Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26 Сообщений: 44087 Откуда: из загадочной страны:) Медали: 66 Cпасибо сказано: 9929 Спасибо получено: 101834 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943
Святилище Пегтымель
Древнейшие наскальные изображения I тысячелетия до н. э., иллюстрирующие мифологические представления о мухоморе и реальные переживания людей, испытавших на себе силу галлюциногенного гриба, обнаружены геологами и археологами в 1965-66 гг. на правом берегу реки Пегтымель на Чукотке.
По названию реки был назван и весь комплекс святилища - Пегтымель, протянувшийся почти на полкилометра. На левом берегу реки, у впадения Гэсмыткуна, имеется особо почитаемая скала (камак), у которой до сих пор чукчи приносят жертвоприношения духам. Само святилище местные жители не посещают и обряды связанные с ним не сохранились, но в языке живет название для рисунков на скалах - каленмен (от кален -"раскрашивать", "рисовать"). В долине Пегтымеля так же имеются огромные камни-столбы - кекуры (чукотск. перкат), меняющие очертания от игры света и тени. По легендам, кекуры были когда-то живыми людьми и животными, но потом окаменели. Шаманы приходят к ним и спрашивают совета, общаются с каменными духами. Считается, что внутри камней медленно течет жизнь [59].
В 1967-68 гг. святилище Пегтымель исследовал археолог Н. Н. Диков. Выбитые на скалах кусками кварца рисунки (петроглифы) были сфотографированы, эстампированы и сняты на кинопленку. В основном на пегтымельских скалах встречаются изображения оленей, сцены тундровой и морской охоты. Более трех десятков петроглифов посвящено мухоморной теме: духи-мухоморы, шаманы, картины видений. Духи чаще всего изображены в виде обнаженных или полуобнаженных женщин с грибами на головах; реже встречаются мужские антропоморфные фигуры [59, 71].
В некоторых случаях рядом с обнаженными женщинами выбиты изображения мужчин с рельефно обозначенными половыми органами. Этнограф А. Головнев замечает, что некоторые из эротических картин несут на с ебе следы царапин и шорканья, что может являться подтверждением сексуально-магического отношения к ним. Наиболее впечатляющая картина из святилища - это пляска людей-мухоморов вокруг жертвенных оленей.
Иногда мухоморы изображены сторонними наблюдателями охоты; один из мухоморов не уступает размером рядом нарисованному киту; другой - уводит шамана к людям Верхнего мира [71, 72, 73]. Головы людей, из которых растет гриб, или грибообразные формы голов духов связаны с определенной тяжелой стадией мухоморного опьянения, которая характеризуется ощущениями распирания черепа:
"Когда проглотишь мухомор, чувствуешь себя крепко; ноги идут, но голова другая - голова мухомора на тебе" [59]. В. Г. Богораз описывал и противоположный эффект: "Один пьяный мухомором ходил кругом со втянутой шеей и уверял каждого, что он не имеет головы". Эта тема будет подробно рассмотрена в следующих главах. Н. Н. Диков полагает, что пегтымельские скалы в древности были для чукчей и эскимосов священным местом, родовым святилищем: "У скал Пегтымеля собирались на общие празднества в честь успешной охоты и морские охотники и ловцы диких оленей (петроглифы относятся к до оленеводческому периоду - О. Д.). И когда добыча была обильной, то,опьяненные удачей, они умели повеселиться.
Устраивали праздники в честь зверя - подателя пищи, ели хмельной гриб- мухомор, ели обильную пищу, веселились, плясали, пели и, может быть, тогда же выбывали на камне такие веселые картинки, где сами духи плясали, опьяненные тем же мухомором" [71, с. 222].
Петроглифы святилища Пегтымель свидетельствуют о глубокой древности культа мухомора на Крайнем северо-востоке Азии, который,судя по всему, продержался в своей первозданной форме вплоть до конца XIX - начала XX вв.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения