Текущее время: 29 мар 2024, 00:17


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ВЕДУНЫ КАК ВОСПРИЕМНИКИ-ДУБЛЕРЫ ПРЯДУЩИХ ДУХОВ
СообщениеДобавлено: 08 дек 2017, 06:16 
 

ВЕДУНЫ КАК ВОСПРИЕМНИКИ-ДУБЛЕРЫ ПРЯДУЩИХ ДУХОВ



Тайный смысл действий, связанных с различными рукоделиями и их
атрибутами, известен лишь «знающим» людям, колдунам, знахарям. О существовании подобных рукодельниц еще в Древней Руси свидетельствуют археологические находки. Так, в одном из киевских кладов, зарытых во время нашествия Батыя, среди дорогих княжеских вещей из золота и серебра находилось пряслице для веретена, надпись на котором указывала на принадлежность этого предмета какой-то чародейке из ближайшего окружения киевской княгини конца XII-начала XIII в.469 Тайные знания- «хитрости» хранились в традиции веками, иначе не объявилась бы в 1742 г. колдунья, ничем не отличающаяся от древнерусской. Дело П.Я. Янушевской слушалось в Дубенском суде. Суть обвинения: ответчица, запрятав веретено, перевязанное красной лентой, в целебные травы, незаметно освятила его в церкви; это веретено она собиралась употребить в своих колдовских целях. А несколько ранее, в 1710 г., в Каменецкий городской суд была подана жалоба на жену священника Бабиженко. Священник Ставицкий изобличал «колдунью» в том, что она, угрожая смертью его жене, прошлась несколько раз у их дома, потряхивая веревкой470.
Колдуны или знахари занимались осознанными и целенаправленными
манипуляциями с куделью, пряжей, нитью, веревкой, с разными изделиями из них или же атрибутами рукоделия.
Аналогичные действа совершали и исполнители магических или мантических обрядов. Вот одно из святочных гаданий: прядут «наопак» (наоборот) две нити (одна для жениха, другая для невесты) и пускают их недалеко друг от друга в воду, налитую на сковороду. Если нити сойдутся вместе и «завьются», влюбленные соединятся брачными узами, и наоборот, если нити разойдутся — свадьбе не бывать471.
Отсюда выражение «связать свою судьбу». Идея нити-судьбы воплощена даже в частушке, где фигурируют прялка, веретено и как результат
прядения — нить; ее, рвущуюся, пряхе удается связать, чтобы судьба
сложилась, чтобы совместная жизнь удалась:
«Вот те прялка, вот те лен,
Вот те сорок веретен.
Ты сиди попрядывай,
На меня поглядывай!»
Нитки рвутся — я вяжу,
Все на милого гляжу472 .

Как символ судьбы-жизни и судьбы-смерти осмысляется нить и в гаданиях на Троицу (шире — в «зеленые святки»). Опустив нитки на воду,
наблюдают, утонут они или нет473 .
В гаданиях используются и другие, близкие по своей символике предметы. Например, льняная пряжа или пакля. Ею обвивают один из концов лучины, другой конец которой втыкают вертикально между половицами (в западнославянской традиции нити из льняной пряжи в аналогичном обряде свисают с потолка474 ). Лучину зажигают. Догорая, она наклоняется в ту или другую сторону — оттуда и следует ждать суженого475. Вариант: когда намотанная на лучину и зажженная кудель догорит, замечают, куда полетят ее остатки: к дверям — скоро будут сваты, в сторону от дверей — тщетны ожидания476 . Иная версия: из кудели делают кружки в виде колец и в середине поджигают. При горении этого кольца замечают, где прежде покажутся «воротцы» — в
той стороне замужем быть477 . Посредством кудели гадали и о характере будущей свекрови. Для этого наливали на сковороду воды, клали в нее
камень, а на него — клочок кудели. Кудель под- жигали и накрывали горшком. Если вода вбиралась в горшок быстро и с шумом, свекровь будет спицей. Злой и сварливой, если же тихо, то умной и смирной478. Атрибутами гаданий служили и изделия из пряжи, нитей — например, пояс (кушак). Новый шерстяной пояс кладут на божницу, приговаривая: «Пояс, пояс, покажи мне во сне суженого поезд! »479 .
В другом гадании, чтобы узнать имя жениха, плели кушак и клали
у порога в церкви, «в паперть где заходишь»480 . Предполагается, что первый переступивший через этот пояс носит имя474 суженого. И в данном случае нить, пряжа, из которой девушка плетет кушак, связана с ее судьбой.
Без нити не обходятся и обряды, связанные с любовной магией. Так, согласно заговору, зафиксированному в XVII в., для их совершения
надо у присушиваемого «противо хребта в сорочке нитка взять »481.
Пряжу, нить, изделия из них колдуны и знахари используют и в семейных обрядах — например, в программировании жизни молодых.
Согласно одному из свадебных обрядов, колдун, прежде чем вести невесту в баню, подает ей конец пояса. Совершив определенные
магические действа, он вновь подает девушке пояс и ведет ее на полок. Перед тем как парить невесту, колдун перевязывает оставшейся частью
пояса ей правую руку, правую ногу и грудь, приговаривая: «Ноги к ногам, руки к рукам, к грудине — на восток»482 . Такие манипуляции с поясом производятся для того, чтобы молодые, будучи мужем и женой, шли рука об руку, нога в ногу, не расходились и любили друг друга.
А узлами на поясе, который надевается колдуном, как мы помним, на вымытую в свадебной бане и обтертую полотенцем невесту, программируется число ее будущих сыновей. Скручиванием же шерсти в нитку, совершаемым «знающей» именно при пересечении дороги
свадебному поезду, моделируется пресечение жизни зарождающейся семьи или, во всяком случае, разлад в ней.
Нить фигурирует и в родильных обрядах. Так, например, в северно-
русских деревнях еще недавно использовались зыбки, на боковых стенках которых изображались извилистые нити. При этом на одной из торцовых стенок был нанесен знак-символ солнца, а на другой — восьмиконечный крест.
Семантика этого изображения раскрывается посредством соотнесения его с древним обычаем: перед тем как уложить в зыбку новорожденного, ее окручивали нитками с прястня пряжи, спряденного с молитвой в Святки. Концы нити, снятой с веретена, а затем и с зыбки, связывали и клали под голову младенца. Эти магические действа призваны были обеспечить ему долгую и счастливую жизнь. (...)
Роль нити (чаще тканых изделий — полотенец) обнаруживается также
в похоронных обрядах. Вот почему в одной из сказок, носящей уже
обытовленный, сниженный характер, жена опутывает нитями мужа, притворившегося покойником.
Нить, к тому же красная, как символ жизни, фигурирует и в обряде
«отведывания», или «отворачивания». Его совершали «знающие», когда
пытались вернуть заблудившегося человека или пропавшее животное. Для этого обвязывали красной нитью «относ », завернутый в тряпочку (холст)484.
Здесь вспоминается та самая «нить Ариадны», точнее, клубок, разматывая который, заблудившийся Тесей нашел выход из лабиринта на Крите, где обитал чудовищный Минотавр.
Идеей нити-судьбы пронизаны и некоторые обряды вселения в новый
дом. Так, при первом вступлении в него («переходинах») распорядитель
обряда через открытую дверь бросает в избу клубок ниток, а затем члены
семьи, держась за нитку, переступают порог по старшинству. Или же хозяин входит «по нитке» вначале один, а затем, когда остальные члены семьи возьмутся за нее, он притягивает сородичей в избу485 .
В мифологическом плане эквивалентна нити веревка. Это знак-символ общности судьбы людей, относящихся к определенному коллективу-
верви. «Прядется не только нить, вервь и жизнь, но также составляется
человеческий коллектив, община, в которой все опрядено одной нитью.
Русская вервь как обозначение веревки, т. е. чего-то спряденного и ссученного, и общины реализует именно этот образ », — отмечает В.Н. Топоров486 .
Образ веревки, как и нити, пряжи, обозначает и переплетенность поколений, когда-то живших и ныне живущих. Не случайно в сказке веревка — по сути дорога, по которой попадают в нижний (реже: в верхний) мир и возвращаются из него. Тот же смысл обнаруживается и в образе шнура. Имеется в виду, в частности, «четвергов шнурок», ссученный из ниток, спряденных справа налево до рассвета в Чистый (Великий, Страстной) четверг, а затем, после бани или обливания водой, надетый «знающим» на поясницу и запястья человека, совершившего
телесное и духовное очищение. «Четвергов шнурок», по народным
верованиям, способствует благоприятному продолжению человеческой
жизни: он предотвращает болезни и защищает от вредоносных действий колдунов487. Этот обряд иногда перерождается в девичий обычай. Девушки в Чистый четверг, до восхода солнца, прядут немного ниток левой рукой. Таким прядением они программируют дальнейшую судьбу. Привязывая изготовленные необычным способом нити вместе с лоскутками в Егорьев день на дерево, задумывают желание, которое должно непременно исполниться488 .
Пряже (нити, веревке, шнуру) в мифологии соответствует человеческий
волос, осмысляемый как средоточие жизненной силы (души). (Волосы
в словаре В.И. Даля трактуются как роговые трубчатые нити.) «Смертная»
женская рубаха, вышитая частично человеческими волосами, или вытканный саван, в который вплетены волосы покойного, — глубоко архаическое явление489 . В этих предметах воплотилась идея загробного существования и последующего возрождения.
Тот же смысл в мифологии имеют и вещи, изготовленные посредством
ткачества, — разнообразные холсты, полотна, и особенно украшенные узорами — «вычурами»490 (это наименование указывает на связь шитья, резьбы с Чуром — предполагаемым архаическим предшественником домового). Тканые изделия служат метафорой дороги, соединяющей миры, умерших предков и потомков. Понятия «дорога», «ткань», «полотенце», «платок» в мифологии тождественны, как эквивалентны и понятия «дорога» — «судьба»491.
Аналогичную семантику в обрядах и верованиях имеют и плетения. Об
этом свидетельствует, в частности, фрагмент некоего древнего обычая, за фиксированный в Заонежье в 1931 г. В соответствии с ним икона (чаще Параскевы Пятницы) могла выступать в качестве языческого божества, покровительствующего рукоделию. Не случайно по одну сторону от нее висел челнок, с помощью которого плетется рыболовная сеть, по другую — нити двух сортов, уже намотанные на челнок. Под иконой, в щель лопнувшей стены, было воткнуто веретено с нитками. Быть может, обычай подвязывать жениху (невесте) под рубаху, на голое тело, в день свадьбы кусок рыболовной сети основан на сходных верованиях, хотя и осмысляется как оберег? (Ср. с севернорусским поверьем, согласно которому вместо пояса «лучше носить около живота <...> вязаные сеточки, так как из ниток их вывязываемы бывают молитвы »493 .) О связи плетения с судьбой напоминает обычай, по которому было
принято переносить паутину из старого в новое жилище.
С семантикой нити тесно связана семантика узлов. Из разысканий
Д.Д. Фрэзера (Фрейзера), предпринятых им в книге «Золотая ветвь » и работы Е.Н. Елеонской «Сельскохозяйственная магия»494 следует, что завязывание нити, согласно древним верованиям, противодействует свободному течению событий либо закрепляет некий благотворный акт. В одних случаях оно служит оберегом от вредоносных сил, болезней и смерти, в других оказывается средством от наслания порчи, особенно при родах и браке. В тех или иных целях используются разные нити. Они могут отличаться по своему составу (материалу): шерстяные, льняные, шелковые; по цвету: красные, белые, суровые, черные; по количеству: одна, три, более. Знаковым является и способ завязывания нитей: вокруг тех или иных частей тела либо крест-накрест.
Нить, надетая на шею, со временем сменяется ожерельем; обвязанная
вокруг кисти руки — браслетом; вокруг пальца — кольцом. Нити,
охватывающей талию, эквивалентен пояс. Христианизированный обычай надевать священный предмет на шею придал вере в магическое значение нитей и узлов новое содержание. Узел-оберег сменился ладанкой, освященной молитвой. В обиход вошли четки в форме бус или шнура с узлами. Да и сами приспособления для рукоделий, согласно народным представлениям, заключают в себе определенный магический смысл. В северно- русских деревнях было принято в люльку девочки класть маленькую пряслицу-прялку, а в люльку мальчика — игрушечный лучок, которым бьют шерсть. Назначение этих атрибутов — уберечь младенцев от полуночницы495 .
Иная версия: к зыбке, обычно на ночь, подвешивали веретено, кудель и лучину или кудель и ножницы. Мотивировка использования этих предметов: для зашиты от кикиморы; чтобы «занять нечистых работой»496 . Так или иначе эти вещи станут атрибутами мифических существ или оберегами от них, особенно в тех случаях, если былые божества уже развенчаны.

Н.А.Криничная


Вернуться к началу
  
За это сообщение пользователю Цила. "Спасибо" сказали:
Алексей Минский, Salvataggio
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB