Текущее время: 28 мар 2024, 22:44


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Женские архетипы вишудхи
СообщениеДобавлено: 15 июл 2017, 10:56 
 

Изображение


Пятая чакра - вишудха, «чистота», расположена на уровне ямочки под горлом и связана с горлом, шеей, ртом, ушами и щитовидной железой. Стихия чакры - эфир, то есть субстанция, в которой смешиваются воедино земля, вода, огонь и воздух. Цвет – небесно-голубой.

В древнейшем трактате йога Патанджали сказано, что те, кто пробудил этот центр, обретают сиддхи: умение создавать двойников, становиться невидимым, заглядывать в прошлое и будущее и определять пути судьбы. Открытие вишудхи отвечает за ясновидение, сверхчувствительность и способность к передаче мыслей на расстояние. Пробуждение вишудхи делает возможным истинный самоанализ: перед человеком впервые во всей полноте открывается его внутренний мир. Пятая чакра также служит началом непредвзятого взгляда на мир внешний. Человек начинает отождествляться со всем человечеством независимо от расы и места рождения. Пробужденная горловая чакра позволяет быть в гармонии с жизнью – внутренней и внешней.

Все люди наделены речью, на физическом уровне все пользуются голосовым аппаратом, но большинство людей используют речь только для выражения потребностей предыдущих чакр. Они говорят муладхарой, манипурой, свадхистаной, анахатой. Это нормально и необходимо. Но открытие вишудхи ведет дальше – к разговору на «Истинной речи», где каждое слово – Имя.

Нарушения в работе пятой чакры приводят к расстройствам сна, аппетита и «чувства реальности». Такие люди оказываются на грани вымысла и действительности. Их фантазии невольно выплескиваются в обыденный мир, а сам человек не в силах отличить воображаемое от реального.
Отрицательным, опасными проявлением этой чакры является также склонность превращать духовные озарения в догмы, фанатизм. В разговоре такие люди не прислушиваются к мнению собеседника, они на сто процентов правы. Отсюда возникает пафос и фальшь, неискренность перед самим собой, сарказм, склонность к осуждению других, к сплетням, а также - зависимость от чужих мнений.
Блок вишудхи – подражательность: быть как все. Быть посредственностью – находиться посередине, в толпе. Это – застревание на мосту, остановка, не-позволение себе выразить себя, не позволение себе двигаться, быть в потоке. Вишудха чакру называют «дверью к свободе», но это также и дверь к жизни - если вы делаете не то, что говорите, и говорите не то, что думаете, то и живёте тоже не вы.


ОСТОРОЖНО, ПЯТАЯ ЧАКРА!


Вишудха, творчество: любить прекрасную даму или быть прекрасной дамой? Женские архетипы вишудхи в нашей системе «карт богинь» - Муза, Сарасвати (богиня индуистского пантеона), Прекрасная Дама и Сапфо - часть личности, всегда присутствующая в душе творческой женщины. Та, которой почему-то удобнее любить не мужчину, а другую женщину, и – тем самым – себя! Одиночество художника, одиночество Нарцисса, и влюбленная в него не менее нарциссичная нимфа Эхо…
Искусство – искусственность, нереальность, противоестественность, искушение. Но, если мы хотим подниматься вверх, к мудрости, через это искушение придется пройти.

Вишудха, энергетический центр, отвечающий за творчество, речь, проявление своей индивидуальности в некотором роде является аналогом нулевой, инициирующей чакры. Это тоже чакра перехода - мост между животным и божественным в человеке. Любить могут и животные, возможно, даже сильнее, чем люди. Но не один зверек не способен ни создать произведение искусства, ни им восхититься. Горловая чакра- мост между животным и божественным в человеке, и проход по нему очень опасен. Это - почти Калинов мост над рекой Смородиной.

Интересно, что на уровне вишудхи возникает возможность искажения отношений между мужчиной и женщиной – они уже не подвластны животному, природному, где самец и самка сопрягаются, чтобы произвести потомство.
Женский и мужской гомосексуализм, аскеза, отрицание плотской любви, духовная полигамия и полиандрия – со всеми этими явлениями можно столкнуться при изучении архетипов, связанных с горловой чакрой.

Творчество – наиболее энергозатратная деятельность. Это труд, это устремление вверх – постоянное! Пятая чакра помогает сердцу высказать свои чувства, а сердце бьется всегда. Если же творческая энергия ослабевает, заменяется автоматизмом, возникает скука и (или) саморазрушение.

Любовь из анахаты поднимается вверх, становясь любовью к своему делу. Скука губит любовь. Творческие люди живут по сути всегда в состоянии активного транса. Доминанта, фокус внимания таких людей всегда – впереди и наверху. Недаром художников часто сравнивают с детьми – когда ребенок играет, он играет самозабвенно он весь в игре. Нет противоречий, нет внутренней борьбы, нет или-или, есть только и –и. Игрушка для ребенка стопроцентно живая, но при этом ребенок не путает ее с действительно живыми существами. Это - парадоксальное и необходимое свойство игры.
«Homo ludens», «человек играющий», назвал такое состояние философ Йохан Хейзинга.

Чудесно жить и творить легко, играючи…Но игра – опасна. Опасно - заиграться. Остаться – там. Гениальность и безумие очень близки, грань между ними – тонка и остра.


«Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой; под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, -
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу - ты смеешься, эти взоры - два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!»

Н. Гумилев.

…Вишудха, переход через мост. Патрулирование своих границ в вечном страхе перед другими. Строительство Вавилонской башни или рытье вавилонского колодца... Эта чакра требует очень много терпеливого внимания, для того чтобы силы, которые мы тратим на внутреннюю борьбу могли быть направлены на внешний мир.

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ, ГРАНИЦЫ И ПОГРАНИЧНИКИ.

Что такое творчество? Творчество в узком и широком смысле: творчество поэтов и композиторов и творчество любого, говорящего на языке? Ведь говорение и думанье словами – уже творчество, то есть – создание иллюзий. Мы можем сказать (или написать) – «корова», но никакой коровы нет! Мы можем сказать «рыжая корова» - и создать рыжую корову. Скажешь – «черная корова» - и возникает черная. Это чудо! И мы – его творцы.
Творчество – соперничество с Богом, с Творцом. К чакре творчества, вишудхе, относятся проблемы Эго и легенда о Вавилонской башне.
Эго … Многими «просветляющимися» слово «Эго» воспринимается как бранное слово. Существует мнение, что от него, мол, нужно «избавляться»…. На самом деле, эго, как и любую психическую структуру, надо интегрировать, сделать как можно менее изолированной от других структур психики. И тут мы подходим к вопросу о границах.
Эго замыкает психический аппарат человека на самом себе, создавая иллюзию изолированности. "Я" сосредотачивается на своих потребностях и способах их удовлетворения. Тогда перекрывается восприятие более тонких структур: внутренней энергий, энергии других людей, энергии земли, растений, природы. Одним из побочных эффектов изолированности является Одиночество. Если это чувство не покидает вас надолго, начните совершать бескорыстные поступки, во благо других живых существ. В результате границы Эго расширяются, и чувство Одиночества исчезает. Вот несколько условных уровней расширения Эго, или уровней ответственности:

1. Я, Мне, Мое.
2. Я и моя семья: дети, родители.
3. Я и мои близкие: семья, друзья.
4. Я и люди, с которыми я соприкасаюсь.
5. Я и общество, в котором я живу.
6. Я и Планета - Человечество
7. Я и Живая Вселенная (стадия истинного растворения Эго)

Если внимательно присмотреться, то мы увидим что все люди функционируют на разных уровнях Эго, иногда расширяясь и снова сужаясь. Конечно, расширяться непросто, надо, как барон Мюнхаузен, тащить себя за волосы. Но! Чем шире ответственность, тем больше энергии дается человеку, ресурсов, возможностей, сил, вдохновения. И если вам скучно, одиноко, вы потеряли смысл, непонятно куда идти и что выбрать.... начните совершать поступки не для себя, помогая другим людям, природе, обществу. И мир расширится, то, что было границами, станет соединительными линиями.
« Мы снова говорим на разных языках» - пел Высоцкий. Проблемы вишудхи – это проблемы с взаимопониманием. Фактически язык общения может быть одним. Психологически же… Свои люди – это те, которые говорят с тобой на одном языке… Все прочие, в обыденном понимании – чужие. Они – не такие, как я, «не я». Именно «я» создает границу «свой-чужой». Создает изоляцию. Делает из нас вечных пограничников, патрулирующих границы «себя»…
С другой стороны: умение говорить с каждым на его языке (умение, приписываемое почитаемому католическому святому Францизску Асиззкому) таит в себе опасность. Опасность потерять себя… Стать иллюзией, призраком, актером, твердящим чужие слова. Потерять самоидентификацию, столь дорого нам доставшуюся в подростковом возрасте…
Согласно Вильгельму Райху, основоположнику телесно ориентированной терапии, яремная ямка, расположенная в основании шеи – зона самоидентификации. В основании шеи – моста наверх, к Божественному - лежит Эго, «Я». Когда человек творчески занимается любимым делом, он говорит: «Я нашел себя. Это – моё!»
И тут можно подробно поговорить о Вавилонском столпе, рассмотрев его как телесную метафору. Башня от Земли (тела человека) до Неба (головы) – что это, как не шея?
Легенда, изложенная во второй главе «Ноах» Книги Бытия не уникальна. Подобный сюжет встречается, прежде всего, у самих вавилонян: легенда о столпе записана клинописью на плитах, находящихся ныне в Британском музее. Отголоски того же предания сохранились у египтян и у греков: миф об аккадах, возымевших гордую мысль при посредстве великой башни проникнуть в жилище богов. В Новом свете подобные легенды встречены у мексиканцев и у индейских племен: сказание о вавилонском столпотворении - сюжет архетипический.
Вот его библейская версия:

Потомки Ноя расселились в земле Сеннаар ( Шумер) и решили построить на реке Ефрат город Вавилон и башню высотою до небес. Она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Задумал башню царь Нимрод (по др.-евр. букв. «восстанем»), «сильный зверолов перед Господом» (Быт.10:9,10), жестокий и гордый Богоборец и, видимо, человек с сильным Эго.

Строительство было успешным и, глядя, как растет башня, господь Саваоф возмутился дерзостью людей. Он повелел ангелам «смешать их язык». И вавилоняне, до того понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках; началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось. Теперь слова «вавилонское столпотворение» стали обозначением всякой бестолковой сутолоки, беспорядка и нескоординированности.

"Сходит Яхве, чтобы взглянуть на город и башню, что выстроили сыны человеческие. Говорит Яхве:
"Да! Один народ, одна губа у всех:
вот, что начинают они делать!...
Сойдем же! Смешаем там их губы,
и человек не поймет более губу ближнего своего".
Рассеивает их Яхве оттуда по лицу земли всей.
Бросают они строить город.
Над которым возглашает он свое имя: Вавилон [Bavel], Смешение,
ибо смешал там Яхве губу земли всей,
и оттуда рассеял Яхве их по лицу земли всей."

Вишудха – тело и дух, верх и низ, Земля и Небо. Метафорическая Вавилонская Башня оказалась частью человеческого тела, шеей. Слово «искусство» родственно слову «вкус» (тут же: «искушение», «искуситель» - связь с Люцифером, Лукавым – Трикстером, Несущим Свет). Вкус пищи – это понятие животное, земное, но также: «хороший вкус» - тут речь идет о высшем, об Искусстве.
В древнееврейском языке слово «губа» (как видно из приведенного выше отрывка) значит и часть лица и - «язык», в смысле «верхнем», то есть способ описания мира и коммуникации.

В русском языке точно так же слово «язык» - и «верхнее» и «нижнее». Это тот кусок плоти, что расположен во рту (и не только у человека, но и бессловесных тварей, братьев наших меньших), но также – речь человеческая и божественная, Божественный Глагол. Мир это - текст, Бог - это текст, и человек - это тоже текст, умеющий текст создавать.________________________________________

В "Бытии" сказано, что Вавилон (Babel) означает «смешение», но в восточных языках "Ва-" (Ва-) означает отец, а "Вил" (Bel) означает Бог, Вавилон означает град Божий.
"За дело, построим себе город и башню.
Верхушка ее - в небесах.
Сделаем себе имя,
дабы не были мы рассеяны по лицу земли всей".

За что наказывает их Бог? За то, что они хотели дать самим себе имя. Обозначить свое «Я». Бог противопоставляет им свое им имя Божье, изначально непроизносимое, и побеждает. Но…

«Он предназначил их переводу, он подчинил их закону необходимого и невозможного перевода, с маху, своим собственным - переводимо-непереводимым - именем он высвободил универсальный разум (каковой уже не будет подчиняться империи одной частной нации), но одновременно и ограничил саму эту универсальность: прозрачность запретна, однозначность невозможна. Перевод становится законом, обязанностью и долгом, но с долгами уже не расквитаться. Подобная несостоятельность оказывается помеченной в самом имени Вавилона - которое сразу и переводится, и не переводится, принадлежит не принадлежа к языку и влезает к самому себе в неоплатный долг, к самому себе как другому. Вот в чем, вероятно, вавилонское действо.»
«И он не переставал вымаливать перевод своего имени, даже его запрещая. Ибо Вавилон непереводим. Бог оплакивает свое имя. Его текст - самый священный, самый поэтический, самый первородный, так как он создает некое имя и себе его дает, и все же он остается ущербным в силе и самом богатстве, он вымаливает переводчика. Вот это-то и называется впредь Вавилоном: закон, наложенный именем Бога, который тем же махом и предписывает, и запрещает вам перевод, вам показывая и от вас утаивая его пределы»
Жак Деррида. «Вокруг Вавилонских башен».

Проблема перевода… Словесное общение – это перевод себя на универсальный язык с которого собеседник переводит (опять же!) на свой. Да и само слово «перевод» отсылает нас к узкому, опасному месту: «переведи меня через….»

«Переведи меня через майдан:
Там бродит женщина, я был когда-то с нею
Теперь пройду и даже не узнаю
Переведи меня через майдан…»

САПФО, КАРТА "ИНВЕРСИЯ"

Гордыня, одержимость анимусом ( башня – также и фаллический символ) приводит к утрате взаимопонимания. Прежде всего – со своим естеством. Архетип Сапфо связан с инверсией, многочисленными «перепутками», заменами, недомолвками:

«Женишок мой, бабеночка видная,
Наливает мне в кружку тройной
Вместо красной икры булку ситную
Он намажет помадой губной…»

Юз Алешковский «Лагерная лесбийская».

Сапфо (Сафо) - древнегреческая поэтесса с острова Лесбос. Стихи Сапфо утеряны, и впоследствии восстановлены по многочисленным цитатам, но современники видели в них небывалое доселе поэтическое совершенство. Для нас Сапфо - не живой человек, а легенда, архетип. Что заставляет творческую женщину искать вдохновения в любви к даме? Недостижимость, несбыточность? Защищенность, возможность сестринского понимания? Или и то и другое вместе? Архетип Сапфо амбивалентен - с одной стороны искусство, с другой - искусственность, бунт против естества. Творческая плодовитость - и женское бесплодие. Бесмертие славы и - смерть тела, смерть рода.
Современники называли её «страстной». «Сапфо фиалкокудрая, сладкоулыбающаяся, чистая...», — и фантастичны. Считается, что Сапфо родилась на острове Лесбос в аристократической семье. Вроде бы был у нее - муж, Керкилас и дочь, прелестная девочка: «дитя у меня есть родное, прелестное словно цветочек», прожившая недолго. Но, если учесть, что имя предполагаемого мужа буквально означает «член из района мужчин», а своими дочерьми Сапфо называла прелестных дев, ее окружавших, то в достоверности замужества Сапфо можно усомниться.
А в легенде о смерти поэтессы участвует сама богиня любви Афродита. Юноша-моряк Фаон однажды перевозил Афродиту на своей лодке, в благодарность она сделала его неотразимо прекрасным. Сапфо воспылала к нему любовью, но он не ответил взаимностью. Тогда Сапфо бросилась с Левкадской скалы. С тех пор и по наши дни Левкадийская скала стала культовым местом самоубийств безнадежно влюбленных.
Стихи Сапфо также обладают некоторой «мнимостью», они сохранились только в цитатах. Но современники были от них в таком восторге, что называли Сапфо «десятой музой»:

«Девять на свете есть Муз, утверждают иные. Неверно:
Вот и десятая к ним — Лесбоса дочерь, Сапфо!»
Платон

Сократ называет её своей «наставницей в вопросах любви». Страбон утверждает, что «напрасно будет искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать, хотя бы приблизительно, сравнение с Сапфо». Рассказывают, что Солон Афинский услышав, как его племянник поёт песню Сапфо за бокалом вина, попросил мальчика научить его этой песне. Когда тот спросил его, зачем, Солон ответил: «Чтобы я мог выучить её и умереть“».

Главным достоинством её стихотворений считалась напряженная страстность, обнаженное чувство, выраженное с чрезвычайной простотой и яркостью. Любовь в восприятии Сапфо — страшная стихийная сила, «сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты». Сапфо передавала свои чувства путем телесных метафор (огонь под кожей, звон в ушах и т. п.), ее язык был прост, чувства в душе кипели, но разум спокойно выбирал слова для их выражения. Сапфо ввела в стихосложение несколько ритмических образцов, названных её именем (большую и малую сапфические строфы), которые высоко ценились и её современниками и поэтами позднего времени, в том числе латинскими - Катуллом, Горацием.

Поэзия Сапфо была посвящена любви и красоте. Страстно воспевала она и девушек и юношей.
«Я любила, я многих в отчаянье призывала на свое одинокое ложе, но боги ниспослали мне высшее толкование моих скорбей... Я говорила языком истинной страсти с теми, кого сын Киприды ранил своими жестокими стрелами... Пусть меня бесчестят за то, что я бросила свое сердце в бездну наслаждений, но, по крайней мере, я узнала божественные тайны жизни! Моя тень, вечно жаждущая идеала, сошла в чертоги Гадеса, мои глаза, ослепленные блестящим светом, видели зарю божественной любви!»
От названия её родного острова Лесбос происходит слово «лесбиянка», а в английском языке также используется образованное от её имени слово «сапфический»; оба этих слова стали применяться для обозначения женской гомосексуальности только в XIX веке. Хотя лирические героини многих её стихотворений говорят о страстной влюблённости или любви к женщинам, но описания телесного контакта между женщинами встречаются редко и являются спорными. Подруги и ученицы Сапфо обменивались стихотворениями, которые в первую очередь были связаны с древними культами женственности, эта поэзия (предназначенная, для определенного круга близких) естественным образом приобретала откровенное содержание, но, возможно, что в отношениях с подругами она была похожа на Платона или Сократа: «Как иначе можно назвать любовь этой женщины, если не искусством любви Сократа? Ведь они, как говорят, любили многих, и были увлечены всем прекрасным…»

Страсть сжигающая и неутолимая – платоническая любовь к своим прекрасным подругам и ученицам (Сапфо возглавляла «фиас» - женское объединение, посвященное Афродите, одной из задач которого было приготовление к замужеству знатных девушек) была, судя по всему, сродни любви Платона к юношам-ученикам, любви «платонической», не плотской, любви к красоте – неутолимой, невозможной.

Архетип Сапфо проявлялся во многих творческих женщинах – Марине Цветаевой, Фаине Раневской, в Туве Янсон, создательнице мира трогательных муми-троллей.

В судьбе женщины, у которой энергетический канал к архетипу Сапфо изначально очень мощный, прослеживается двойственность. Двойственность чакры вишудхи…С обывательской точки зрения их судьба может быть названа несчастной, порой даже трагической: ранняя смерть, бытовая неустроенность, хождение по краю безумия.Но, при этом, – бессмертная слава и напряженная, полная эмоций, работы, интереса жизнь. Если это осознанный выбор, такая жизнь – счастье. Если фатум, рок, проклятье – стоит задуматься о своих отношениях с архетипом Сапфо.

Ресурсные отношения с архетипом дают творческий размах и творческую свободу. Так в вишудхе продолжается тема анахаты – тема свободы и любви. Свобода от корысти, свобода от условностей социума, свобода от психических травм прошлого приводят к тому, что человек выражает свободно – себя. Себя, а не кого-то другого!
Творчество таких людей – светлое, оно поднимается из сердца и зовет людей вверх. Ресурсные отношения с Сапфо включают в себя и «женское счастье» - любимого, семью, детей. Но эти отношения - на уровне вишудхи, на уровне устремления к высшему. Для таких отношений значимы общие интересы, общие вкусы, совместное творчество. Дети в таких семьях, вырастая, становятся друзьями родителей, к родственным связям добавляется много дружеских. Система семьи, продолжая оставаться системой, становится более открытой и, поэтому, еще более синергичной. Если муж поддерживает жену не только как женщину, но и как творца, ее жизнь становится невероятно полной и насыщенной.
На уровне ресурсных отношений с Сапфо решены проблемы с родителями. Ушли обиды, регресс в детскость. На смену иерархии пришло равенство. Формула Берта Хелленгера «ты большая, а я – маленькая» ( обращение к фигуре, замещающей мать в процессе семейных расстановок) на этом уровне не работает. Мать (отец) и дочь – равны.
Женщина, находящаяся в ресурсной связи с этим архетипом очень много сил черпает также из «колодца» мировой культуры. Она не только творит, она восхищается творчеством других – «вос-хищается», то есть поднимается им ввысь.
Драматизм жизни, пропасть между материей и духом, ненадежность моста, ведущего к верхним чакрам, безнадежность строительства «башни до Бога» - все это осознается такими людьми очень хорошо. Но – чувство юмора, чувство в полной мере проявляющееся на уровне вишудхи, и любовь к близким помогают жить и творить с этим знанием.
У женщин, обладающих ресурсом Сапфо есть свое мнение, свой голос. Это мнение может не совпадать с мнением большинства, но Сапфо наделяет даром убеждения и деликатности. Поэтому «особое мнение» таких людей не приводит к конфликтам и изоляции, а лишь обогащает общение с ними.

Нересурсные отношения архетипом Сапфо приводят к двойственности, непонятости, «трагическому надлому» в жизни. На физическом плане с этим, как правило, сопряжена гиперфункция щитовидки. Повышенная тревожность, маскирующаяся саркастическим юмором - характерная черта женщины, «одержимой» архетипом Сапфо. Ее губы улыбаются; но глаза – грустные. Творчество ее депрессивно. Судьба и отношения – нелегкие:

"Если вы всерьез хотите разочаровать родителей, а к гомосексуализму душа не лежит, идите в искусство."
( Курт Воннегут)

Такие люди нациссичны, живут во внутренней или внешней изоляции, на своем личном «острове Лесбос». Они не в контакте со своей душой, с сердечным центром – живут наперекор себе, избирая страдание и упиваясь им. Часто увлекаются эзотерикой или фанатично веруют. Балансируют на грани безумия и самоубийства…
Личная жизнь женщин-Сапфо не обязательно сопряжена с лесбийскими страстями, она может увлекаться мужчинами – но в отношения всегда вносится элемент публичности. Опять инверсия: то, что должно быть личным – становится творчеством, направленным вовне. То, что должно изливаться из души – через вишудху - в мир, запирается внутри: непризнанность, невостребованность, «муки творчества».

Плохие отношения с родителями, с родней. Плохие отношения с детьми или бездетность. В отношениях мать-ребенок у женщины-Сапфо также часто прослеживается перепутка – эти отношения перевернуты «с ног на голову». Ребенок назначается на роль матери или отца – ведь творческая дама такая нервная, такая беспомощная….


ПРЕКРАСНАЯ ДАМА - "БЕСПЛОТНОСТЬ"

Прекрасная Дама, объект поклонения, возвышенной, творческой, «куртуазной» любви – устойчивый архетип нового времени. Возник он в средние века. Рыцари слагали стихи и проливали кровь – во имя Дамы, не смея коснуться ее, осквернить даже безгрешной мечтой. При этом дама зачастую была замужем, благополучно старела и рожала детей, в стихах и песнях оставаясь юной и прекрасной. Самый известные примеры проявления этого архетипа - отношение Данте к Беатриче, Петрарки к Лауре.

Считается, что прообразом и эталонным образцом возникшего в куртуазной литературе архетипа Прекрасной Дамы была королева Джиневра – супруга знаменитого короля Артура, главы и учредителя «Круглого стола» благородных рыцарей.

По легенде, Ланселот, «лучший рыцарь мира», избрал Джиневру своей дамой сердца. Возможно между ними была физическая близость, возможно – нет: как и в истории Сапфо, мнения на этот счет существуют разные. Известно только, что все свои подвиги Ланцелот посвящал Ей, Гвиневре, Дженни. Муж ее, король Артур, считал рыцаря своим лучшим другом и на отношения их «смотрел сквозь пальцы». Артур любил Ланцелота, а Ланцелот любил короля Артура. Это была благородная любовь, любовь воина к товарищу по оружию, любовь ученика к учителю. Любовь младшего брата к старшему, почти отцу, но отцу, любовь к которому избирается добровольно. И вот Ланцелот полюбил королеву, супругу старшего друга. Они любили ее оба, черпая в этой любви также силу любить друг друга.

Она, кстати, не имела детей (опять - физическое бесплодие и творческая плодовитость!), представляя собой в этом смысле скорее не женщину, а идею. Но в метафорическом смысле в этой истории она и не могла подарить королю наследника. Это бы внесло элемент низменной двусмысленности в вопросы престолонаследия и обнажило бы суть «благородных» отношений, низведя их до отношений скотских. Того, чем может заниматься любая кобыла, впоследствии рожая жеребят.

Итак, трон Англии остался без наследника и страна была ввергнута в пучину гражданской войны. Высокие идеи Круглого стола оказались дискредитированы и осмеяны. Наступил Новый век, век цинизма, пушек и пушечного мяса. Век, который так сентиментально любит легенду о Любви Рыцаря к Королеве.

Согласно ряду исследователей, концепция рыцарского поведения, куртуазно-романтической любви к прекрасной Даме и воплощения Бога в женственном возникла в европейской культурной традиции под влиянием суфизма. В произведениях суфиев, например, Хафиза, любовная лирика и мистическая поэзия неразделимы.
Провансальские трубадуры XII века (Слово "трубадур", возможно, происходит от арабского тарраба, "петь") слагали стихи о "Той, пред которой весь свет, И вся красота - лишь прах" (Бернарт де Вентадорн). Возлюбленная поэта становится воплощением теофании (богопроявленности):

«Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали как богоявленье..»
Арсений Тарковский

Рыцарское поведение было неотделимо от культа Прекрасной Дамы:

Мчались в битву паладины,
Именуя громко дам...
Пушкин, "Сцены из рыцарских времен"

Как эталон служения рыцарским кодексом предписывалось безумие ради Дамы (символическое или вполне клиническое) - безумие Ланцелота, в котором пребывал он 10 лет, помешательство Пушкинского «бедного рыцаря» (… «как безумец умер он.»), горячечный бред благородного идальго Дона Кихота, соткавшего в своих грезах прекрасную Дульсинею, имевшую весьма мало отношения к реальной скотнице Алдонсе. Кстати, Сервантес был хорошо знаком с исламской философией и авторство "Дон Кихота" приписывал арабу, "премудрому Сиду Ахмету".

Поклонение бесплотной Женственности, причем Женственности страдающей, часто связано с образом Девы Марии, архетипа анахаты – причем именно с нересурсным его проявлением.
Тут опять мы видим подмену, «перепутку» - женщина как таковая вытесняется, ее тело, ее личность. А потребность в любви – остается. Мертвое заменяет живое. Живое становится бесплотным, обобщается, теряет индивидуальность.
Русское искусство, особенно литература, вдохновлялось страданиями ------, делая из нее Прекрасную Даму. Прославить многострадальную Родину в песнях, в стихах… Некрасов, Блок… Именно боль и страдания «возлюбленной» так вдохновляют. За этим видится ее избранность, надмирность, особость:

«О Русь моя! Жена моя! До боли
Мне ясен долгий путь…»
Александр Блок

В жизни Блока разыгрывалась та же коллизия, как и в жизни рыцаря Ланцелота. Это был, по сути, треугольник Пьеро (сам Блок), Коломбина (его жена Любовь Менделеева) и Арлекин – Андрей Белый. Блок любил жену «чистой любовью», как бесплотную, страдающую и Вечную Женственность. Он желал жить с Незнакомкой, ценил душевную боль, приводящую к созданию стихов. Боль свою и своей жены. Неудивительно, что в результате физическая близость у Любови Дмитриевны возникла с Андреем Белым, более земным и оптимистичным человеком.

Наглядный пример извращенных взаимоотношений мужчины-творца и Прекрасной Дамы - серия набросков художника Фердинанда Ходлера (крупнейшего представителя стиля модерн) «Умирающая Валентина». На них изображена возлюбленная художника на смертном одре. Пугающая, кощунственная любовь. Она умирает, она страдает и именно ее пребывание на грани, между жизнью и смертью (опять отзвук чакры перехода, нулевой чакры, отзвук архетипа Мары) вдохновляет его! Его волнует ее непринадлежность уже миру обычному, слишком грубому для «поэта»…
Запечатленная таким образом, Прекрасная Дама останется в веках. Но какой ценой?
По сути, неважно какова она: рыцарь–трубадур восхищается иллюзорным, вымышленным существом. Не только плоть Дамы, не нужна ее индивидуальность. Она – как все. Поэзия, ее воспевающая, пишется «по образцу» и чакра вишудха, чакра индивидуальности – блокируется.

Архетип Прекрасной Дамы связан с отрицанием земного, телесного. Отрицанием, граничащим с ненавистью. Поклонение благородству и возвышенности Дамы в средние века странным образом уживалось с прямо-таки изуверским отношением к женскому телу.Тело средневековой дамы с детства затягивалось в тугие шнуровки корсета, и к зрелому возрасту фигура становилась как у подростка, переболевшего рахитом. Чтоб увеличить зрачки, в глаза закапывали сок ядовитого растения Белладонны, содержащего атропин. Отсюда и название растения, что в переводе с итальянского означает «красивая женщина». Поскольку белокурые волосы считались эталоном «небесной» красоты, волосы обесцвечивали, высиживая часами под палящим солнцем. Такие продолжительные сеансы часто заканчивались солнечными ударами. В Испании, в 15 веке, женское платье напоминало глухой панцирь, и дурным тоном считалось не только выставлять напоказ голую шею, но даже кончики туфель из-под юбки. И девочкам привязывали к груди специальные пластины, чтоб грудь не развивалась: в эту целомудренную эпоху неприлично было иметь развитые женские формы. Естественно, материнство было проблемой и женщины часто умирали при родах.

Нересурсное взаимодействие с архетипом: Если вы слишком подвержены влиянию архетипа Прекрасной Дамы, вокруг вас, возможно, кипят страсти. Невольно, неосознанно, но вы подчеркиваете «трагичность вашей судьбы». Трагичность, возможно, мнимую, но… Вы особенная! Вы страдаете и страдаете благородно… Вы вызываете поклонение, благоговение, кажетесь высшим существом. Один из примеров одержимости архетипом – образ Настасьи Филипповны в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». Образ манящей, вдохновляющей женщины, но – несчастной.
Это порочный круг – игра в Прекрасную Даму делает женщину несчастной и, тем самым, добавляет штрихи к ее имиджу «благородной и страдающей». Если вас невозможно (по определению) сделать счастливой, то в вашу жизнь «притягиваются» лишь те, кто будет безумствовать ради вас. Но это ли вам нужно?
К тому же, если заиграться в бесплотную и недосягаемую мечту поэта, на физическом плане может возникнуть бесплодие, болезни репродуктивной системы.

Архетип Прекрасной Дамы, при правильном его проведении, может быть очень ресурсным. Энергию, которую дает связь с архетипом Прекрасной Дамы можно и нужно направлять в конструктивное русло. Быть мечтой и звездой, но при этом – жить и жить полной жизнью.
Пример такого удачного контакта с архетипом – Лиля Брик, любовь и Прекрасная Дама Маяковского. Она жила ярко и долго, особо не стесняя себя общепринятой моралью. Энергию, получаемую от Маяковского, она тратила на себя и отнюдь не была бесплотной. Это опять архетипический треугольник, истоки которого – в комедии дель арте - это опять Пьеро, Коломбина и Арлекин: Маяковский, Лиля Брик и ее муж Осип Брик.
Коломбина – живая, веселая, земным сердцем и земным телом любящая земного мужчину. И, вместе с тем, - для Пьеро – его Прекрасная Дама, которая, облагороженная силой его творчества, останется в легендах и песнях.

Если у вас есть потребность и талант быть «Прекрасной Дамой», будьте не страдающей Настасьей Филлиповной, а неунывающей Коломбиной. Пусть вокруг вас кружится вихрь поэтов, но пусть будет и муж, единственный, кто будет обладать вашим телом и сердцем.

МУЗА - "ТОЛПА"

Тяга к взаимопониманию, к желанию «говорить на одном языке» (а значит – идти на компромисс) особенно сильна у женщин. А язык-то, кстати, у нас мужской! Так исторически сложилось. Посудите сами: легко и непринужденно звучат слова: ученый, автор, доктор наук. Но именовать себя ученой, авторшей и докторшей наук никому в голову не приходит.

Генеральша – это жена генерала. Если это воинское звание присвоено женщине, она – генерал. При слове «человек» обычно представляешь мужчину. В украинском языке слово «чоловик» и есть - «мужчина», женщина – «женка». Ребенок – «он». Более архаичные «дитя, чадо» - употребляются нечасто. Многие женщины, описывая свои проблемы, часто неосознанно переходят на мужской язык: «и вот ты чувствуешь, что ты никому не нужен… (вместо – «нужна») и так далее.

Мужской язык необходим в патриархальном обществе, где на уровне вишудхи наиболее сильно проявляется архетип Музы, вдохновительницы МУЖЧИНЫ.

Вообще-то муз было девять, целая толпа… В древнегреческой мифологии Музы – дочери богини памяти Мнемозины и верховного владыки Зевса. Память и власть… История зачатия муз интересна: богиня мудрости и памяти, Мнемозина (а в нашей системе она - архетип аджны) полюбила простого пастуха. Между тем ее удостоил благосклонности сам Зевс, он захотел стать ее любовником. Но Мнемозина отказала верховному богу…
Тогда Зевс, уязвленный в своей гордости, добился желаемого обманом: он принял облик возлюбленного Мнемозины. От этого союза родились девять дочерей:

Каллиопа («чудесный голос») — муза эпической поэзии;
Клио («дарующая славу») — муза истории;
Мельпомена («пение») — муза сценической драмы и трагедии;
Полигимния («много песен») — муза пантомимы и гимнов;
Талия («добродушие») — муза комедии;
Терпсихора («веселый танец») — муза танца;
Урания («небесная») — муза астрономии;
Эвтерпа («радость») — муза лирической поэзии;
Эрато («милая») — муза любовной поэзии.

Муз обычно изображают всех вместе, кружащихся в веселом хороводе или - толпящимися вокруг их предводителя, бога логики, искусства и солнца Аполлона –«Мусагета» (реже - с матерью, Мнемозиной). Они – молодые миловидные женщины с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой. Музы веселили богов своими песнями и танцами. К людям музы относились доброжелательно и ласково, особенно к своим любимцам — поэтам, драматургам, певцам и актерам. Но также могли они и мстить - за оскорбление и обман. Храмы Муз носили название мусейонов. От этого слова произошло современное название «музеи».

Считалось, что музы обладают даром предсказания, что соответствует свойствам горловой чакры. Они вдохновляли мужчин на творчество, не вступая при этом в телесные отношения. Греческая мифология упоминает о любовниках и детях муз, но «личная жизнь» муз не имела никакого отношения к их «служебным обязанностям».
Архетип Музы весьма известен и «популярен». Он – естественная часть женской души. Восхищаться искусством – очень естественно для женщины, большинство посетителей концертов, выставок, спектаклей – женщины. Женщина вбирает в себя энергию творчества через вишудху. Для женщины мир (Бог) - это мужчина, Творящий Дух, восхищаясь им, она наполняется силой. Эту силу женщина может направить на вдохновление своего мужчины. Архетип Музы – гигантский женский ресурс, но…

«Самая большая сила женщины заключена в умении вдохновить мужчину».
«Жена Вдохновительница интересуется тем, чем занят ее муж Творец».
«Жена Вдохновительница хвалит своего мужа за успехи».
«Жена Вдохновительница рассказывает спутнику жизни о своих мечтах».
Это -заголовки статей для женщин из интернета

Вы можете найти в интернете много советов на тему, как вдохновить мужчину… Архетип музы и соответствие ему (как ресурсное, так и травмирующее) поощряется современным обществом, то есть современным коллективным бессознательным.
Современная цивилизация, выражаясь метафорически «находится в плену» у Афины – сестрички девяти муз. А Афина отвечает за «норму»:
-Как живешь?
-Нормально… Как все…
Архетип Музы в этом смысле очень нормален. В качестве архетипа «Толпы» Муза идет рука об руку с Афиной, защищая заветы папы-Зевса, блюдя нормы патриархального общества. И, кстати, разрушение вавилонского столпа привело к «столпотворению» в смысле: образования из целеустремленных, одушевленных идеей и сотрудничеством строителей башни – толпы не понимающих друг друга людей.

Отрицательный аспект архетипа Музы: муза-толпа, Чеховская «душечка», «пипл схавает»: зачем мужчине становиться лучше, если все, что он делает и так восхищает? Массовая культура, популярная, - то есть «попса». Мы знаем, что популярность часто губит творца. Искушение славой, властью над думами выхолащивает импровизацию, лишает индивидуальности. Уже не на мосту над пропастью балансирует художник, каждый раз умирая, чтобы воплотить свое творение – идет торной тропой, посвистывая, зевая. Музы – истинные дочери Зевса, верные спутницы Аполлона: они падки на славу, на власть, тяготеют к стабильности, держаться группой. Чрезмерная стабильность – застой, болото, скука…. Мертвечина…А женщина, полностью посвятившая себя служению мужчине – теряет себя, по сути - тоже не живет. В этом фальшь, имитация энергии, обман и самообман.

Становясь музой для мужчины, что мы приобретаем, а что теряем? Как адекватно проводить этот архетип, не впадая в «одержимость» им?

"Мужское дело - совершить подвиг (убить дракона). Женское дело - всякая ерунда: выгладить рубашку для подвига, начистить меч и доспехи, вычистить и оседлать коня, накормить мужчину перед подвигом, напомнить ему о месте и времени совершения подвига, проводить его к месту совершения подвига, организовать дракона, чтобы тот не прогулял подвиг мужчины. После подвига: привести поле боя в порядок, забрать рубашку в стирку, меч и доспехи в чистку, коня в конюшню, убрать тело дракона, написать отчет о том, как мужчина совершил подвиг, выгладить рубашку для следующего подвига..."

Любовь-служение, жертвенная любовь…Женщина, упивающаяся ролью Музы - это не та, которая сводит с ума, не Прекрасная Дама. Это – ее инверсия. Она служит «Ему». Она поддерживает его в его идеях и делах, и даже в его романах. Формально моногамный брак превращается в полигамию, а жена старается не ревновать - она озабочена не его женщинами, а ранами, полученные им (в битвах ли с другими мужчинами при утверждении своего "я", или в отношениях с другими женщинами), которые она заботливо и любовно врачует. Наверное, таковы были жены многих великих мужчин, прощавшие им практически всё из любви.

Как мы видим, беззаветное служение мужу-творцу - не самый лучший выбор жизненного сценария для дамы. Часты случаи, когда достигший признания художник, музыкант, поэт (словом – артист), дружески пожав руку постаревшей в заботах о его величии жене, уходит к женщине того же типа, только лет на 20 моложе.

Вместе с тем, неискаженные, «правильные» отношения с архетипом Музы очень ресурсны. Вернемся опять к аналогии с толпой, массой. Толпа-женщина, толпа – материя, пассивное, чуткое к энергии, принимающее начало. Сила толпы огромна, но она «спит» … Лидер, мужское начало – воодушевляет массы своей харизмой. И тогда – подъем энергии, прорыв к новому, творчество! Тогда дремлющая сила, а сила женщины огромна, просыпается. Только встретившись с творцом Муза обретает свою силу и тогда ее жизнь становится яркой и нужной, обращенной к миру, к людям.
Интуицию толпы не обманешь – она возносит кумиров, почуяв за ними силу, и так же легко отворачивается от вчерашнего идола, почуяв, что сила ушла. Интуиция – свойство вишудхи и женщина, наладившая контакт с архетипом Музы, обладает ей в полной мере.
На уровне вишудхи традиционное, вытекающее из физиологии и «узаконенное» культурой предназначение женщины – уловить «творческий посыл» мужчины и усилить его.
Задача женщины, силу выполнить которую даст связь с архетипом Музы, - быть чуткой. Чуткой к настоящим, «по гамбурскому счету» успехам мужчины. Чуткой к его индивидуальности. Развивать вкус, расти и тянуть за собой (к себе!) мужчину. Искренне восхищаться или промолчать: если мужчина признает за женщиной ее индивидуальность, то порой ее молчание красноречивее слов.

Когда женщина проводит этот архетип правильно, мужчина благодарен своей музе, верен ей и успешен в жизни.Удачная женитьба - один из секретов миллиардеров (По материалам Forbes) И имеются в виду не богатые наследницы, хотя состояние избранницы отнюдь нелишне. Критически важно иметь супругу, которая поддерживает тебя, и, что еще важнее, верит в твое продвижение вверх. Правильный выбор спутницы жизни назвали главным источником своего капитала все "селфмейдмены", составившие состояние в первом поколении.

САРАСВАТИ-"ЧИСТОТА"

Западное творчество негласно пронизано отрицанием. Если мы создаем лучший, высший мир - мы отрицаем мир, созданный Творцом:

«Четкие линии гор,
Бледно-неверное море...
Гаснет восторженный взор,
Тонет в безбрежном просторе.
Создал я в тайных мечтах
Мир идеальной природы,
Что перед ним этот прах:
Степи, и скалы, и воды!»

Валерий Брюсов.

Сарасвати – архетип из индуистского, восточного пантеона. Муж ее - Брахма, Творец мира (не путать с Брахманом, верховным богом, сотворившим самого Брахму). И это архетип творчества без отрицания. Энергия Сарасвати – это энергия восхищения творчеством своего мужа, Творца. Это восхищение природой и следование ей без намеренья эту природу переделать.

Са;расвати («богатая водами», «текущая») — в индуизме богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия. Сарасвати, как супруга Создателя, осуществляет брак неба и земли, созидает небесный Брачный Чертог - мост между животным и божественным, между материей и духом.
Имена и титулы Сарасвати - «дающая сущность – (сара), нашему собственному Я – (сва)», а также: «струящийся поток речи», «властительница речи и жизни», «высшее знание». Она считается воплощением и покровительницей всех знаний: искусств, наук, ремесел и мастерства. Ей приписывают изобретение санскрита и алфавита деванагари.
Сарасвати изображают в виде красивой женщины, одетой в белое. Обычно она сидит на лотосовом пьедестале в «прекрасной позе» (лалитасана): одна нога свисает вниз, в то время как другая находится под ней. Ее эмблема — шестиконечная звезда. Ее голову венчает месяц. Она не носит драгоценности и золото, одета строго — в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Её изображают с четырьмя руками. В её руках:

• священная книга Вед — символ науки
• чётки из белого жемчуга — символ духовности
• чаша со священной водой — символ созидающей и очищающей силы
• вина — музыкальный инструмент, символ искусства

Иногда руки богини сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Четыре руки Сарасвати символизируют всепроникающую силу разума, распространяющуюся беспрепятственно по всем направлениям. Держа книгу в левой руке, а четки в правой, она учит нас, что духовные науки являются более важными, чем мирские.
Сарасвати есть творческая энергия Брахмы, Бога-творца. Она олицетворяет божественное первичное слово.

Как манифестацию Абсолюта, Сарасвати именуют богиней речи - матерью священных Вед. Главными чертами Сарасвати являются чистота и благородство, в текстах говорится что она "чиста как снег". Она всегда спокойна и доброжелательна. Мир Сарасвати - это мир красоты и совершенства, мир, созданный вдохновением художников, музыкантов, прозрением философов и ученых. Тот, кто ее призывает, сможет достичь больших успехов в обучении, и никогда не будет забывать прочитанноеБогиня Сарасвати считается богиней речи, изучения, знания и мудрости. Под ее покровительством находится чакра Вишудха, но также существует тонкий энергетический канал Саравати, который простирается от Аджна-чакры к кончику языка и связывает ум с речью, пробуждая вдохновение у поэтов и провидцев.

Изначально Сарасвати была воплощением реки Сарасвати, на берегах которой по преданию, зародилось все живое (сравните слова «река» и – «речь»!). Когда река пересохла, Сарасвати стала почитаться, как самостоятельной богиня. Говорят, что Сарасвати была создана Брахмой, ее мужем. Брахма был очарован собственной дочерью. Когда она начала кружиться вокруг него в молитве, у Брахмы возникло страстное желание постоянно видеть её, и потому его лицо превратилось в пять ликов, глядящих в разные направления.

В популярной мифологической литературе качестве ваханы (ездового животного) Сарасвати выступает лебедь или павлин. Павлин с его прекрасным оперением символизирует мир во всем его блеске. Поскольку тяга к миру уводит с пути стремящегося к богу, павлин означает авидъю (невежество или незнание). Лебедь же, который, как считается, способен отделять молоко из смеси молока и воды, означает вивеку (мудрость, различение), и видью (истинное знание).
Хотя известно, что видъя, или паравидья (духовное озарение) могут дать нам мокшу (освобождение), не следует пренебрегать и знанием мирских наук и искусств. Как говорит «Ишавасья-упанишада»: «Мы преодолеваем голод и жажду посредством мирских наук, только после этого мы можем достичь бессмертия через науки духовные». Именно поэтому Сарасвати избрала в качестве своих вахан лебедя и павлина.

Согласно индуистским воззрениям, в теле человека Сарасвати «заведует» состоянием гомеостаза (постоянством внутренней среды) организма. Вместе с божеством ветра Вайю она управляет речью. Так же энергия Сарасвати связана со свадистаной.

Архетип Сарасвати, если связь с ним гармонична, дает возможность очень точного различения лжи и истины. На это указывает ее символ, ее ездовое животное – лебедь. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого (разумеется – мифического, символического) качества: способности отделять только молоко из смеси молока и воды. Таким образом он является символом справедливости, милосердия (в любом «плохом» человеке есть и хорошее) и – творчества. Творчество – это всегда разделение, отделение небесного от земного:

«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда»
А. Ахматова

«Отсеиваешь верного слова ради
Тысячи тонн словесной руды»
В. Маяковский.

Имя Сарасвати первоначально было именем реки. Речь, река…Творчество – это все время течь как река. Не останавливаясь ни на миг. Это - как езда на велосипеде – чтобы держать равновесие, надо все время двигаться. Об этом – стихотворение Н. Гумилёва «Волшебная скрипка», приведенное в начале этой статьи. Если текущие воды останавливаются, застаиваются - возникает самоуспокоенность, самодовольство: «я знаю как надо». А за этим – догматизм, гибель творчества. Индуисты считают, что весь мир движется и существует до тех пор, пока Сарасвати перебирает струны своей вины.

Творчество – это созидание нового. Но творчество также и разрушение – старого, отжившего… И у Сарасвати есть темная ипостась – Матанги, или Шьяма (тёмная), неприкасаемая. Это – богиня объедков и «осознанного грехопадения», последнего испытания на пути мистика. «Осознанное грехопадение» предполагает нарушение всех запретов, преступание через все принципы и обязательства . Задача Матанги состоит в том, чтобы сделать сакральными те стороны жизни, которые для обычного человека являются табуированными. Матанги принимает подношение в виде объедков со стола. Всё нечистое становиться в ней чистым, все неправедное – праведным. Матанги называют тёмной стороной Богини Сарасвати, но это суть одна Богиня.

Сарасвати изображают с очень светлой кожей, тонкими чертами лица. Красота ее – духовна, сексуальных желаний она не возбуждает. Матанги же, напротив, имеет более грубые черты лица (пухлые губы, слегка раскосые глаза) и тёмный цвет кожи. Она преувеличенно сексуальна, одно из ее прозвищ «Слониха во время течки», силен в ней и материнский, материальный, плотский аспект. Одета ярко она и вызывающе, чаще всего Её изображают в красном сари, волосы Её распущены, а ваханой для Неё является зелёный попугай.
«Мата» в слове Матанги значит ум. И Сарасвати, и Матанги - это олицетворение знания, искусства, искушённости. Они - две стороны одного и того же. В контакте с Матанги богиней отбросов, объедков и нечистот разрушается двойственность. Матанги снимает покров иллюзии с глаз мистика и устраняет последние остатки двойственного восприятия мира и Бога.

Ресурс Сарасвати (Матанги).
Если Сарасвати оказывает кому-то милость, этот человек приобретает обаяние, чувство вкуса, спокойствие, прекрасную память, развитый интеллект и красивую речь. Отношения с мужчинами у такой женщины очень гармоничны, причем гармоничны на всех уровнях.
Про отношения Сарасвати с супругом, Брахмой, есть легенда. В ней объясняется, почему Брахме, в отличие от двух других богов божественной троицы Тримурти (Шиве и Вишну), в Индии поклоняются мало. Дело было так: великий мудрец Бхригу решил выяснить, кто из Тримурти – величайший и отправился звать богов на состязание. Шива и Вишну охотно согласились придти. Брахма же был настолько поглощён музыкой, которую играла его супруга Сарасвати, что даже не услышал зов мудреца. Разгневанный риши проклял Брахму, объявив, что отныне никто в Индии не будет создавать его храмов и возносить ему хвалы.
Слава, известность – для женщины, ресурсно связанной с Сарасвати – не на первом месте. Она вдохновляет своего мужчину, но вдохновляет на истинное творчество, а не на выпячивание своего эго.
Сарасвати – архетип природы, а природа в своем творчестве не отличает человека от прочих живых тварей. Природа ясна и совершенна в своей кристаллической структуре, и, вместе с тем – текуча, гибка. Архетип Сарасвати дает возможность проявлять эти качества в общении с людьми. Не осуждать, не судить, не сплетничать, а находить во всем и во всех красоту – ресурс Сарасвати. А ресурс ее аспекта Матанги – способность остаться чистой среди грязи.

Нересурсное состояние канала к Сарасвати приводит к потере жизненной силы и покоя, унынию, вялости, неопрятности, лживости. Люди, нересурсно связанные с архетипом сквернословят, забивают свои мозги просмотром телевизора или бездумным плаваньем в мутных водах Сети. Они склонны к суете, авралам, перемежающимся с лежанием на диване. Они принимают поспешные необдуманные лишения. Творчество таких людей действует разрушительно, и вносит в жизнь дисгармонию. Не чуждаются они и плагиата, причем часто не осознают его.
Личная жизнь женщин, у которых отношения с Сарасвати нересурсные – мутная, неосознанная, как неблагоприятный сон. Измены, ложь, ссоры, неуважение и тому подобная «грязь» мучают прежде всего саму ее. В общении такая дама заносчива и часто претендует на то, чтобы нести людям «духовные знания», но знания эти искажает и не подтверждает их своею собственной жизнью. Такие женщины склонны осуждать других, но в глубине души сами чувствуют себя «грязными».

Исцелить, сделать целостным и адекватным личности канал к Сарасвати поможет общение с другими женщинами (женщинам у которых с архетипом Сарасвати взаимодействие искаженное, общение с подругами, попросту, на равных – не очень дается). Между тем взаимный обмен энергией очень усиливает женщин, путь молчания и аскезы – мужской путь. Важны прогулки загород, связь с природой. Очень хорошо - брать уроки вокала - пение очищает горловую чакру. И нам уже не хочется ругаться, корить мужчин.
Важный урок Сарасвати – умение занять продуктивным трудом свои руки. Сарасати поощряет труд по дому (уберите в квартире – и вы наведете порядок в душе!) и женские рукоделия. Особенно рукоделие в кругу подруг, как раньше – на вечорках, в группе, за душевным разговором, за пением.

Творчество в проявленном мире связано с руками. И архетип чакр ладоней, Сирин, имеет большое отношение как к анахате, так и к вишудхе. Этот архетип – помощник, облегчающий труд по восхождению вверх, в пространство аджны, дающий крылатость и дар дивного пения. О нем речь – дальше:


ПТИЦА СИРИН "БАЛАНС"

«Железо и медь бросают в плавильную печь;
По белой стене ползут муравьи чередой.
Две силы – инь, ян, но сущность в них одна:
Я в центре всегда, меж небом стою и землей»

«Су Сяомэй озадачивает жениха»

В этом средневековом китайском стихотворении –загадке описывается человек, именно он, раскинув руки стоит в центре, между Небом и Землей. Человек, существующий в социальном пространстве, подчиняется Небу, опирается на Землю. Иероглиф «небо» тесно связан с иероглифами , «человек» и иероглифом «земля» (третий на картинке внизу). Устойчивость, баланс человеку дают руки – творческая активность в проявленном мире. Творчество создает иллюзию – мы сопереживаем героям книг, но мы знаем, что они – буквы на бумаге. Мы любуемся пейзажем, изображенным на картине, но отдаем себе отчет, что это - краски на холсте. Из земного и с помощью земного творится небесное…
Человек же – это баланс.
Балансу, равновесию земного и небесного, мужского и женского мы поставили в соответствие архетип «Птица Сирин» и архетипическую карту – « Баланс»

Карта соответствует энергетическим центрам ладоней рук. Акцент – на левую руку, на женскую энергию. Энергетические центры ладоней - аналоги чакр позвоночника. В естественном состоянии центр левой ладони впитывает энергию из окружающего мира, правой – отдает. Чакры рук являются местопребыванием созидательной энергии. Руки используют для принятия и для передачи информации и энергии. На руках записана информация о судьбе, личности, геноме. Человек с открытыми чакрами ладоней и пальцев приобретает способность лечить «наложением рук» и способность проявлять себя в творчестве.

Значимость рук и образ крыльев, крылатости души, проявиляется уже на уровне анахаты. Руки анатомически расположены между анахатой и вишудхой. Энергетическими каналами они также связаны с Аджной. Именно обладание руками делает человека человеком. Как ни банально, но человека из обезьяны сделал труд – умение манипулировать предметами. От латинского слова манус, «рука», происходит слово «манифестация», то есть проявление. Рука творит. Всякое проявление, все вещи и события, создаются руками – и сердцем! Когда сердце опустошено – опускаются руки, любовь же – окрыляет.

Но если у души есть только крылья, единственное, что она может – петь… И песни эти-красоты смертельной:
«Сирин близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит».

Си;рин —мифическая птица с головой девы, возможно, христианизация языческих русалок - вил. В средневековых русских легендах райская птица иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве, однако эти песни могут оказаться весьма вредными для человека (от них можно потерять рассудок – это отзвуки архетипов нулевой чакры, Гекаты, Мары, сильно проявляющиеся при приближении к горловой чакре, вишудхе).

Возможно, слово «Сирин» произошло от слова «сирены». Сирены - греческие девы-птицы, увлекавшие волшебным пением мореходов в пучину. Единственным человеком, который услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей. Он залепил спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Сирены же, соблазняя героя, обещали ему всеведение, свойство вишудхи.

«Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец,
Сердце усладного пенья на нашем лугу не послушав;
Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав,
Знаем мы всё, что случилось в троянской земле и какая
Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян;
Знаем мы всё, что на лоне земли благодатной творится.»

Гомер, «Одиссея»

Поэт Николай Клюев пишет:

«Я – древо, а сердце – дупло,
Где сирина-птицы зимовье.
Поёт он – и в сени светло,
Умолкнет – заплачется кровью.»

Поэт одержим Сирином, он становится как бы ретранслятором передаваемого через Сирина адресованного людям божественного слова. Без этих энергий ему смертельно плохо…

На народных лубочных картинках птицы Сирин и Алканост Птица Алканост практически – сестра- близнец Сирина и напоминание о том, что ладоней – две) изображались жизнерадостными. В начале 20го века, в творчестве Васнецова и Блока в их трактовке проявился (а на самом деле – всплыл) дуализм – их стали Птицей Печали и птицей Радости. Это – печаль и радость бытия человеком! В нас много звериного, животного… Много - божественного. А где - человеческое? Оно - посередине, между животным и божественным и мы идем по этому канату, балансируя руками-крыльями…

Ресурс, открывающийся при контакте с архетипом, когда с чакраы ладоней и пальцев открыты - способность лечить «наложением рук» и способность легко и спонтанно проявлять себя в творчестве. Руки – помощь сердцу и творчеству. Если они не праздны, умелы – жить и творить легко, как легко птице – летать и петь.

Если канал к божественной птице засорен, и ее энергии искажаются. Руки-крылья превращаются в механистические манипуляторы. Творчество и общение становятся тяжелым трудом. Нарушается баланс, люди не имеющие поддержки архетипа Сирин – неуравновешены. Это проявляется и на физическом, телесном плане – проблемы с вестибулярным аппаратом, несимметричность тела и лица. Таким людям полезно танцевать спонтанные танцы, находя свой баланс, компенсирующий несимметричность.


© Copyright: Екатерина Бычковская, 2013


Вернуться к началу
  
За это сообщение пользователю Scarlett. "Спасибо" сказали:
Salvataggio
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB