Текущее время: 29 мар 2024, 02:58


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ТИАМАТ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МИФОЛОГИЯ
СообщениеДобавлено: 03 май 2018, 14:59 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44087
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101836 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
ТИАМАТ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МИФОЛОГИЯ
Энума Элиш

стория Тиамат и ее одиннадцати монстров происходит от вави-донского космогонического эпоса Энума Элиш, названного так по его первым словам, «Когда наверху». Также известный как Семь Таблиц Творения, этот эпос является одним из центральных литературных памятников вавилонской мифологии и одним из древ-нейших мифов о творении в мире. Существует несколько его версий из Вавилонии и Ассирии, наиболее известной является найденная в Ниневии, в библиотеке царя Ашурбанипала, которая восходит к VII в. до н. э. Однако, сама легенда намного старше и, по неко-торым оценкам возникла около XVIII в. до нашей эры, во время расцвета культа бога Мардука, ведущего божества вавилонского пантеона, который такжб занимает центральное положение в этой истории.

Энума Элиш впервые была восстановлена (из разбитых табличек, прим. пер.) Генри Лэйардом в 1849 году в Ниневии и опубликована Джорджом Смитом в 1870-х годах, в «Халдей-ском рассказе о Бытии (Chaldaean Account of Genesis)». Эпос содержит около 1000 строк на семи глиняных табличках. Пятая табличка частично повреждена и ее содержание никогда не было восстановлено в полном объеме. Наиболее важным, однако, явля-ется текст четвертой таблички, который был опубликован в 1887 году Э. А. Уоллисом Баджем и переведен А. Сейсом. Центральной темой мифа является возвышение Мардука над всеми другими вавилонскими богами и его творение мира и человека из первоз-данной тьмы и хаоса, установление порядка в мироздании. Таким образом вся история, представленная в Энума Элиш, на самом деле является хвалебной песней Мардуку, творцу неба и земли, и владыке мира.

Из свода аккадских ритуалов, описанных в Rituels Accadiens by F. Thureau-Dangin (1921), мы знаем, что этот эпос читался в Вави-лоне во время празднования Нового года. На второй день празд-нования жрец Мардука зачитывал гимн о победе бога над Тиамат и ее свитой. На третий день мастера сооружали две статуи для празднования; обе держали в левой руке: одна — гадюку (basmu), другая— скорпиона (akrabamelu), животных которые представ-ляли побежденных монстров Тиамат. На четвертый день главный жрец читал миф Творения. И на шестой день, статуи обезглавли-вали, а головы сжигали для того, чтобы в очередной раз утвердить победу над армией Тиамат. Оставшиеся дни были посвящены восхвалению богов, и на одиннадцатый день боги возвращались в свои храмы и торжество заканчивалось. Эпос имел аналогичный статус в Ассирии, хотя и с одним отличием — Мардук здесь заменен Ашшуром, главным божеством ассирийского пантеона.

Согласно легенде вначале не было ничего кроме первозданных вод, циркулирующих в Хаосе, неразделенных и бесконечных. Затем воды разделились на пресные воды Апсу и соленые воды Тиамат. Эти два первородных бога, традиционно изображаемые как мужчина и женщина, стали первой божественной парой, от которой произошли все боги и вся жизнь. Кроме них суще-ствовала также таинственная сущность по имени Мумму, которая приняла форму тумана, витающего над водами, и иногда его назы-вают «советником» Апсу. Из союза изначальной пары произошли другие божества: Лахму и Лахаму, которые, в свою очередь, были родителями для Аншара и Кишар (отождествляются с небом и землей). У них появился сын Ану, который породил Нудиммуда Оа). величайшего из богов. Шум, производимый младшими богами, мешал Апсу заснуть, отвлекая его от отдыха. По совету Мумму, его советника, он решил убить их, но Тиамат выступила решительно против этого. Для того чтобы предотвратить убийство, она предупредила Нудиммуда, который наложил на Апсу заклятие и убил его, а затем на остатках убитого отца построил себе жилище. Теперь Нудиммуд стал главным богом и его жена Дамкина родила ему сына Мардука, который был еще сильнее, чем его отец. Играя
с ветрами и создавая бури и ураганы, Мардук нарушает сон старых богов. Взбешенные от производимого им шума, они убедили Тиамат, что она должна отомстить за смерть мужа.

По их совету она взяла себе в мужья бога Кингу, и дала ему власть над своей новой армией — одиннадцатью ужасными чудовищами, которых она создала для битвы. Эти монстры представляли одиннадцать ее темных сил, что противостоят силам Света. Тиамат также даро-вала Кингу Таблицы Судеб, мифический знак верховной власти над вселенной. До этого момента, власть принадлежала только Богине Матери, верховной хозяйке вселенной и всего Творения. Младшие боги выбрали Мардука своим предводителем и командующим своей армии, и наделили его властью четырех ветров. В битве, которая состоялась между мирами, Мардук победил Тиамат и разделил ее плоть на две половины. Из одной он вылепил землю, из другой — небо. Ее слезы и глаза стали источником рек, ее груди стали горами на Земле. Он забрал у Кингу Таблицы Судеб и заставил богов, которые встали на сторону Тиамат, прислуживать другим богам. В конце концов, он убил Кингу и из его крови, Нудиммуд (Эа) создал людей, которые должны служить богам. В качестве обители главных богов был создан Вавилон, а Мардук был возвеличен и награжден пятьюдесятью именами, в соответствии с проявлениями его силы.


Первая мать

В Энума Элиш, Тиамат описывается как «Матерь-Хубур (Ummu-Hubur), что все сотворяет». Название «Хубур» иногда относится к реке в подземном мире. Также оно связано с еврейским термином Tehom, великой бездной исконных вод.

Тиамат и Апсу олицетворяют космическую бездну, запол-ненную первичными энергиями, предшествовавшими изначальному Творению, в то время как советник Апсу, Мумму, считается олице-творением архетипической водной формы, и его имя иногда перево-дится как «форма, матрица»1. Древние народы Месопотамии верили,что вселенная имеет форму круглого диска, окруженного солеными водами моря. Земля была континентом, который плавал во втором море, пресноводном Апсу, из которого на землю текли все воды (в том числе воды источников, рек, колодцев и озер). Небо счита-лось твердым диском, края которого изогнуты и стоят на границе земли. Небеса, обитель богов, находились выше этого неба.

Изначальная Богиня-Мать была первоисточником всей жизни, воплощение Первозданного Хаоса, Космического Лона, породив-шего всех богов и все души. Она имела власть над силами творения и обладала силой управлять судьбами, что символизирует ее верхо-веную власть над всей вселенной. В Энума Элиш «Когда из богов никого еще не было, Ничто не названо, судьбой не отмечено» она стала первой создающей силой, источником жизни, всего движения и развития. Тем не менее, когда она повернулась против собственных детей, молодого поколения богов, она преобразилась в силу разру-шения, пожирающего монстра, вечно зияющее лоно и мать мерзо-стей. Когда-то заботливая и кормящая мать, теперь она превратилась в мстительную богиню-война, мать монстров и всего зла.

В роли богини первичных вод Тиамат часто изображалась в чудо-вищной, звериной форме, морским змеем или драконом. Тем не менее, не так много известно о ее внешности от самого мифа. В таком случае она отождествляется с морскими чудовищами из других мифологий, например, библейским Левиафаном, Ямом и Лотаном из иудей-ских мифов или Танином, морским демоном из еврейских легенд. Этимологически ее имя соответствует греческому thalassa, «море», семитскому /епогп, «бездна», аккадским tiamtum и tamtu, «море», или шумерским ti и аша, что означает «жизнь» и «мать». Франсуа Ленорман в «Халдейской магии» также упоминает такие имена, как Tauthe Damascius и Tha-vath-Omoroca, причем последняя форма, символизирующая Великую Мать как водную бездну, возможно, навеяна мифами о творении, описанными Бероссом в его «Вавилон-ской истории». Есть также много теорий относительно возможного смысла мифа, в которых изначальное «смешивание вод» интерпрети-руется как описание смешивания соленых и пресных вод в Персид-ском заливе; создание богов и монстров в таком случае относят к появлению вулканов и сейсмической активности, а битва Тиамат и Мардука рассматривается как космическая катастрофа, в которой
были созданы существующие в настоящее время планеты. Поскольку единого толкования не существует, миф все еще оставляет обширное поле для возможных спекуляций.

Тиамат, прежде всего, является всеобщей Матерью, которая порождает все сущее в соленых водах, своей утробе. Она была первым жилищем богов до того, как Мардук создал Землю и выбрал Вавилон в качестве своей резиденции, а боги стали обитать на небесах. Мардук не обладал природной силой творения, его сила — священные слова, атрибут всех патриархальных богов из миров религий. В Энума Элиш он должен доказать, что он обла-дает этой силой, прежде чем он может вступить в битву с Тиамат. Ему дают облачение, которое он должен уничтожить и восстано-вить силою своего слова, прежде чем другие боги признают его первенство над ними.

Как Матерь Творений Тиамат иногда отождествляют с шумер-ской богиней Намму, хозяйкой первозданного моря, которая родила Ану и Ки, небо и землю. Они оба считались олицетво-рением созвездия в северном небе, которое известно сегодня как «кит». В древние времена его называли именами морских чудовищ Тиамат, или так и называли — Кит (Cetus). Оно расположено в «водной» области неба, наряду с другими подобными созвездиями: Водолеем, Рыбами и Эриданом. В мифе об Энки и сотворении человека Намму (такжб называемая Нинмах) описывается как «первозданное море», «мать, что родила всех богов». Энки просит у нее помощи в своем творении, так как он сам не имеет силы для создания человека:

«Мать моя! Создание, что сотворишь ты,

оно воистину существует.

Бремя богов, их корзины, на него да возложим.

Когда ты замешаешь глины из самой сердцевины Абзу,...

Когда ты будешь давать рожденье.

Мать моя, когда судьбу ему ты назначишь.»2

(В переводе В. К. Афанасьевой (прим.пер.))
Samuel Noah Kramer: The Sumerians. Their History, Culture, and Character

Существо, вылепленное Энки, было слабым, т. к. только Боги-ня-Мать имеет достаточно сил, чтобы создать жизнь и вдохнуть душу в глиняную оболочку.

Но соленые воды морей и океанов вряд ли можно считать питательными. Они не утоляют жажду живых существ, и не дают посевам роста. Воды Тиамат растворяющие, разъедающие, ядовитые и смертельные. В отличие от них пресные воды Апсу, источник всех озер, рек, родников и колодцев, являются живи-тельными водами Земли. Апсу, Абзу, или Энгур (Энгурра), изна-чально являвшийся частью космического Хаоса, преобразовался в источник питательных вод, подземный океан и кровь земли. В зависимости от традиции этот источник и его мифологема имеют различные названия. Аккадский и ассирийский Абзу или Апсу был подземным океаном, но также и массивными космическими водами, окружающими Землю. В шумерских легендах Апсу есть храм Энки (Эа), «владыки мудрости», но также и обитель морских чудовищ, которые были посланы после того как Инанна спустилась в морскую бездну, чтобы заполучить «ме», божественные таблицы, нужные ей для властвования над богами. Водный храм превраща-ется в дом мудрости после того, как Апсу был убит своим старшим сыном, но он сохраняет свое хтоническое и разрушительное каче-ство, все еще олицетворяя монстров и мерзости моря. Храм Энки в городе Эриду, как полагают, построен на останках Абзу и изве-стен как «дом космических вод». Оттуда Энки (Эа) контролирует Мумму, «изначальную водную форму», таким образом создавая и формируя мир в его многообразных формах, в то время как сам Апсу остается неподвижным, пребывая в вечном сне. Храмы Месопотамии часто имели водоемы или бассейны, которые олице-творяли Апсу, подземный источник воды.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Кудес
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB