Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26 Сообщений: 44037 Откуда: из загадочной страны:) Медали: 66 Cпасибо сказано: 9851 Спасибо получено: 101636 раз в 28355 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73491
Силы и хозяева
Видимый мир, в котором действуют люди, в каждой своей точке соприкасается с миром невидимым, другой реальностью — миром «сил» или «хозяев».
В архаическом сознании человек, по определению В.Н. Топорова, есть «не более чем особая ипостась или инобытие места, характеризующееся, условно говоря, «активностью», а место — особая ипостась человека, разыгрывающего на новом уровне идею места сего и являющегося как некий дух места, как его персонификация»[3].
Картина персональной организации пространства в северно-русской деревне представляется более сложной. Персональная ипостась или дух места — «хозяин».
Хозяин есть не только в доме, но и в лесу, хозяин есть везде. (ФА, Бел20-21)
Домовой (хозяин) кормит скотину, поит. Как покупаешь животину, заводишь на двор. Во все четыре уголка поклонись… (ФА, Бел20-27)
У дома есть хозяин, как и у леса. Когда в дом приходят жить, просятся…Когда скотину покупаешь, тоже Хозяина с Хозяйкой просишь. (ФА, Бел20-61)
Перед тем, как топить баню, просят разрешение у банника:
Батюшко-хозяюшко,
Матушка-хозяюшка
Дайте баньки стопить. (ФА, Бел20-61)
Когда входишь в баню, одеваешь там рубашку, надо сказать «Господи, благослови». Потому что там тоже есть хозяин, баянник. Баяннику нужно оставлять воды, когда моешься. (ФА, Бел20-86)
Везде есть хозяин. Хозяин, хозяюшка и малые детушки. Спасибо, хозяин и хозяюшка и малые детушки. В баню сходишь, спасибо, хозяин и хозяюшка и малым детушкам на теплой бане. И в бане есть хозяин и в доме и во хлеве. Во хлеве тоже хозяин, хозяюшка. Ну во дворе, хоть во хлеве, одинаковый хозяин. Вот здесь бабушка жила, в лес ходит за грибами, за ягодами. Так вот она вечером поздно прощалась с лесом. Я видела, что она была в одной сорочке, волосы распущены. До 17-го октября в лес ходят. После в лес больше не ходят. Всегда надо поблагодарить лес. Она в лес ходила, говорила, никогда с пустыми руками из лесу не уходила. Верила, благодарила. <А какие слова она говорила?> А это я не знаю, тайные, вечером поздно она вышла, когда все спят. (Шола, 2001)
Человек, становясь хозяином места, делит его с «хозяином»-силой. Овладевая новым пространством, человек осуществляет экспансию, ибо оно уже распределено между хозяевами-силами. Именно поэтому место должно быть выкуплено:
Если дом сгорел, новый дом на это место не ставили — только рядом. Раз бог отобрал — нельзя, уже не ставят. Новый дом когда закладывают, надо местечко выкупать — на все четыре угла денежки класть. Я вот живу, так ведь я не хозяйка-то, а хозяин у меня есть, на дворе живет. Когда кладут денежки, говорят: «выкупаю я местечко». Когда заходят в новую хату жить, говорят: «выкупаю хату не людям, а деньгам». Если этого не сделать, новый дом все равно «покроется головой» — умрет хозяйка или хозяин. (По углам кидают горсть мелочи. Правую ногу перекидывают через порог, кидают горсть мелочи и говорят слова). (ФА, Бел20-45)
Граница, разделяющая мир людей и «хозяев», не пространственная, она определена возможностями восприятия, которыми человек обладает в тот или иной момент времени. Собственно, видение «хозяев» либо провоцируется действиями человека, заинтересованного в таком контакте, либо оказывается следствием нарушения каких-либо правил. В норме — «хозяева» есть, но они должны быть невидимы.
<Есть и полевые хозяева?> Ну. И полевой, и дворовой, и домовой и лесной. В байне есть. Без хозяина ничо дак. <А в Белом озере тоже есть хозяин?> Есть, там ходят, рыбу ловят мужики. Тоже которые со словам дак, чтобы рыба попадала, ловилася. Там рыба ловилась, дак берут рыбину, достанут да и секут. Меня мама научила:
Секу. Бабку секу,
Тетку секу,
Дедку секу.
Вот эту рыбину ножичком тихонько посеки, живую чтоб, и опусти. Ну что, вот такая рыба вот она чтоб была: тетка, бабка, дед... Вот такая рыба мне попадайся! У нас отец ловил раньше, дак не знаю. А не знаю, сейчас рыбаки тоже у старух спрашивают. Ходят, кому попадет, а другим не попадет. (Кисьнема 2001)
Необходимость магических навыков определена наличием «хозяев» (сил) той территории, в рамках которой человек начинает действовать и, что самое главное, наличием той ответственности, которая на него с началом «вступления в должность» возлагается. Симптоматичным в этом отношении является использование слова «хозяин» и «хозяйка» в белозерской речи:
У кажного хозяина лошадь на дворе, ну она колхозная. Сено давали, получали вот сено и работали на этих лошадях, все работали на лошадях дак. А раньше, видишь, все говорили, что хозяин-то леса есть. Невидимка. Раньше-то верили. Кто знает, что она делает — невидимка дак.
«Бывало, как только пастух забарабанит в лесе, в лесу, барабан такой. Такая доска, две палки, это <нрзб.> делают да хоть легкий. Как забарабанит, так коровы и начинают собираться. По лесу разойдутся дак. Услышат, что забарабанил, хозяин, и собираются. А сейчас вот это, пастух ... не надо барабанить, пастуха, барабанов нету...
В дом заходишь, тоже: «Хозяин, хозяюшка, примите пожильца». Когда вот я зашла вот в эту квартиру, я зашла и сказала. В первый раз, приехала когда, зашла и сказала: «Ну, хозяин, хозяюшка, примите меня на житье на бытье, вот и все.
Приехали, Дунька, хозяйка, сказала: «Девки, вы заставьте коней-то во двор, там ясля посреди двора.
Хозяева, как это видно из приведенных выше контекстов, это и силы-духи и люди. Причем последние отличаются от всех прочих людей наличием определенного социального статуса. Перед нами — единое социальное пространство «хозяев».
Человек, который стал хозяином или хозяйкой, обретает новый статус. Одна из значимых его характеристик — включение в новое сообщество. Он вступает в новые отношения и обретает новых партнеров по взаимодействию — естественных и сверхъестественных. До этого человек может знать о существовании пространства сил (былички рассказывают все — от мала до велика), но он не располагает тем, что принуждает его начать действовать в этом пространстве. Статус «хозяев» обретался с появлением собственного дома, семьи, детей, двора, усадьбы и скота. Границы персональной ответственности расширяются, включая в себя новые объекты. Для того, чтобы контролировать свое новое, большее чем прежде, «социальное тело», нужна большая сила. Чтобы быть хозяином, нужно «стяжать» хозяина-силу:
<А вот как в новый дом переходят? Как-то нам говорили, как-то переходить нужно...> Переходят как-то в новой дом, переходят, дак надо че-то говорят, ну надо Хозяина, да Хозяюшку просить, чтобы там если...например, вот у меня Таня уходила от свекра-то от свекровушки там оне в Острову вышли замуж, им дали нову квартиру в доме у реки, ну дак им надо было, говорят, взять, я-то не знаю, им надо было, говорят, Хозяина, Хозяюшку где-то на улице попросить, Хозяин и Хозяйка, пойдемте с нам жить, этак говорят, я так это слышала, а сама я не знаю. (ФА, Ваш20-85)
Этот пример из интервью демонстрирует то, как происходит выделение нового хозяйства. Он обнаруживает наличие особых отношений хозяев с духами-хозяевами. Уже имевшие свой дом, хозяева, переезжая в новый, — приглашают с собой домового:
<А бывает такое, что из старого дома в новый переходишь, и что у тебя в новом доме свой хозяин и ...?> В новом доме еще нету хозяина, если ты живешь в старом, из старого дома уводишь сюда обратно, в новый дом переводишь. Забираешь с собой хозяина. <То есть, в пустом доме никого нет?> Дом поставлен значит, вот наш бы например сейчас поставили, в новом не жили ничё, а жила бы я в старом, я бы пошла из старого и хозяина бы с собой забрала. <А как же его забирают?> Забирают как: Хозяин батюшка, да хозяйка матушка с малыми детушками, со слугами и прислугами, я пошла и вас взяла с собой. Живите, проходите и живите дружно, еще ли надо чё ли говорить я не знаю еще чё. (ФА, Ваш20-128)
Новоиспеченным хозяевам нужен новый дух. Его не переводят из старого дома, тот остался со старыми хозяевами, его призывают с улицы, делают домовым духом, одомашнивают.
Дух дома, домовой представляет собой нечто вроде суб-личности индивида, обеспечивающей его энергетическую способность — ману[4] — быть в сообществе себе подобных — «хозяев». Смерть хозяина дома, выбывание из круга хозяев, влечет за собой исчезновение его суб-личности:
Вот я расскажу тебе: мы жили там в деревне, где я до 61-ого года жила. Две коровы были да лошадь. Старики на печке, а мы на кроватке. Я встала утром, зимой; пойду скотине давать. Засветила фонарь, захватила сено на мосту — вот ей Богу не совру — стала спускаться, взглянула — а у лошади стоит, как мой муж, Сива: пиджак и евонный и шапка евонная. Говорит: «Зачем рано пошла ко скотине?» У меня ноша выпала, я в избу, фонарь погасила и сама под обеяло забралась. Я с тех пор никогда с огнем не ходила ко скотине. Скотина-она надо чтоб спала, ему и не понравилось, что скотина спит а я пошла. Это был хозяин- домовой. Он всегда выглядит как муж. Если муж умирает, то хозяин тоже исчезает, но тогда есть хозяйка. А муж-то в кроватке остался, а я смотрю — а он здесь стоит. (ФА, Бел19-166)
Потребность в этой силе (хозяине-домовом) вынуждает, раз обретя ее, перемещать ее за собой в случае перемены своего пространства:
Мы жили в деревне (Рогачёво) 13 годов одне, все уехали, а мы остались с мужем. И вот с нами еще жил старик, сечас умер он. Они переехали на Надково, а мы еще в Рогачеве были. Они уехали до Егорьева дня, не так долго прошло время. А в Егорьев день я встала — снежку бросило немножко, — а дом-то их был от нас через дом еще. Все пустые дома-то, только мы одни живем. И там прямо колотит! Я говорю: «Чего Юрий /.../ пришел? /.../, чего он и делает там дома? Раненно?». Пришла, а самому и говорю: «Балов /?/ пришел; давай, стави самовар, всяко зайдет!». Самовар поставили, ждем-ждем, его все нету. Ну ладно, нет. Я говорю: «Я пойду сейчас, схожу».Сошла — нигде никакого следа нету. Нигде ничего нет. Кругом дома ихнего обошла, дом не увезен еще был, нигде следочков нет. И вот хозяину не понравилось, что оне его не пригласили, и он там как топором рубил все. По стенам. Слышала, не совру, на Бога гляжу, так...
Потом я их увидела и им и сказала, говорю: «Вы как уехали из дому?». — А она говорит: «Как? Клали все да и поехали.» — «А ты хозяина, — говорю, — пригласила?» — «Ничего, — говорит, — не знаю, ничего не пригласила». — «Ну так, — говорю, — иди и яичко положь на двор». Так вот пришла, да яйцо положила на двор, и хозяина приходила, приглашала. Потом не стало. (ФА, Бел19-165)
Дом и домовой, дом и хозяева дома связаны между собой метонимически: «На кухне затрещит — значит, большуху <хозяйку дома, старшую женщину в семье> выживят. А матица — хозяина выживят». (ФА, Бел19-105). Дух-сила места, само место и человек, владеющий им, связаны в единый комплекс. Умирает человек-хозяин — исчезает домовой хозяин и разрушается сам дом. «Женские города не стоят», — заметила Е.К. Теканова (д. Маэкса Белозерского р-на), рассказывая о том, что она не может поддерживать свое жилище в нужном порядке после смерти мужа. Разрушение в доме, скрип, падение балки всегда понимается как метафора-предсказание разрушения в жизни хозяев. Представление о домовом, которое складывается на основе наших материалов, не позволяет мне согласиться с точкой зрения Л.Н. Виноградовой, по которой домовой воплощал умершего предка, опекающего свой род[5] . Для исследуемой традиции это не так. Силой нужно располагать: в доме, где ты хозяин, должен быть домовой «хозяин».
Присутствие в доме «хозяина» становится ощутимым тогда, когда кто-то из членов семьи нарушает порядок: не распрягает вовремя лошадь, ходит в хлев ночью, вторгается в не положенную по статусу территорию ( например, хозяйка заходит к лошадям или хозяин — к скотине). В этом случае, если конвенции соблюдены, просьбы высказаны и дары внесены, домовой восполняет упущенные жителями дома действия или препятствует нарушению правил поведения: распрягает и расчесывает гривы лошадям, моет и кормит скотину, является в каком-либо обличии в неурочное время шатающемуся по двору члену семьи.
<А домовой в избе живет?> Есть. Если куда пошли, поехали куды, да в квартире-там живете один, говорите, что: «Я пошла, хозяин или хозяюшка, хотите, с нами идите, а ежели здесь, то наши вещи похраните».<Это, если надолго уходишь?> Ну. <А если не казать, что будет?>Ничего. А только я уезжала в Ленинград, и сказала и все было цело. <А они показываются когда-нибудь?> Показывалось, только не мне. У меня был сын и он ходил в туалет, девки, а корова то у меня была во хлеве, как вот и сейчас во хлеве. А я лежала на печке. Приходит и говорит: «Мама, что ты ходила корове давать?» А я говорю: «Ходила». Мимо меня шла, дак и не видел когды. Только увидел, когды с сеном шла». Вот видишь, как. А я лежала на печке, никуды не ходила. Вот, говорят: «Хозяюшка не накормит, так самой не накормить». Поняли? Аккурат, в чем я, в том там ходила. (ФА, Бел20-37)
Сообщество хозяев делит пространство традиционного мира на сферы персонального владения и ответственности: «Без хозяина ничо дак».
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения