Текущее время: 29 мар 2024, 11:12


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Некромантия в работах Элифаса Леви
СообщениеДобавлено: 30 мар 2018, 21:47 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Некромантия в работах Элифаса Леви
А. А. Новикова
Научно-теоретический журнал Aliter


Элифас Леви Захед1 (фр. Éliphas Lévi Zahed, 1810–1875) оставил яркий
след в истории оккультизма, магических и мистических направлений и об-
ществ. Его работы, в которых он пытается соединить магию с достижениями
современной ему науки, перевести ее в форму, доступную современникам, а
также определить ее место среди других (религиозных) учений, были нова-
торскими для своего времени. Для Леви магия – это наука, точная и абсо-
лютная, она полностью самодостаточна (подобно математике) и подчинена
Богу, а не противостоит ему2. Она является способом «открыть» Бога, по-
стигнуть и достигнуть его, построить свою жизнь и сформировать свое суще-
ство правильно, в согласии с его волей, через изучение законов природы.
В своих работах Леви поднимает много пограничных для магии и рели-
гии вопросов. Нельзя сказать, что он уделяет большое внимание некроман-
тии, но вопроса взаимодействия с духами умерших он касается неоднократ-
но. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в это время актив-
но набирает популярность такое направление, как спиритуализм. Во-вторых,
посмертное существование души – основной вопрос практически любой ре-
лигии. Кроме того, в христианстве (а Леви искренне считает себя христиани-
ном, католиком, хоть и позволяет себе критиковать некоторые догматы като-
лического учения) вопрос возвращения умерших к жизни и контакта с ними
весьма важен. Сюжет I книги Царств (28:8–14), рассказывающий о волшеб-
нице из Аэндора, не раз вызывал вопросы и оброс масштабными коммента-
риями различных авторов3, создававших христианское учение и оказавших
мощное влияние на всю историю христианства, а через него и на мировую
историю. Воскрешение умерших Иисусом Христом4 и его апостолами5, как и
воскресение самого Христа6, также является весьма значимым сюжетом в
христианстве, равно как и отличие чуда, происходящего от Бога, от магиче-
ского действия, происходящего, с позиции христианства, от дьявола и чело-
века. Кроме того, последователи христианства ожидают «воскресения во
плоти»1, которое, по их мнению, наступит в конце времени. Всё это заставля-
ет Леви быть особенно осторожным в своих суждениях и выводах относи-
тельно допустимости некромантии и сути ее методов.
Несмотря на присущий Леви весьма витиеватый стиль, – его описания
могут показаться на первый взгляд противоречивыми, а утверждения – вызы-
вающими сомнения у самого автора, – он разрабатывает достаточно четкую,
обоснованную и по-своему логичную систему объяснений возможности кон-
такта с духом умершего, природы самого духа и процессов, происходящих с
человеком после смерти. В данном очерке основное внимание будет уделено
описанию этой системы Леви, представленной в различных его работах. Мы
рассмотрим обоснование автором возможности контакта с умершим, то, ка-
ким образом происходит этот контакт и с чем (кем) именно он происходит. В
работе мы будем (в основном) опираться на следующие труды Э. Леви:
«Учение и ритуал высшей магии» (том 1), «Учение и ритуал трансценден-
тальной магии» (том 2) (фр. Dogme et Rituel de la Haute Magie, 1854–1856);
«История магии» (фр. Histoire de la Magie, 1860); «Ключ к великим тайнам»
(фр. La Clef des Grands Mystères, 1861). В других своих статьях и очерках Ле-
ви последователен, и его позиция по отношению к рассматриваемому вопро-
су не изменяется.

Определение некромантии у Леви

Определение некромантии можно вывести из нескольких работ Леви.
В «Учении и ритуале высшей магии» в гл. 13 «Некромантия» Леви опре-
деляет ее как «Способ (или способы) вызывания воздушных (звездных) тел
людей»

В «Учении и ритуале трансцендентальной магии» в гл. 13 «Некроман-
тия» он дополняет данное ранее определение: «Некромантия – применение
магической силы для общения с духами, которые мы пробуждаем»3.
Там же она делится на два типа:

1) «от света» – заклинание духов молитвой, пентаклем и благовониями;
2) «от тьмы» – заклинание кровью, проклятиями и святотатством.
Автор особо подчеркивает, что это «не имеет ничего общего с воскре-
шением или, по меньшей мере, эта связь очень сомнительна»4.
Таким образом, у Леви не идет речи о реальном (временном или дли-
тельном) «оживлении» трупов, подобном тому, что описано, например, в не-
которых древнегреческих и римских источниках5, и что могло бы пониматься
под «некромантией». Под общением с умершим подразумевается контакт с
некоей духовной, а не материальной, составляющей.

Объект, с которым работают те, кто вызывает умерших
Чтобы определить объект, с которым, согласно Леви, работает некромантия, кратко рассмотрим, что происходит с человеком после смерти.
Леви выделяет три составляющие, на которые «разделяется» единое существо – человек – после смерти:

Изображение

Схема. 1. Разделение единого существа (человека) на отдельные составляющие (тела), согласно работам Э. Леви, с указанием миров, в которых они пребывают.

1) Дух – божественная частица, оживляющая человека. Как только она
покидает тело, прекращается жизнь и развитие человека. Эта частица проис-
ходит от Бога и стремится вернуться к своему источнику, раствориться в оке-
ане божественного, т. е. вновь обрести свое изначальное состояние. В «Исто-
рии магии»1 Леви сравнивает ее с каплей воды, помещенной в океан. Она
существует как отдельный объект лишь до тех пор, пока оболочка, отделяю-
щая ее от внешней среды, не повреждена. Такая оболочка дана человеку (ча-
стице божественного в нем, «божественной искре») для того, чтобы отделить
его, обеспечить индивидуальное существование: «Дух облачается, чтобы
опуститься, и обнажается, чтобы подняться»2. Таким образом, то, что ушло в
мир божественный, не может уже вернуться в мир человеческий или контак-
тировать с ним1.

В качестве иллюстрации этого процесса можно привести слова из диало-
га Леви с известным английским писателем, филологом, востоковедом, ок-
культистом Кеннетом Робертом Хендерсоном Маккензи (1833–1886), запи-
санные со слов последнего английским собирателем рукописей по оккуль-
тизму, членом Общества розенкрейцеров Англии Фредериком Хокли (1808–
1885)2: «Разбейте бутылку с маслом под водой. На какой бы глубине это не
произошло, масло поднимется на поверхность, тогда как осколки бутылки
упадут на дно. Точно так же я представляю себе, как душа, оставляя тело,
благодаря присущей ей духовной гравитации, поднимается к предназначен-
ной для нее сфере. И, как и масло, она остается наверху и не возвращается на
Землю»3

2) Тело земное и элементарное – объект физического мира. Труп – поки-
нутая оболочка, образованная элементами этого мира (веществами). Элемен-
ты, согласно Леви, удерживаются вместе в гармонии, пока дух присутствует
в теле, вследствие чего оно и живо. После того, как дух покидает тело, эле-
менты, заимствованные из мира физического и образовывающие это тело,
стремятся вернуться в свое естественное разрозненное состояние. Этим объ-
ясняется процесс разложения: тело распадается, растворяется в окружающей
среде, сливаясь с ней.

Тело земное не является для Леви чем-то плохим, как его принято оце-
нивать в различных направлениях христианства, проповедующих отречение
от плоти и ее усмирение. Оно воспринимается как необходимый элемент,
позволяющий духу существовать отдельно от своего божественного источ-
ника и действовать в мире: «Потому что они должны быть ограничены, что-
бы иметь возможное существование. Обнаженные, лишенные какого-либо
тела и, следовательно, ставшие безграничными, сотворенные духи затеряют-
ся в бесконечности и, не имея силы сосредоточиться где-нибудь, они были
бы мертвыми и беспомощными везде, потерянными в безмерности Бога»4.
Описание функции физического (и астрального) тела у Леви напоминает
описание скафандра или иного подобного приспособления, призванного
обеспечить возможность действия в изначально непригодной и разрушитель-
но воздействующей внешней среде5. Следует отметить, что духи, согласно Леви, могут существовать не только в физических телах. Тело, как «одежда»
духа, соответствует месту, где он обитает. Например, атмосферные духи не
имеют физического (земного) тела, но имеют тело воздушное (звездное) и
используют его для действий в соответствующем мире – атмосфере.

3) Тело воздушное и звездное (астральное) – отпечаток в астральном све-
те, образующийся в процессе разделения тела земного и духа, который суще-
ствует в атмосфере. Несмотря на то, что эта составляющая-посредник, каза-
лось бы, «переживает» человека, она, в противоположность духу, не является
бессмертной или вечной. Воздушное тело постепенно разрушается, растворя-
ясь в породившем его астральном свете (как труп распадается в физическом
мире). Состояние соединения с ним божественной частицы – духа – также
временно, как его соединение с телом материальным. Слишком долгое пре-
бывание духа в этом теле неестественно и необходимо лишь в течение опре-
деленного срока.
Именно с телом звездным, согласно Леви, контактирует тот, кто вызыва-
ет умершего: «Мы вызываем воспоминания, оставленные ими (духами –
А. Н.) в астральном свете, общем резервуаре универсального магнетизма»1. В
другой своей работе Леви пишет: «Всё, что мы можем видеть в умерших, это
отражения, которые они оставили в атмосферном свете, отпечатки которого
мы вызываем симпатией наших воспоминаний»2.

Тем не менее Леви указывает на то, что дух, как правило, не сразу поки-
дает атмосферу и переходит в мир божественный, небесный. Звездное тело,
«если человек жил хорошо <…> испаряется как чистый фимиам, восходя к
высшим областям»3, но если человек вел жизнь преступную, оно продолжает
стремиться к материальному, «удерживающему его в плену».

Это «наказание» вызвано не какой-то божественной волей: его причиной и источникомявляется сам человек, когда он из-за излишней привязанности не желает разделения и растворения, не принимает его. Здесь раскрывается очень важная мысль, на которой строится вся система магии Леви: Бог изначально благ и совершенен, а причина любых проблем и негативных явлений находится в самом человеке, его противопоставлении себя Богу и действии против его замысла. Любое действие должно проходить в свое время и быть произведено в согласии с внешними процессами, установленными божественной волей.

Несмотря на то, что физическое тело необходимо духу, и его не следует
отторгать либо считать незначительным, после окончания жизни, т. е. перио-
да существования духа в теле, привязанность к этому телу для него неесте-
ственна, порочна и крайне вредна. Такое противостояние негативно отража-
ется на духе, причиняя ему страдания: «Но звезды вдыхают и пьют его; он
чувствует, как слабеет его разум, как медленно гаснет его память, как уни-
чтожается всё его существо»1. Кроме того, дух, который не может расстаться
с материальным, могут «пожирать чудовища», представляющие собой его же
собственные пороки, мысли и привязанности.

Эти страдания очищают дух, но лишь когда он сам желает быть очищен-
ным и вернуться к своему источнику, т. е. осознаёт неправильность своей по-
зиции и достигает раскаяния. Страдания не являются наказанием, но пред-
ставляют собой часть процесса возвращения на изначальный верный путь.
Упорствующий в своем заблуждении (тяге к материальному) дух может по-
гибнуть. Однако погибает ли, по мнению Леви, эта божественная частица
окончательно, не совсем ясно. Прямого ответа на этот вопрос он избегает,
поэтому, вероятнее всего, Леви полагает, что души не исчезают совершенно,
ведь частица божественного, т. е. вечного, не может быть уничтожена, она
лишь ожидает своей участи. «Духи, очищенные испытанием, освобождаются
от законов тяжести и витают над атмосферой слез; другие пресмыкаются во
тьме и являются теми, кто обнаружил слабость или преступность»2.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Некромантия в работах Элифаса Леви
СообщениеДобавлено: 30 мар 2018, 21:50 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Явления умерших и их последствия

В самом начале гл. 13 «Некромантия» «Учения и ритуала высшей ма-
гии» читаем: «Элифас Леви Загед, пишущий эту книгу, вызывал и видел»3.
Если обратить внимание на описание контактов с духами умерших в других
его книгах, то легко убедиться, что не всегда автор описывает только духов,
явившихся вследствие ритуала, иногда они приходят и по собственной воле.
Такое явление умершего Леви описывает со слов Безеля, священника из Ва-
лонье, в «Истории магии». К нему неожиданно (если не считать предвари-
тельной договоренности, весьма модной в то время) явился призрак его друга
– Дефонтене4. В описании к явившемуся призраку Безель относится как к
полноценному, можно сказать, одушевленному (несущему «божественную
искру», дух) существу, а не как к «голограмме» – отпечатку в астральном
свете. Несмотря на то, что, согласно Леви, дух может переходить в высшие
сферы достаточно быстро, это происходит не мгновенно, кроме того, друг
священника не является совершенным праведником, который мог бы претен-
довать на вознесение «подобно фимиаму». Это видно из вопроса, который
тот задает призраку в процессе общения: «спасен ли он или проклят, был ли
он в чистилище»5. Впрочем, получить ответ на него Безель не может, так как
умершим запрещено говорить об этом6. Таким образом, можно видеть, что у
Леви есть основания относиться к явившемуся призраку как к полноценному
человеку, который лишен только физического (земного) тела, учитывая, что
времени с момента смерти его Дефонтене прошло совсем немного (три дня).

Этот же фрагмент (стремление узнать о том, что находится за пределами
земной жизни, что называется, из первых уст) показывает некоторое сомне-
ние, имеющееся у автора истории и у самого Леви относительно собственных
умозаключений о посмертном пути души.

Другой контакт с умершим, описанный у Леви, является следствием
намеренного действия – проведенной операции вызова греческого философа
Аполлония Тианского (I в. н. э.), описанной в «Учении и ритуале высшей ма-
гии»1. Здесь он относится к вызванному отражению (звездному телу) с долей
уважения, но не рассматривает его в качестве полноценного существа, обла-
дающего духом. Такое отражение для Леви служит лишь способом приобще-
ния, «прикосновения» к великой личности. Автор подчеркивает, что явив-
шийся призрак повторяет вид физического тела Аполлония, копируя его та-
ким, каким оно (предположительно, ведь их разделяет более тысячи семисот
лет) было перед смертью, т. е. является чем-то вроде зеркала и отражения в
нем одновременно, но не самим умершим (его сутью – духом). Такие акцен-
ты он ставит еще в нескольких местах, указывая, что видел не совсем то, что
видеть предполагал, но эти неожиданные черты, их «реальность» подтвер-
ждались в дальнейшем. Этот прием нередко применяется в качестве допол-
нительного «доказательства» реальности опыта у разных авторов.
Описывая явление призрака Дефонтене, Леви сообщает, что Безель ви-
дел его как реальный объект физического мира и даже принял за живого че-
ловека. Лишь позднее он выясняет, что явившийся призрак не был видим и
слышим для окружающих.

В описании явления Аполлония Тианского призрак предстает перед вы-
зывающим как распадающаяся и исчезающая фигура человека, «беловатая
форма», обрисовавшаяся в зеркале. После третьей попытки он обретает вид
четкой человеческой фигуры, закутанной «в нечто вроде савана»2. Объясняя
внешний вид явившегося призрака отпечатком в астральном свете физиче-
ского тела в момент смерти, Леви обращает внимание на то, что на его образ
оказывает влияние ожидание (представление) того, кто вступает в контакт, а
также то, каким человека запомнили близкие люди. То есть вид призрака
может быть полной или частичной иллюзией, рожденной разумом вызываю-
щего. Этот «промежуточный образ», создаваемый влиянием как «сверху» (от
образа духа, вида тела в момент смерти), так и «снизу» (от представления вы-
зывающего), хорошо вписывается в концепцию промежуточного агента меж-
ду высшим и низшим (атмосферы, астрального плана), которую развивает
Леви в своих работах.

Автор упоминает не только о визуальном, но и о тактильном контакте с
являвшимися к нему по зову или по собственной воле призраками умерших.
Неоднократно пытаясь обнять призрак своего друга либо прикоснуться к
нему, он натыкался лишь на пустоту. Но сам призрак может прикасаться к
Леви таким образом, чтобы это прикосновение было для того ощутимо.

Леви (вполне в духе своего времени и в рамках поставленных перед собой задач по
объединению магии и науки) объясняет это электрическими зарядами, исхо-
дящими от призрака. При этом он отмечает, что причина такого явления кро-
ется в воображении1 воспринимающего, а также действии агента-посредника
– астрального света2.

Прикосновения, согласно Леви, могут исходить не только от призраков.
В «Ключе к великим тайнам», анализируя эффекты, производимые широко
известным и популярным в то время, в том числе и в ------, шотландским
медиумом-спиритуалистом Даниэлем Дангласом Хьюмом (1833–1886), в се-
ансах которого принимали участие члены царской семьи, в том числе сам
Александр II, он пишет: «Руки, которые заставляет появиться г-н Хоум3, яв-
ляются, таким образом, воздухом, окрашенным отражениями, которые при-
тягивает и проецирует его больное воображение. Их осязают так же, как и их
видят: наполовину иллюзорными, наполовину с магнетической и нервной
силой. Вот, нам кажется, вполне точное и вполне ясное объяснение. <…>
Так, например, на магнетических вечерах г-на Хоума из столов выходят ре-
альные и живые руки, настоящие руки, которых одни видят, другие касаются,
и еще другие чувствуют от них прикосновение, не видя их; но сказать, что
эти руки по-настоящему телесны, что это руки духов, это говорить как дети
или как безумцы»4. Таким образом, согласно Леви, прикосновения могут
быть следствием деятельности психики человека или группы людей, т. е.
происходить без какого-либо участия умершего человека, его духа или
звездного (астрального) тела. Леви не ставит под сомнение реальность эф-
фектов, производимых «бескорыстным медиумом»5, он лишь рассматривает
их как недостойное занятие, игры с тонким миром, служащие не развитию,
но развлечению6. Такие «фокусы», по мнению Леви, бессмысленны и опас-
ны, но еще опаснее попытка контактировать с настоящим умершим, а не с
его «имитацией».

Описывая «встречу» с Дефонтене, Леви говорит о том, что дух держал
его за руку, когда ему сложно было смотреть на него (в связи с чувствами,
испытываемыми к другу, а не из-за каких-либо свойств призрака или особен-
ностей контакта с ним). Прикосновение это не было неприятным и не по-
влекло каких-либо последствий. Во время контакта с призраком Аполлония,
ставшего следствием ритуала вызова, прикосновение к явившемуся призраку
привело к негативным последствиям. Когда призрак коснулся руки Леви, та
онемела, и это онемение сохранялось, по словам Леви, в течение нескольких
дней. Причина «вредоносности» такого прикосновения и опасности явивше-
гося призрака крылась в том, что вызов был произведен искусственно, а, сле-
довательно, был движением против установленного в природе порядка. Та-
кое движение для Леви всегда находится на грани дозволенного, а зачастую и
пересекает эту грань, т. е. идет против Бога, а, следовательно, и против само-
го человека, оказываясь саморазрушением.

Общение (разговор) с призраком в описаниях Леви также имеет ряд осо-
бенностей. Призрак Дефонтене сначала общается при помощи знаков и толь-
ко потом начинает говорить. Леви даже дает описание его голоса, который
«звучит достаточно бесстрастно». При двух последующих явлениях призрак
Дефонтене общается с помощью слов, и Леви отвечает ему и спрашивает его
таким же образом. Он особо отмечает, что сообщенные призраком подробно-
сти были проверены и полностью подтвердились. Форма и описание этого
явления призрака вообще выглядят очень типичными для работ того време-
ни, такие описания публикуются небольшими подборками или целыми сбор-
никами (коллекциями отдельных лиц-собирателей) во время жизни Леви и в
более позднее время1.

В описании контакта Леви с призраком Аполлония Тианского общение
происходит по-другому. Сам Леви не может говорить (хотя до этого уверен-
но произносит нужные заклинания и молитвы): «Когда я открыл рот, чтобы
обратиться с вопросом к призраку, не был в состоянии произнести ни едино-
го звука»2. Не произнося слов вслух, он отдает приказы и задает вопросы
мысленно, заручившись поддержкой магических знаков и атрибутов. Ответы
приходят в такой же мысленной форме: «…были решены в моем духе», а не
произносятся вслух3. Анализируя способ общения с духом, Леви пишет о
том, что явившиеся призраки не говорят от себя, но говорят «посредством
шума в наших ушах, производимого нервным потрясением, и, рассуждая,
обыкновенно выражают наши мысли»4. Этим он объясняет то, что слова Де-
фонтене были не слышны окружающим, как не виден и его образ.

В «Учении и ритуале трансцендентальной магии», анализируя вопрос коммуникации с
духами, Леви приходит к выводу о том, что духи могут общаться лишь зна-
ками, либо посредством внутренних, воображаемых впечатлений. То есть
они не производят звука, голоса, который воздействовал бы на ухо другого
человека физически: «Как может говорить тень?»1. Леви не делает оконча-
тельных выводов о том, как порождение астрального света (отпечаток умер-
шего) взаимодействует с физическим миром и влияет на того, кто его вос-
принимает: «Я не объясняю, в силу каких физиологических законов я видел и
осязал; я только утверждаю, что я действительно видел и осязал, что я видел
совершенно ясно, без сновидений»2.

Очевидно, что мы снова сталкиваемся с частным выражением идеи о
«промежуточном пространстве», о связи, необходимой для контакта высшего
и низшего, и о среде, где этот контакт происходит. В формировании этой
среды участвует как явившийся призрак, так и воспринимающий его человек.
Контакт происходит как бы в закрытой системе «вызываемый (явившийся) –
вызывающий (воспринимающий)», которая в случае намеренного контакта
дополнительно изолирована ритуальным пространством. Подобно тени или
зеркалу, явившийся призрак копирует мимику, мысли вызывающего, прини-
мает соответствующий образ. Он воздействует на чувства вызывающего не-
типичным образом (отличным от способов коммуникации между живыми
людьми), используя его (если так можно выразиться) в качестве посредника
для передачи информации в мир физический, где сам более существовать не
может. Таким образом, пара, находящаяся в контакте, не только взаимно от-
ражается в астральном свете, но и как бы отражается друг в друге. Это объ-
ясняется способом взаимодействия, который Леви считает основным, – со-
зданием симпатической связи между тем, кто вызывает, и тем, чей призрак
вызывают. Для Леви вызов умершего – это не просто явление его в какую-то
конкретную точку на плоскости, где проводится ритуал: в его «многослой-
ном» мире вызывающий и вызываемый движутся навстречу друг другу. При-
зрак не может находиться вне среды своего обитания (атмосферы), полно-
ценно проявляться и действовать в физическом (земном) мире, так как лишен
тела физического3. В связи с этим место, где планируется его явление, долж-
но приобрести необычные, сакральные свойства. А тот, кто добивается кон-
такта, должен войти в особое состояние духа и сознания. Леви характеризует
это состояние как подобное сну или смерти. Это сон в бодрствующем состо-
янии.

В описании контактов с умершими, которые осуществил Леви, отмеча-
ется, что и во время целенаправленного вызова, и во время неожиданного яв-
ления духа умершего он находился в таких особых пограничных состояниях:
обморок, предобморочное состояние и слабость, сильная усталость. В финале
описания своего контакта с духом Аполлония Тианского Леви резюмирует:

«самопроизвольное видение человека, находящегося в бодрственном состоя-
нии»1, «должен ли я заключить из этого, что я действительно видел и осязал
великого Аполлония Тианского? Я не настолько подвержен галлюцинациям,
чтобы верить в это»2.

Очевидна убежденность Леви в том, что чем больше времени прошло с
момента смерти человека, тем сложнее проявляется его призрак. Исключения
из этого правила, если они не являются редчайшим результатом некоей бо-
жественной воли, для Леви противоестественны. По его мнению, они вызва-
ны тем, что отпечаток человека в астральном свете, потакая своей слабости, а
не исправляя ее, нашел какой-либо источник поддержки, «питания», создал
«эмбрионат»3 с кем-то из живых людей. Таких существ, способных питаться
за счет других их «собственной кровью и собственной душой»4, Леви вос-
принимает резко отрицательно, называя вампирами. Эти существа вредят не
только себе самим, но и другим людям. Интересно, что в одной из глав «Ис-
тории магии»5 Леви говорит даже о существовании вампиров, обладающих
физическим телом и способных оживать и снова умирать (впадать в подобие
анабиоза) по своей воле, поддерживая жизнь за счет крови и жизни других
людей. Впрочем, к тому времени, когда писалась эта книга, работ, описыва-
ющих странные трупы, не подвергавшиеся разложению, которые считали те-
лами вампиров, было немало6.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
 Заголовок сообщения: Re: Некромантия в работах Элифаса Леви
СообщениеДобавлено: 30 мар 2018, 21:53 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Описание ритуалов

Неоднократно предостерегая от некромантии, Леви, тем не менее, дает
описание нескольких ее ритуалов. Рассмотрев методы, которые он рекомен-
дует, можно увидеть, как на практике реализуется задача вхождения в «про-
межуточное пространство» и создания симпатической связи, необходимой
для контакта с умершим. Один из приведенных ритуалов – описание вызыва-
ния Аполлония Тианского, два других – рекомендации по проведению вызо-
ва умершего из любви и для получения знания. Леви указывает, что есть и
иные ритуалы, которые могут быть использованы для вызова умершего. В
«Учении и ритуале трансцендентальной магии» главу, посвященную некро-
мантии, он завершает отсылкой к другим источникам, где описаны ритуалы,
основанные на принуждении и насилии над волей умершего, а также над са-
мой природой. Указывая на то, что применение таких методов недопустимо и
запрещено, Леви всё же называет этот тип ритуалов самым действенным1,
хоть и самым губительным.
Ритуалы вызова умерших, упоминаемые у Леви, можно разделить на две
основные категории, имеющие свои подкатегории и действующие за счёт
различных сил и механизмов влияния (см. Схему 2).

Изображение

Леви считает недопустимыми ритуалы некромантии, основанные на
принуждении и подчинении, а также на применении недопустимых методов,
таких как кровавая жертва. Отрицательно оценивается агрессивное отноше-
ние к вызванному призраку, даже если дух давно покинул эту человеческую
оболочку. Вызывая Аполлония, он убирает шпагу, в описании другого ритуа-
ла призывает принести призраку извинения за то, что он был побеспокоен
вызовом, и компенсировать вызванному умершему доставленные неудобства
«добровольной жертвой», например, в виде временного отказа от собствен-
ных убеждений, которые могут его оскорбить. В описаниях Леви настаивает
на том, что во время ритуалов вызывания должны использоваться молитвы
из той религиозной традиции, к которой принадлежал умерший. Такие
«уловки» с догматикой, религиозной самоидентификацией могли бы пока-
заться странными, если не учитывать, что для Леви суть религии важнее ее
формы. Но еще важнее то, что такая позиция вызывающего по отношению к
тому, кого он вызывает, основана на том, что сам вызов, согласно Леви, ста-
новится возможным лишь за счет образования связи (симпатии) между ними.
На создание и укрепление этой связи направлены подготовительные дей-
ствия, в которых используются различные предметы, связанные с умершим.
Вызов из любви рекомендуется делать в том месте, где умерший жил или
проводил много времени, в день, который для него значим, с использованием
принадлежавших ему вещей; при подготовке к вызову для получения знания
рекомендуется носить с собой портрет умершего, думать о его творениях, со-
чинениях, работах и т. д.

Пространство, в котором планируется вызов, подготавливается опреде-
ленным образом, вследствие чего становится своеобразным храмом, посвя-
щенным одному человеку (тому, кого хотят вызвать) и одной операции (кон-
кретному ритуалу вызова) – сакральным пространством, находящимся как бы
между миром физическим и миром духовным. Тем не менее оно может ис-
пользоваться неоднократно, так как в этом пространстве предусматриваются
особые инструменты или устройства, служащие для концентрации астраль-
ного света и магнетического флюида. В случае операции вызова духа Апол-
лония это направленные особым образом зеркала. Кроме того, во всех опера-
циях используются курения, помогающие призраку проявиться, создающие
материю для того, чтобы он «построил» свое временное тело. Свет (солнеч-
ный или специальной лампы) призван помочь проявлению. Кроме того, при-
надлежности, использующиеся в ритуале, призваны облегчить работу вооб-
ражения, так как его избыточное напряжение может увести вызывающего в
иллюзию, сон, т. е. перенести ритуал из промежуточного пространства, где
может проявиться вызываемый, во внутреннее пространство вызывающего,
где проявится лишь его собственное представление о том, кого он вызывал1.
Таким образом, пространство ритуала (как и сам ритуал), с одной сторо-
ны, представляет собой некий универсальный механизм, устройство, способ-
ное помогать реализации поставленной задачи (зеркала, курения, пентакли и
др.), с другой, предполагает определенную индивидуальную программу, спо-
собствующую вызову конкретного лица (портрет, принадлежавшие ему
предметы, сочинения и пр.). Это можно было бы сравнить с компьютером
как универсальным устройством, базой для использования программ, и уста-
новленным на нем программным обеспечением, позволяющим решать кон-
кретные задачи, необходимые пользователю, сохранять особые индивиду-
альные данные.

Кроме пространства, пригодного для проявления, вызывающий должен
подготовить и самого себя постом, молитвой, очищением. Очищение должно
быть как духовным (контроль мыслей, молитва), так и физическим (пост,
омовение). Подчеркивается важность чистоты помыслов, четкого осознания
цели и духовной дисциплины. Внешне вызывающий облачается в особую
одежду – широкое белое одеяние, а также возлагает на голову венок из золо-
та и вербены. Эти атрибуты традиционно ассоциируются в магической тра-
диции не только с чистотой, но и с солнцем. Может показаться, что такое об-
лачение и атрибутика не сочетаются с задачей операции. Как уже неодно-
кратно упоминалось, в работах Леви очень многое основано на симпатии:
подобное притягивает подобное – таков основной «закон», которым руковод-
ствуется автор и в духовной работе, и в магической (ритуальной) практике.
Исходя из этого, в качестве следующего шага по укреплению связи между
вызываемым и вызывающим мы могли бы ожидать попытки последнего упо-
добиться умершему, например, в виде облачения в траурную или погребаль-
ную одежду, подобно старцу, описанному Сенекой2. Но Леви действует в
собственной и обоснованной системе: несмотря на важность симпатии, опи-
сываемой в его работах, его движение навстречу умершему в сакральном
пространстве подготовленного и освященного «храма» происходит не за счет
уподобления трупу, а через самоочищение и приведение себя в соответствие
с чистотой высших сфер. Его целью является не отжившее и земное тело, ас-
социирующееся с падением и тьмой, а более совершенное и возвышенное
пространство, где пребывают духи. Уподобление мертвому телу, осквернен-
ной и низменной материи стало бы для вызывающего губительным, к нему,
как подчеркивает Леви, прибегают лишь те, кто не заботится о чистоте свое-
го духа. Согласно системе Леви, если во время ритуала вызывающий не бу-
дет чист, бескорыстен и возвышен, он привлечет к себе такие же нечистые,
корыстные и низменные вредоносные отражения, обитающие в атмосфере,
искажения астрального света. Свет солнца и его символика выступают зем-
ным (материальным) образом света астрального, принадлежащего к чистым
высшим сферам в противовес отраженному и искаженному свету луны (зри-
мому отражению искажений в астральном свете), при котором производятся
запретные и нечистые ритуалы.
Таким образом, в ритуалах вызывания умершего по Леви можно выде-
лить две основных составляющих: привлечение необходимого из астрального
мира посредством создания симпатической связи (как при помощи физиче-
ских предметов, так и с помощью специальных состояний мага) и движение
мага навстречу объекту, с которым он собирается контактировать. Встречное
движение достигается также двумя способами: через очищение – для упо-
добления и соответствия среде, и через подобие – принятие интересов того,
кого необходимо вызвать, его веры, идей и пр.

В дальнейшем ритуалы, описанные Леви, в различных формах, дополня-
емые теми или иными элементами или, напротив, упрощенные, будут появ-
ляться в различных изданиях и у различных авторов вплоть до современной
эпохи1.

Воскрешение умерших

Как уже отмечалось выше, вопрос воскрешения умерших для Леви
крайне важен. Это действие не может быть рассмотрено как практика некро-
мантии2. Для него воскрешение – чудо, которое было сотворено Иисусом
Христом и впоследствии – его апостолами. Эта часть работы изобилует биб-
лейскими примерами. Такое же чудо, согласно Леви, сотворил Аполлоний
Тианский3. Им противопоставляется подражательная ложная, основанная на
личном эгоизме практика «воскрешения», которую продемонстрировал пуб-
лике Симон Маг, движимый лишь стремлением доказать свои особые спо-
собности и особый статус1.
Несмотря на сакрализацию процесса воскрешения, Леви описывает спо-
соб, которым умерший человек может быть возвращен к жизни. Он пред-
ставляет собой смесь вполне знакомых нам реанимационных процедур (ис-
кусственное дыхание, растирание конечностей) и привлечение (возвращение)
только что отделившейся души за счет создания прочной симпатической свя-
зи между ней и магом, и укрепления последним этой связи2.
Согласно Леви, воскрешение, как акт высшего порядка, недоступно тем,
кто практикует некромантию в отрицательной ее форме и другие подобные
ритуалы. По его мнению, они способны сотворить лишь подобие жизни –
«воскрешение мертвой материи, наделенной воображаемой жизнью»3. Апол-
лоний в силах провести воскрешение, несмотря на то, что прибегал к некро-
мантии, так как его ритуал общения с умершим был построен не на кровавых
жертвах, подобно ритуалу Одиссея4, которому он противопоставляется, а на
особой молитве5, т. е. был чист и возвышен.
Кроме описания воскрешения как результата сознательного действия
стороннего лица, обладающего должными знаниями и способностями (нахо-
дящегося в особом состоянии), Леви приводит несколько примеров, когда
душа возвращается в тело по собственной воле. Это может произойти в связи
с необходимостью защитить обделенных, исправить какую-либо несправед-
ливость или из иных благородных побуждений6. Иногда даже после исправ-
ления этой несправедливости человек, который, казалось бы, умер, продол-
жает жить далее. Этим автор еще раз подчеркивает, что возможность воз-
вращения человека к жизни, воскрешение – это не какой-то магический трюк,
а присущая ему способность, основанная на воле. Раз такая способность из-
начально присуща человеку, то ее использование не является противодей-
ствием божественному порядку, следовательно, воскрешение для Леви воз-
можно и вполне естественно при наличии должных условий.

Допустимость некромантии

Причин, по которым Леви считает некромантию опасным искусством,
несколько. 1) Вызывание умершего мешает его духу двигаться дальше и мо-
жет навредить ему. 2) Некромантия служит искушением для духа, потакая
его низменным и неестественным желаниям, особенно нежеланию расста-
ваться с земным. 3) Привлекая и удерживая дух, некроманты способствуют
усилению его страданий, так как этой связью дух разрушает себя. 4) Чтобы
удержаться в мире, куда он был привлечен, дух становится опасным парази-
том – вампиром.

Это знание Леви преподносит как известное человеку с глубокой древ-
ности, а, следовательно, являющееся частью его природы, т. е. как истину,
заложенную изначально, но некоторыми «нарушителями» забытую или со-
знательно игнорируемую: «Забота, с которой древние относились к погребе-
нию мертвых, вызывала протест против некромантии, и нарушившие сон мо-
гилы всегда считались нечестивцами. Вызов мертвых присуждал их ко вто-
рой смерти»1.

Творя запретные и недопустимые ритуалы, некромант «крадет у неба»,
разрушая не только дух привлеченного им призрака, но и собственный дух –
божественную частицу. Привлеченные духи, стараясь удержаться в этом ми-
ре, поедают не только его силы, но и саму душу. Леви неоднократно подчер-
кивает, что даже краткий контакт с умершим во время ритуала требует боль-
шого количества сил. Он отнимает много жизненной энергии или энергии
души и весьма опасен, так как может увести разум вызывающего в галлюци-
нации и повредить его.

Описывая состояния сознания, в которых находится вызывающий во
время ритуала, Леви серьезно предостерегает от увлечения этими «погранич-
ными» состояниями, указывая на опасность столкнуться в особом простран-
стве, куда попадает сознание в процессе «сна во время бодрствования», с от-
раженными, а не прямыми, лучами астрального света. Эти отражения могут
быть вредны и представляются в виде отвратительных образов и видений,
порожденных злым, порочным разумом. Вызывание духов вредно, оно «воз-
буждает нервную систему и отравляет рассудок. Исполнители курьезных
экспериментов в области сверхъестественного не лучше, чем пожиратели
опиума и гашиша»2. Идти на такой риск из простого любопытства или ради
забавы Леви считает безумием. Он приводит различные примеры негативных
последствий, наступивших для тех, кто, по его мнению, осуществлял контак-
ты с духами неосторожно и злоупотреблял ими. Кроме того, Леви считает
крайне вредным даже имитацию таких контактов, которую, по его мнению,
осуществляют медиумы: «Все больные светоизлиянием или заразным сом-
намбулизмом погибают насильственной, или, по крайней мере, внезапной
смертью. <...> В чертог природы безнаказанно не вторгаются»3.

Вред вызываний умерших, как для того, кого вызывают, так и для того,
кто вызывает, объясняется тем, что само такое действие противоречит миру,
устроенному в нем порядку и, как следствие, воле сотворившего его Бога:
«Свобода, являющаяся жизнью души, может сохраняться только в порядке
природы. Любой произвольный беспорядок ее ранит, длительная чрезмер-
ность ее убивает»4.

Несмотря на критику и множество предостережений, Леви считает, что в
умелых руках и с правильной подготовкой, имея благую и четкую цель, ри-
туалы некромантии вполне допустимы, когда они используют дозволенные
методы: основаны на чувстве любви или служат для получения знаний. Этой
позиции, поддержанной современниками, затем будут придерживаться мно-
гие представители оккультных, мистических и магических направлений. Да-
же такой скандально известный оккультист XX в., как Алистер Кроули1
(1875–1947), несмотря на постоянное стремление эпатировать публику, об-
ращаясь к самым «запретным» областям магии, разделял и повторял мнение
Леви, считая некромантию допустимой лишь в исключительных случаях, для
перечисленных ранее Леви целей2. Описания ритуалов некромантии, обозна-
ченных Леви как некромантия «от тьмы», в виде оживления трупа, Кроули
использовал в своих художественных произведениях для создания негатив-
ного образа соперников3.

*****

Проблема того, с чем (кем) именно общается тот, кто решается вызвать
дух умершего, актуальна для представителей и последователей многих
направлений как эзотерического толка, так и религиозных, имеющих четкую
сложившуюся догматику. Большинство людей, допускающих существование
души4 после смерти физического тела, имеют в большей или меньшей степе-
ни представление о том, что ждет эту бестелесную составляющую за гранью
физического мира. Кто-то уверен в постоянном возвращении ее обратно, в
этот мир в разных телах (перерождение, реинкарнация), кто-то в продолже-
нии существования в мире загробном (рай, ад, ожидание в могиле суда по
окончании времен и пр.), кто-то предполагает растворение души в некоем ис-
точнике, от которого она берет свое начало, но все эти позиции объединяет
один вопрос: каким образом душа, которая уже переродилась, растворилась,
либо заняла свое место в ином мире, может возвратиться в мир земной и кон-
тактировать с тем, кто ее вызывает. Точнее – что (кто) именно и каким обра-
зом выходит на контакт? Леви находит ответ на этот вопрос, вводя дополни-
тельный элемент – «голограмму» – отражение человека, его отпечаток в аст-
ральном свете. Этот отпечаток, а не истинная сущность человека, его дух,
оказывается доступным для общения. Это не совсем человек, но и не совсем
иллюзия. Его можно сравнить с копией данных, сохраненной на каком-либо
носителе, но копия эта не неизменна, можно сказать, что она зависит от
устройства, на котором данные воспроизводятся. В то же время такой отпе-
чаток рассматривается как одно из временных тел, подобных телу физиче-
скому, соответствующих среде временного пребывания и позволяющих су-
ществовать в ней. Идея медиатора между высшим и материальным, третьей
составляющей – «дополнительной души» – между духом и телом человека,
отнюдь не нова1, но у Леви она особенно выделяется, становясь одним из ос-
новных элементов его картины мира и устройства человека.

Вводя этот третий элемент, Леви подчеркивает отсутствие всяческой
возможности для человека властвовать над божественным и подчинять его
своей воле, пусть даже это лишь малая частица бога (дух), временно отде-
ленная и существующая в человеке. Так он (рассматривая мир и существова-
ние человека в нем с позиции христианства) решает для себя проблему, над
которой бились отцы церкви и христианские авторы в разное время в связи с
библейским сюжетом об Аэндорской волшебнице, которой удалось заставить
явиться из загробного мира дух праведника. Дух другого человека, согласно
позиции, которой придерживается Леви, не может быть подчинен человеку,
если только тот не усовершенствовал свой собственный дух настолько, что
обрел такую способность. Совершенствование же духа выражается в приве-
дении его в соответствие божественному замыслу. Тем не менее между ду-
хами может существовать связь (симпатия), основанная как на отношениях
между людьми при жизни, так и на идее всеобщей связи, которой пронизан
весь мир, сотворенный Богом и происходящий из него.

Некоторая двойственность возникает лишь в вопросе пленения духа
временной оболочкой (астральным телом). Способность удерживать в плену
частицу самого Бога на первый взгляд несколько противоречит общей кар-
тине. Но это непонимание легко разрешается. Пленение и удержание проис-
ходит не по воле астрального тела, а по воле самого духа, который не очи-
стился от порочного влечения и лишь потому и привлекается низшим, будь
то тело земное или звездное, сам держится за него, подобно тому как утопа-
ющий не хочет отпустить камень, тянущий его вниз. Некромантия расцени-
вается негативно, так как потакает этому желанию и вводит дух в заблужде-
ние, указывая ему ложный путь, идя против природы, установленного поряд-
ка. Еще больше критики вызывает использование этого разрушительного
стремления духа в корыстных и эгоистичных целях, в качестве инструмента
для привлечения внимания публики. На этом основана критика спиритизма:
«Спириты – скорпионы, высасывающие мертвенный яд под надгробными
плитами. Они притягивают к себе мертвых, но воскресить их не в силах»2.
Восприятие некромантии Леви повлияло на многих выдающихся авто-
ров, пишущих на тему магии и оставивших, как и сам Леви, заметный след в
истории магических, оккультных, эзотерических направлений3.

Его работы показали, что допустимые практики и методы, позволяющие контактировать
с умершими, все-таки существуют. На фоне восприятия некромантии как
направления однозначно запретного, «черной магии», такое изменение имеет
очень большое значение.
К сожалению, и в наше время в исследовательских кругах некромантия
как бы продолжает оставаться под запретом1, несмотря на то, что ее практики
включены в большое количество различных религиозных и эзотерических
течений. Независимо от религиозной принадлежности или отсутствия тако-
вой, тема смерти для любого человека является актуальной. Поиски ответов
на вопросы о том, что ожидает человека после жизни, зачастую приводят
людей в различные религиозные организации или оккультные группы. Осно-
вой практически любой религии является вера в высшие, духовные, тонкие,
загробные миры, вера в то, что существование не прекращается, а, следова-
тельно, имеет смысл и этот смысл можно постичь, в том числе методами
контакта с умершими. По этой причине задачей данной работы было не толь-
ко познакомить читателя с взглядами Элифаса Леви на это направление, но и
привлечь к нему внимание исследователей.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB