Текущее время: 28 мар 2024, 16:33


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Культ деревьев
СообщениеДобавлено: 17 сен 2016, 18:03 
 

Данный культ прослеживался на двух уровнях: бытовом и сакральном. На бытовом уровне он заключался в убеждении, что любое дерево в лесу, подобно человеку, обладает душой, что эта душа, если дерево будет срублено "не по правилам", вполне способна отомстить людям, отнять здоровье и саму человеческую жизнь. Неудивительно, что существовал ритуал срубания деревьев, а также транспортировки их из леса (из дикого, неосвоенного пространства) в деревню (в освоенное и обжитое человеком пространство).

В старину перед отправлением на лесозаготовки лесоруб обращался к колдунам за заговором, записанным на бумагу, ношение которого, по поверьям, уберегало его от ушиба деревом. На лесной делянке человек спрашивал разрешения у "хозяев леса" срубить деревья. Очень старые деревья не рубили, считалось, что они должны умирать естественной смертью. К каждому срубаемому дереву человек прикасался свободной от топора рукой, мысленно прося у него прощения. У русских в верховьях Водлы (Пудожье) человек, если брал деревья для жилого сруба, прикасался правой рукой к дереву и произносил: "Прости, Бор-батюшка. Ты вырос, дай и моим деткам вырасти". У всех трех народов топор, воткнутым в дерево, не оставляли. Верили, что потом руки болеть будут. Бревна в деревню транспортировали всегда комлем вперед (ср. обычай везти покойника всегда ногами вперед). Первые 40 дней бревна можно было очистить от коры, но дом из них сразу не рубили. Говорили: "Деревья 40 дней о своей смерти плачут" (ср.: "Первые 40 дней душа умершего на земле пребывает"). Готовый сруб в деревне выстаивался год, прежде чем из него начинали строить дом (ср.: "Душа человека последний раз к людям на годовщину смерти является"). При строительстве дома и даже при расколке дров топор в бревнах или в плахе тоже не оставляли, а клали рядом, лезвием к дереву ("Мы отдыхать пошли, пусть и топор отдохнет"). Даже не догоревшую головню из печи на улицу не выкидывали, а тушили в воде и дожигали потом при следующей топке печи ("Головня угаром накажет, голова болеть будет"). Окончательная смерть дерева, как и человека, виделась народам Карелии как полное сгорание дерева или истлении его в сырой земле.

На сакральном уровне куль деревьев у народов Карелии проявлялся в запретах срубать деревья в священных рощах при часовнях, на кладбищах, на священных островах, на местах захоронений иноземных воинов. В период христианизации Карелии священные языческие рощи вырубались для возведения из их деревьев стен христианских часовен или монастырей. Есть предания, что в Бесовце (под Петрозаводском) и на о. Радколье в Заонежье самые старые деревья не решились срубить даже монахи. Статус "священного" также получали деревья у росстаней. Около них молились о дальнейшем пути, кидали к корням монеты, привязывали ленточки к веткам. Близкий статус имели с языческих времен и деревья на морских, озерных и речных мысах. Их ветки от земли до кроны обычно вырубались, чтобы были заметнее издали. Карелы такие деревья называли "карсикко" , а русские - "метным деревом" или "залаазью". Архаический возраст имеет в Карелии также традиция, изображать на подобных деревьях личину умершего (у карел), косой крест (на месте гибели человека) и ромбики, рассеченные параллельными линиями на квадраты (на росстанях дорог). Ромбический орнамент с отростками вверх ("рожками") или в стороны (с "ушками") впервые появился в археологических древностях Карелии в середине 1 тыс. до нашей эры. На деревьях тайных старообрядческих троп деревья у росстаней имели искуственные ниши, в которых устанавливались распятия, медные и деревянные иконы или никатрионы. Такое дерево уже именовалось "часовней". За срубание священных деревьев, согласно поверьям, люди наказывались смертью близких и болезнями, от которых отнимались руки и ноги.

Меньший магический статус имели деревья, к которым колдуны ходили черпать свою силу для управления нечистыми духами, а также высаженные у дома ("именные") деревья для гадания о судьбе ушедших на войну солдат или членов семьи, посадившей дерево. Со смертью дерева, как считалось, приходила и смерть к колдуну, солдату и т.д.


Логинов К.К.


Вернуться к началу
  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB