По учению зороастризма земля и воздух населены бесчисленными духами; но эти духи – лишь аллегорические понятия о физических или нравственных силах, не имеющие живого образа и личной истории. Поэтому верования в них не представляли материалов для развития мифологии, скульптуры или поэзии. Фраваши (Ферверы) – это в зороастризме оживляющие и охраняющие жизнь духи.
Фраваши – дух, принадлежащей к бессмертным частям души. Он должен разделять судьбу души до спасения, которое получит она на суде при конце существования земного мира. Но фраваши существовал и до рождения человека, в душе которого живет; он существовал с самого сотворения мира духов; и бессмертен, как бессмертны и все духовные существа, созданные добрым духом-творцом. По канонам зороастризма, фраваши нисходит в материальный мир лишь на время, по добровольному самопожертвованию, для содействия миру достигнуть своего предназначения. Кроме тех фраваши, которые живут теперь в материальном мире, есть другие, гораздо более многочисленные, которые теперь пока живут еще на небе и низойдут на землю в будущие времена. Третьи фраваши уже возвратились на небо из земной жизни, в которой были душами благочестивых людей.
Фравашей у зороастрийцев очень много, они дают счастье благочестивым и охраняют их от дэвов. Некоторые из фравашей – живые образы, как например древние лучезарные боги-победители, Веретрагна и Сраоша, причисленные вероучением Зороастра в Язатам, или как быстрокрылый Фервер, вестник Ахурамазды. Но огромное большинство фравашей – лишь аллегорические олицетворения добродетелей, как например Рашнераст (по-зендски: Разун-Разиста) – бог справедливости; Арстат, дух истины; Матреспанд (Матра-Спента) – святое слово и т. д. По учению Авесты, добрый дух человека – существо, отличное от самого человека, которое принадлежит к числу небесных фравашей. Эта мысль, как и подобная ей индийская мысль, возникла у зороастрийцев, кажется, от поклонения духам предков.
Таким образом, поклоняясь фраваши, иранец поклонялся предкам своего семейства и своего племени; с поклонением предкам зороастризм соединял тут и поклонение героям. Фраваши заботятся о материальном благоденствии людей, но их деятельность не ограничивается этим. Они ещё и охраняют вселенную в продолжение времени от появления звезд на небе до полуночи. На четырех странах мира поставлены звезды – хранительницы вселенной; каждой из этих звезд даны сонмы фравашей, помогающих ей исполнять её обязанность. Главный праздник в честь фравашей совершался зороастрийцами в дополнительные дни, прибавлявшиеся в конце года. Фраваши нисходят в это время на землю и проводят на ней десять ночей. Они хотят, чтобы в это время их чтили угодными им жертвами, состоящими из мяса и одежды.
Борьба, которую ведут эти светлые небесные духи фраваши с дэвами, по мнению зороастрийцев, имеет главной своей целью владычество над людьми. Человек имеет свободную волю; но он слаб, потому неспособен понимать добро и поступать хорошо; люди легко стали бы добычею злых духов, если бы Ормузд не открыл им чрез Зороастра религию служения свету, показывающую им путь к спасению. Точным исполнением «благого закона» человек избавляется от всех козней дэвов и достигает вечного блаженства. Этот догмат давал зороастрийцам сильный мотив держаться правил чистой нравственности – жить честно, поступать хорошо; но и доставлял духовенству заманчивое удобство внести в вероучение множество заповедей, которыми жрецы и действительно сковали жизнь иранцев. Иго религиозной формалистики, наложенное на них зороастрийским вероучением, было не менее обременительно, чем брахманское, и тоже делало народ покорным духовенству.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения