Текущее время: 21 окт 2019, 16:57


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: 16 фгур геомантии- как семиотическая система
Новое сообщениеДобавлено: 01 сен 2019, 09:47 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 29430
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 35
Cпасибо сказано: 6685
Спасибо получено:
71605 раз в 19801 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
А.С. Данилов
ШЕСТНАДЦАТЬ ФИГУР ГЕОМАНТИИ КАК СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ПРАГМАТИКА ГЕОМАНТИЧЕСКОГО ПРЕДСКАЗАНИЯ

Геомантия (лат. geomantia) — это способ гадания по точкам, в произвольном порядке наносимым гадателем на песок, бумагу или другую основу. Под именем 'ilm al-raml «наука песка» данная прогностическая система была известна в арабском мире по крайней мере с IX в. Начиная с XII в., по мере того как арабские астрономические и геомантические трактаты проникали на запад и переводились на латинский язык, это искусство предсказания получило распространение в большинстве стран Европы. По популярности геомантия уступала на западе лишь астрологии — согласно мнению ряда исследователей, она и являлась версией астрологии, существенно упрощенной и адаптированной для массового использования (данная точка зрения представляется нам максимальным упрощением реальной проблемы). Существуют исторические свидетельства употребления геомантических практик монархами, высшими иерархами церкви и даже папами римскими для предсказания различных исторически значимых событий. В то же время, геомантия была важным элементом низовой культуры средневековья и ренессанса: она упоминается Чосером и Ленглендом в качестве популярного шарлатанства и суеверия. В XVII и XVIII вв. интерес к геомантии в значительной степени угас, и лишь в XIX–первой половине XX вв., в эпоху «оккультного ренессанса», благодаря труду компиляторов и оригинальных инноваторов (С.Л. МакГрегор Мазерс, А. Кроули) появились обобщающие и систематизирующие труды по геомантии, демонстрирующие, однако, весьма вольное обращение с материалом латинских источников. В процедуре геомантического гадания используются шестнадцать знаков, в дальнейшем называемых фигурами:

Изображение

1. Fortuna Major «большая удача»; 2. Fortuna Minor «малая удача»; 3. Via «дорога, путь»; 4. Populus «народ, толпа»; 5. Acquisitio «приобретение, доход»; 6. Laetitia «радость»; 7. Puella «девочка, девушка»; 8. Amissio «потеря»; 9. Conjunctio «слияние, единение»; 10. Albus «белый»; 11. Puer «мальчик, юноша»; 12. Rubeus «красный»; 13. Carcer «тюрьма»"; 14. Tristitia «печаль, скорбь»; 15. Caput Draconis «голова дракона»; 16. Cauda Draconis «хвост дракона». Значение каждой из фигур раскрывается в так называемых «домах» (аналогичных домам в астрологии), образующих своего рода микроконтексты для шестнадцати знаков: I. Дом души и жизни (внешность и черты характера гадателя, продолжительность жизни); II. Дом имущества и денег (богатство и бедность);

Изображение

III. Дом братьев и сестер (братья, сестры, кровные родичи); IV. Дом матерей и отцов (отцы и деды, наследство); V. Дом отпрысков (беременность, новости, слухи); VI. Дом болезней и недугов (болезни и лекарства); VII. Дом женщин и соитий (законный брак, внебрачные связи); VIII. Дом убийства и смерти (смерть, наследство); IX. Дом движения и перемен (путешествия, изменения, постоянство); X. Дом власти и славы (почести, государственные должности); XI. Дом надежд и ожиданий (друзья, покровительство); XII. Дом врагов и завистников (враги, тюремное заключение). Для описания знакового инструментария геомантии нами применяется метод, разработанный М.И. Лекомцевой и Б.А. Успенским применительно к некоторым способам гадания на картах. Опираясь на предложенный алгоритм исследования, следует, во-первых, дать описание основных составляющих геомантического гадания в терминах метаязыка лингвистики; во-вторых, проанализировать полученные результаты с позиций семантики и прагматики. В рамках данной статьи будут приведены результаты анализа прагматического аспекта рассматриваемой знаковой системы.

1. Описание знаков и процесса формирования геомантического сообщения в лингвистических терминах Механизмом генерации сообщений в геомантии служит продуцирование случайного числа графических элементов с последующим применением к ним двух видов перекодировок и толкованием полученных результатов с использованием интерпретационного каталога. Готовым продуктом действий гадателя служит расклад или таблица. Минимальной смыслоразличительной единицей в рамках данной прогностической системы является графема. «Алфавит» геомантии составляют две графемы: * и * *, т.е. в основе геомантической знаковой системы лежит бинарный код. Из графем строятся единицы лексического уровня — фигуры.

При помещении фигуры в одну из ячеек геомантической матрицы (микроконтекст) формируется сообщение, которое становится доступным для интерпретации гадателем (интерпретатор). Интерпретационный каталог геомантии делится на две части: 1. Шестнадцать знаков-тетраграмм (фигуры) составляют геомантический лексикон.

В семантику каждого знака входят как стандартный оценочный компонент (различают благоприятные (+), неблагоприятные ( – ) и нейтральные (0) фигуры), так и индивидуальные для каждого знака семантические признаки («приобретение», «утрата», «странствие», «огорчение» и т.п.). 2. Матрица из пятнадцати нумерованных ячеек (дома) служит своего рода набором контекстов, в которых актуализируются те или иные показатели в семантике фигур. Дома соотносятся с релевантными для гадателя категориями, такими, как «богатство», «брак», «потомство», «дружба», «вражда» и др. Таким образом, при интерпретации знака (фигура) в контексте (дом) возникает сообщение, которое может быть конкретизировано посредством обращения к «справочным изданиям» — руководствам по геомантии, в которых описаны значения фигур в различных домах. Процесс гадания включает в себя восемь стадий, основные из которых: генерация массива графических элементов; энкодирование; серия из четырех перекодировок по двум алгоритмам (одна перекодировка по алгоритму 1, три перекодировки по алгоритму 2); декодирование ключевого сообщения; декодирование вспомогательных сообщений.

2. Прагматика геомантического предсказания Рассматривая акт геомантического предсказания с позиций прагматики, следует прежде всего ответить на вопрос: в какой мере реципиент /интерпретатор участвует в формировании геомантического сообщения. Стоит в этой связи отметить ту особенность толкования геомантического расклада, что «потенциальный» текст, возникающий в ходе заполнения геомантической матрицы фигурами, открывается для интерпретации не полностью, а частями, т.е. толкованию подвергаются выборочные секторы геомантической таблицы в соответствии с интенциями интерпретатора. Выражением интенции служит вопрос, который гадатель формулирует перед началом предсказания: в зависимости от вопроса, на который гадание должно дать ответ, интерпретатор адресуется к сообщениям из различных домов в матрице. Вопрос гадателя задает своего рода макроконтекст для всего предсказания и обусловливает выбор домов, к которым такой вопрос может относиться, то есть микроконтекстов, в которых раскрываются те или иные аспекты проблемы, сформулированной интерпретатором. Следует отметить, что даже при одинаковой постановке вопроса толкование одних и тех же знаков в сходных позициях может давать различные интерпретанты у разных интерпретаторов – можно сказать, что интерпретанта возникает под влиянием индивидуальных ожиданий интерпретаторов. Одним из факторов, также вносящих свою лепту в результат толкования геомантических знаков, служат интерпретационные формулы из печатных или рукописных руководств по геомантии, часто идущие вразрез с ожиданиями интерпретатора: если интенции гадателя придают определенную гибкость и вариативность процессу толкования, то формулировки в трактатах по геомантии чаще всего инвариантны и не допускают двойных прочтений. Усложняет ситуацию и тот фактор, что в различных источниках наблюдаются более чем существенные расхождения в толковании одних и тех же знаков. Мотивы, руководящие гадателем, известны: результаты гадания позволяют выбрать, обосновать или оправдать ту или иную стратегию поведения. Значения геомантических фигур заранее известны гадателю. В то же время, можно сказать, что значения фигур геомантии, как и знаки карточных гаданий, рассмотренные Б.А. Успенским и М.И. Лекомцевой, являются лишь означаемыми, набором наиболее общих семантических показателей, которые гадатель наполняет конкретным содержанием из личного опыта. Значение геомантических фигур, таким образом, не является чем-то статичным, но каждый раз формируется заново в динамике предсказания. Рассматривая знаки системы гадания в терминах «знак — значение — денотат» (семиотический треугольник), для знаков в словаре гадания характерно наличие только двух из этих составляющих: знака (т.е. знакового средства) и значения (наиболее общего набора семантических показателей). Денотаты — представления о людях, вещах и событиях в жизни субъекта — подставляются самим гадателем в ходе интерпретации конкретного расклада.

3. Вопрос об источнике геомантического сообщения

В типичном акте коммуникации присутствуют три составляющие: 1. источник сообщения (sender / addresser) 2. сообщение (message) 3. реципиент (receiver /addressee). Характерной же особенностью большинства символических систем гадания является принципиальное отсутствие персонифицированного источника сообщения, замена его «датчиком случайных чисел». Механизм формирования геомантических сообщения нельзя в чистом виде отнести к тем процессам, которые Юнг называет «автоматизмами». Автоматическим процессом при формировании геомантического расклада можно назвать лишь нанесение точек на произвольную поверхность при помощи пишущего предмета. Основой для формируемого сообщения является продукт автоматического процесса, который, проходя три цикла перекодировок, дает одно или серию сообщений, воспринимаемых и декодируемых реципиентом. Продуцируемый текст фактически не является результатом объективизации воли продуцента, хотя может восприниматься как таковой. В действительности источником информации, выражаемой посредством простейшего кода, является некая переменная, которую с чисто материалистических позиций можно было бы назвать случайностью, а с чисто метафизических позиций — провидением. Субъект, совершающий автоматическое действие, может рассматриваться лишь как инструмент для генерации случайных чисел (ср. латинское medium «посредник» в сходном значении). Наиболее примечательный феномен геомантических сообщений заключается в том, что осмысленное содержание здесь возникает из «бессмысленного» источника, с семантических позиций — ex nihilo, при несознаваемом посредстве гадателя. Важно, что представление о «Провидении» является одной из основных составляющих мифологического мышления гадающего. Фактически, провидение во внутренней перспективе акта предсказания является необходимостью, основным условием осуществления самого акта. По-разному осмысливался источник геомантического сообщения в арабской и европейской культурах. В арабской традиции табличка для нанесения геомантических знаков отождествлялась со скрижалью Аллаха, на которой «записаны» все события в мире от начала творения. Слово qalam «письменная трость», которым обозначается инструмент для нанесения геомантических знаков, употреблялось также для обозначения луча света, достигавшего от небес до земли — пишущего прибора Аллаха. Процесс нанесения знаков на табличку с песком, таким образом, фактически эквивалентен акту творения, т.е. «вписывания» всего сущего в книгу бытия. Такое соотношение земного и божественного в процедуре предсказания представляется реализацией герметического принципа «То, что наверху, подобно тому, что внизу», хорошо известного на арабском востоке. Метафизическую базу под европейскую геомантию подвел английский астролог Роберт Фладд, сформулировавший концепцию, согласно которой веления бессмертной души человека, сообщающейся с Душой Мира (Anima Mundi), выражаются при помощи точек на бумаге. Предсказанию, по мнению Фладда, должно сопутствовать особое, близкое к экстатическому состояние, при котором разум и воображение «погружены в себя и мыслят только о себе». Когда мысли и воображение человека фактически изолированы от внешнего мира и сфокусированы на совершаемом действии, лучи божественного понимания, исходящие из mens divina «души человеческой», достигают нижнего, материального порога мироздания и приводят в движение руку предсказателя. Ряды геомантических точек, как полагает Фладд, объемлют и выражают идею всего космоса не в меньшей степени, чем человеческое тело: каждый из рядов соответствует одному из четырех элементов, каждый из знаков — одной из семи планет и одному из двенадцати знаков зодиака. Взгляд Фладда на геомантическую матрицу как на воспроизведение схемы космоса, таким образом, в основной своей концепции сходится с воззрениями арабов на геомантическую таблицу как на скрижаль Аллаха.



Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
AuspeX, Миранда
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

VFL.RU - ваш фотохостинг

Последние темы


Покормить магического зверя

Погадать с котэ..

VFL.RU - ваш фотохостинг
Чтобы получить совет у котэ, нажмите на него.

Мы в соц.сетях

Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB