Текущее время: 13 апр 2021, 04:47


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: МАТЬ-ЗМЕЯ И ОБРАЗ ДУХА-ОХРАНИТЕЛЯ
Новое сообщениеДобавлено: 08 апр 2021, 04:11 
Töfra maður
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 25 окт 2017, 10:04
Сообщений: 761
Медали: 1
Cпасибо сказано: 1561
Спасибо получено:
412 раз в 253 сообщениях
Магическое направление:: runir
Очков репутации: 5189

Добавить
Змея в мифологических представлениях селькупов — одна из ипостасей главного селькупского божества — священной матери-прародительницы. Она имеет тесную связь с ее огненным обликом: изображение
матери-первопредка — знак туши — трактуется одновременно как изображение матери огня [Пелих 1998: 28], змеи-ящерицы [Прокофьева 1961:
58], «огненной» змеи [ПМА], стрелы [Иванов 1954: 61] или «огненной»
стрелы [ПМА]. Змея входит в число главных «атрибутов» матери-огня в
ее огненном мире [Пелих 1998: 68]. Змеи, живущие в корнях священного
дерева «жизненной старухи» Илынтыль кота, оберегают дорогу в нижний мир и караулят души людей, хранящиеся в дупле этого дерева. Они
главный атрибут и воплощение этой старухи [Прокофьева 1949: 62].
На главенствующее положение в селькупском пантеоне претендует
целый ряд змеиных образов. Семиголовый змей Варга-сыль-лоз — главный дух водной стихии в представлениях тазовских селькупов. Великого семиголового змея никто не видел, он живет «в глубинах мирового
океана», от его телодвижений весь мир раскачивается и происходят землетрясения. Жены Великого змея — Семизмеевая мать и Семивыдровая
мать. «С ними приходится иметь дело людям» [Пелих 1998: 20–21]. На
Оби образом змеиного духа — предка-покровителя рода — считался
священный столб по-парге, устанавливаемый в центре селения: в него
деревянным клином забивали, умерщвляя, змею [Пелих 1964: 139].
Объектом почитания ваховских селькупов был огненный змей-орел
Курвонт-ши, упавший с неба и застывший как длинная каменная гряда
на мысе Пасыл (рядом с Нижневартовском) [Пелих, 1998: 56]. В сказках
селькупов змея выступает как царица змей [Кудряшова 2000: 227] или
мать-змея, живущая в камне [Мифология… 2004: 249].
В фольклоре сохранились образы царской змеиной четы [Пелих
1972: 353] и многоголовых огненных змеев, всплывающих посреди моря
«как целый остров» [Дульзон 1966: 141–142]. Существует предание, в
котором рассказывается, что когда-то змеи были рогаты, т.е. занимали
главенствующее положение в иерархии духов [Мифология… 2004: 319;
ПМА]. В представлениях селькупов слово «рогатый» означает «главный», «верхний», «самый мудрый» и «начальник»: председателя сельсовета в селе Ратта до сих пор называют омтый олый кум — «рогатой
головы человек» [ПМА]
Для почитания змеиных духов у селькупов существовало несколько святилищ. На мысу у впадения в р. Худосей р. Варгасыль-кы было
специальное место культа великого семиголового змея Варга-сыльлоза — «чертова земля». Там стоял на сваях священный амбарчик и росла святая ель, на ее стволе был виден след змея, оставленный молнией
[Пелих 1998: 20–21]. Центр культа семивыдровой матери, жены змея
Варга-сыль-лоза, находится в тундре, где лежит большой камень, в котором живет ее дух. Священный амбарчик семизмеевой матери когда-то
стоял на Тазу напротив п. Сидоровск [Пелих 1998: 20–21]. Святилище
Великой змеи расположено на левом берегу р. Турухан в Змеином лесу
Сюзель мач [Там же: 69]. Священное дерево каменно-огненного змеяорла Курвонт-ши находится на краю мыса Пасыл на р. Вах. На него вешают подарки змею. «Если кто заболеет, вешают подарок коссы на то
дерево и зарекают, чтобы больной здоровым стал. Вырезают из дерева
орлиные крылья и тоже на дерево вешают» [Там же: 56]. Некоторые семьи южных селькупов, считая змею своим родовым предком, хранят ее
изображение в лукошках с семейными духами, почитают его и соблюдают запрет на убийство змей [Пелих 1980: 62].
Змея, являющаяся ипостасью великой матери, дарующей жизнь и несущей смерть, может выступать в представлениях селькупов и как доброжелательный людям дух, и как враждебное им существо. В одном из
сказаний заблудившегося охотника, попавшего в землю змей, спасает от
смерти старая царица-змея, она выводит его на человечью тропу [Кудряшова 2000: 227]. В другой сказке мать-змея, живущая в камне, мстит
герою за смерть своих детей и превращает его в камень [Мифология…
2004: 249]. Змей Курвонт-ши не давал людям селиться на своем мысе,
убивал всех, кто пытался это сделать, но помогал людям, обращавшимся к нему с просьбами [Пелих 1998: 56].
Змеи в представлениях селькупов делятся на красных и черных.
С одной стороны, это разделение кардинально: «Красные змеи и черные
змеи ненавидят друг друга. Иногда между ними происходят настоящие
сражения. Земля, на которой происходит такое сражение, превращается
в пустыню» [Там же: 69]. На змеином святилище в Змеином лесу Сюзель мач красным и черным змеям подарки подносят порознь. Там стоят
два священных дерева — ель и лиственница. На ель селькупы вешают
подарки черным змеям (шу), на лиственницу, на стволе которой видны
две выжженные молнией полосы, — красным (мунга) [Там же: 69]. Образы красных и черных змей следует рассмотреть подробнее: разницу
между ними, подчеркнутую их противостоянием, определить довольно
сложно.
Красная (кровавая) огненная змея мунга — летучая змея, «летает как
молния, как стрела». Иносказательно ее называют «золотой рыбкой».
Мунга выступает хозяйкой в подземных водах, «в небесных тучах или
озерах, которые образовались на месте упавших с неба туч» [Пелих
1980: 24–26]. Змеи мунга родились в подземном огненном мире. Оттуда
они выползают на землю [Пелих 1998: 68–69]. Мунга может являться
людям в виде женщины (манерга) [Пелих 1980: 24–26]. По материалам
Е.Д. Прокофьевой, красные существа чорыш шу — «змеи кровавого
моря», они летят на землю с неба [Прокофьева 1961: 68]. Они же «внутри неба живущие духи» [Там же: 69], «ни мяса, ни шерсти, ни перьев
не имеющие — одни кости» [Прокофьева 1949: 363]. Их аналог, ипостась — сельчи чорыт кумыт — семь кровавых людей, живущих в «море
с кровавой водой», принадлежащем «жизненной старухе» Илынтыль
кота [Прокофьева 1961: 58].
Огненные змеи мунга «как юла огнем вьются по болотам», они «могут взять человека» [Пелих 1972: 325]. Красные кровавые змеи живут в
земле и съедают тела мертвых в могиле. Мунга могут быть разных размеров: от маленьких червяков, которые заползают внутрь тела живого
человека (и он начинает тогда болеть), до огромных чудовищных драконов (мангытхай) [Пелих 1998: 68–69]. Змея мунга, представлявшаяся в
виде женщины-манерга, — «главный змей, великий черт Ло» — «забирает солнце» [Пелих 1980: 24–26]. Красные существа чорыш шу («змеи
кровавого моря») — «охранители неба» [Прокофьева 1961: 68], они, как
и змеи-охранители дороги в нижний мир, живущие в корнях священного дерева старухи Илынтыль кота, — «сторожа» границы земного и
небесного миров.
Итак, красные змеи сочетаются с образами женщины-предка и огненным/кровавым (или водным) миром, как нижним, так и верхним.
Красные змеи — «охранители» границы земного и потустороннего миров — выступают как враждебные человеку существа, духи, убивающие
и поедающие человека (что согласуется со «смертельной» функцией
матери-предка). Красные змеи «забирают солнце», и их образ (помимо
рыбы, летучего существа / птицы, стрелы-молнии, огня / крови и человека) связывается со скелетом.
Черная летучая земляная / каменная змея шу (сю) представлялась в
виде многоголового существа, живущего в норе, в земле. Она выползала
на землю при восходе солнца и, если видела человека, нападала «как
стрела»: жалила, валила с ног. На Змеевом озере Шюдель-то такой семиглавый змей (Шельдиол) топил людей. «На озеро никто не ездит. Боятся.
Змеи стреляют и убивают людей» [Пелих 1980: 25]. «Зимой землянаязмея катится по дороге как снеговой шар. Человек, увидев ее, должен
опустить глаза, тогда змея уйдет в землю, если же человек посмотрит
вверх, то змея поднимется и задушит его» [Пелих 1964: 138]. По данным
Е.Д. Прокофьевой, небесные змеи — темные («те, которые темнеют»)
крылатые существа кат шу, также их называются лэбыра. Темная змеяящерица (знак туши) рисовалась на шаманских бубнах как мировая ось
и «очень древний» дух-предок.
По функции темные змеи кат шу или лэбыра — «охранители неба».
«С наступлением тьмы, с уходом солнца лэбыра выходят на небо и стерегут землю и солнце» [Прокофьева 1961: 68]. Темные змеи связываются с
большекрылой птицей — орлом, лэбыра — с тучей, «закрывающей солнце» и «охраняющей солнце» [Прокофьева 1961: 68, 70; 1949: 348–350].
Темные змеи — это также «крылатые звери», у которых «мяса нет, кожа
и голые кости, внутри неба живут» [Прокофьева, 1961: 69; 1949: 363].
Таким образом, черные змеи — небесные и подземные — связываются с матерью-предком, землей / камнем, птицей, орлом, «закрывающим солнце» и «охраняющим солнце», огнем, стрелой и скелетом, они
«охранители» и «сторожа» границы земли с иным миром, также они
убийцы человека.
Стало быть, красные и черные змеи имеют очень мало отличий: красные змеи связываются с кровью и водой, а черные — с землей и камнем.
К общим характеристикам красных и черных змей относится то, что это
образы матери-предка, сочетающиеся как с нижним, так и с верхним
миром, они одинаково соединяют в себе образы птицы, стрелы-молнии,
огня, человека и скелета. И те, и другие змеи «забирают», «закрывают»
и «охраняют» солнце, а также выступают как «охранители» и «сторожа» границы иного мира и земного. Функции «охранителей» солнца и
«охранителей» границы / входа в иной мир можно объединить, так как
солнце / огненный мир является образом внеземного мира.
Красные и черные змеи — убийцы человека, поедающие его тело.
«Черные и красные змеи имели прямое отношение к болезням и смерти
человека. Считалось, что красные змеи “съедали” тело и кровь, а черные
змеи — кости любого живого существа. Змеи способны были “поедать”
как умершего, так и живого человека. Тот “сох”, худел и умирал. Чувство страха перед змеиными духами объяснялось верой в способность
последних уничтожать кости у еще живых существ» [Пелих 1964: 138;
1980: 26; 1998: 54].
Объединение функций змей-«охранителей» и змей-«пожирателей»
человека позволяет заключить, что змеи — убивают / поедают человека
при переходе им границы иного мира, являются причиной и следствиемего смерти, т.е., умирая и уходя в мир иной, человек, как представлялось,
поедался змеей — духом-предком. Этот вывод подкрепляется представлением о том, что, когда змея, лягушка или ящерица пересекали человеку путь (т.е. обозначали на пути человека линию границы), их следовало
убить, в противном случае человек вскоре должен был умереть [Щапов
1937: 111; Головнев 1995: 523].
Человек (его душа), умирая, переходя границу миров, попадал в иной
мир — утробу мифической матери-предка и обретал форму, подобную
образу этого иного мира, т.е. форму, подобную образу своего предка.
Значит, умерший человек, поедаемый змеей, на том свете превращался в
змею. Мать-предок представлялась птицей. Пересечение пути человека
кукушкой, как и змеей, тоже считалось плохим предзнаменованием, и
потому надо было плевать ей вслед. Не случайно вырезанные из металла фигурки змеи и птички клали на грудь изображения души умершего
человека. Птичка и змея указывали душе путь в загробный мир, считались ее «покровителями» / «охранителями» [Прокофьева 1952: 100],
а также, добавим, ее «пожирателями» и воплощением этой души. «В
лесу, на древесных ветвях, души, оберегающие духи. Все за солнцем
вниз повернулись. Вечер. Пронесся стерегущий дух с костлявым ртом…
Вечернего солнца внизу останавливаются духи» [Гаген-Торн 1992: 102].
Теперь мы можем предположить, что образ змеи-скелета (крылатого
зверя, у которого «мяса нет, кожа и голые кости»), — это образ умершего человека, поедаемого змеей, и одновременно змеи, в которую при
этом превращается человек.
Приведем еще один пример, дополняющий и поясняющий образ
духа-охранителя. Змея, как упоминалось, могла иметь размеры червяка,
причиняющего человеку болезнь. По материалам Е.Д. Прокофьевой и
Г.И. Пелих, болезни и смерть людей объяснялись тем, что мелкие, невидимые, «ходящие как ветер», болезнетворные духи вселялись в человека, принимая вид червя или человекоподобного зверька. Они проникали
в тело человека через рот, нос, глаза, через любую царапину на его коже
или залезая под ногти. «Поэтому, — говорили старики, — на улице всегда надо ходить в рукавицах». Посылались эти духи божествами как верхнего, так и нижнего мира [Прокофьева 1949: 342; Пелих 1998: 25–26].
Этих духов называли «еремка», «червь» (тук или нень), а также «божье
мученье» (нут кеккы) [Прокофьева 1976: 123; Пелих 1998: 25–26].
Итак, змея была одним из образов великой матери-предка, дарующей жизнь и несущей смерть. Однако смертельная функция в образе
матери-змеи в представлениях селькупов наиболее выражена. Красные
и черные змеи формируют собирательный образ Великой матери-змеи,сочетающийся с ее огненной, водной, каменной и земляной ипостасями. Противоборство черных и красных змей подчеркивает силу страшной способности великой матери-змеи нести смерть и опустошение.
Мать-змея, олицетворяя иной мир, убивает / поглощает человека при
переходе им границы земного и внеземного пространства. При этом
умерший, равно его душа, обретает подобную ей форму, превращаясь
на том свете в змею. Образ матери-змеи сливается с образами человека, огня, камня, воды, стрелы-молнии, дракона, орла, рыбы и червя и
др.
Эпитет «охранители» / «покровители» имеет у селькупов двойной
смысл и выступает также в значении «пожиратели». Образы духов, определяемые этим эпитетом, могут рассматриваться как образы духовпожирателей.

Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

_________________
... И лес является мне храмом,
Шум листьев – гимном торжества,
Смолистый запах – фимиамом,
А сумрак – тайной божества...


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Ограничение по возрасту для регистрации на форуме 18+

VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг

Последние темы


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB