев-тотемов за нарушение табу
Зеленин Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов

Мы уже говорили выше, что древние вавилоняне изгоняли из нового дома „бога кирпичей", а кирпичи были в Вавилоне главным, если не единственным материалом для построек. Удмурты старались предупредить появление в новом доме злого духа пери,, для чего они не ночевали в новом доме поодиночке, а всегда коллективом. Гиляки спешили произвести обряды освящения нового дома, чтобы в нем не поселились злые духи. Представление о том, что в пустых, необитаемых постройках живут злые духи, широко распространено у самых различных народов.

Уже из одних этих фактов явствуют старые анимистические представления о том, что духи срубленных на постройку дома деревьев переходят в этот дом и обитают там. Такие именно воззрения и отмечены этнографами у многих народов. Немецкие крестьяне верят, что душа или дух дерева, из которого сделана потолочная балка (матица) в доме, переходит жить в дом вместе с бревном; равным образом, душа дерева, из которого сделана мачта, переселяется вместе с бревном на данный корабль.Такие же поверья отмечены у малайцев и особенно в Сиаме. Адольф Бастиан, в 1863 г. подробно изучивший этнографию Сиама, отметил следующие верования местных жителей: „Дух дерева, срубленного на постройку лодки, превращается в «мать Янанг» или в «бабушку лодки» и становится духом-покровителем судна", хотя рядом имеется вера в дриады, которые рождаются и исчезают вместе с данным деревом.

Эту „бабушку лодки" сиамцы и китайцы отожествляют со змеей, которая живет в киле большого судна и не может перейти с одного судна на другое. Эту змею, духа-покровителя судна, сиамские моряки ежедневно кормят съестными продуктами, чтобы предотвратить возможность несчастья в море; между прочим, для судовой „змеи" клали рис и яйца на берег, откуда они большею частью постепенно падали в воду. А если судно получило пробоину, то змея, будто бы, вставляет свой хвост в дыру, чтобы не было течи. На мелких судах также имеются подобные духи, но только они невидимы. При рубке деревьев как на постройку судов, так и для стройки домов сиамцы и многие другие народы принимали очень большие предосторожности.При выборе и рубке таких деревьев широко распространены разного рода запреты и то, что наши источники часто называют „жертвами", хотя точнее видеть в этом не жертвы, а кормление дерева или совместную еду с ним — с целью заключения дружественного союза.

У русских на Алтае было отмечено следующее старое правило при рубке леса на постройку избы: „если три лесины не понравились с прихода в лес, не руби совсем в тот день".

У коми-пермяков встарь соблюдался очень сложный обычай, так наз. „зарона", т. е. начала рубки леса на стройку дома. „Зарон", писал в 1868 г. этнограф Н. Рогов, это „своего рода гаданье, вопрошенье судьбы. Делать «зарон» значит срубить несколько деревьев на избу, с целью определить по ним, пришла ли счастливая пора строиться. Если у первых трех срубленных деревьев, во время падения, не обломится вершина, — пришла счастливая пора строиться. Если же хотя бы у одного из трех деревьев вершина отломится, а особенно если отломившаяся вершина упадет на дерево по направлению к комлю (пеньку),— тогда необходимо отсрочить постройку. После неудачного зарона пермяк оставляет свое намерение строить дом — на год и больше; потом делает новый зарон и повторяет его до тех пор, пока получит первые три дерева с цельными вершинами".

У русских на востоке Сибири отмечены были подобные же гадания: если при порубке леса на дом первая срубленная лесина зацепится при своем падении за другое дерево и не упадет на землю, то в этом месте не следует рубить леса, иначе дом будет несчастлив. Тот же запрет и у белоруссов, которые ждали от подобного дерева пожара в доме.

Представление о том, что строители дома подвергаются опасности и могут сильно пострадать от душ загубленных ими деревьев, отмечено у многих народов земного шара; напр., даяки о-ва Борнео, построившие себе дом главным образом из железного дерева, считали после этого обязательным для себя воздерживаться от разной вкусной пищи в течение целых трех лет; если же на постройку пошли менее ценные породы деревьев, то и срок такого табу был более коротким. По окончании срока табу устраивалось особое празднество. На эти табу явно смотрели как на средство умилостивить души мстительных духов деревьев. У народа бахау строители дома воздерживались в течение одного года от охоты на медведя, тигровую кошку, от убиения змеи и других животных. Если предполагать, что в этих именно животных могли оказаться души загубленных деревьев, тогда будет понятна связь между рубкою деревьев и данными табу.

Предосторожность примитивных людей при рубке деревьев часто выражалась в том, что срубаемое дерево сначала кормили. В этом кормлении нельзя еще видеть „жертву" в собственном смысле этого слова. Психология примитивных дровосеков верно выражена в следующих словах Эд. Тэйлора: „Африканский дровосек, делая первый удар топором в большое дерево, принимает предосторожности и наливает на землю немного пальмового масла — для того, чтобы разгневанный дух дерева, выходя из него, мог остановиться и подлизать масло, а в это время дровосек успеет убежать для спасения своей жизни".

Подобные представления были весьма широко распространены у самых разных народов земного шара.И именно они, вместе с представлениями о переходе древесных духов с бревнами в новоотстроенный дом, были психологическою предпосылкой „строительной жертвы". Замечательно четко сохранялось прежде это примитивное воззрение у наших белоруссов, которые вплоть до самой Октябрьской революции были одним из наиболее забитых и отставших народов Европы.

Н. Я. Ники-форовский записал в 1863 г. в б. Витебской губернии такую формулировку данного первобытного воззрения: „Какими благоприятными условиями ни обставлялась бы постройка дома, в нем обязательно и скоро должен быть мертвец — как возмездие деревьям за прекращение их жизни. Обыкновенно нужно ожидать смерти старого или хилого семьянина, потеря которого, однако, не отяготит семьи". Мы это поверье считаем наиболее древним и понимаем так: у примитивных людей были некогда особые, тотемические отношения к деревьям. Эти отношения требовали не срубать крупных деревьев, т. е. сопровождались обычною табуациею тотема. Нарушение табу сопровождалось смертью человека-нарушителя.

Гораздо чаще это же самое представление встречается в ограничительном виде — применительно к одному какому-либо виду деревьев, напр., те же белоруссы считали „мстительною" рябину: „кто ее сломит или срубит, тот скоро умрет сам или же в его доме будет мертвец".Так же и у грузин: когда в горящую печь клали полено рябины, то некогда верили,, будто бы пока' в данной печи будет держаться зола от этого полена, до тех пор в доме будет держаться какая-нибудь болезнь. Русские в районе Никольска некогда верили, будто кто срубит липу, тот непременно заблудится в лесу. У русских же, в б. Вологодской губернии, существовали некогда запреты на рубку деревьев старых, а также посаженных человеческими руками. „Грешит тяжко даже тот, кто решается срубить всякое старое дерево, отнимая таким образом у него заслуженное право на ветровал, т. е. на естественную, стихийную смерть. Такой грешник либо сходит с ума, либо ломает себе руку или ногу, либо сам скоропостижно умирает. Та же участь, по убеждению тотемских лесовиков, постигает и того, кто решится срубить дерево, посаженное руками человека и взлелеянное им. Кроме того, запретны деревья в так наз. „заповедных рощах".

По старым русским поверьям в районе Череповца, в сосновых и еловых лесах вырастают так наз. „буйные" деревья. „Им приписывались особые свойства — разрушительная сила, скрытая и тайная, угадать и указать которую могут лишь одни колдуны. Такое дерево, с корня срубленное и попавшее между другими бревнами в стены избы, без всяких причин рушит все строение и обломками давит на смерть неопытных и недогадливых хозяев. Даже щепа от таких бревен, положенная со зла лихим знающим человеком, ломает и разрушает целые мельницы".

Очень близкое поверье известно сербам,' которые такие „буйные" деревья называют специальным термином: сьеновит.

Дерево с этим именем имеет вообще такую силу, что срубивший его человек тотчас же умирает или получает неизлечимую болезнь. Но есть средство спастись рубщику дерева: надо тем же самым топором отрубить на пеньке срубленного дерева голову живой курице — и тогда ничего не случится. Название сербского „буйного дерева" сьеновит связывают с сербским словом тень и видят в этом имени память о пребывании в дереве „тени", т. е. души или духа, демона. Строительная жертва человека или животного предохраняет людей от мести погубленных ими деревьев точно так же, как по сербским поверьям аналогичная жертва курицы спасает людей от мести буйного дерева сьеновит.

Белоруссы б. Игуменского уезда прежде верили, что есть такие деревья, которые рубить не безопасно: как ни берегись, а оно тебя придавит. В районе Борисова некогда был срублен одиноко стоявший на поляне „стародавний дуб" очень больших размеров. Когда его срубили, то, падая, он раздавил всех, рубивших его, и, кроме того, целую неделю после того свирепствовала страшная буря с громом и молнией, причинившая много бедствий. А прежде, когда дуб стоял, со всяким, кто, ^бывало, рубнет его топором, непременно случалось несчастие. Не советовали также белоруссы рубить дерево, которое скрипит, ибо это верный признак, что в дереве мучится человеческая душа: срубивший такое дерево, заставляет ее искать себе новое пристанище, за "что он может поплатиться увечьем, а иногда и своей жизнью.

Чуваши прежде говорили: „Злое дерево обязательно причиняет вред дровосеку". Они же не разрешали встарь рубить старые деревья, окружая их преданиями о разных бедствиях, которым будто бы подверглись лица, проявившие свое непочтительное отношение к таким деревьям. Сравнить скудные предания об опасном „стояросовом дереве" у белоруссов.

Сравнить „прокудливую", т. е. буквально: злую, необузданную, вредоносную березу древних коми. Сравнить „дерево с огнем“ - галта модон, у бурят: в постройке это дерево дает много тепла, но всегда и неожиданно от него может случиться пожар. Малайцам известны деревья, в которых обитают злые духи; они называют их - недотрога.

Поляки не употребляли на стройку деревьев, поврежденных молнией, а также сосны, у которой имеется средний сук, направленный вертикально вверх (так наз. громница); особенно же избегают деревьев, имеющих круглый сук, после выпадения которого остается скошенное отверстие: он будто бы предвещает смерть. Называют такое дерево словами: свеча или волк. В Реннском лесу Бретани некогда возвышался вековой дуб; его срубили, но тот человек, который свалил дуб на землю, потом сильно заболел—дрожанием своих членов; это дерево нельзя было рубить.

У всех восточных славян прежде считалась табуированною на постройки осина; местами русские табуировали также и ель.Коми-зыряне некогда считали несчастливыми в постройках все те деревья, которые „завились слоями против солнца".Украинцы в районе Нежина не употребляли на стройку свидыну, считая ее „проклятым деревом. Грушу и яблоню запрещали прежде срубать белоруссы и чеченцы. Поляки мотивировали этот последний запрет так: срубленное плодовое дерево плачет, и этот плач падает на того, кто срубил дерево, он должен умереть.

По воззрениям туземцев Сиама, некоторые виды деревьев, употребленные на постройку дома, приносят несчастье дому* Точно также для постройки дома сиамцы избегали деревьев — без цветов, без листьев, тех, которые выросли на муравьиной куче, или на которых имеется птичье гнездо, наконец, — деревьев с облупленною корою.

Многие белорусские запреты того же рода истолковывались уже магически, по крайней мере в то время, когда их записывал Н. Я. Никифоровский. Например, если на постройку употребить скрипучее дерево, то жильцы дома будут беспричинно кашлять; дерево с наростом — и у жильцов будут „колтуны", нарывы; со снятою корою — скот будет падать; сухоподстойное дерево — жильцы будут болеть „сухотами", т. е. чахоткой; поваленное бурей — строение будет разрушено бурей же, и т. п.

Разные предосторожности требовались при рубке деревьев одинаково и в тех случаях, когда дерево рубили не на постройку дома, а на иные какие-либо потребности; напр., у латышей был обычай — куму перед крестинами новорожденного младенца вырубать в лесу деревцо (очеп) для колыбели, причем для девочки вырубали липу или елку, а для мальчика дуб или березу. Вырубив в лесу нужное дерево, кумовья едят и пьют около пня, — а это в обрядах равносильно совместной еде вместе с деревом, т. е. равносильно кормлению дерева; также выливают на этот пень водки и кладут на пень или вколачивают' в него монету — будто бы „в жертву божеству леса". В ритуальных крестинных песнях потом этот момент подчеркивается в таких словах: „Водка кумовьев, побывавших в лесу, пропущена сквозь древесные корни". Тут, с одной стороны, общее правило, по которому в ритуале сохраняется древнейшая практика, с другой стороны—боязнь, что не „умилостивленное" дерево при колыбели легко может убить новорожденного младенца.

Даяки на о-ве Борнео брали яд для пропитывания стрел из дерева. Предварительно дереву „приносили жертву", т. е., очевидно, кормили его подобно африканским неграм, о которых пишет Тэйлор. Иногда сердцевина срубленного дерева издавала приятный запах, и в этом случае даяки видели указание, что дерево „умилостивлено жертвою", т. е. мстить не будет.

У тувинцев (сойотов) Феликс Кон в 1903 г. отметил общий запрет: „рубку сырого леса считают грехом, а поэтому для изгородей пользуются сухими кривыми корягами".Тунгусы, подобно всем примитивным народам, прежде были убеждены, что дереву больно, когда его рубят, и дерево плачет.3 Способность растений плакать и стонать отразилась в названиях некоторых растений, напр., русское плакун, ойротское тынду — стонущая трава. Одновременно растениям приписывалась сила „проклинать" людей; напр., украинцы Киевщины прежде говорили: когда девицы, с целью гадания о замужестве, пересаживали зимою молодые вишни в кадки и держали их в теплой хате, то такие вишни „проклинают" девиц, так как вишне „тяжело зеленеть и цвести зимою".Сравнить аналогичное проклятие березою тех девиц, которые не развили завитый ими на данной березе „венок".

Табуирование и вытекающие из него предосторожности наблюдались не только в применении к деревьям, но также и к другим растениям, в частности к лекарственным и даже простым травам; напр., у украинцев в районе Литина было отмечено такое - поверье: когда ломали для лечения детской сухотки траву ястер, то оставляли возле куста кусок хлеба и монету копейку; без этой компенсации ястер будто бы изувечит нарушившего его покой человека — вывернет руку или ногу. Собирая для лечебных целей бузину, украинцы кидали под куст хлеба или грудку соли. На Волыни украинцы клали хлеб и соль или же монету копейку при начале сбора лекарственных трав, что происходило в Преполовение, на четвертой неделе великого поста. Про растение „лёнок" украинцы на Волыни встарь говорили: сорванный в поле хотя бы неумышленно, он отнимает у человека счастье на семь лет.

В дальнейших случаях мы усматриваем такие же пережитки прежних воззрений о том, что всякое растение мстит людям за насилие над ним. Сагайцы в Сибири применяли для лечения ломоты и поноса так наз. „волчью траву" , причем говорили: если выкопать это растение и не заровнять ямки, то будет ненастье. Качинцы то же самое говорили о корне травы чемерицы.0 У украинцев и поляков сохранялось смутное поверье: есть такая трава на лугах — если ее скосить, то сейчас же пойдет дождь. Здесь сохранилась память о запрете косить траву вообще — запрет, который долго сохранялся и у русских, но с ограничением в сроке: на конец июня падало время, когда происходило ритуальное разрешение косить сено, причем прежде верили, что нарушивший этот срок, начавший косьбу ранее, будет болеть, и никакие лекарственные травы ему не помогут.В старинной белорусской примете: несчастлив брак, заключенный в то время, когда сено косят,8 мы склонны видеть отзвук того же тотемического воззрения о мести растений, в данном случае скошенной травы.

У тунгусов записана легенда: когда тунгусы вместе с русскими косили сено в степи, „степной хозяин" „для забавы" бросил лошадь косцов через реку. И тут мы видим не простую, беспричинную „забаву",, духа, а опять-таки отзвук старых преданий о табуировании трав и о запрете косить.

Изучение русских и белорусских обрядов и поверий с семицкою березкой, где былые тотемические отношения к дереву сохранились в комплексе, убеждает нас, что обыкновенно весною происходило ритуальное нарушение табу на рубку деревьев-тотемов, и самые табу на рубку формулировались иногда так: „грех (табу) ломать березу весною до Троицы", а на Троице как раз и происходило обрядовое разрешение запретов на рубку деревьев.

В символике сновидений рубка дерева предвещает смерть. В частности, рубка сырого дерева предвещает смерть молодого человека, а рубка сухого — смерть старого. Эта символика совпадает с символикой постройки нового здания, и вряд ли можно сомневаться, что психологическая предпосылка той и другой символики одна и та же.



Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

VFL.RU - ваш фотохостинг

Последние темы


Покормить магического зверя

Погадать с котэ..

VFL.RU - ваш фотохостинг
Чтобы получить совет у котэ, нажмите на него.

Мы в соц.сетях

Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB