Текущее время: 29 мар 2024, 16:25


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Древне-египетская письменность
СообщениеДобавлено: 03 мар 2015, 22:11 
 

Древне-египетская письменность


История дешифровки письма древних египтян

Изображение
Египетские детерминативы

Древнеегипетские иероглифы были расшифрованы еще в Средневековье. Средневековый арабский ученый Ибн Вахшийя ан-Набати за тысячу лет до француза Шампольона расшифровал древнеегипетские иероглифы. К такому выводу пришел иракский историк Яхья Мир Алем, исследовавший написанную в начале девятого века нашей эры средневековую арабскую рукопись "Страсть познания написанных знаков", в которой раскрываются значения некоторых древнеегипетских иероглифов. Это на 1000 лет предваряет открытие французского ученого Франсуа Шампольона, который в 1822 году прочитал Розеттский камень - плиту из черного базальта с надписью на древнеегипетском языке (иероглифами), египетском разговорном (демотическим шрифтом) и греческом языке. (28.12.04)
27 Сентября 1822 г. Французский лингвист Жан-Франсуа сообщил о том, что он научился расшифровывать древнеегипетские иероглифы. Французский лингвист Жан-Франсуа Шампольон, выступая с докладом перед членами парижской Академии надписей и словесности сообщил о том, что он научился расшифровывать древнеегипетские иероглифы. Это достижение стало результатом его многолетнего изучения трехъязычной надписи на Розеттском камне. В 1824 году Шампольон опубликовал главный труд своей жизни под названием «Очерк иероглифической системы древних египтян» ставший краеугольным камнем современной египтологии.

Развитие древнеегипетской письменности (иероглифики, иератики, демиотики) и языка

Древнеегипетский язык - язык, на котором говорили древние египтяне, населявшие долину Нила к северу от первого из нильских порогов. Образует одну из ветвей афразийских языков, носящую название египетской. Имеет ряд схождений в фонетике и морфологии с семитской ветвью афразийской семьи, в связи с чем в свое время некоторые авторы относили его к семитским. Другая достаточно популярная в свое время точка зрения заключалась в признании его промежуточным звеном между семитской, берберо-ливийской и кушитской ветвями. Обе эти трактовки в настоящее время отвергнуты.

Древнейшие из известных нам документов на древнеегипетском языке относятся ко времени правления I династии и датируются концом 4 – началом 3 тысячелетия до н.э. Почти все каменные памятники этого периода покрыты иероглифическими словесно-слоговыми письменами, в которых сохранились черты пиктографического письма. В деловой документации со времен глубокой древности использовалась особого рода иероглифическая скоропись; после периода правления V династии (около 2500 до н.э.), к которому относятся древнейшие записи на папирусе, эта скоропись стала называться иератическим письмом. После 7 в. до н.э. на основе иератического письма сформировалась сверхскорописная форма – демотическое письмо, остававшееся в употреблении вплоть до конца 5 в. н.э. Монументальная (рисуночная) форма египетского письма после появления иератики использовалась редко.

В истории древнеегипетского языка принято выделять несколько периодов.

-Древнейший, называемый староегипетским языком, датируется 32–22 веками до н.э.; он представлен в записанных в соответствии с их фонетическим звучанием гимнах и заклинаниях, найденных в пирамидах; в течение веков эти тексты передавались изустно.
Следующий период истории древнеегипетского языка – среднеегипетский язык, который оставался литературным языком Египта с 22 по 14 век до н.э.; для некоторых целей он продолжал употребляться и во времена римского правления.
После примерно 1350 года до н.э. среднеегипетский уступает место позднеегипетскому (или новоегипетскому) языку как в литературных текстах, так и в официальных документах. Позднеегипетский оставался в употреблении до тех пор, пока его приблизительно в 7 в. до н.э. не сменил демотический египетской – язык демотических текстов.
Примерно во 2 в. н.э. для записи древнеегипетских текстов стал применяться греческий алфавит, и начиная с этого времени древнеегипетский язык стал называться коптским.
Последняя известная запись иератическим письмом датируется 3 в. н.э.; демотическим – 5 в. н.э.; с этого момента древнеегипетский язык принято считать мертвым. В период Средневековья древнеегипетские иероглифы были забыты, но с развитием науки стали предприниматься многочисленные усилия по их дешифровке. Все эти попытки, основывавшиеся главным образом на трактате Гораполло (ок. 5 в. н.э.), не имели успеха. В 1799 был обнаружен Розеттский камень, содержавший надписи 3 в. до н.э. на греческом, древнеегипетском иероглифическом и демотическом языках. Эта надпись стала солидной основой для дешифровки, которая была немедленно начата и в 1822 доведена до завершения французским ученым Ж.Ф.Шампольоном. С тех пор египтологи последовательно работали над реконструкцией древнеегипетской грамматики и лексики, в результате чего большинство древнеегипетских документов всех периодов поддается переводу.

Применение древнеегипетского письма другими народами

Изображение
Древнеханаанская иероглифическая надпись

Древние записи, сделанные египетскими иероглифами на подземных частях стен пирамиды фараона Униса, долгое время представляли собой большую проблему для науки: ни у кого не получалось их расшифровать. Дешифровку выполнил профессор Ричард Штайнер из нью-йоркского университета Ешивы. Оказалось, что эти тексты написаны на языке древних ханаанцев, на котором они говорили 5000 лет назад. Текст содержит заклятья, которые были должны защищать мумии фараонов от ядовитых змей. Интересно, что для этого египтянам пришлось прибегнуть именно к семитской магии.

Производные древнеегипетской иероглифики

Изображение
Дерево развития древнеегипетской иероглифики. (Истрин. Развитие письма)

Письменностью Древнего Египта, по-видимому, пользовались и соседние народы, прежде всего, нубийцы. Вероятно, именно из нубийской письменности и произошла мероитская.

Другим потомком, возможно, является протобиблское и/или протосинайское письмо, из которого произошел финикийский алфавит.


Мероитский алфавит и мероитский язык (Нубия)

роитский язык - язык надписей Мероитского царства на Среднем Ниле (в районе слияния Белого и Голубого Нила) 2-й половины 1-го тыс. до н. э. — 1—4 веков н. э [эпоха Рима]. Предположительно относится к нило-сахарским языкам. Надписи выполнены двумя разновидностями алфавитного мероитского письма, восходящего к египетскому.

Мероитские памятники изданы Лепсиусом (в "Denkm a ler", V); описание см. у Розова, "Христианская Нубия"; Sch a fer, "Nubische Namen bei d. Klassikern". Попытку разбора надписей (не окончена) сделал Бругш, в "Aegypt. Zeitschriften", 1887 г.

Хронология мероитской истории:

-2400: начало царства Керма [почти Джерма], в котором, возможно, говорили на прамероитском языке
-2000: князья Куша и Саи, возможно, имеющие прамероитские имена
-1500: первые реальные следы мероитского языка (имена военачальников, передаваемые египетскими иероглифами); конец царства керма. Начало египетской колонизации.
-1000: Конец египетской колонизации.
-700: XXV династия; культурный язык опять египетский, но имена фараонов мероитские.
-200: первые следы мероитского письма;
+420: последние известные мероитские письмена; мероитский язык дал начало нубийскому
Мероэ (гр. Meroe:) - полуостров между Бар-эль-Азреком и Атбарой (по-египетски Беруи и Меруау). На правом берегу Нила, в 83 верстах от устья Атбары, лежал город Мероэ, бывший столицей эфиопского царства в персидское, птолемеевское и римское время и служивший иногда резиденцией царям и в более ранний период. По имени его и эта эпоха истории Эфиопии называется мероитской. Перенесение столицы было вызвано, вероятно, желанием выбраться из тесной долины в обширные степи Сеннаара [Междуречья?!] и Кордофана; последствиями его было выступление мало-помалу на первый план варварского элемента и забвение египетской культуры. Последние известия о Мероэ относятся к 3 веку после Р. Х.: он пал под ударом блеммиев. От мероитского периода сохранилось довольно много надписей, как иероглифических, так и курсивных, напоминающих демотические; последние еще не разобраны; язык их, кажется, нубийский. На месте города - развалины храмов и пирамиды, напоминающие гробницы среднего царства. Геродот сообщает о существовании в Мероэ оракула Амона (Зевса) и о почитании здесь Амона и Осириса. Впрочем, его Мероэ слишком близко к Египту; может быть, он имеет в виду другой город, современный Meraui. Вероятно, об этом пункте упоминает Август в "Monum. Ancyranum", как о "ближайшем к Напате", до которого доходили его завоевания.

Нубия поставляла в древний Египет золото, наемников, рабов, слоновую кость, ладан, эбеновое дерево. С эпохи древних царств Нубия играла важную роль в истории Египта. Находилась она под властью Египта. В новом царстве случилось все наоборот, Египет был завоеван нубийцами. В ответ на это римляне разрушили столицу нубийцев - Напату. Но нубийцы потом построили новую - Мероэ. В 4 веке нашей эры Мероитское царство завоевали аксумиты.

Новое царство обеспечило Нубии относительное процветание, затрагивавшее, возможно, только верхние слои общества, подвергшиеся "египтизации". Нубия приносила Египту высокие доходы. В Позднюю эпоху отношения Египта и Нубии кардинально изменились. Накануне воцарения в Египте XXV династии, в Нубии между Напатой и Донголой возникло быстро расцветшее независимое княжество. Его военные успехи были впечатляющими: уже в 750 г. до н. э. правитель Напаты Кашта подчинил Верхний Египет, а его преемник Пи(анхи) стал основателем XXV египетской династии, именуемой нубийской или эфиопской. Некоторые правители Напаты обосновались в Фивах или Танисе.

Власть нубийцев над Египтом продержалась до завоевания этой страны ассирийцами. Последний царь XXV династии Танутамон, правивший в 664-656 гг. до н. э. [перед Давидом], вернулся в свою столицу в Напате. Неудача нубийцев, которую они потерпели в качестве правителей Египта, существенно повлияла на формирование первого независимого государства в среднем течении Нила. Возникло государство Куш, малоизученная история которого делится в соответствии с названиями двух его столиц на напатский (656-295 гг. до н. э.) и мероитский (295 г. до н. э. - 350 г. н. э.) периоды.

Археологически засвидетельствован поход мероитской армии в Египет в 24 г. до н. э. Нубийцы тогда захватили Филэ и Элефантину и привезли в свою столицу колоссальную бронзовую статую Августа, помещенную в наосе на высоком пьедестале, сооруженном специально для этой цели. Видимо, это было сделано после подписания мира между Августом и Мероэ в 23 г. до н. э. на острове Самос. Условия мира были выгодны Мероэ: римский гарнизон был выведен из Примиса (ныне Каср Ибрим), граница была установлена по Иерасикаминосу (ныне Махарака), царство Мероэ освобождено от уплаты дани. Между Мероэ и Римом установились прочные дипломатические отношения.

Мероэ - первая крупная африканская цивилизация, напрямую связанная со средиземноморской культурой [в чем причина? мероитцы - ассимилированные европейцы - гараманты или арии ?] и находившаяся под влиянием египетского искусства.

В Нубии процветало не только государство Мероэ. В том же регионе, у четвертых порогов возвышается священный комплекс Мусавварат-эс-Суфра, раскопки и частичная реконструкция которого проводились экспедицией Берлинского университета Гумбольдта под руководством Ф. Хинце. Помимо главного священного комплекса, принадлежность которого до сих пор не установлена, и который был основан еще до перенесения столицы в Мероэ, заслуживает внимания храм Львов, построенный в конце 3 века до н. э. царем Арнехамани и посвященный главному мероитскому божеству, львиноголовому Апедемаку. В эту эпоху развивался еще один важный центр этого региона - город Нага [индоар. "змеиный"?]; руины его многочисленных храмов датируются периодом со 2 века до н. э. до времен римского господства в Египте.

Блеммии (маджаи древнеегипетских источников [иранцы]?) — воинственные кочевники, населявшие с древнейших времен Восточную пустыню, в середине 3 века начали продвигаться в долину Нила. Во времена Силко блеммиям принадлежал район от Талмиса до Примиса. Нубады (очевидно, “красные ноба” надписей Эзаны), переселившиеся в долину Нила из района оазиса Эль-Харга на рубеже 3-4 веков, занимали территорию от блеммиев до третьего порога.

Блеммии (или блеммийцы - греч. blemmyes, коптск. belehmu — слепые, эф. bega) - кочевой народ хамитического происхождения, населявший территорию на правом берегу Нила - Восточную (Нубийскую) пустыню, потомки маджаев (упомянутых в древнеегипетских текстах), предки беджа [современный северно-кушитский) народ. Этот ливийский разбойнический народ на юге и западе [?] от Египта боялись даже римские императоры, так что Диоклециан старался обезопасить себя от них посредством дани и уступки земли. Затем при Диоклетиане блеммии изгнаны с Нильской долины в области южнее Сиены (ныне Асуан). В последующие столетия блеммии оставались язычниками и производили опустошительные набеги на Египет. Остается открытым вопрос, с каким нубийским племенем эпохи фараонов блеммиев можно идентифицировать. [Из энциклопедий]

Блеммии были обычно враждебны населению южного Египта, однако вступали в дружеские связи с выдающимися людьми соседнего греко-египетского мира и интересовались возможностью отразить сведения о своей стране в сочинениях писателей. О племени блеммиев неподалеку от нильских порогов упоминает Аммиан Марцеллин (кн. 14, 4, 3; кн. 22, 15, 24) и Прокопий (Bell. Pers, I, 19).

Изображение
Мероитский алфавит

В свое время в Судане было от 600 до 700 пирамид [!]. Катрин: «Самая большая проблема — это вопрос датировки пирамид — те немногие надписи, которые мы нашли, написаны на мероитском, не поддающемся дешифровке». Мероитский язык, на котором начертаны те немногие письмена, найденные в здешних местах, действительно не поддается расшифровке. В 1911 году англичанин Гиффит предположил, что смог расшифровать эти письмена, но с тех пор ему так и не удалось продвинуться вперед. Считается, правда, что сегодня лучше всего с расшифровкой мероитских текстов мог бы справиться французский профессор Клод Рилли. Он полагает, что этот язык «этрусков Африки» — одна из самых больших загадок, которая досталась нам от цивилизаций древности». Как и когда зародились в пустынном междуречье Белого и Голубого Нила нубийские царства и почему погибли — остается тайной.

[Не исключено, что это царство основали гараманты, а язык их - индоевропейский, берберский или этрусский с африканским субстратом]


(С сайта И.Гаршина)


Вернуться к началу
  
За это сообщение пользователю Scarlett. "Спасибо" сказали:
Анна Анина, Paradigma
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB