Текущее время: 16 июл 2018, 14:29


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ТАБУ В МАГИИ
Новое сообщениеДобавлено: 30 дек 2017, 09:36 
 

ТАБУ В МАГИИ


Запреты или табу необходимо рассматривать как элементы, структурирующие границы мира, т. е. те границы мира, нарушение которых грозит неприятностями или гибелью тому, кто их нарушил. В качестве таких структур на биологическом уровне необходимо рассматривать инстинкты, обеспечивающие врожденную структуру поведения и очерчивающие границы такого возможного поведения; оно возможно, но необязательно необходимо, хотя вероятность такого поведения достаточно высока, а иначе нет необходимости задействовать генетические механизмы наследственности. На этом уровне развития, граница мира и возможности организма максимально сопряжены. И только с повышением уровня организации нервной системы и развитием головного мозга появляются новые возможности у организма регулировать сопряжение с миром непосредственно через формирование собственного поведения. В качестве примера, раскрывающего систему запретов или табу, являются социальные отношения между животными внутри одного вида. Например, в стае волков все животные отличаются между собой силой, ловкостью, выносливостью и т. п. отличительными признаками, и именно эти отличия формируют структуру стаи, разные особи имеют разное положение в иерархии стаи, поэтому они обладают неравными возможностями. То, какие действия запрещены, каждый из них узнает на собственном опыте. Поэтому любая социальная структура требует для своего существования наложение ограничений на действия для индивидов, поддерживающих и воспроизводящих её структуру.

Социальные отношения между людьми также регулируются предоставлением различных возможностей и ограничений по аналогии с возможностями и ограничениями, существующими в окружающей природе человека, воспринимаемые как экологическая информация. Поэтому одним из механизмов, накладывающим на поведение человека ограничения, является табу. В отличие от животных, ограничения в поведении человека накладываются не только по принципу силы, в основе табу во многом лежат правила культуры, которые создают из возможностей и ограничений структуру общества и эти правила являются наследием от первопредка или культурного героя, и поэтому они относятся к традициям самого общества. Правила позволяют воспроизводить необходимое поведение и запрещают опасное поведение, которое может привести к нарушению структуры общества или к его полному уничтожению. То, каким образом необходимо себя вести, является очень важным для воспроизводства любого общества, но также не менее важным является и такое поведение, которое необходимо избегать, поэтому на него накладывается табу. Табу оберегает человека не только от различных несанкционированных действий, которые могут принести вред его здоровью, но они могут принести вред всему обществу, что является значительно более важным фактом и поэтому общество для своей защиты обязано четко следовать не только желательному поведению, но и всячески избегать запрещенное. Табу, или те действия, которые лежат в его основе, нежелательны не только потому, что они могут привести к нежелательным и непредсказуемым последствиям, но они выходят за границы традиции, за границы того поведения, которое исследовано многими поколениями и все возможные последствия такого поведения уже известны, что делает его управляемым общественными структурами, т. е. через воспроизводство такого поведения другими; несоблюдение табу приводит к тому, что создается новая структура поведения, границы которого не изучены и, следовательно, непонятны все возможные результаты такого поведения и как следствие, невозможность управления такими несанкционированными действиями.
Основная задача для существования любого общества как структуры, воспроизводящей себя в пространстве и времени, является создание такой структуры из возможностей и ограничений, чтобы поведение превратилось в регулируемое простым воспроизведением структур такого поведения, основанного на правилах, и происходило саморегулирование под давлением воспроизводимого поведения другими. Когда другие воспроизводят структуры традиционного поведения, то такие воспроизводимые ими структуры принуждают в ответ воспроизводить необходимое для этих структур соответствующее поведение, они принуждают и управляют поведением другого тем, что другой согласно существующим традициям может воспроизводить только необходимые структуры в собственном поведении. Чем более развитое общество, тем больше существует моделей такого поведения, т. е. возрастает свобода личного выбора, каким образом вести себя, чтобы не нарушить существующих традиций и тем самым воспроизводить структуру общества. Поэтому табу обладает одним очень важным свойством — облегчает воспроизводство структуры общества тем, что отпадает необходимость размышлять над возможными последствиями поведения и брать за них ответственность на себя. Тот, кто воспроизводит желаемые структуры поведения и соблюдает табу, то всю ответственность за свое поведение несет не он сам, а традиция, которой он следует. Поэтому табу, как и санкционированные модели поведения, можно рассматривать как дорожные знаки, регулирующие и управляющие поведением человека. Человеку, следующему традиции, такая роль табу совершенно непонятна, особенно, когда табу связывается с религиозными представлениями, поэтому табу из-за того, что непонятна его природа, воспринимается как магия. Когда на те или иные действия накладывается запрет и этот запрет не имеет убедительного объяснения того, на чём он основан, то его действие становится магическим, так как нарушителя наказывает не только само общество, но и высшие силы, которые в свою очередь за такие нарушения могут наказать все общество в целом тем, что могут лишить его своего покровительства. Как только в отношения между людьми вмешивается высшая сила, то такие отношения переходят в разряд религиозно-магических и уже оцениваются совершенно по-другому.

В табу существует одна характерная особенность, состоящая в том, что все те действия, подвергаемые запрету, необходимо первоначально знать, каким образом они выполняются и только после этого на такие действия может быть наложено табу. Прежде чем подобные действия будут запрещены к воспроизводству, необходимо сначала научиться их исполнять, а иначе не будет понятной граница между дозволенным и недозволенным. Интересным является тот факт, что эти действия, вероятно в прошлом не были запрещенными, а иначе откуда известны сами эти действия? В результате каких-то культурных процессов эти действия превратились в запрещенные, но они не просто являются запрещенными, запрет накладывается на исполнение этих действий, но никак не на знание, как их исполнять, так как в таком случае они просто бы не сохранялись в памяти культуры. Между знанием и запретом на исполнение знания существует большая разница. Это говорит о том, что табу является ритуалом, который наделен отрицательным смыслом, поэтому его исполнение запрещено, но, несмотря на этот факт, табу регулирует и управляет поведением и, следовательно, необходимо для воспроизводства структуры общества. Ван Геннеп, напротив, не считает табу ритуалом [39]. Для того чтобы знать, какие действия нельзя исполнять, необходимо, предварительно научиться им, а лишь только затем они могут быть запрещены, но никак не раньше этого.

Табу Дж. Фрэзер [244] предлагает считать негативной магией, но в табу нет ничего магического. Особенность табу состоит в том, что накладывается запрет на выполнение телесных действий. Культура ограничивает легитимность действий, т. е. некоторые действия, имеющие негативное значение, считаются нежелательными для воспроизводства в культуре. То, каким образом ведёт себя тело, является очень важным для существования общества, так как действия могут быть самыми разными — от дружеских до враждебных. Поэтому действиям тела придается такое большое значение, так как тело может нанести другому различные повреждения. Что касается различных мыслей, то они не представляет никакой опасности для существования общества. Значительно позднее появятся такие религиозные представления, накладывающие ограничения в первую очередь именно на мысли, которые управляют поведением. Но на более ранней стадии развития общественных отношений поведение считается более важным, чем мысли. Чем это вызвано? Тем, что мысли невидимы для окружающих, в отличие от действий. Действия формируют мысли, т. е. мышление происходит не на уровне речевых структур, а на уровне поведения. Тело является со всеми своими мышцами, суставами и т. п. знаковым пространством, которое порождает смыслы для другого. Поэтому поведение — это не просто какие-то действия в пространстве, а сообщение, и это сообщение, согласно представлениям, воспринимается духами и богами, а они, в случае наложенного ранее ими же самими запрета, могут наказать не только одного исполнителя, а вместе с ним и всех его родственников или всё общество. Слова являются просто звуками, которые рождаются внутри человека и никто кроме него их не слышит, а вот действия доступны для наблюдения всеми теми, у кого существуют глаза, а антропоморфные духи и боги просто обязаны их иметь, ведь человек произошел от них и поэтому он является их копией. На стадии развития человека от появления ритуала до момента формирования таких речевых структур, как мифы, движения и действия обладали большей информационной составляющей, чем речь, особенно внутренняя речь, которая находилась в стадии становления. Ритуальные действия необходимы для воспроизведения и поддержания традиционной структуры общества, являются одним полюсом, а табу является другим полюсом. Для того чтобы знать, какие действия необходимо избегать, существует табу, говорящее о том, что эти действия очень опасны и надо следить за собой и другими, чтобы всячески избегать подобных действий. Все то, что существует между этими двумя полюсами, является смысловым полем культуры, в котором она существует и развивается. Все то, что лежит за границей этих полюсов, является очень опасным и говорит о том, что за этими границами социальное пространство, которому придан смысл, перестает существовать, а что находится за этими границами — неизвестно, и поэтому их нельзя нарушать, во имя сохранения собственной жизни и самого существования традиционной структуры общества. Общество может существовать только в этих границах, а что лежит за его пределами, не определенно и поэтому неизвестность всегда таит в себе опасность. Человек существует только во внешнем и внутреннем пространстве знаков и смыслов, там, где заканчиваются смыслы, но существуют знаки, существует возможность для определения смыслов этих знаков, а там, где не существуют знаков и смыслов, а только существует некий поток чувственных переживаний, там становится возможным все и магия в первую очередь.

Правила накладывают возможности и ограничения на поведение человека. Для воспроизводства социальной структуры общества поведение людей управляется правилами, основанные на традиции. Все пространство возможного в поведении человека регулируется и управляется ритуалом, а все ограничения на нежелательные и опасные действия и поведение для сохранения социальной структуры общества запрещаются табу. Любое общество состоит не только из возможностей, определенных традицией воспроизводства социальной структуры общества и управления поведением человека, но и из запретов, которые не только существуют в памяти культуры, но и реально нарушаются время от времени. Табу не является магией, так как в основе табу лежит реальное понимание негативного эффекта действий и поведения, которым часто для эффективности воздействия придается сверхъестественное происхождение. Табу необходимо рассматривать как ритуал, который воспроизводит не тело в окружающем физическом пространстве, а переживается как воспроизведение поведения тела во внутреннем пространстве знаков и смыслов.

В.Шинкаренко (с)



Вернуться к началу
  
За это сообщение пользователю Цила. "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка, мандрагон
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

VFL.RU - ваш фотохостинг

Последние темы


Покормить магического зверя

Баннеры


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB