Текущее время: 29 мар 2024, 01:29


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Строение человека
СообщениеДобавлено: 22 мар 2017, 22:47 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101836 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Обобщая взгляды Аристотеля на взаимоотношения души и тела, ассирийский мыслитель XIII в. Абуль- Фарадж Бар-Эбрая пишет: «С того момента, как жизненная сила души нашла свое отражение в теле, душа и тело сроднились между собой. Они взаимно влияют друг на друга… Те чувства, которые утаивает душа, тело выражает открыто»∗. Этим тезисом Абуль-Фарадж обосновывает значимость физиогномистики, позволяющей по внешним признакам определять характер и состояние души. Напрашивается вывод: тело «выражает открыто» не только чувства, таимые душой, но и недуги души — проявляя их в своих болезнях.

Поэтому последователи разных религий одинаково молятся об «исцелении души и исцелении тела» — имен-но в таком порядке: души — сначала, тела — потом. Ведь здоровье тела есть следствие здоровья души. И даже известное латинское изречение: «В здоровом теле — здоровый дух» в оригинале звучит иначе: «Дух здоровый — в теле здоровом», и дух поставлен на первое место.

Так что если тело здорово, то только благодаря духу, обеспечивающему физическую «цельность» человека. Всем известно, что радостное известие порой целительно воздействует на тяжкий недуг. Это — один из примеров излечения тела под воздействием души. Псалмопевец Давид говорит об этом: Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. (Псалтирь 50, 10) И напротив, долго не сбывающееся ожидание может привести к болезни (часто сердечной). Осуществление же сильного желания может восстановить здоровье. Оба эти случая описаны в библейском стихе: Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо жизни. (Притчи 13, 12) Для того чтобы лучше разобраться во взаимодействии души и тела, обратимся к свидетельству Священного Писания о строении человека.

Сотворение человека описано в Библии дважды. Первое описание таково: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они… над всею зем лею…И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Бытие 1, 26–27) Поскольку свойства («образ») Бога изображены в предшествующих стихах 1-й главы Книги Бытия как чисто духовные (Мысль, Слово, Всемогущество присущи Богу именно как Изначальному и Наивысшему Духу — Бытие 1, 2–3), то и человек, сотворенный «по образу» Бога, как Его «подобие», является существом чисто духовным.

При этом «образ» указывает на отражение Божьих атрибутов — таких как мышление, слово, творчество, а «подобие» — на возможности духовного возрастания человека для все большего уподобления Создателю в любви, милосердии, заботе о сотворенном мире. Итак, первое описание сотворения человека ничего не говорит о его физической природе. Второе описание разительно отличается от первого: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. (Бытие 2, 7) Здесь мы уже находим соединение в человеке фи зи чес- кой при роды («прах земной») и духовной («дыхание жизни»).

«Дыхание жизни» — по-древнееврейски «нишмаDт хайиDм», т.е. «нешамаD жизней». «НешамаD» («дышащая») — название «высшего уровня», «высшего плана» души. Нешама оживляет «ниже» нее располагающиеся духовные ступени, а посредством их — и физический организм. Сама же нешама получает жизнь и разум (в библейской метафорике — «свет») непосредственно от Бога:

Светильник Господень — дух [«нешама»] человека, испытывающий все глубины сердца. (Прит- чи 20, 27) В этом стихе, как и в ряде других, Синодальный текст переводит «нешама» как «дух». Нешама — бессмертна, что передается выражением «нишмат хайим» — «неша- ма жизней». Она несет в себе духовно-энергетический заряд бесконечных существований, неисчерпаемый за- пас «жизней».

Нешама — разумна и осуществляет надзор над интеллектуальной и эмоциональной деятельностью человека: «испытывает все глубины сердца» (в библейской метафорике «сердце» соединяет в себе разумное постижение с чувственным). После того как нешама оживотворила физический со- став («прах земной»), человек, как сказано, стал «душою живою» — «неDфеш хайяD». «Нефеш» — название той ча- сти, ступени души, которая непосредственно руководит физическим организмом.

Слова о том, что человек «стал душою живою», отнюдь не характеризуют нефеш как якобы совокупность души и тела — единую личность (как некоторые понимают приведенное выражение). Нет — человек «стал живым нефешем» только в том смысле, что именно на уровне нефеша — «плотского» (рационального) ума и физических ощущений — он себя, главным образом, и чувствует, и осознает. Ведь обычное состояние человека — ощущать и понимать себя как тело «одушевленное», т.е. оживляемое и ру- ководимое нефешем — «животной душой». К более же высоким уровням собственной души человек обычно не имеет сознательного доступа.

Нешама — высший уровень души — не управляет непосредственно нефешем. Жизненную силу («хайиDм» — буквально «жизни», во множественном числе) от не- шамы к нефешу передает еще одна, посредствующая, часть души — «руDах» (в буквальном переводе — «дух»). О роли руаха в жизни человека и животных Писание говорит: …отнимешь дух [руах] их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух [руах] Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли. (Псалтирь 103, 29–30)

Соотношение же нефеша и руаха выражено таким стихом: В Его [Бога] руке душа [нефеш] всего живущего и дух [руах] всякой человеческой плоти. (Иов 12, 10) Здесь уровни души показаны «по восходящей» от нефеша к руаху.

Точно так же, «снизу вверх», описана иерархия руаха и нешамы: Если бы Он [Бог] обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух [руах] ее [всякой плоти] и ды- хание [нешама] ее, — вдруг погибла бы всякая плоть, и человек воз- вратился бы в прах. (Иов 34, 14–15) Здесь выражена та мысль, что если бы Создатель обратил «сердце Свое» (мысль и любовь) на Себя Самого, а не на Свои творения, и «вобрал бы» в Себя снова руах и нешаму, даруемые Им и людям, и животным, — последние перестали бы существовать.

Как руах, так и нешама обладают собственным со- знанием, а вместе они (нешама посредством руаха) сообщают разумные способности нефешу: Но дух [руах] в человеке и дыхание [нешама] Вседержителя дает ему разумение. (Иов 32, 8)

Здесь руах и нешама описаны как принадлежащие Вседержителю, поскольку они не только сотворены Им, но и получают жизнь и разум от Него. Об этом свидетельствует именование Создателя «Богом духов [рухоDт — множественное число от руах] всякой плоти» (Числа 16, 22). Непосредственная, мгновенная, «вразумляющая» пе- редача знания от нешамы к нефешу через руах — воспринимается нами как озарение, особая интуиция, дар ясновидения, просветление и т.п.: Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя. (Псалтирь 15, 7)

Библейское учение о здоровье рассматривает его как следствие правильного взаимодействия всех трех уровней души, а «низшего» из них — нефеша — и с физическим организмом. Апостол Павел адресовал верующим в Фессалониках такое пожелание: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полно- те, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока… (I Фессалоникийцам 5, 23) Nefesh-terapia.indd 22 27.01.2010 23:03:43 23 В этом пожелании греческими словами «пневма», «псюхе» и «сома» переданы древнееврейские руах, нефеш и гуф (тело).

Нешама же, как высшая «часть» души, не упомянута вовсе, поскольку она не подвержена порче или недугу («пороку»), а только может нарушиться связь между нею и ниже расположенными «этажами» души… Если здоровье зависит от полноценного взаимодействия всех трех уровней души между собой, а низшего из них — с телом, то болезнь есть нарушение этого взаимодействия.

Поэтому болезнь по-древнееврейски называется «хоDли» — словом, происходящим от глагола «халаль» — «быть полым», «опустошаться». От чего же именно «опустошаются» в случае заболевания душа (не- феш) или какая-либо часть (орган) тела? От жизненной силы хайим, испытывая ее недостаток. Сила (энергия) хайим — всегда нисходит с более высокого уровня на более низкий; для тела таким высоким уровнем служит нефеш, для нефеша — руах, для руаха — нешама. Именно полноценное и регулярное наполнение энергией хайим, поступающей с более высокого уровня, обеспечивает правильное функционирование всех «этажей» бытия человека — от духовных до физического. Поэтому исцеление должно начинаться с по иска «корня» болезни, который у человека, в отличие от растения, расположен «выше», а не ниже заболевшей части души или тела. Наглядное представление об этом дает сравнение нашей нервной системы с перевернутым деревом, у которого «корень» — головной мозг — расположен над «стволом» — позвоночником и «ветвями» — периферийными нервами.

Само написание древнееврейского глагола «рафаD» — «исцелять» — на это указывает. На- звания букв, из которых состоит данное слово, следующие: «реш» — «голова» («рош»), «пэ» — «уста», «алеф» — «предводитель», «наставник» («алеф» пишется, но не произносится). Такое написание указывает на необхо- димую последовательность исцеления: сначала должен быть исцелен ум («голова»), а затем — речь («уста»); итак, предпосылкой здоровья является верное мышление — и четкое выражение его в речи. Благодаря этому восстанавливается связь человека с его невидимым Наставником — Богом (которого символизирует непроизносимый «алеф» — начальная буква алфавита). Нефеш-терапия занимается исцелением нефеша, непосредственно связанного с телом и оживляющего физический организм посредством энергии хайим.

Именно нефеш чаще всего нуждается в оздоровлении — хотя бы потому, что большинство грехов и ошибок, негативно отражающихся на здоровье, человек совершает на уровне нефеша.

Вследствие этого нефеш, в большей или меньшей степени, как бы «блокируется» — либо по от- ношению к руаху, прекращая получать от него достаточное количество энергии хайим, либо — по отношению к физическому организму, переставая наполнять его этой энергией в достаточной мере. «Блокирование» нефеша может быть и двусторонним — как со стороны руаха,так и со стороны тела.

Для своего исцеления нефеш, согласно библейскому описанию, должен «возвратиться на прежнее место», т.е. вновь прийти в то состояние, в котором обеспечивает достаточную и бесперебойную передачу энергии хайим от руаха к физическому организму. Какими же средствами достигается это восстановление, «возвращение» нефеша? Ответ находим в Писании: Закон Господа совершен, возвращает [в Сино- даль ном переводе — «укрепляет»] душу [не феш]… (Псал тирь 18, 8)

В древнееврейском оригинале выражение «ме шиваDт наD- феш» означает «восстанавливает не феш», т.е. вновь приводит его в состояние правильного взаимодействия и с руахом, и с телом. «Закон Господень» — это Тора, Учение Всевышнего, но также и весь свод Священного Писания, включая Псалмы. При каких же условиях и каким образом Учение Всевышнего «возвращает нефеш» в пер во начальное, здоровое состояние? Тора в приведенном стихе определяется как «темима» — «целостная», «совершенная», «беспорочная» (в Синодальном переводе — «закон… совершен»). А ведь как раз восстановление целостности, гармоничности необходимо нефешу, чтобы правильно получать и передавать энергию хайим. Для восстановления собственного совершенства и налаживания правильных отношений с руахом и с телом нефеш должен войти в гармонию с совершенным Законом — Учением Бога, «настроиться» на очищающее звучание Божьего Слова.

Такое «настраивание» нефеша достигается верой, покаянием, исполнением заповедей — в общем, «совпадением» воли, мысли, чувства, речи, действия человека с выраженной в Учении волей Божьей, а на более высокой ступени — «пребыванием в любви Божьей»: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. (Иоанн 15, 9) Для того чтобы войти во взаимодействие с вышней цели- тельной силой (ср.: «…от Него исходила сила и исцеляла всех» — Лука 6, 19), надо вдумываться в слова Писания, а также стараться произносить их вслух. Уже одно это способно «возвращать» (восстанавливать) нефеш.

Такая практика подтверждается древним опытом религиозных традиций, зиждущихся на библейской основе. Особенно это относится к произнесению вслух псалмов.

Возникает вопрос: равнозначно ли, с этой точки зрения, произнесение вслух псалмов в переводе — и в оригинале? Само Писание отвечает на этот вопрос утвердительно.

Пророк Софония предсказывает: …Ему [Богу] будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов. (Софония 2, 11) Разделенные на «острова» (различные религиозно-культурные традиции), народы Земли призваны соединяться в поклонении и служении Создателю — «каждый со своего места», т.е. исходя из своих наследственных обычаев, в том числе и культурно-языковых. Как известно, Библия переведена ныне на большинство существующих языков — и органично входит или начинает входить в сознание и культуру их носителей.

Согласно наставлению апостола Иакова (Иакова 5, 13), во время страдания (болезни) нам надлежит молиться, в том числе и читать псалмы, издревле составлявшие важную часть молитвенного служения; в радостном же состоянии следует торжественно, с благодарением петь их. Само послание Иакова дошло до нас на греческом языке (хотя весьма вероятно, что существовал еврейский первоисточник), и хорошо известно, что уже ко времени написания этого Послания псалмы произносились не только на языке оригинала или по-гречески, но и на разных других языках.

Апостол Павел также призывает верующих из разных народов «назидать себя псалмами» (Ефесянам 5, 19), «научать и вразумлять друг друга псалмами» (Колоссянам 3, 16). Конечно, эти призывы подразумевают чтение и пение псалмов на разных языках. Божественные Писания, включая Псалмы, берут свое начало в Слове и Мысли Божьих, в Его Премудрости: Не премудрость ли взывает? … Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда… все слова уст моих справедливы… все они ясны для разумного…

Примите учение мое… Блажен человек, который слушает меня… (Прит чи 8, 1–34) При этом Мысль и Слово Всевышнего используют любой язык для своего воздействия на души человеческие: Как дождь и снег нисходит с неба… напояет землю и делает ее способною рождать и произращать… так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. (Исаия 55, 10–11) В сказанном содержится, в частности, и ответ на вопрос православных верующих: предпочтительнее читать Псалтырь по-церковнославянски или по-русски? Аналогична проблема, возникающая у католиков применительно к латыни и к их родным языкам. Ясно одно: читать псалмы следует с верой и смирением, ведь главное здесь — состояние сердца, а не язык, на котором они произносятся…


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
-Ингрид-
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB