Текущее время: 28 мар 2024, 23:20


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Народ саами
СообщениеДобавлено: 25 янв 2020, 00:31 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101834 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Народ саами

Саамы - самый северный коренной народ Европы. Тысячи лет они жили в районе под названием Сапми - северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии и Кольского полуострова. Традиционный саамский язык, музыка, ремесла, религия и одежда отличаются от других скандинавских этнических групп; однако модели расселения и образ жизни среди саамов также могут различаться. В течение сотен лет этой культуре приходилось адаптироваться и выживать в самых суровых условиях.

Древнее происхождение народа саами

Считается, что это племя самоедов прибыло на свои земли с востока. Разработанные петроглифы , в том числе мотивы зооморфов (часто лосей и оленей ), лодок и антропоморфов, показывают, что предки саами жили вдоль побережья Северного Ледовитого океана в северной Норвегии 10 000 лет назад. Более поздние доказательства поселения людей были найдены по всему Сапми.

Изображение
Петроглифы, Хальеста, Вестманланд, Швеция.

2000 лет назад саамы населяли всю территорию, которую мы сейчас называем Финляндией . Древнейший документ о саамском народе датируется 98 г. н.э. римским историком Тацитом , в котором они упоминаются как охотники на фенни на Крайнем Севере. Он писал, что они носили меховую одежду, ездили на лыжах и охотились на оленей. В 500 г. н.э. китайские документы показывают, что в районе современного Сапми жили люди, которые использовали «оленей» для транспорта и молочных продуктов. В следующий раз, когда саамы появились в печати, был 555 г. н.э. греческим историком Прокопием, который назвал Скандинавию Туле и жителей небоскребов. Поскольку саамский язык традиционно является разговорным, а не письменным языком, исторические документы, обсуждающие саамский народ, были созданы другими.

Народ саами, также известный как сами, ранее был известен как саамы и лапландцы . Как и со словами, использованными для обозначения многих древних культур, эти термины устарели. В современных скандинавских языках «Лапп» означает участок одежды, который необходимо починить, и, таким образом, он предлагает саамам носить заплаточную одежду. Лапландский язык не достаточно конкретен, поскольку есть люди, которые не являются саами, которые живут в районе Лапландии, а также саами, которые не проживают в этом районе. Само слово саами, вероятно, имеет протофинское происхождение и часто переводится как «земля».

Язык саами содержит богатый словарный запас для слов, связанных с природой и окружающей средой, с точными терминами, описывающими такие элементы, как земля, вода и снег . В языке есть такие разнообразные и точные термины, относящиеся к описанию северного оленя, что в стаде из нескольких тысяч животных только одно соответствует конкретному описанию меха, рогов , пола и возраста. Богатый и разнообразный словарный запас, связанный с природой в целом и северными оленями, особенно показывает важность этих элементов в традиционной жизни народа саами.

Традиционная саамская религия - это политеистическое язычество . Из-за огромности Сапми, существуют различия в религиозных и нерелигиозных аспектах жизни. Однако самые древние верования связаны с анимизмом и тесной связью с землей, как это изображено в наскальном искусстве предков. Пантеизм и сильная личная духовность, связанные с повседневной жизнью, являются ключевыми элементами традиционной духовности саамов.

Как и во многих культурах, саамы делят космос на верхний, средний и нижний миры. Жертвы и особые ритуалы позволяют людям получить доступ к различным мирам. В традиционных верованиях саамов Верхний мир ассоциируется с Югом, теплом, жизнью и белым цветом. Это мир Солнца (женский) и фигуры Матери-Земли Máttaráhkká (Мататрахки) .

Средний мир можно описать как мир повседневной жизни саамов. Он состоит из людей и некоторых животных, таких как медведи. Цвет Среднего мира - красный. Средний Мир отделен от Подземного мира рекой крови. Эта река пересекается в одном направлении душами мертвых, а в другом - душами новорожденных, когда они возвращаются в мир живых. Подземный мир населен ныряющими существами, такими как выдры, гагары и тюлени. Это связано с севером, холодными, кипящими источниками, глубокими пещерами и черным цветом.

Изображение
Схема трех миров в древней саамской духовности.

Саамский шаман , ноаиди , был посредником в общении между различными мирами. Использование барабанов, пения и священных предметов позволило этому общению между мирами иметь место. Шаманские барабаны являются очень важными расписными шкурами, изображающими ключевые концепции верований саамов. Часто изображаются три мира. Иногда также отображаются изображения трех женских божеств - дочерей Матарахкки.

Изображение
Медная резьба с изображением саамского шамана (ноайди) с барабаном, Мерокер, Норд-Трёнделаг (1767).

В прошлом саамское общество состояло из сиид (семейных групп), живущих и делящих природные ресурсы. Сиидой руководил самый старый человек в группе, независимо от пола. Лидер сиид контролировал все аспекты повседневной жизни - например, куда и когда группа будет перемещаться, кто ловил рыбу в каком районе, а также на встречах с другими старейшинами, занимающимися общими проблемами.

Некоторые сииды в разной степени были кочевниками , а другие жили в постоянных поселениях. Саамские кочевые народы часто были известными оленеводами, в то время как саамы, живущие в постоянных поселениях, часто занимались рыболовством . В настоящее время в оленеводческих группах часть года живут только саамские олени.

Изображение
Сиида кочевых саамов (1900-1920), Норвегия.

Со временем мирные саамские народы вступили в контакт с другими культурами, что дало положительные и отрицательные последствия. В саамских рассказах упоминается Стало, скорее всего, викинги , которые нападали на них и крали что-то важное. Однако саамы также были искусны в охоте и рыбалке, поэтому они начали торговать инструментами, одеждой и ювелирными изделиями с новыми людьми.

Поскольку саамы прошлого были в основном кочевниками, их ремесло - дуоджи - имело тенденцию быть более целеустремленным, изделия делались в основном из кости, кожи, дерева и рогов. Таким образом, торговля позволила им разнообразить свое искусство.

Изображение
радиционный саамский пояс из бисера, нож и рога для иголок, Норвегия.

К сожалению, грабежи не были единственной проблемой для народа саами при общении с посторонними. Начиная с 1500-х годов саамы постоянно включались в законы и указы, которые чаще всего приводили к налогообложению и потере их земель и прав на охоту и рыболовство.К XIX и началу XX веков усилилось давление на культурную ассимиляцию и нападки на традиционный саамский образ жизни. Горнодобывающие и лесохозяйственные проекты посягали на саамские земли и обычаи.

Сегодня саамы составляют меньшинство в Финляндии , ------ , Швеции и Норвегии , но большинство в самых внутренних частях округа Финнмарк в Норвегии и в муниципалитете Утсйоки в Финляндии. Всего саамов насчитывается около 100 000 человек.

Недавно ученые разделили их на три основные группы, в основном из-за различий в языке и географическом положении. Эти регионы: север, юг и восток были далее подразделены на основе «силы» их традиционной культуры, типа одежды и т. д., создав восемь саамских подгрупп. Интерес к культурной силе является лишь одним из признаков того, что культура саамов меняется с течением времени, и существует опасение, что современность приведет к упадку или возможной потере традиционного и культурно быта народа саами, как независимой культурной группы.

Народ саами пережил сотни лет дискриминации и правовых проблем, а также изменения климата с замечательной силой и решительностью. Недавние проблемы включают борьбу за право разрешить своим оленям пересекать границу между Швецией и Норвегией .

Изображение
Современный саамский мужчина рядом с кочевым домом Лавву, Норвегия.

С 1751 года действовало соглашение, позволяющее саамам продолжать заниматься трансграничным оленеводством. Однако Швеция неохотно подписывала обновление соглашения 1972 года, которое будет регулировать выпас скота через границу. «Граница - это просто линия на бумаге, но северные олени используют эти земли с древних времен», - сказал председатель шведской ассоциации саами Ниила Инга. «Нам действительно нужен договор, который регулирует это по обе стороны границы, учитывая, что норвежское государство теперь заявляет, что собирается предпринять энергичные действия против так называемого« шведского »оленеводства».

Хорошо продуманные связи с прошлым, характерные для традиционной песни, одежды и средств к существованию саамов (все еще преобладающих сегодня), будут и впредь обеспечивать саамам силу для сохранения традиций, а также для диверсификации их пути в будущем - так же, как они всегда делали перед лицом перемен.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB