Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26 Сообщений: 44088 Откуда: из загадочной страны:) Медали: 66 Cпасибо сказано: 9929 Спасибо получено: 101844 раз в 28406 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73944
Четыре или три плюс одна? Итаку то из чего образован весь миру состоит из четырех стихий — огняу водыу земли и воздуха; мир же сам по себе едину душа его единау и бог един.
— Герметический трактат «Асклепий».
Стихии составляют четверицу, но иногда речь идет не о четырех равнозначных стихиях, а о трех, к которым добавляется одна. Это противопоставление трех стихий четвертой основано на качествах подвижности и формы: четвертая стихия — неподвижная и твердая Земля, тогда как остальные три — Воздух, Вода и Огонь — подвижны и переменчивы. Такая классификация наглядно отражена в каббалистических соответствиях стихий: Воздуху, Огню и Воде в каббале приписываются три материнские буквы древнееврейского алфавита — Алеф (А), Шин (Sh) и Мем (М) соответственно.
Алеф — божественное дыхание, тот самый Дух Божий, что «носился над водою» на заре Творения (Быт. 1:1). Эта вода и есть Мем, вторая материнская буква. Намек на третью букву, Шин (Огонь), содержится в следующем стихе, поскольку свет — это одно из проявлений огня: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:2).
В «Сефер Йецира» (ок. III в. н.э.) — каббалистическом трактате, повествующем о сотворении мира, — эта же мысль выражена по-другому:
Три матери, AMSh, во вселенной: воздух, вода, огонь. Небо создано из огня, земля создана из воды, а воздух — из Духа, посредника между ними.
Аналогичное противопоставление трех стихий четвертой обнаруживается и в мифе о разделе власти между греческими богами. Трое божественных братьев распределяют между собой три стихии: Зевсу достается небо (Воздух), Посейдону — море (Вода), Аиду — Тартар (Огонь). Четвертая стихия, Земля, становится их общим достоянием.
Другой вариант противопоставления трех стихий четырем мы наблюдаем на примере греческой богини Гекаты, о которой в «Теогонии» Гесиода сказано:
...ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей: Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря. Был ей и звездным Ураном почетный предел предоставлен1.
Таким образом, у Гекаты три соответствия: Земля, Вода (море) и Воздух (звездное небо), — тогда как четвер- Пер. В. Вересаева.
та я стихия, Огонь, проявлена в самой ее природе Фосфора (Светоносца), поскольку один из атрибутов Гекаты — два факела. Косвенным образом Геката связана со стихиями и в силу того, что Эмпедокл, создатель учения о стихиях, был, по всей вероятности, жрецом Гекаты (подробнее см. книгу Питера Кингсли «Древняя философия, мистерии и магия: Эмпедокл и пифагорейская традиция»). О связи Гекаты с четырьмя стихиями в целом писал Иоанн Лид в своем трактате «О месяцах» (VI век н.э.):
...Откуда они [последователи халдейской традиции] и донесли до нас мистическое учение о четырех стихиях и четырехглавой Гекате. Ибо голова огнедышащего коня, вне сомнения, воздета к сфере огня; голова быка, издающая храп, словно некий ревущий дух, воздета к сфере воздуха; голова гидры, существа, по природе своей резкого и неустойчивого, воздета к сфере воды; а голова собаки, животного, по натуре свирепого и мстительного, воздета к сфере земли.
В алхимии три элемента — Соль (Земля), Ртуть (Вода) и Сера (Огонь) — используются для получения четвертого, Азота (Воздух). Перед алхимиком стоит неосязаемая и трудноуловимая цель, которая, однако, считается единственным, что всегда пребывает в неизменности, — и, следует признать, что это превосходная аллегория магической практики в целом.
Рэнкин Дэвид. Практическая магия стихий: магия четырех стихий в западной мистериальной традиции / Дэвид Рэнкин, Сорита д'Эсте; пер. с англ. А. Блейз. — М.: ЭНИГМА, 2017. — 224 с.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения