Текущее время: 28 мар 2024, 12:06


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Магические практики против эльфов
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2018, 23:58 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101826 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Магические практики против эльфов
Уилфрид Бонсер
(Доклад был зачитан на Оксфордской встрече Британской ассоциации 11 августа 1926 года)

Перевод - https://fylgja.ru


Когда причины болезней не были известны, их происхождение приписывали многим ошибочным причинам, обычно сверхъестественным. В них видели недоброжелательность, как спровоцированную, так и нет. Это зло чаще всего относили к эльфийскому (к тем, кто атаковал своими стрелами) или к «летучему яду»; они могли быть приняты как эквиваленты внезапного недомогания и инфекции соответственно (Одри Мини [Audrey Meaney], 1992г., делает предположение, что «летучим ядом» могли быть бактериальные инфекции, передающиеся без видимого контакта. В любом случае, этот термин означал нечто, что быстро распространяется и проявляется как видимое раздражение кожи, вплоть до сыпи, язв и т.д. — прим.). Дух (источник болезни или недомоганий — прим.) также мог действовать, предположительно, через непосредственного врага человека: последний попадал под влияние колдовства или черной магии.

Эти убеждения широко распространились по всей Северной Европе. Тевтонские Асы, во всяком случае после прихода христианства, соотносились с подобной недоброжелательностью. Отрывок из англо-саксонского лечебника Lacnunga

«Будь это асов укол
Или эльфа выстрел,
Или выстрел ведьмы,
Сейчас я помогу тебе» ➀

показывает уровни влияния — Асы, меньшие, но все еще сверхъестественные эльфы, и человеческая колдунья или ведьма. Ирландская молитва святого Патрика (Lorica of St. Patrick, V или VI век?) просит защиты «от заклинаний лжепророков…и от чар женщины, и кузнецов, и друидов», разделяя таким образом человеческий фактор на подклассы.

Человеку требовалась защита от такого вредоносного нападения, и до прихода медицины он использовал магию.

«Англосаксонская и даже среднеанглийская литература, — говорит доктор Сингер, — изобилует понятиям болезни, вызванной стрелами озорных сверхъестественных существ»②. Это называется эльфийским выстрелом, и, по словам того же автора, является естественной тевтонской характеристикой — англосаксонской или континентальной, — в отличие от магии других культур. Однако, это в равной степени характерно и для финской магии, и, вероятно, заимствовано тевтонцами у финнов, а не наоборот.

Англосаксонские эльфы представлены как маленький народ, живущий повсюду, но особенно в местах c отходами, «где они любили стрелять в прохожих». Пол эльфа (aelf), кажется, нигде окончательно не установлен. Как правило, это мужчины; женская форма ælfen встречается, однако, только как суффикс, как в dūnælfen, wuduælfen и т.д. В XIII и XIV вв. слово «эльф» использовалось для обоих полов③.

Среднеанглийское слово elfe в Promptorium Parvulorum (1440) приравнивается к латинскому lamia, которое, по-видимому, означает своего рода кентавра женского пола④.

Финские эльфы (Maahiset) обитают под деревьями, порогами и домашними очагами. Они недоброжелательны и являются причиной появления у людей язв, экземы, стригущего лишая и других кожных заболеваний. Они также особо наказывают «тех, кто входит в новые дома без почтительного поклона четырем углам». «Происхождение» эльфийского выстрела находится в Loitsu-runoja: «Я узнаю твое происхождение... оттуда стреляют эльфийскими выстрелами, из мест предсказывающих людей, ...из вытоптанных полей колдунов, ...из колдовства длинноволосых ведьм, ...из дальних пределов севера, из большой страны Лапландии, ...из земли, которую часто приходится переносить»⑤.

Никси или водные эльфы «были, возможно, олицетворением смертоносных болот и затопленных земель»⑥. Их можно найти в кельтском мифе и также в Беовульфе (англосаксонское nicor)⑦. Также они есть в финском мифе (финское Lummekoira); например, различные водные карлики встречаются в Калевале⑧, а Финляндия по сути — земля болот. Следующее — от очарования, чтобы открыть причину болезни: «из водоемов ведьм ты (Hiisi) пришел, из лилий пресноводного озера, из убежищ lummekoira»⑨ (Hiisi — дух болезни, прим.).

Доктор Сингер продолжает: «Если человек находится в состоянии болезни водных эльфов (wæter ælf ādle), ...пойте это много раз: “Пусть земля держит тебя изо всех сил”⑩», и сравните с тем, когда человек был поражен молнией, — «формой эльфийского выстрела», — его хоронили в земле по шею, чтобы ушло зло. Гримм отмечает, что «связь Alp (Эльф) с Donar в [именах] Albthonar и Thôrâlfr заслуживает внимания, поскольку alpgeschoss (эльфийский выстрел) является синоним для молнии (thunderbolt)»⑪. Различные растения также считались дающими защиту от молнии: такими были омела и зверобой⑫.

Очевидно, эльфы были особенно склонны к стрельбе своими стрелами в домашних животных. Существуют различные заклинания для лошадей, которые были подстрелены эльфами (elf-shot). Этот термин должен восприниматься как сказанный англосаксами буквально. В Lacnunga есть заклинание: «Если лошадь или другой зверь будет подстрелен (gescoten), возьми семя щавеля (dock) и ирландский воск, пусть священник споет двенадцать месс над ними, окропит святой водой и положит их на лошадь или какой бы то ни было скот⑬». Такое же заклинание снова встречается в англосаксонском Leechbook, с той лишь разницей, что используется ōfscoten вместо gescoten и не указывает на священника, поющего мессу, как это делает Lacnunga⑭. Другое заклинание из Lacnunga: «Да будут звери на земле исцелены, их здоровье действительно поражено. Во имя Отца, Сына и Святого Духа пусть дьявол будет изгнан возложением наших рук», — и так далее. Заклинание заканчивается третьи псалмом: «Господи, почему их стало больше?⑮» (здесь говорится о врагах молящегося — прим.).

Наконец, любопытное заклинание встречается в Leechbook: «Если лошадь будет подстрелена эльфом (ōfscoten), возьми нож, рукоять которого из рога быка, и на которой три латунных гвоздя, затем напиши на лбу лошади знак Христа и на каждой из ее конечностей, до которой можешь дотронуться: затем возьми левое ухо и проколи его в тишине; это ты должен сделать, затем возьми посох, ударь лошадь по спине, тогда она станет здоровой. И напиши на роге ножа эти слова: “Benedicite omnia opera domini dominum”. Какой бы эльф не овладел, его сила обернётся лекарством⑯». Гримм говорит, что тот, кто смотрит сквозь отверстие, сделанное в звериной коже выстрелом эльфа, может видеть сокрытое⑰.

Предполагалось, что острая боль в боку была вызвана стрелами эльфов или ведьм. «Белый камень, — говорится в Leechbook, — силён против острой боли, и против летучего яда, и против всех неизвестных болезней». (Неизвестно, значит вызвано колдовством). Наиболее реалистичные стихи в Lacnunga описывают нападение ведьм и их атаки «маленькими копьями» — заклинание против острой боли, иллюстрирующее понимание опасности:

«Громки они были, громки,
Когда они проехали через холм.
Свирепые они были
Когда они проехали по земле...
Сидел кузнец,
Меч он ковал,
Мало железо,
Страшна рана.
Вон, маленькое копьё,
Если здесь будешь ты!
Шесть кузнецов сидели;
Над копьями они трудились.
...Пусть ты будешь подстрелен в кожу,
Или подстрелен в плоть,
Или подстрелен в кровь,
Или подстрелен в кость,
Или подстрелен в конечность,
Пусть твоя жизнь не разобьётся.
Будь это асов укол
Или эльфа выстрел,
Или выстрел ведьмы,
Сейчас я помогу тебе» ⑱

Финское заклинание от острой боли — «Стреляйте своими стрелами в болота без холма» ⑲— показывает, что финны также считали, что недуг был вызван проделками живущих в болотах эльфов.

Лапландский колдун прибегал к стрелам и дротикам, чтобы наносить травмы. Следующее финское заклинание «для нахождения причины» болезни иллюстрирует их веру в эльфийский выстрел как причину. «О твоей старой матери я спрошу...почему ты, Болезнь, напала, почему ты, Выстрел эльфа, нашел свой путь в...тело сына матери...Если ты вызван человеческим искусством...я узнаю твоё происхождение, наверняка твоя родина найдется. Оттуда приходят приступы болезни, оттуда исходят эльфийские выстрелы (elfshots), из мест предсказывающих людей, ...из вытоптанных полей колдунов, ...из колдовства длинноволосых ведьм». Следующее «всё еще насилие» также уместно: «Чем я буду сжимать эльфийские выстрелы...чем я буду извлекать болты (имеются в виду арбалетные снаряды — прим.) колдуна...? Только вчера я был в компании кузнецов,...я приготовил для себя маленькие щипцы...с помощью которых я извлеку болты колдуна...Более ужасны руки мертвеца...которыми я сожму эльфийские выстрелы, плотно сдавлю волшебные дротики». Против этих стрел и дротиков герои Калевалы привыкли надевать доспехи:

«Сильнее чувствует себя человек в доспехах
Как волшебник против магов»

Молитва Гильды Премудрого (Lorica of Gildas) содержит мольбы божеству:

«Защищай все мои части,
Заслони весь корпус моего тела,
Своим собственным защитным щитом,
Что остановит метания дурных демонов,
Как их обычай, их дротики против [них]».

Неолитические наконечники стрел, иногда встречающиеся в графстве Даун (северо-восток Ирландии — прим.), часто известны в этих местах как эльфийские стрелы или эльфийские болты. Они все еще используются как амулеты. В Шотландии и Ирландии также есть традиции эльфийского выстрела. Эдвард Ллуйд (Edward Lhwyd), хранитель музея Ашмолиан, в 1699 году написал об использовании «камней ливня и эльфийских стрелах» как амулетах в Шотландии. Камни ливня, говорит он, были «в большом почете за излечение крупного рогатого скота; и некоторые из них в майский день были положены в емкости с водой, которой затем обрызгали весь скот, чтобы предотвратить нападки эльфа» ⑳.

В Ирландии, по словам Муни (Mooney), «доисторическая стрела или saig-ead, случайно найденная в стране, была дротиком фей (fairy dart), который был брошен в человека или животное и таким образом потерян. Удачливый искатель мог нейтрализовать помыслы фей (fairies)». Здесь, как и в Шотландии, они применяются для защиты от тех, кто их использовал, например, «когда предполагается, что болезнь была вызвана влиянием фей (fairies), saig-ead помещался в стакан с водой, которую пациент затем пил, и, если в его недуге были повинны феи (fairies), то он сразу выздоравливал. Saig-ead хранится в каком-нибудь железном сосуде, чтобы феи не могли его выкрасть»➀.

Вуд-Мартин (Wood-Martin) говорит о коровьем докторе, который «неизменно определял, что животное подверглось “выстрелу эльфа” или имело “вмятину”, или обе эти проблемы»②. “Выстрел эльфа” был, когда стрела пронзала шкуру, “вмятина” была только углублением, которое, однако, можно было почувствовать. У доктора была своя коллекция наконечников стрел. Чтобы подготовиться, он заказывал кашицу и клал в нее некоторые наконечники стрел вместе с куском серебра и сажей. «Когда все вместе было хорошо проварено и готово к использованию, он набирал полный рот смеси и выдувал ее в уши животного, затем повторял процедуру со спиной, а то, что осталось, давал корове выпить и уходил, уверяя владельца, что скоро станет лучше». Это лечение иллюстрирует веру в то, что «подобное лечится подобным», а также, убеждение, что обладание чем-нибудь, что принадлежало учинившему вред, дает силу против него.

Кармайкл (Carmichael) в своей коллекции заклинаний с гор и островов Шотландии дает два гимна святой Бригите (St. Brigit), в которых упоминаются эльфийские выстрелы. Первое — пастушеское благословение:
«Появись ты, Бригит, нежная, прекрасная,...
Поскольку ты дала им сильную молитву
Чтобы они не заблудились, чтобы спасти их от зла.
От скал, от склонов, от потоков,...
От метких стрел тонких баньши,
От завистливых сердец, от злобных глаз».

И второе:
«Каждый день и каждую ночь
Это я говорю родословной Бригит,
Я не буду убит, я не буду ограблен,...
Ни огонь, ни солнце, ни луна не опалят меня,
Ни озеро, ни вода, ни море не утопят меня,
Ни стрела феи или дротик фей не ранит меня,
И под защитой Святой Марии,
И моя нежная кормилица — моя любимая Бригит»③.

Вредительство эльфов принимает разные формы в англосаксонских лечебниках. Иногда заклинания просто (1) «от эльфов» (а-с. ælf: с-в-н. alf-alp, ночной кошмар). Иногда они против (2) «эльфийского» (а-с. ælfeynn), иногда от (3) «эльфийской болезни» (а-с. ælfādl), иногда от (4) «болезни водных эльфов» (а-с. wæter ælfādle), хотя неизвестно, что это (wæter-ādl — конечно же, водянка), иногда против (5) «влияния эльфов» (а-с. ælfsiden также кошмар: латынь, impetus castalidum, diaboli incubus). В заклинании «Это святой напиток против влияния эльфов и всех соблазнов» языческие и христианские демоны классифицированы вместе и, следовательно, исцеляются одним заклинанием. Слово встречается снова в первой Leechbook, «От каждой злой ведьмы (а-с. leōdrūne) и от влияния эльфов», для исцеления заклинание должно быть записано греческими буквами④.

Форма (6) ælfsogotha также найдена («sogotha» — икота или, возможно, изжога). Эта болезнь предположительно была из эльфийской «одержимости», как видно из (латинского) заклинания, которое гласит: «Бог Всемогущий…изгони из раба твоего (имя) через написание этого письма, все нападки касталид из его головы, из его волос [и из всех частей его тела]»⑤. Касталиды — музы, имя которых произошло от фонтана Касталия у Парнаса, которые его наследуют, но здесь они приравнены к dūnælfen.

«Эльфийский пирог (elf-cake)», согласно Новому английскому словарю (New English Dictionary), представляет собой увеличение селезенки, которое так называлось потому, что приписывалось деятельности эльфов. Размеры можно ощутить при прикосновении.

Термин ilfig, означал «сумасшествие, безумие», и, по-видимому, человек в этом состоянии считался пострадавшим от эльфов.

Ælfthone (двухлепестник, колдунова трава) имел такое название, так как использовался в качестве средства от эльфийской болезни (ælfādl). Сначала его нужно было положить под алтарь, пропеть над ним девять месс: затем три части нужно быть дать пациенту, чтобы он их съел, и, наконец, его нужно было положить на не потухшие угли возле пациента, чтобы он вспотел⑥.

Elf-dock (или elf-wort) — другие имена девясила (helenium).

Эльфийская трава — «разновидность травы, которую собирает женщина и дает скоту, предположительно, раненому эльфами» (согласно Словарю Шотландского Языка, в данном случае это не просто любая женщина, а «yerbwives» — собирающая травы, преимущественно для медицинских целей. «Yirbalist» — торговец травами, который на английском звучит как «herbalist» — прим.).

В медицинский рукописи XIV века есть два рецепта, которые указывают на эльфийское влияние. Одно из них «Для мужчин или женщин, раздувшихся⑦ от нечистого духа, чтобы прогнать его и унять отёк»; другое «Против эльфийского пирога» (см. выше). В этом последнем случае пациент «schal ben hol wit-Inne. ix. dayes and ix nightis, gif he schal lyue»⑧.

Заклинание «Pur le blastyng de mal esprit», по-видимому, от сыпи на лице, причиной которой являлось, как полагали, дыхание злого духа.

Когда пришло христианство⑨, языческие эльфы были приравнены к демонам, и поэтому эльфийский выстрел и летучий яд считались такими же, как и одержимость демонами (deōfol-seōcnes). Полынь, мандрагора и барвинок «обращали в бегство дьявольские болезни». Заклинания, таким образом, изменились, чтобы соответствовать, и стало необходимо «против эльфийской болезни» окунать травы в святую воду, подкладывать их под алтарь, петь над ними псалмы и мессы, проводить другие христианские ритуальные практики — часто в дополнение к древним языческим обрядам, — до того, как напиток или мазь можно было безопасно дать больному или изгнать демона⑩.

Природа демонов, которые, предположительно, были причиной болезни, показана в заклинании «против странной опухоли. Пой над своим безымянным пальцем Отче Наш и рисуй линию около раны, и затем скажи “Fuge diabolus”». Это изгонит демона, который вызвал опухоль. Буквальное применение текста для этой цели было найдено в еще в XIV веке, когда Джон оф Гаддесден (John of Gaddesden) прописал от эпилепсии, чтобы пациент после поста, исповеди и присутствия на мессе, должен был носить на шее написанное «Это не уйдет без молитв и поста».

Эльфы считались источником видений, особенно по ночам, а потому и кошмаров. Таким образом, можно найти заклинания против «эльфийских и ночных гоблинов», в которых для излечения нужно выполнить определенные церемонии над набором трав, а затем бросить их в проточную воду⑪.

Англосаксонский травник (The Anglo-Saxon Herbal) находит в буквице лекарственной (betony) щит против «безобразных ночных гоблинов, ужасных знаков и снов». Аналогичным образом уэльское заклинание предписывает «против сновидений взять листья буквицы лекарственной и повесить их на шею, либо выпить их сок, когда ложишься спать»⑫. Предполагается, что вербена дает похожий эффект. Вновь используя буквицу в качестве части лекарства, Leechbook говорит следующее: «Если кошмары преследуют человека, возьми люпины, чеснок, буквицу и ладан, оберни кожей молодого оленя, и дай этому человеку настоять на этом сусло»⑬. Предполагалось, что некоторые растения вызывают сновидения так же успешно, как и борются против них. Например, старая уэльская медицина предполагала, что лук-порей «вызывает ужасные и пугающие сны»⑭.

В Sextus Placitus содержатся различные животные заклинания⑮.

Похоже, в англосаксонские времена не существовало никаких минеральных лекарственных средств против видений. Однако, уже в англонормандское время для этой цели при создании амулетов использовали яшму. «Fantosma toilt a tute gent; Si se volt porter en argent»⑯. Также встречались и алмазы: «Sompnia et visiones et fantasmata non eum terrebunt (видения, мечты, фантазии не испугают — прим.)» того, кто носит его, если ведет чистую жизнь, «nec quicquam ei nocebit (это не причинит ему вреда — прим.)». Согласно Бенони (Benoni), оникс вызывал кошмары по такой причине: «В ониксе демон, заключенный в камень, который просыпается лишь в полночь, наводя ужас и беспокойство на спящих, что его носят».

Но лучшее заклинание против кошмаров содержит Lacnunga. Нужно взять семь маленьких облаток, и на каждой из них написать по имени одного из Семи Спящих отроков Эфесских (семь христианских мучеников, заживо замурованных в пещере Эфеса, где они, согласно легенде, затем проспали несколько веков — прим.). Описание кошмара в заклинании ниже, является очень ярким:

«Сюда пришло
Существо замотанное.
У него была уздечка
В его руке.
Сказало оно, что ты
Станешь его конем,
Положило свою путы
На твою шею.
Затем они отчалили от земли.
Как скоро они отплыли,
Так начали замерзать.
Затем пришла
Принца [карлика?] сестра.
Затем она положила этому конец,
И принесла она клятвы
Что никогда этому больному не навредят
Или тому, кто может
Получить это заклинание,
Или понять
Как заклинание поётся.
Аминь, да будет так»⑰.

Это необходимо спеть сначала в левое ухо больного, затем в правое, затем над головой, и в конце девственница должна повязать его шею — выполнять в течение трех дней.

Этому кошмару уделяется особое внимание, поскольку история из Круга Земного (Heimskringla) о смерти шведского короля Ванланди от кошмара, насланного магическими средствами, не вызывает никаких сомнений. Его финская жена, Дрива, из-за его постоянного пребывания в Швеции, заключила сделку с ведьмой Хульд, «что она должна была заманить Ванланди в Финляндию заклинаниями или же убить его». Он хотел вернуться в Финляндию, но его советники запретили ему, и он сказал «что магия финнов делает свое дело». «Тогда у него начались проблемы со сном,… но когда он уснул на короткое время, он закричал и сказал, что мара преследует его. Его люди пошли к нему и хотели помочь; но когда они подошли к его голове, она сжала его ноги так сильно, что они почти сломались, и когда они подошли к его ногам, она сжала его голову так сильно, что он умер»⑱.

Эта вера в кошмары восходит к классическим временам, когда Плиний говорил, что колдуны уверяют нас, «что люди, которых беспокоят ночные божества и фавны, испытают облегчение, натирая себя утром и вечером языком, глазами, желчью и кишечником дракона, сваренных в масле и охлажденных под открытым небом ночью».

Лекарство от кощмара можно найти во времена Джерарда (Джон Джерард, английский лекарь и травник, 1545-1612 — прим.). Он так говорит о пионе: «Черные зерна [т.е. семена] в количестве пятнадцати штук, помещенные в вино или медовуху, являются особым лекарством для тех, кого беспокоит ночная болезнь, известная также как ночной кошмар… они также хороши против меланхоличных сновидений»⑲.

Сродни эльфам были карлики. В Sextus Placitus есть средство, состоящее, как это обычно бывает, из неприятных ингредиентов, «чтобы избавиться от карлика». Его нужно применять «за час до прихода карлика, будь то днем или ночью; его припадок ужасно силен, но после этого он ослабнет и уйдет прочь».

«Время от времени он терзается, словно от карлика» — так выглядит описание одного из симптомов астмы, что иллюстрирует тесную связь в англосаксонском разуме карликов и кошмаров.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB