Заголовок сообщения: Традиционные обращения к Духам-Хозяевам.
Добавлено: 02 дек 2016, 14:18
Администратор
Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26 Сообщений: 44037 Откуда: из загадочной страны:) Медали: 66 Cпасибо сказано: 9851 Спасибо получено: 101636 раз в 28355 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73491
Традиционные обращения к Духам-Хозяевам.
Нечто противоположное тому, о чем я писал до сих пор - все эти "не надо формальных обращений, говорите от души, и прочая".
Читая Светлану Адоньеву (С.Б. Адоньева. "Звуковые формулы в ритуальном фольклоре"), я столкнулся с иным - формальное построение обращений к Хозяевам чрезвычайно важно и оно должно строиться по определенным правилам.
Ниже - краткий конспект той модели, которую Адоньева вывела из собственных полевых исследований на территории южного и северного берегов Белого озера (Русский Север):
"Видимый мир, в котором действуют люди, в каждой своей точке соприкасается с миром невидимым, другой реальностью — миром «сил» или «хозяев». ... Картина персональной организации пространства в северно-русской деревне.... Персональная ипостась или дух места — «хозяин».
Хозяин есть не только в доме, но и в лесу, хозяин есть везде. (ФА, Бел20-21)
Домовой (хозяин) кормит скотину, поит. Как покупаешь животину, заводишь на двор. Во все четыре уголка поклонись… (ФА, Бел20-27)
У дома есть хозяин, как и у леса. Когда в дом приходят жить, просятся…Когда скотину покупаешь, тоже Хозяина с Хозяйкой просишь. (ФА, Бел20-61) ... Везде есть хозяин. Хозяин, хозяюшка и малые детушки. Спасибо, хозяин и хозяюшка и малые детушки. В баню сходишь, спасибо, хозяин и хозяюшка и малым детушкам на теплой бане. И в бане есть хозяин и в доме и во хлеве. Во хлеве тоже хозяин, хозяюшка. Ну во дворе, хоть во хлеве, одинаковый хозяин. ... (Шола, 2001)
Человек, становясь хозяином места, делит его с «хозяином»-силой. Овладевая новым пространством, человек осуществляет экспансию, ибо оно уже распределено между хозяевами-силами. Именно поэтому место должно быть выкуплено: ... Граница, разделяющая мир людей и «хозяев», не пространственная, она определена возможностями восприятия, которыми человек обладает в тот или иной момент времени. Собственно, видение «хозяев» либо провоцируется действиями человека, заинтересованного в таком контакте, либо оказывается следствием нарушения каких-либо правил. В норме — «хозяева» есть, но они должны быть невидимы. ... Хозяева, ..., это и силы-духи и люди. Причем последние отличаются от всех прочих людей наличием определенного социального статуса. Перед нами — единое социальное пространство «хозяев».
Человек, который стал хозяином или хозяйкой, обретает новый статус. Одна из значимых его характеристик — включение в новое сообщество. Он вступает в новые отношения и обретает новых партнеров по взаимодействию — естественных и сверхъестественных. До этого человек может знать о существовании пространства сил (былички рассказывают все — от мала до велика), но он не располагает тем, что принуждает его начать действовать в этом пространстве. Статус «хозяев» обретался с появлением собственного дома, семьи, детей, двора, усадьбы и скота. Границы персональной ответственности расширяются, включая в себя новые объекты. Для того, чтобы контролировать свое новое, большее чем прежде, «социальное тело», нужна большая сила. Чтобы быть хозяином, нужно «стяжать» хозяина-силу ... Сообщество хозяев делит пространство традиционного мира на сферы персонального владения и ответственности: «Без хозяина ничо дак».
Отношения в этом сообществе регулируются системой социальных конвенций, определяющих правила поведения на чужой территории: ... у ...леших, есть свои, закрепленные за каждым территории (здесь — «приход»). Незаконное расположение на этой территории человека вызывает неудовольствие хозяина именно как нарушение этикета — «невежа». ... Став членом сообщества хозяев, нужно уметь вступать в диалог с силами-хозяевами, чему и служит навык речи, особым образом маркированной. Когда место оказывается в сфере интересов человека, он должен вступать в диалог с хозяином этого места. Эти отношения имеют ту же форму, что и отношения между людьми. Необходимо соблюдать правила поведения (этикет) и выполнять условия договора, поскольку его нарушение может привести к непредсказуемым последствиям. Когда просят лесового, несут ему в особое место, обычно на границе леса и полей, «относ», дар (хлеб, табак, ткань). Принятие лесовым дара расценивается как принятие им на себя определенных обязательств. Но подобные акции не действуют механически. Условия договора меняются. Договоренности подлежат обсуждению ... Отношения соседей-однодеревенцев поддерживаются распределением индивидуальных вкладов в общее имущество или общее дело, а также возможностью взаимных одолжений. Такие одолжения представляют собой неявную форму обмена: одолжились водкой — вернули уловом рыбы, одолжились инвентарем или утварью — вернули молоком или пирогами, попросили подвезти — сообщили по дороге какие-либо ценные сведения. Возвращаемое представляется как проявление благодарности, дар, но не возврат долга, но при этом такая благодарность точно эквивалентна позаимствованному. ... Этикетные отношения с «силами» строятся также как соседские отношения: обмены, представляемые как дары (например, «относ» лесовому при просьбе найти потерявшуюся в лесу скотину), строгое соблюдение определенных форм поведения при проникновении на территорию, имеющую своего хозяина. ... Будь то баянник или соседка в любом случае надо «проситься», поскольку это — форма одолжения, предполагающая ответное действие: «хозяин, хозяюшка, пустите помыться» (ТРМ № 75), воду в бане никогда не выливают, чтобы хозяин помылся (ТРМ № 84), «в бане помоешься, жару накидаешь: «хозяин да хозяюшка, мойтесь с Богом» (ТРМ № 86). Точно так же соседи и соседки (хозяева) — не входящие в категорию «своих» — пересекают границы чужой территории — отводок (калитка, отделяющая двор от улицы) или порог только в случае какой-либо непременно сразу же сообщаемой нужды и испросив разрешения. Многократно наблюдавшаяся нами картина — разговор хозяек на таких границах. Зайдя в дом с какой-либо просьбой, соседка никогда не перемещается дальше порога без специального, не один раз повторенного, приглашения. ... к персональной части социального пространства — «социальному телу» хозяина относится все то, что является предметом его ответственности и владения. К ситуациям сдвига или перехода относятся факты приобретения или продажи, отела и забоя скота, сооружения нового предмета утвари, выпекания хлеба, начало и конец полевых работ, а также любое изменение собственного состояния — сон и пробуждение, выход из дома и пр. ... О том, что ... высказывание ...относится к ряду диалогических форм обращения с «хозяевами», можно судить по способу организации речи, к которому прибегает говорящий. Обычная для текстов такого рода ритмическая организация и диминутивы. ... Магико-ритуальные формы обращений к домовому при покупке новой скотины, или к баяннику — при входе в баню, сообщенные нам в разное время разными информантами, дают такой вариативный ряд, который очевидным образом убеждает нас в том, что перед нами конвенциональная форма речи, но не воспроизведение текста.
Хозяин, батюшко, прими живота-то (имя) (ТРМ, 23)
Господин-дворянин, пой да корми (ТРМ, 26)
Хозяин с хозяюшкой, пусти милого живота на корысть, на радость, добрым людям на зависть (ТРМ, 93)
Хозяин с хозяюшкой, примите (имя скотины) Не ночку ночевать, а на все время (ТРМ, 94)
Вот царь дворовой, царь отводной, отвод-то в поле, царь полевой, прими мою скотинку. На дёнь Господнёй, напой, накорми и домой пригони. — Вот это скотинке. (ФА, Бел20-123)
В следующем примере, где говорящая дважды повторяет магический текст, отчетливо видно то, что ... фиксированы коммуникативные позиции адресата и адресанта, фиксирован тип речевого акта, но не сам текст:
В доме, и в дом заходишь, тоже: Хозяин, хозяюшка, примите пожильца. Когда вот я зашла вот в эту квартиру, я зашла и сказала. В первый раз, приехала когда, зашла и сказала: Ну, хозяин, хозяюшка, примите меня на житье на бытье, вот и все. (ФА, Бел20-129)
Посредством таких высказываний совершают определенное социальное действие — просьбу, и используют свойственную ей модель речевого акта — директив. Практическая задача — препоручение дворовому заботы о приобретенном скоте или домовому — о своей семье, решается за счет совершения речевого акта, автором которого, несомненно, выступает сам говорящий[15]. Совершая его, он ориентирован не на известный ему ранее текст, но на определенную стратегию речевого поведения. Существование этой стратегии в традиции определяет совершение говорящим заданного ею социального действия.
От стратегии прошения, имеющего адресатом человека, точно так же содержащего обращение, директив и мотивировку, прошение духа-хозяина отличается ритмической организацией и наличием рифм. Заслуживает внимания и обилие диминутивов в заговорах: они используются как в обращениях, так и в основной части высказывания («батюшко», «хозяюшка», «соседушко», «доможирушко», «атаманушко», «соловеюшко», «коровушка», «подворьице», «ночка»). И если ритм и рифма — универсальные маркеры ритуализированных форм речи, то деминутивы появляются в ней в тех случаях, когда в фокусе речи оказывается адресат и та сфера реальности, которая ему приписывается либо как сфера его контроля, либо как объект, на который должны быть транспонированы свойства адресата:
Как ты, милая ниточка, крепко сидишь, так, милая животишко, крепко стада держись. (ТРМ 148)
Диминутивы не используются в сюжетной части заговоров, они появляются тогда, когда говорящий апеллирует к адресату, чем или кем бы он ни был: духом, коровой, человеком или предметом. ... [Человек обращается к Хозяину]...так же, как обратился бы к соседу, но для того чтобы его высказывание пересекло границу реальности, оно должно быть определенным образом организовано. Он инициатор просьбы к силам, имеющий нужду и знающий, за счет использования каких речеповеденческих моделей его просьба должна быть услышана. "
С.Б. Адоньева. "Звуковые формулы в ритуальном фольклоре"
Итак, обращение к Хозяину производится на границе владений Хозяина (опушка леса, порог дома, ворота двора),в случае существования конкретного запроса к Хозяину, сопровождается даром-относом;
обращение содержит в себе деминутивы (уменьшительно-ласкательные формы), обращение в целом организовано ритмически - ритм обращению задает синтаксическая упорядоченность — параллелизм ("не по своей воле, по великой нужде", "не ради хитрости, не ради мудрости"),
обращение содержит в себе рифмы ("Соседушко-батюшко", "на житье, на бытье", "напой, накорми и домой пригони",
обращение повторяется (два или три раза).
Данные правила построения обращения к Хозяину служат " способом размыкания границы между реальностью людей и реальностью сил".
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения