Текущее время: 19 мар 2024, 10:06


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Инструкция по медитации от тибетского монаха
СообщениеДобавлено: 21 янв 2020, 12:44 
Модератор
Модератор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 29 авг 2013, 12:39
Сообщений: 5296
Откуда: Россия
Медали: 45
Cпасибо сказано: 863
Спасибо получено:
4432 раз в 2585 сообщениях
Магическое направление:: йога, аюрведа
Очков репутации: 21871

Добавить
Инструкция по медитации от тибетского монаха

Геше Рабтэн о практике медитации

Когда мы медитируем, то сосредоточение, или безмятежность ума, возникает в случае, если наши факторы сознания очищены и ум в результате пребывает спокойно на объекте.

Есть два вида медитации:
* с использованием анализа (аналитическая)
* с использованием умиротворения ума (медитация однонаправленного сосредоточения).

Необходимо использовать оба вида, чтобы избавиться от коренного заблуждения ума и достичь цели Пути.

Некоторые утверждают, что обдумывание и размышление о Дхарме не есть медитация, но в авторитетных текстах говорится, что эти виды деятельности – это разновидности настоящей медитации.

Если мы обдумаем внимательно и не распознаем природу своего объекта, мы не сможем хорошо сконцентрироваться.

Беспокойство сознания – порождается самим сознанием, так что, чтобы его успокоить, требуется тоже действие сознания, но не что-нибудь внешнее. Преимущественное действие в медитации должно совершаться умом, а на этой основе уже могут помочь такие факторы, как подходящее место и медитативная поза.

Место для медитативных занятий должно быть чистым, тихим, близким к природе и приятным для нас. Товарищи должны быть мирного и доброго нрава, тело должно быть здоровым, не болеть.

Также помогает сидение в правильной позе.

Вот семь отличий идеальной позы:
1. Если это не причиняет боли, то лучше всего принять ваджрную позу (по хатха-йоге – лотосовая поза. – Пер.), в которой ноги скрещены, а ступни покоятся, вывернутые на бедра. Но если так сидеть больно и отвлекает ум, то положите левую ступню под правое бедро, а правую – на левое бедро.
2. Туловище должно быть выпрямлено, насколько только возможно.
3. Руки должны быть в форме дуги, а не лежать по сторонам туловища или откидываться назад – они должны покоиться, но твердо. Тыльная сторона правой ладони должна лежать в левой ладони, большие пальцы должны выравниваться по пупку.
4. Шея должна быть слегка согнута вперед, с приопущенным подбородком. Это заставляет позвоночник распрямиться до такого ровно выпрямленного состояния, как столбик монет.
5. Глаза должны быть сфокусированы прямо вдоль крыльев носа, ни открыты, ни закрыты полностью.
6. Рот и губы должны быть расслаблены, ни слишком открыты, ни плотно сомкнуты.
7. Язык должен быть мягко прижат к небу у десен.

Таковы семь отличий ваджрной позы. Каждая символична для той или другой стадии Пути, но каждая имеет также и практическую цель.

Изображение

Скрещенные ноги и ступни на бедрах создают замкнутую позицию. Мы можем замкнуть себя прочно на месте такими скрещенными ногами и ступнями на бедрах, как было описано выше.

В такой позе мы можем устойчиво сидеть в медитации долгое время, даже месяцы, не падая.

Прямизна тела позволяет лучше всего функционировать каналам, переносящим энергетические ветры, на которых сознание «ездит верхом» по нашему телу. Если тело выпрямлено, эти каналы не пережимаются.

Позиция рук также предназначена для того, чтобы допустить наилучшее функционирование этих каналов.

Если кто-то, задрав шею, смотрит слишком высоко, он(а) может легко заметить что-нибудь отвлекающее; если голова слишком низко, человек почувствует боль в шее или начнет клевать носом.

Рот не должен быть закрыт слишком плотно, так, чтобы дыхание затруднялось в случае, если нос совсем заложен; и не должен быть открыт так широко, чтобы сильное дыхание раскочегарило в теле элемент огня, что приведет к повышению кровяного давления.

Если язык прижат у десен, не будут сохнуть горло и рот.

Это непосредственные соображения в пользу данной медитативной позы. Очень редко у людей встречается другое устройство внутренних каналов, в таких случаях требуется другая позиция.

Но одно сидение в ваджрной позе создает лишь хорошее обрамление для сознания, а основная работа должна быть исполняема самим сознанием. Если вор забрался в комнату, тогда путь устранить его – это войти и выкинуть его вон, а не просто кричать на него снаружи. Точно так же, если мы сидим на вершине горы, в то время как наш ум блуждает в деревне внизу, в долине, мы не сможем развить сосредоточение.

Есть два врага однонаправленного сосредоточения. Один – возбужденность, необузданность, или рассеянное внимание (gyeng ba). Другой – вялость, тупость, тонущее увязание или погруженность (тиб.: bying ba).

Наше внимание отвлекается, когда возникает желание и сознание немедленно отправляется вслед за ним. Когда бы наш ум ни уходил за чем-либо другим, нежели объект концентрации, это будет случай необузданного, или рассеянного, ума.

Сонливость, вялость или тупость возникают, когда сознание сонно, не бдительно. Если мы хотим хорошо сконцентрироваться, нам надо преодолеть эти препятствия. Если есть красивая картина на стене в темной комнате, нам надо осветить ее свечкой, но, если сквозняк, тогда пламя будет мерцать, и мы не сможет хорошо ее рассмотреть. Если нет сквозняка, но пламя слабо, света будет недоставать, и мы все равно не сможем увидеть картину.

Если ни одного из названных препятствий нет, пламя будет сильным и ровным, и мы сможем ясно увидеть картину.

Здесь картина – это объект медитации, пламя – сознание, ветер – рассеянное внимание, а тусклость пламени – вялость (утопание, увязание, притупленность).

На начальных стадиях практики однонаправленного сосредоточения типична первая из помех. Ум тотчас же отлетает от объекта к другим вещам. Это можно заметить, если мы попробуем удержать свое сознание по памяти на каком-то лице: оно тотчас же замещается каким-то другим.

Эти помехи преодолеть очень трудно, потому что на протяжении многих жизней мы закладывали привычку действовать под их властью и при этом не развивали привычку к сосредоточению. Мы можем обнаружить, что очень трудно развивать новые привычки ума и отказываться от старых привычек, но концентрация внимания – это основополагающее требование для всех высших медитаций и для всех видов ментальной деятельности.

Внимательность и бдительность – это противоядия против рассеянности внимания и тупости, соответственно.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Мирта. "Спасибо" сказали:
Аксинья
 Заголовок сообщения: Re: Инструкция по медитации от тибетского монаха
СообщениеДобавлено: 21 янв 2020, 12:45 
Модератор
Модератор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 29 авг 2013, 12:39
Сообщений: 5296
Откуда: Россия
Медали: 45
Cпасибо сказано: 863
Спасибо получено:
4432 раз в 2585 сообщениях
Магическое направление:: йога, аюрведа
Очков репутации: 21871

Добавить
Есть знаменитый рисунок, который представляет вдохновленного созерцателя, следующего пути медитативных стадий, завершающихся осуществлением умиротворения ума (шаматха, тиб.: ши-нэй) и началом практики медитации прозрения, или особого проникновения.

Изображение

Внизу страницы мы видим практикующего, который держит веревку в одной руке и крюк – в другой, в погоне за слоном, ведомым обезьяной.

Слон представляет ум созерцателя: дикий или необученный слон может быть опасен и приносит ужасные разрушения, но, когда он хорошо тренирован, он будет подчиняться командам и выполнять всю тяжелую работу. То же верно и для ума. Любое страдание из тех, что у нас сейчас есть, вызвано таким умом, подобным дикому необученному слону.

Также у слона очень большие слезы – это символ психических омрачений. Если мы приложим все усилия для улучшения своего ума, он в ответ сможет выполнять очень большую работу. Начиная от страданий адов и до блаженного состояния Будды все состояния обусловлены поведением психики.

В самом начале пути слон черный, что представляет тупость-вялость или увязание, утопленность, погруженность ума. Обезьяна, ведущая слона, воплощает рассеянность сознания. Обезьяна не может ни минуты побыть в покое – она все время тараторит и хлопочет с чем-нибудь, и все притягивает ее внимание. Таким же образом, как обезьяна находится впереди слона, наше внимание рассеивается чувственными объектами вкуса, прикосновения, звука, запаха и зрительными образами. Они здесь символизированы едой, одеждой, музыкальными инструментами, духами и зеркалом. А идущий за слоном – это человек, который старается обуздать свой ум. Веревка в руках созерцателя – это внимательность, а крюк – это бдительность. Используя эти два инструмента, созерцатель будет пытаться обуздать и взять под контроль свою психику. Огонь, изображенный в разных пунктах вдоль пути, воплощает собой энергию усилия, необходимую для концентрации. Заметьте, что огонь постепенно уменьшается на каждой из десяти стадий практики умиротворения ума (шаматха, ши-нэй), по мере того, как все меньше энергии требуется для сосредоточения. Он погаснет опять на одиннадцатой стадии, когда мы приступим к практике медитации прозрения, или сверхвидения.

Из книги Маргариты Кожевниковой «Буддийские медитации: тексты практик и руководств»


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Мирта. "Спасибо" сказали:
Аксинья, LiLa
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB